Развитие вокально-хоровых навыков у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
методическая разработка по музыке по теме
В основе работы описание упражнений для развития и укрепления голосового аппарата детей, певческого дыхания, артикулляционного аппарата.Проговаривание и пение скороговорок,вокальные упражнения. а также упражнения для работы с динамикой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_vokalno-khor._navykov.doc | 48 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей «Дом детского творчества»
г. Калининск Саратовская область
Тема: Развитие вокально - хоровых навыков у детей.
Педагог дополнительного образования
Архипова Ирина Николаевна
2013 год
Задачи:
научить ребенка владеть бесценным даром, который подарила нам природа – голос;
- развивать певческие навыки, расширять диапазон,
-развивать фантазию, певческую импровизацию детей.
Занимаясь, дети не только будут учиться владеть своим голосом, но и почувствуют красоту и разнообразие тембра своего голоса, разовьют музыкальный слух и память.
Дети – великие подражатели. Имитировать голоса различных сказочных героев и зверей не только весело, но и полезно. Играя, ребенок сможет развить высоту звучания своего голоса. В результате занятий в голосе появятся музыкально-речевые интонации. Для этого очень хорошо использовать детские стихи, считалки, забавки. У них несложное, но занимательное и легко запоминающееся содержание, отчетливо выраженный ритмический рисунок.
Большое значение для голоса имеют упражнения, способствующие установке правильного дыхания, которые помогут детям научиться дышать носом, координировать носовое и ротовое дыхание.
Эти упражнения помогут развить ребенку дыхательную систему, которая тесно связана с сердечнососудистой системой. Занимаясь дыхательной гимнастикой, ребенок получит не только знания, но и укрепит своё здоровье.
Упражнения на дыхание.
Дыхание при пении отличается от дыхания при разговоре. И если хочешь красиво петь, то вначале надо научиться правильно дышать.
Первое упражнение. «Потягушки»
Проснулся, потянулся, улыбнулся, глубоко вдохнул и постепенно выдохнул. Для детей младшего возраста можно использовать следующий стишок.
Потягушки, потянитесь!
Поскорее, малыши, проснитесь!
День настал давным –давно
И стучит в твоё окно.
Второе упражнение: «Вдох и выдох» ( короткий вдох – медленный выдох)
Третье упражнение «Красивый звук»
Короткий вдох на выдохе подражание звуку комара « Ззз», змеи –«Шшш» , филина- «Уууу» - звук непрерывный
Четвертое упражнение «Подуй на свечу»
Подуй на свечу так, чтобы пламя слегка отклонилось, но не потухло ( только со взрослыми!)
Пятое упражнение «Ветерок и снежок».
Дует, дует ветерок,
И летит, летит снежок - сильный и протяжный выдох.
Закружился, заблестел, над полями полетел.
Ветер стих, он убежал,
А снежок на землю пал.
Шестое упражнение: «Зевота».
Сядь удобно, опусти головку, широко раскрой рот, и не закрывая его, произнеси на долгом выдохе «О-о-хо-хо-хо-хо-хо-ох!»
Седьмое упражнение: Мягким делать вдох старайся,
Вдыхай носом, а не ртом.
Да смотри, не отвлекайся,
Сделай вдох – замри потом.
Выдох делай тихим, плавным
Как кружение листа.
Вот и выйдет песня славной
И свободна и чиста.
Восьмое упражнение «Надуй шарик»
Пальчики рук собраны в щепотку – Вдох – пальцы раздвигаются образуя форму шара. Задержи дыхание. Выдох сделай медленный и постепенный, произнося звук «С-с-с».Воздух вышел пальчики снова сомкнулись. Повторить упражнение со звуком «У-у-у ----------х» на выдохе.
Девятое упражнение: «Разный ветерок».
Подул теплый ветерок, - звук : «Ш-ш-ш-ш».
Шелестят листья. – покажи пальчиками.
Подул холодный ветер. – изобрази ветер: «с-с-с-с-с-с»
Ветер затих, не шевелятся ни листочки, ни ветки. – стой спокойно.
Вдруг снова подул сильный ветер. – повтори все элементы игры.
Упражнение « Воздушный шар»
Слова М. Картушиной.
Мы надули шар воздушный, Прижимают ладони друг другу.
Вот такой большой – большой. Медленно разводят руки в стороны
Отпустили его в небо, Поднимают руки вверх
Помахали вслед рукой. Машут рукой
Полетел воздушный шарик, Разбегаются, руки на поясе
Прямо в небо к облакам,
Но за сук он зацепился, Резко останавливаются
Лопнул, хлопнул – БАМ! 3 раза хлопают в ладоши
Ш-ш-ш.. Приседают, произнося на продолжительном выдохе
звук «ш»ш-ш»
Скороговорки.
Скороговорки – это веселая словесная игра, которую можно предлагать детям в различных вариантах. Игра- это всегда развлечение, забава, соревнование. Проговаривая скороговорку, каждый из детей старается её произнести быстро и без запинки, что совсем не просто.
Задача скороговорок известна всем: надо быстро, четко, не запутавшись, выговорить фразу, которая выстроена затрудненным для произношения образом.
Скороговорка – этот упражнение для выработки дикции, совершенствования артикуляционного аппарата. В процессе игры воспитанник научится сочетать слова и движения, выполнять заданный ритмический рисунок.
Проговаривание и пропевание скороговорок в разном темпе, характере с использованием звучащих жестов ( по метолу К.Орфа). Работая над скороговорками можно использовать следующие приемы:
-отмечание метрической пульсации хлопками;
-равномерное чередование хлопков и шлепков по бедрам;
-щелчки на первое произнесение скороговорки и шлепки на второе;
-проговаривание текста в ускоряющемся темпе – от медленного к самому быстрому ( темп задает педагог с помощью хлопков или удара в бубен и др.)
- проговаривание текста в разной динамике – от шепота до почти крика
( нарастание динамики показывает жестом педагог);
-чтение скороговорок по подгруппам;
- проговаривание каноном;
-пропевание скороговорок в качестве распевок по полутонам с использованием шумовых инструментов для задавания темпа.
1.«Три сороки» слова Л. Блиновой.
Три сороки тараторки тараторили на горке. ( звукосочетание « тр-р-рь»)
Проговаривание и пропевание на одном звуке.
2. «От топота копыт пыль по полю летит». Слова народные. Скороговорка проговаривается или пропевается в медленном темпе, при повторении темп ускоряется. Тема задается педагогом на кастаньетах или ложках.
3. «Вагоны» слова народные
Тридцать три вагона в ряд тараторят, тарахтят.
Петь, изменяя силу голоса ( показывая, как поезд удаляется) и темп
( убыстряется скорость поезда, замедляем ход) по руке педагога.
4. Чистоговорка «Шипящие звуки»
Шу-шу-шу, ща-ща-ща-
Мама моет малыша.
Жу-жу-жу, жа-жа-жа-
Мы увидели ежа.
Чу-чу-чу, ча-ча-ча –
Очень печка горяча.
Щу-щу-щу, ща-ща-ща-
Ловим щуку и леща.
5.Расскажите про покупку!
-Про какую про покупку?
-Про покупку, про покупку,
Про покупочку мою.
6.Быстро говори и правильно дыши.
Сделай вдох носом, а затем на выдохе произнеси одну, затем две, три и так далее строчки, удлиняя выдох.
Пошёл Ипат лопаты покупать.
Купил Ипат пяток лопат.
Пошёл через пруд, зацепился за прут,
Упал Ипат, пропали пять лопат.
Работа над динамикой.
Динамика – совокупность явлений связанных с громкостью, силой звучания.
Нюансировка – важное средство выразительности. Она связана с музыкальной формой, фразировкой, стилем произведения и индивидуальными особенностями исполнителя. Вся вокальная работа должна строиться на негромкой динамике. Основой воспитания детского голоса должны быть выработка активного piano.Причем при работе над тихим звучанием надо руководствоваться принципом «piano – это тихое forte». Это значит, что и дыхание, и звукообразование должны быть так же активны, как при пении forte. Тихое звучание должно быть звучным, не пропадать», не проваливаться».
Для работы с динамикой можно использовать следующие упражнения.
Игры с ладошками основаны на протяжном пропевании гласных с разной силой звука. ( ладошки как бы держат звук в руках: развести руки в стороны усиление звука, приближают ладони друг к другу – звук затихает, соединить ладони – звук замолкает).
«Морской прилив и отлив». Пропевание на одном звуке «У» - creschendo n diminuendo.
Игра «Эхо». Пение попевки «Эхо» М. Картушиной. Одна группа поёт попевку, вторая группа детей повторяет за ними так же активно и четко, но тихо.
Пение - удивительное искусство. Оно развивает музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость, способствует развитию внимания, памяти, мышления. Пение в ансамбле, в хоре дает возможность узнать чувство локтя, единения с товарищем, чувство ответственности.
Обучение пению – процесс достаточно сложный и длительный, требующий большого терпения и многих усилий как от педагога, так и от исполнителей.
Здесь уместны слова Протагора: « Нет ни искусства без упражнения, ни упражнения без искусства».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие внимания у детей дошкольного и младшего школьного возраста
Содержит игры и упражнения для развития объёма, концентрации, устойчивости, распределения, переключаемости внимания....
Развитие учебных умений и навыков детей младшего школьного возраста
Выступление на педагогическом совете. Исторически сложившаяся система школьного образования при всем разнообразии ее...
Развитие наглядно-образного мышления глухих детей младшего школьного возраста
Несмотря на то, что работа выполнена в 2002 году,она не потеряла своей актуальности и сегодня.Надеюсь,что данный материал пригодится воспитателям и психологам,работающим в коррекционных учреждениях с ...
Развитие связной диалогической речи у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи
В данном материале представлены этапы работы с детьми имеющими ОНР...
Развитие творческих познавательных способностей у детей младшего школьного возраста.
Показатель сформированности творческих способностей младших школьников, владение приёмами поисковой и творческой деятельности....
Нетрадиционные формы уроков как способ развития интереса к учебе у детей младшего школьного возраста.
В докладе показаны нетрадиционные формы уроков с использованием региональног компонента....
Развитие творческих способностей и воображения детей младшего школьного возраста в условиях ГПД.Развивающее занятие по технологии «Панно из втулок от туалетной бумаги».
Данное занятие разработано с целью раскрытия творческого потенциала ребенка, развития пространственного мышления, фантазии, моторики рук, создания устойчивой мотивации, стремления выразить свое отноше...