Методическая разработка урока по музыке для первого класса " Дела давно минувших дней"
план-конспект урока по музыке (1, 2 класс)
Разработка урока для первого класса - это важный материал в подготовке учителя к уроку музыки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_1-y_kl._dela_davno_minuvshih_dney.doc | 56.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока по музыке для 1 класса
в рамках проекта « Русская Душа »
Тема четверти: « Как можно услышать музыку?»
Тема урока: «Дела давно минувших дней.»
Художественно-педагогическая идея:
Для вас, души моей царицы
Красавицы, для вас одних
Времен минувших небылицы,
В часы досугов золотых,
Под шопот старины болтливой,
Рукою верной я писал;
Примите ж вы мой труд игривый!..
А.С. Пушкин
Линии:
1. «Вхождение» в былину, былинность как художественный жанр, художественное явление, слушая – исполняя – размышляя дать возможность через ощущение времени погрузиться в процесс складывания музыкального образа и при этом получить эстетическое наслаждение.
2. Через интенсивное образное фантазирование, напряженную интеллектуальную деятельность:
- помочь детям представить портрет своенравной, веселой и лукавой Людмилы;
- увидеть и самим превратится в колдуна Черномора и с помощью услышанного звучания флейты-пикколо понять, что он совсем и не страшный, а чуть-чуть смешной;
- понять, что русский богатырь не только победитель Черномора, бесстрашный силач, но и человек, размышляющий о жизни и смерти.
3. Через исполнение русской народной песни «Уж ты, поле мое» показать и помочь почувствовать былинность песни, ее протяжный, напевный, широкий характер, понять чистоту чувства, восприятия мира, естество жизни, чем богата народная музыка.
4. Знакомясь с поэтом А.С. Пушкиным и композитором М.И. Глинкой, создателями оперы «Руслан и Людмила», помочь детям понять, как смогла появиться на свет удивительная опера, произведение, насыщенное сказкой и былью, добром и злом, с исключительно глубокой философской мыслью, облеченной в доступные, часто фантастические формы.
Виды деятельности:
- эмоционально-ценностная деятельность — личностное, эмоционально-прочувствованное общение с произведениями искусства, осуществляемое в различных видах музыкальной (пении, слушании, импровизации) и художественной (рисование) деятельности;
- познавательная деятельность — наблюдение, выявление интонационно-жанровой основы изучаемых музыкальных произведений, их стилевых особенностей; моделирование художественно-творческого процесса в слушательской, исполнительской деятельности, импровизации и сочинении музыки; поиск оригинальных решений и самостоятельное выполнение учебно-творческих задач;
- информационно-коммуникативная деятельность — адекватное восприятие и переживание эмоционально-смыслового содержания музыки; освоение знаний о музыкальном искусстве, музыкальной культуре; воплощение своего личностно-ценностного отношения к музыке и музыкальной деятельности в процессе коллективного музицирования; умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге, полилоге (овладение интонационной выразительностью речи); использование различных источников информации;
- рефлексивная деятельность – оценивание процесса и результата собственной музыкальной деятельности и деятельности других учащихся с позиции приобретаемого опыта эмоционально-ценностных отношений, осваиваемых музыкальных знаний, умений и навыков, опыта учебной музыкально-творческой деятельности; осознанное определение сферы своих музыкальных интересов и возможностей.
Музыкальный материал:
- «Дела давно минувших дней» первая песня Баяна и каватина Людмилы из оперы «Руслан и Людмила» М.И. Глинки
- «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила» М.И. Глинки Видеоролик фрагмента из оперы Марш Черномора
- Ария Руслана из II действия оперы «Руслан и Людмила» М.И. Глинки,
- «Уж ты поле мое» русская народная песня.
Видеоряд: Презентация к уроку музыки в 1 классе Дела давно минувших дней
Педагогические технологии:
Развивающее музыкальное образование
Информационно-коммуникационные технологии
Ход урока:
Звучит песня Баяна «Дела давно минувших дней» (кадр1) - Вновь песня древнего сказителя, пророка, мыслителя, историка Баяна переносит нас в Древнюю Русь. И мы, продолжаем путешествовать по страницам книги, сами складываем, сказываем сказку, где переплетаются вымысел, фантазия и история реальная… Какие герои уже появились в нашей сказке? Какие они?
+ Баян (кадр 2). Он старый седой мудрец, умный историк, сказитель, певец.
+ Людмила (кадр 3). Людям Милая, веселая, молодая, красивая, лукавая, за нее и жизнь отдать не жаль. Она и на подвиг подвигнет ратный, творческий, мастеровой, о ней и песню сложить можно, ее любя и восхищаясь ею.
- Во время свадебного пира Людмилу похищает злой волшебник, его зовут Черномор. Какой он?
+ Огромный, сильный, страшный и злой колдун.
- Представим себя композиторами, какие бы инструментами мы озвучили этого колдуна?
+ Ударными, духовыми.
- А какую бы музыку по характеру они сыграли?
+ Сильную, мощную, громкую, грозную, страшную.
- А сейчас мы услышим как настоящий композитор озвучил нам этого героя. Послушайте, действительно ли он такой большой, сильный, огромный, страшный?
Звучит марш Черномора (кадр 4)
+ Все действительно звучит мощно и устрашающе, но внезапно мелькает коротенькая фраза флейты и сразу становится не страшно, а чуть-чуть смешно, неуклюже.
- И вы знаете, это потому, что Черномор – это карлик, маленький, меньше своей бороды, которая у него очень длинная, седая, в ней то и таится вся его сила, а без бороды он слабый и беспомощный. Давайте нарисуем этого героя сказки.
Учащиеся рисуют под звучание марша Черномора.
- Какие замечательные у всех получились рисунки, а вот посмотрите на рисунок художника, который сделал свою иллюстрацию к этой сказке (кадр 5). Безмолвно, гордо выступая, Нагими саблями сверкая, Арапов длинный ряд идет Попарно, чинно, сколь возможно, И на подушках осторожно седую бороду несет. И входит с важностью за нею, Горбатый карлик из дверей. Что же дальше? Людмила похищена злым и коварным Черномором? Кто ее спасет-выручит?
+ Герой, русский богатырь Руслан.
- Какой он – богатырь земли Русской – Руслан?
+ Сильный, могучий, храбрый, отважный… (кадр 6)
- Всмотримся в эту картину. Что видим? (кадр 7)
+ Космос, небо, земля, мертвый богатырь…
- Прислушаемся, какие вопросы задает нам эта картина?
+ Что значит жизнь? Смерть? Вечность? Бесконечность?..
- Как существует это все в единстве, в вечном процессе движения – созидания – разрушения – возрождения, так и в музыке можно обозначить едино – низ и верх, свет и тьму, жизнь и смерть… Как это можно сделать? Близкими друг к другу нотами или далеко стоящими? Давайте поразмышляем музыкально. Как сыграем и выразим жизнь? А смерть, неживое? Это будет текучая мелодия или аккорды? Учащиеся импровизируют, играя на фортепиано.
- Я попробую обобщить ваши музыкальные примеры. Играю.
- Мы рассматривали, догадывались, размышляли и звучали! А что же с нашим богатырем происходит? В поисках Людмилы Руслан оказывается на пустынном поле, хранящем следы давно минувшей битвы. Горестные раздумья охватывают его:
Вдали всё пусто: здесь и там
Желтеют кости; по холмам
Разбросаны колчаны, латы;
Где сбруя, где заржавый щит;
В костях руки здесь меч лежит;
Травой оброс там шлем косматый
И старый череп тлеет в нем;
Богатыря там остов целый
С его поверженным конем
Лежит недвижный; копья, стрелы
В сырую землю вонзены,
И мирный плющ их обвивает…
…………………………………
Со вздохом витязь вкруг себя
Взирает грустными очами.
«О поле, поле, кто тебя
Усеял мертвыми костями?..
Чей борзый конь тебя топтал
В последний час кровавой битвы?
Кто на тебе со славой пал?
Послушайте, как композитор передает размышления Руслана?
Слушаем арию Руслана из II действия оперы (кадр 8).
+ Мелодия плавная, льющаяся, печальная, задумчивая.
- Действительно, мелодия арии Руслана звучит широко, песенно, благородно, задушевно и величаво, перекликается с песней Баяна. Она очень похожа на многие протяжные русские народные песни. Одну из них мы с вами разучивали на наших уроках. Это русская народная песня «Уж ты, поле мое». Давайте её вспомним. Работа над песней. Исполнение песни с солистом.
- Да, музыка композитора впитала в себя многие характерные черты народной песни. Вернемся к нашему герою. Как по-вашему решатся сомнения, которые омрачают душу витязя? Быть может, и его ждет та же участь и княжны ему не найти? Или?
+ Нет, Руслан сильный, он любит Людмилу и сможет одолеть злого волшебника и выручит свою возлюбленную.
- Множество вопросов, проблем мы подняли и старались ответить на них. Это сказания Баяна о Руслане, сражающемся за Любовь свою, за Мать-землю Русскую (кадр 9).
Мы с вами сочиняли сказку, но она уже оказалась сочиненная раньше. Давайте поближе познакомимся с ними, кто одарил мир такими удивительно человеческими образами в поэзии и музыке.
Вот они: поэт А.С. Пушкин (кадр 10) и композитор М.И. Глинка (кадр 11). На этом рисунке (кадр 12) друзья композитора нарисовали его подвешенного в люльке и пишущего партитуру, т.е. ноты своей будущее знаменитой оперы.
Мы старались слышать возвышенность и благородство человеческих чувств и мыслей, и откликались на них сердцем и душой, т.е. слушали музыку.
При выходе из класса звучит увертюра оперы «Руслан и Людмила» М.И. Глинки .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Дела давно минувших дней"(музыка, 1 класс)
Цель: Укрепление психологического, физического и социального здоровья учащихся через восприятие музыки....
НАУЧИТЕ НАС ДРУЖИТЬ. (методическая разработка урока по музыке в начальной школе)
Данный урок представлен с использованием игровой технологии, где учащиеся могут перевоплотиться в другие персонажи. Так как внимание детей начальной школы зачастую бывает рассеяно, я использовала разл...
Методическая разработка урока по музыке
Методическая разработка урока по музыке для 2 класса "Волшебный мир музыки"...
Методическая разработка урока литературного чтения в первом классе "Звуки [б], [б\']. Буква Б,б.
Конспект урока разработан учителем 1 категорииМОАУ СОШ с УИОП № 37 г. КироваДобрыниной Любовью ВладимировнойУрок литературного чтения (обучение грамоте) в 1 классе.Тема: Звуки [б][б,]Буква...
Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой...
Презентация к уроку музыки "Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой ..."...
Методическая разработка урока по музыке:" Музыкальные инструменты.Скрипка"(3 класс)
Технологическая карта и конспект урока по музыке :" Музыкальные инструменты.Скрипка"(3 класс) По программе Е.Д.Критской,Г.П.Сергеевой,Т.С.Шмагиной....
3 кл. 4 ур. "Дела давно минувших дней..!
К учебнику: «Музыка. 3 класс, Усачёва В.О., Школяр Л.В., Изд. ВЕНТАНА-ГРАФ»...