Коллективное пение и развитие вокально-хоровых навыков на уроках музыки в начальной школе
статья по музыке (1 класс) на тему

Кулакова Ирина Николаевна

Эта статья о подборке музыкального материала для начальной школы об определении тембра голоса, о проблемах развития вокальных навыков.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Статья

“Коллективное пение и развитие вокально-хоровых навыков на уроках музыки в начальной школе”. 

Цели:

  1. Ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, научить их любить и понимать музыку во всём богатстве форм и жанров.
  2. Воспитание интереса к музыке.
  3. Формирование хорового коллектива, как исполнительской единицы.

Задачи:

  1. Развитие у детей музыкальных способностей.
  2. Воспитание любви к хоровому пению.
  3. Расширение музыкального кругозора.
  4. Воспитание музыкальной культуры, высокого эстетического вкуса.
  5. Развитие творчества (движение под музыку).
  6. Развитие хоровых навыков:

- правильная певческая установка

- дикция

- чистота интонирования

- дыхание

- звуковедение

- ансамбль, строй

- развитие навыков двухголосного пения

- выразительность исполнения

Введение:

Музыка – как прекрасна и поистине безгранична эта область человеческой культуры. Целый океан возвышенных мечтаний, живых страстей и благородных стремлений человечества заключён в творениях музыкальной классики.

Музыкальные звуки сопровождают нас на протяжении всей нашей жизни.

Пожалуй, трудно найти на земле такого человека, который мог бы прожить без музыки, обойтись без каких – либо, хотя бы простейших, музыкальных впечатлений.

Силу музыки, покоряющую власть выразительной мелодий, способной захватывать душу, сплотить воедино стремления и помыслы огромных людских масс, хорошо испытал каждый из нас.

Одна из основных форм работы на уроке музыки – это коллективное пение (примерно 20 мин: 15 мин – пение, 5 мин – распевание). Коллективное пение на уроке позволяет каждому ребёнку в наиболее непосредственной форме проявить свою любовь к музыке.

Отсюда – ЦЕЛЬ: формирование хорового коллектива, как исполнительской единицы.

Но чтобы петь в коллективе, необходимо развитие вокально-хоровых навыков, которыми дети в начальной школе ещё не владеют. Следовательно -  ПРОБЛЕМА: некачественное исполнение песни, т.е. исполнение песни не на высоком уровне.

Работа с хоровым коллективом организуется с учётом возрастных особенностей детей. Это даёт возможность использовать репертуар, доступный и интересный для каждого возраста и не превышать вокальных возможностей учащихся. При подборе песен, руководитель должен исходить из педагогических задач и считаться с детскими вкусами и интересами. Но у детей иногда формируются неправильные вкусы на музыку.

Поэтому, нужно учить детей воспринимать высокохудожественные музыкальные произведения, путём включения таких произведений в репертуар, прослушивания в записи и на концертах.

В классном хоре должны петь все дети. Если ребенок, имея плохой слух, сильно отстаёт от общего уровня классного хора и в пении нарушается хоровой строй, выделяясь фальшивой интонацией, то ему следует объяснить, что первой его задачей должно быть преодоление главных недостатков его пения. Следовательно, надо следить за пением таких детей в классе на уроках, всячески поощряя даже малое продвижение вперёд. В этом случае данному ребёнку рекомендуется петь не громко, прислушиваясь к пению товарищей.

Как выявить голосовые данные?

1 этап: на первых уроках выясняется вкус ученика, его музыкальность, певческие навыки и слух. Однако, следует ученика, его музыкальность, певческие навыки и слух. Однако, следует учесть, что иногда дети, исполняя любитель песню, поют не своим естественным голосом, а так называемым напетыми, искусственно подражая взрослым.

2 этап: определение подлинного голоса (S и A) и его качества. Даётся  одна и та же песенка и исполняется в различных тональностях для определения в каком регистре голос звучит более естественно.

3 этап: диапазон голоса (короткая  попевка вверх и вниз от удобного звука).

Если класс подвижный, то комплектуется класс по партиям.

С детьми необходимо проводить работу по развитию слуха и голоса на постепенно усложняющемся репертуаре. Помня об особенностях детского возраста, педагог должен прививать важнейшие хоровые навыки:

1. Правильная певческая установка (посадка): голова прямо, гортань в естественном положении…

2. Дикция (артикуляция):

    - окончания (можно предупредить ошибки, выписав их на доске)

    - распевы: Мо-ой

    - произносить тексты с разбором каждого слова

    - шипящие, свистящие согласные

    - проговорить текст в ритме песни ( не всегда)

    - вялый звук, зажатая нижняя челюсть

3. Чистота интонации:

    - умение слышать себя, исправлять ошибки. Для развития этой способности полезно работать без сопровождения и на небольшой звучности.

4. Дыхание – это источник энергии для возникновения звука (для этого существуют различные дыхательные упражнения: вдох – на раз, выдох – 1,2,3)

5. Звуковедение: при работе над звуковедением недостатком является пение в нос, следовательно, прежде всего нужно потребовать активного пения, активного дыхания и правильного направления звука через хорошо открытый рот.

6. Ансамбль – одновременное начало пения, дыхания, одновременное произнесение окончаний слов и т.д.

Вокально-хоровые навыки необходимы для яркого, образного исполнения произведения. Они связаны между собой и вырабатываются в комплексе. Существует методика вокальной работы, куда входят основные методы:

           1. «Показ» педагога – главный

        2. Фонематический метод (пение гласных)

           3. Вокализация

           4. Показ видимых движений губ, челюсти, языка

           5. мышечное ощущение (например: звук – мягкий, значит – «погладить кошечку»…)

        6. естественное звучание голоса

Итогом моей работы над статьёй  был проведен конкурс-концерт «Каждый класс - хор», где принимали участие дети с 1 по 4 класс (11 классов). Ребята показали коллективное исполнение песни. Репертуар был подобран в соответствии с возможностями детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ЗАНЯТИЯМ КРУЖКА "ХОРОВОЕ ПЕНИЕ", К УРОКАМ МУЗЫКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В презентации рассказывается о необходимости бережного отношения к голосовому аппарату, правила охраны голоса....

Развитие музыкально-творческих способностей в процессе игровой театрализации на уроках музыки в начальной школе

Развитие музыкально-творческих способностей в процессе игровой театрализации на уроках музыки в начальной школе...

План - конспект урока музыки по теме: Конспекты уроков музыки в начальной школе

Здесь вы найдете конспекты уроков музыки в начальной школе!...

Методы развития музыкального восприятия на уроках музыки в начальной школе

В работе рассматриваются методы, направленные на формирование осознанного музыкального восприятия у младших школьников....

Методы развития музыкального восприятия на уроках музыки в начальной школе

Музыкальное восприятие у учащихся начальной школы и обзор методов его развития...

Методы развития музыкального восприятия на уроках музыки в начальной школе

Особенности музыкального восприятия учащихся начальной школы...