Методическая разработка урока по музыке для первого класса " Дела давно минувших дней"
план-конспект урока по музыке (1, 2 класс)

Дроздова Лилия Валерьевна

Разработка урока для первого класса - это важный материал в подготовке учителя к уроку музыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_1-y_kl._dela_davno_minuvshih_dney.doc56.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

        Методическая разработка  урока по музыке для  1  класса

     

           в  рамках проекта « Русская Душа »

Тема четверти: « Как можно услышать музыку?»

Тема урока:    «Дела давно минувших дней.»

Художественно-педагогическая идея: 

Для вас, души моей царицы

Красавицы, для вас одних

Времен минувших небылицы,

В часы досугов золотых,

Под шопот старины болтливой,

Рукою верной я писал;

Примите ж вы мой труд игривый!..

А.С. Пушкин

Линии: 

1. «Вхождение» в былину, былинность как художественный жанр, художественное явление, слушая – исполняя – размышляя дать возможность через ощущение времени погрузиться в процесс складывания музыкального образа и при этом получить эстетическое наслаждение.

2. Через интенсивное образное фантазирование, напряженную интеллектуальную деятельность:

  • помочь детям представить портрет своенравной, веселой и лукавой Людмилы;
  • увидеть и самим превратится в колдуна Черномора и с помощью услышанного звучания флейты-пикколо понять, что он совсем и не страшный, а чуть-чуть смешной;
  • понять, что русский богатырь не только победитель Черномора, бесстрашный силач, но и человек, размышляющий о жизни и смерти.

3. Через исполнение русской народной песни «Уж ты, поле мое» показать и помочь почувствовать былинность песни, ее протяжный, напевный, широкий характер, понять чистоту чувства, восприятия мира, естество жизни, чем богата народная музыка.

4. Знакомясь с поэтом А.С. Пушкиным и композитором М.И. Глинкой, создателями оперы «Руслан и Людмила», помочь детям понять, как смогла появиться на свет удивительная опера, произведение, насыщенное сказкой и былью, добром и злом, с исключительно глубокой философской мыслью, облеченной в доступные, часто фантастические формы.

Виды деятельности: 

  • эмоционально-ценностная деятельность — личностное, эмоционально-прочувствованное общение с произведениями искусства, осуществляемое в различных видах музыкальной (пении, слушании, импровизации) и художественной (рисование) деятельности;
  • познавательная деятельность — наблюдение, выявление интонационно-жанровой основы изучаемых музыкальных произведений, их стилевых особенностей; моделирование художественно-творческого процесса в слушательской, исполнительской деятельности, импровизации и сочинении музыки; поиск оригинальных решений и самостоятельное выполнение учебно-творческих задач;
  • информационно-коммуникативная деятельность — адекватное восприятие и переживание эмоционально-смыслового содержания музыки; освоение знаний о музыкальном искусстве, музыкальной культуре; воплощение своего личностно-ценностного отношения к музыке и музыкальной деятельности в процессе коллективного музицирования; умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге, полилоге (овладение интонационной выразительностью речи); использование различных источников информации;
  • рефлексивная деятельность – оценивание процесса и результата собственной музыкальной деятельности и деятельности других учащихся с позиции приобретаемого опыта эмоционально-ценностных отношений, осваиваемых музыкальных знаний, умений и навыков, опыта учебной музыкально-творческой деятельности; осознанное определение сферы своих музыкальных интересов и возможностей.

Музыкальный материал: 

  • «Дела давно минувших дней» первая песня Баяна и каватина Людмилы из оперы «Руслан и Людмила» М.И. Глинки
  • Ария Руслана из II действия оперы «Руслан и Людмила» М.И. Глинки,
  • «Уж ты поле мое» русская народная песня.

Видеоряд:  Презентация к уроку музыки в 1 классе Дела давно минувших дней 

Педагогические технологии: 

Развивающее музыкальное образование

Информационно-коммуникационные технологии

Ход урока: 

Звучит песня Баяна «Дела давно минувших дней» (кадр1) - Вновь песня древнего сказителя, пророка, мыслителя, историка Баяна переносит нас в Древнюю Русь. И мы, продолжаем путешествовать по страницам книги, сами складываем, сказываем сказку, где переплетаются вымысел, фантазия и история реальная… Какие герои уже появились в нашей сказке? Какие они?

+ Баян (кадр 2). Он старый седой мудрец, умный историк, сказитель, певец.

+ Людмила (кадр 3). Людям Милая, веселая, молодая, красивая, лукавая, за нее и жизнь отдать не жаль. Она и на подвиг подвигнет ратный, творческий, мастеровой, о ней и песню сложить можно, ее любя и восхищаясь ею.

- Во время свадебного пира Людмилу похищает злой волшебник, его зовут Черномор. Какой он?

+ Огромный, сильный, страшный и злой колдун.

- Представим себя композиторами, какие бы инструментами мы озвучили этого колдуна?

+ Ударными, духовыми.

- А какую бы музыку по характеру они сыграли?

+ Сильную, мощную, громкую, грозную, страшную.

- А сейчас мы услышим как настоящий композитор озвучил нам этого героя. Послушайте, действительно ли он такой большой, сильный, огромный, страшный?

Звучит марш Черномора (кадр 4)

+ Все действительно звучит мощно и устрашающе, но внезапно мелькает коротенькая фраза флейты и сразу становится не страшно, а чуть-чуть смешно, неуклюже.

- И вы знаете, это потому, что Черномор – это карлик, маленький, меньше своей бороды, которая у него очень длинная, седая, в ней то и таится вся его сила, а без бороды он слабый и беспомощный. Давайте нарисуем этого героя сказки.

Учащиеся рисуют под звучание марша Черномора.

- Какие замечательные у всех получились рисунки, а вот посмотрите на рисунок художника, который сделал свою иллюстрацию к этой сказке (кадр 5). Безмолвно, гордо выступая, Нагими саблями сверкая, Арапов длинный ряд идет Попарно, чинно, сколь возможно, И на подушках осторожно седую бороду несет. И входит с важностью за нею, Горбатый карлик из дверей. Что же дальше? Людмила похищена злым и коварным Черномором? Кто ее спасет-выручит?

+ Герой, русский богатырь Руслан.

- Какой он – богатырь земли Русской – Руслан?

+ Сильный, могучий, храбрый, отважный… (кадр 6)

- Всмотримся в эту картину. Что видим? (кадр 7)

+ Космос, небо, земля, мертвый богатырь…

- Прислушаемся, какие вопросы задает нам эта картина?

+ Что значит жизнь? Смерть? Вечность? Бесконечность?..

- Как существует это все в единстве, в вечном процессе движения – созидания – разрушения – возрождения, так и в музыке можно обозначить едино – низ и верх, свет и тьму, жизнь и смерть… Как это можно сделать? Близкими друг к другу нотами или далеко стоящими? Давайте поразмышляем музыкально. Как сыграем и выразим жизнь? А смерть, неживое? Это будет текучая мелодия или аккорды? Учащиеся импровизируют, играя на фортепиано.

- Я попробую обобщить ваши музыкальные примеры. Играю.

- Мы рассматривали, догадывались, размышляли и звучали! А что же с нашим богатырем происходит? В поисках Людмилы Руслан оказывается на пустынном поле, хранящем следы давно минувшей битвы. Горестные раздумья охватывают его:

Вдали всё пусто: здесь и там

Желтеют кости; по холмам

Разбросаны колчаны, латы;

Где сбруя, где заржавый щит;

В костях руки здесь меч лежит;

Травой оброс там шлем косматый

И старый череп тлеет в нем;

Богатыря там остов целый

С его поверженным конем

Лежит недвижный; копья, стрелы

В сырую землю вонзены,

И мирный плющ их обвивает…

…………………………………

Со вздохом витязь вкруг себя

Взирает грустными очами.

«О поле, поле, кто тебя

Усеял мертвыми костями?..

Чей борзый конь тебя топтал

В последний час кровавой битвы?

Кто на тебе со славой пал?

Послушайте, как композитор передает размышления Руслана?

Слушаем арию Руслана из II действия оперы (кадр 8).


+ Мелодия плавная, льющаяся, печальная, задумчивая.

- Действительно, мелодия арии Руслана звучит широко, песенно, благородно, задушевно и величаво, перекликается с песней Баяна. Она очень похожа на многие протяжные русские народные песни. Одну из них мы с вами разучивали на наших уроках. Это русская народная песня «Уж ты, поле мое». Давайте её вспомним. Работа над песней. Исполнение песни с солистом.

- Да, музыка композитора впитала в себя многие характерные черты народной песни. Вернемся к нашему герою. Как по-вашему решатся сомнения, которые омрачают душу витязя? Быть может, и его ждет та же участь и княжны ему не найти? Или?

+ Нет, Руслан сильный, он любит Людмилу и сможет одолеть злого волшебника и выручит свою возлюбленную.

- Множество вопросов, проблем мы подняли и старались ответить на них. Это сказания Баяна о Руслане, сражающемся за Любовь свою, за Мать-землю Русскую (кадр 9).

Мы с вами сочиняли сказку, но она уже оказалась сочиненная раньше. Давайте поближе познакомимся с ними, кто одарил мир такими удивительно человеческими образами в поэзии и музыке.

Вот они: поэт А.С. Пушкин (кадр 10) и композитор М.И. Глинка (кадр 11). На этом рисунке (кадр 12) друзья композитора нарисовали его подвешенного в люльке и пишущего партитуру, т.е. ноты своей будущее знаменитой оперы.

Мы старались слышать возвышенность и благородство человеческих чувств и мыслей, и откликались на них сердцем и душой, т.е. слушали музыку.

При выходе из класса звучит увертюра оперы «Руслан и Людмила» М.И. Глинки .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Дела давно минувших дней"(музыка, 1 класс)

Цель: Укрепление психологического, физического и социального здоровья учащихся через восприятие музыки....

НАУЧИТЕ НАС ДРУЖИТЬ. (методическая разработка урока по музыке в начальной школе)

Данный урок представлен с использованием игровой технологии, где учащиеся могут перевоплотиться в другие персонажи. Так как внимание детей начальной школы зачастую бывает рассеяно, я использовала разл...

Методическая разработка урока по музыке

Методическая разработка урока по музыке для 2 класса "Волшебный мир музыки"...

Методическая разработка урока литературного чтения в первом классе "Звуки [б], [б\']. Буква Б,б.

Конспект урока разработан учителем 1 категорииМОАУ СОШ с УИОП № 37 г. КироваДобрыниной Любовью ВладимировнойУрок литературного чтения   (обучение грамоте) в 1 классе.Тема: Звуки [б][б,]Буква...

Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой...

Презентация к уроку музыки "Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой ..."...

Методическая разработка урока по музыке:" Музыкальные инструменты.Скрипка"(3 класс)

Технологическая карта и конспект урока по музыке :" Музыкальные инструменты.Скрипка"(3 класс) По программе Е.Д.Критской,Г.П.Сергеевой,Т.С.Шмагиной....

3 кл. 4 ур. "Дела давно минувших дней..!

К учебнику: «Музыка. 3 класс, Усачёва В.О., Школяр Л.В., Изд. ВЕНТАНА-ГРАФ»...