Развитие вокально-хоровых навыков в хоровой студии
статья по музыке по теме
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Развитие вокально-хоровых навыков в хоровой студии.
Хоровое пение является коллективным видом музицирования и играет ведущую роль в духовном развитии и формировании творческой личности. Дети с большим желанием выступают на концертах, фестивалях и конкурсах. Хоровое пение это самый доступный путь приобщения детей к музыкальному искусству. Пение для ребёнка это способ выразить чувства, настроения. Слово и музыка, соединённые в песне – это те средства музыкальной выразительности, которые оказывают многогранное воздействие на учащихся, воспитывают у детей эмоциональную отзывчивость, развивают чувство прекрасного.
Коллективное исполнение музыкальных произведений, эмоциональное переживание их содержания сплачивает хористов в единый творческий коллектив.
Вместе с тем пение воспитывает у детей внимание, наблюдательность, дисциплинированность. Совместное исполнение песен, эстетическое переживание их содержания, воплощенного в художественных образах, сплачивает учащихся в единый творческий коллектив.
Одна из особенностей хорового пения - возможность объединения детей с различным уровнем развития голосовых и слуховых данных. Такая форма музицирования способствует развитию музыкальных навыков (чистого ладоустойчивого пения) у менее одарённых детей.
Вокально-хоровая работа является фундаментом всей хоровой работы с детьми. Специфика работы отличается от работы во взрослом хоре (детский организм находится в постоянном развитии, а, следовательно, изменении). Петь детям очень полезно: пение способствует развитию голосовых связок, дыхательного и артикуляционного аппарата. Правильное пение укрепляет здоровье детей. А чтобы развитие младшего школьника в хоре шло правильно, необходимо сформировать у него основные вокально-хоровые навыки А чтобы развитие младшего школьника в хоре шло правильно, необходимо сформировать у него основные вокально-хоровые навыки.
К ним относятся: Струве Г.А. Школьный хор: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1981. - С. 76.
1. Певческая установка
Учащиеся обязательно должны узнать о певческой установке, как основе успешного освоения учебного материала.
1. Дирижёрский жест
Обучающиеся должны быть ознакомлены с видами дирижёрских жестов:
- внимание
- дыхание
- начало пения
- окончание пения
- менять по руке дирижёра силу звука, темп, штрихи
3. Дыхание и паузы
Педагог должен научить детей овладевать техникой дыхания - бесшумный короткий вдох, опора дыхания и постепенное его расходование. На более поздних этапах обучения овладевать техникой цепного дыхания. Дыхание воспитывается постепенно, поэтому на начальном этапе обучения в репертуар нужно включать песни с короткими фразами с последней долгой нотой или фразами, разделёнными паузами. Далее вводятся песни с более продолжительными фразами. Необходимо объяснять учащимся, что характер дыхания в песнях различного движения и настроения не одинаков. Для работы над развитием дыхания лучше всего подходят русские народные песни.
4. Звукообразование
Формирование мягкой атаки звука. Твёрдую рекомендуется использовать крайне редко в произведениях определённого характера. Большую роль в воспитании правильного образования звука играют упражнения. Например, пение на слоги. Как результат работы над звукообразованием - выработка у детей единой манеры пения.
5. Дикция
Формирование навыка ясного и чёткого произношения согласных, навыка активной работы артикуляционного аппарата.
6. Строй, ансамбль
Работа над чистотой и точностью интонирования в пении - одно из условий сохранения строя. Чистоте интонации способствует чёткое осознание чувства «лада». Воспитать ладовое восприятие можно через освоение понятий «мажор» и «минор», включение в распевки различных звукорядов, главных ступеней лада, сопоставление мажорных и минорных последовательностей, пение
a kappella.
В хоровом пении понятие «ансамбль» - единство, уравновешенность в тексте, мелодии, ритме, динамике; поэтому для хорового исполнения необходимы единообразие и согласованность в характере звукообразования, произношения, дыхания. Необходимо научить поющих прислушиваться к звучащим рядом голосам.
Младший хор, как уже отмечалось выше, характеризуется ограниченным голосовым диапазоном. До первой октавы -- ре -- ми-бемоль второй октавы. Здесь тембр голоса трудно определить на слух. Редко встречаются ярко выраженные сопрано, еще реже альты. В связи с этим, мы считаем, что в начале занятий деление на хоровые партии нецелесообразно. Главная наша задача -- добиться унисонного звучания хора.
Перед младшим хором стоят задачи усвоения дирижерских жестов и выработки хорошей реакции на них (внимание, дыхание, вступление, снятие, фермата, пиано, форте, крещендо, диминуэндо и т. д.). Особое внимание здесь стоит уделить дыханию -- широкому дыханию по фразам. Каждое занятие младшего хора (хор занимается 1 раз в неделю 45 минут) начинаем обычно с распевания, далее следуют упражнения хорового сольфеджио. Все разучиваемые песни выписываем на доске. Иногда применяем прием релятива: вместо неудобной тональности со многими знаками на доске пишем ближайшая удобная, например вместо ре-бемоль мажора ре мажор, вместо фа минора ми минор и т.д. Разучивание песни может проходить с голоса (по слуху), особенно на первом этапе, потому что чрезмерное пользование нотами может оттолкнуть детей от занятий (трудно!), но затем нужно вернуться к нотам.
Пение мелодий по нотам приносит определенную пользу. Во-первых, дети привыкают петь по нотам, во-вторых, происходит психологическая перестройка: «оказывается, это интересно -- петь по нотам, и не так уж трудно».
Нами обязательно учитываются и особенности возраста детей, которые отмечались нами в первой главе нашего исследования. Так, в младших классах дети довольно быстро устают, внимание их притупляется. Для его концентрации приходится чередовать самые различные методические приемы, активно применять игровые моменты, все занятие строить по нарастающей линии.
Хоровой урок, по нашему мнению, должен проходить стремительно, эмоционально. В дальнейшем каждый хороший хоровой коллектив -- это актив для проведения спевок, пения на сборах. Использование комплекса различных методов и приемов должно быть ориентировано на развитие основных качеств певческого голоса детей путём стимулирования, прежде всего, слухового внимания и активности, сознательности и самостоятельности.
Дифференциация качеств звучания голоса и элементов музыкальной выразительности, а также собственно вокальное исполнение основывается на использовании всех видов умственной деятельности учащихся. Тевлина В.К. Вокально-хоровая работа / Музыкальное воспитание в школе. - Выпуск 15. М., 1982 Даже представление «в уме» звука до того как он будет воспроизведен голосом, - сложный психический процесс, требующей анализа и обобщения, внимания, мышечной памяти и т.п. Для реализации такого подхода к развитию детского голоса необходимо знание педагогом голосовых возможностей детей от рождения и до наступления мутационного возраста и пониманием задач вокальной работы для каждого этапа обучения.
Так же необходимым условием формирования вокально-хоровых навыков является правильный подбор репертуара, и об этом руководитель хора должен позаботиться заранее, так как это очень важно: от того что будут петь дети зависит то, как они будут петь. Чтобы правильно подобрать репертуар педагог должен помнить о задачах, поставленных перед хором и выбранное произведение так же должно быть направлено на отработку некоторых навыков. Репертуар должен отвечать таким требования:
1) Носить воспитательный характер
2) Быть высокохудожественным
3) Соответствовать возрасту и пониманию детей
4) Соответствовать возможностям данного исполнительского коллектива
5) Быть разнообразным по характеру, содержанию
6) Подобранным трудностям т.е. каждое произведение должно двигать хор вперёд в приобретение тех или иных навыков, или закреплять их.
Брать сложные и объёмные произведения не следует. Для детей, которые будут петь это, может оказаться неразрешимой задачей, и это обязательно скажется на продуктивности в их работе, и может повлечь за собой утомление, безинтересность к делу которым он занимается, в некоторых случаях даже отчуждение от хорового пения вообще (зависит от характера) ребёнка. Но сложные произведения должны входить в репертуар, их следует брать с осторожностью и с учётом всей последующей работы. В то же время большое количество легких произведений должны быть в репертуаре ограниченно, так как лёгкая программа не стимулирует профессиональный рост. А так же естественно он должен быть интересен хористам, это даёт даже некоторое облегчение в работе, так как дети будут стремится как можно лучше работать и прислушиваться к каждому слову руководителя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие вокально-хоровых навыков у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
В основе работы описание упражнений для развития и укрепления голосового аппарата детей, певческого дыхания, артикулляционного аппарата.Проговаривание и пение скороговорок,вокальные упражнения. ...
Коллективное пение и развитие вокально-хоровых навыков на уроках музыки в начальной школе
Эта статья о подборке музыкального материала для начальной школы об определении тембра голоса, о проблемах развития вокальных навыков....
Развитие вокально-хоровых навыков у детей младшего школьного возраста на уроках музыки.
В настоящее время большое внимание уделяется возрождению нашей духовности и перед учителями, композиторами, деятелями искусства стоят важные задачи по музыкальному воспитанию подрастающего поколения. ...
Статья "Развитие вокально-хоровых навыков в младшем хоре"
В статье представлены формы и методы работы педагога дополнительного образования из собственного опыта...
«Развитие познавательных и вокально-хоровых навыков на уроке музыки»
В статье рассказывается о том, как научить детей петь и приобщать к искусству с первых уроков музыки....
Методическая разработка "Вокально-хоровая работа на занятиях хоровой студии"
laquo;Хоровая студия» занимает важное место в системе дополнительного образования....
Развитие вокально-хоровых навыков детей младшего школьного возраста.
В материале представлены этапы развития певческого голоса детей младшего школьного возраста, с их особенностями и возможностями. А так же развитие вокально- хоровых навыков: дыхание, артикуляция, звук...