Коллективное пение и развитие вокально-хоровых навыков на уроках музыки в начальной школе
статья по музыке (1 класс) на тему
Эта статья о подборке музыкального материала для начальной школы об определении тембра голоса, о проблемах развития вокальных навыков.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Статья
“Коллективное пение и развитие вокально-хоровых навыков на уроках музыки в начальной школе”.
Цели:
- Ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, научить их любить и понимать музыку во всём богатстве форм и жанров.
- Воспитание интереса к музыке.
- Формирование хорового коллектива, как исполнительской единицы.
Задачи:
- Развитие у детей музыкальных способностей.
- Воспитание любви к хоровому пению.
- Расширение музыкального кругозора.
- Воспитание музыкальной культуры, высокого эстетического вкуса.
- Развитие творчества (движение под музыку).
- Развитие хоровых навыков:
- правильная певческая установка
- дикция
- чистота интонирования
- дыхание
- звуковедение
- ансамбль, строй
- развитие навыков двухголосного пения
- выразительность исполнения
Введение:
Музыка – как прекрасна и поистине безгранична эта область человеческой культуры. Целый океан возвышенных мечтаний, живых страстей и благородных стремлений человечества заключён в творениях музыкальной классики.
Музыкальные звуки сопровождают нас на протяжении всей нашей жизни.
Пожалуй, трудно найти на земле такого человека, который мог бы прожить без музыки, обойтись без каких – либо, хотя бы простейших, музыкальных впечатлений.
Силу музыки, покоряющую власть выразительной мелодий, способной захватывать душу, сплотить воедино стремления и помыслы огромных людских масс, хорошо испытал каждый из нас.
Одна из основных форм работы на уроке музыки – это коллективное пение (примерно 20 мин: 15 мин – пение, 5 мин – распевание). Коллективное пение на уроке позволяет каждому ребёнку в наиболее непосредственной форме проявить свою любовь к музыке.
Отсюда – ЦЕЛЬ: формирование хорового коллектива, как исполнительской единицы.
Но чтобы петь в коллективе, необходимо развитие вокально-хоровых навыков, которыми дети в начальной школе ещё не владеют. Следовательно - ПРОБЛЕМА: некачественное исполнение песни, т.е. исполнение песни не на высоком уровне.
Работа с хоровым коллективом организуется с учётом возрастных особенностей детей. Это даёт возможность использовать репертуар, доступный и интересный для каждого возраста и не превышать вокальных возможностей учащихся. При подборе песен, руководитель должен исходить из педагогических задач и считаться с детскими вкусами и интересами. Но у детей иногда формируются неправильные вкусы на музыку.
Поэтому, нужно учить детей воспринимать высокохудожественные музыкальные произведения, путём включения таких произведений в репертуар, прослушивания в записи и на концертах.
В классном хоре должны петь все дети. Если ребенок, имея плохой слух, сильно отстаёт от общего уровня классного хора и в пении нарушается хоровой строй, выделяясь фальшивой интонацией, то ему следует объяснить, что первой его задачей должно быть преодоление главных недостатков его пения. Следовательно, надо следить за пением таких детей в классе на уроках, всячески поощряя даже малое продвижение вперёд. В этом случае данному ребёнку рекомендуется петь не громко, прислушиваясь к пению товарищей.
Как выявить голосовые данные?
1 этап: на первых уроках выясняется вкус ученика, его музыкальность, певческие навыки и слух. Однако, следует ученика, его музыкальность, певческие навыки и слух. Однако, следует учесть, что иногда дети, исполняя любитель песню, поют не своим естественным голосом, а так называемым напетыми, искусственно подражая взрослым.
2 этап: определение подлинного голоса (S и A) и его качества. Даётся одна и та же песенка и исполняется в различных тональностях для определения в каком регистре голос звучит более естественно.
3 этап: диапазон голоса (короткая попевка вверх и вниз от удобного звука).
Если класс подвижный, то комплектуется класс по партиям.
С детьми необходимо проводить работу по развитию слуха и голоса на постепенно усложняющемся репертуаре. Помня об особенностях детского возраста, педагог должен прививать важнейшие хоровые навыки:
1. Правильная певческая установка (посадка): голова прямо, гортань в естественном положении…
2. Дикция (артикуляция):
- окончания (можно предупредить ошибки, выписав их на доске)
- распевы: Мо-ой
- произносить тексты с разбором каждого слова
- шипящие, свистящие согласные
- проговорить текст в ритме песни ( не всегда)
- вялый звук, зажатая нижняя челюсть
3. Чистота интонации:
- умение слышать себя, исправлять ошибки. Для развития этой способности полезно работать без сопровождения и на небольшой звучности.
4. Дыхание – это источник энергии для возникновения звука (для этого существуют различные дыхательные упражнения: вдох – на раз, выдох – 1,2,3)
5. Звуковедение: при работе над звуковедением недостатком является пение в нос, следовательно, прежде всего нужно потребовать активного пения, активного дыхания и правильного направления звука через хорошо открытый рот.
6. Ансамбль – одновременное начало пения, дыхания, одновременное произнесение окончаний слов и т.д.
Вокально-хоровые навыки необходимы для яркого, образного исполнения произведения. Они связаны между собой и вырабатываются в комплексе. Существует методика вокальной работы, куда входят основные методы:
1. «Показ» педагога – главный
2. Фонематический метод (пение гласных)
3. Вокализация
4. Показ видимых движений губ, челюсти, языка
5. мышечное ощущение (например: звук – мягкий, значит – «погладить кошечку»…)
6. естественное звучание голоса
Итогом моей работы над статьёй был проведен конкурс-концерт «Каждый класс - хор», где принимали участие дети с 1 по 4 класс (11 классов). Ребята показали коллективное исполнение песни. Репертуар был подобран в соответствии с возможностями детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вокально-хоровая работа на уроках музыки в начальной школе
Материал из опыты работы...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ЗАНЯТИЯМ КРУЖКА "ХОРОВОЕ ПЕНИЕ", К УРОКАМ МУЗЫКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В презентации рассказывается о необходимости бережного отношения к голосовому аппарату, правила охраны голоса....
Развитие музыкально-творческих способностей в процессе игровой театрализации на уроках музыки в начальной школе
Развитие музыкально-творческих способностей в процессе игровой театрализации на уроках музыки в начальной школе...
План - конспект урока музыки по теме: Конспекты уроков музыки в начальной школе
Здесь вы найдете конспекты уроков музыки в начальной школе!...
Методы развития музыкального восприятия на уроках музыки в начальной школе
В работе рассматриваются методы, направленные на формирование осознанного музыкального восприятия у младших школьников....
Методы развития музыкального восприятия на уроках музыки в начальной школе
Музыкальное восприятие у учащихся начальной школы и обзор методов его развития...
Методы развития музыкального восприятия на уроках музыки в начальной школе
Особенности музыкального восприятия учащихся начальной школы...