Рабочая программа по музыке Перспектива
рабочая программа по музыке (1 класс) на тему

Вострецова Екатерина Петровна

Рабочая программа по музыке  Перспектива в начальной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_muzyka.docx61 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное  общеобразовательное автономное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 2

городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан

Рассмотрено 

на заседании ШМО

учителей 1 классов

Руководитель ШМО

_________/Е.П.Вострецова

Протокол № _____

от 29.08.2017 г.

Согласовано

Заместитель директора школы по учебной работе

_______/Р.Н.Котова

от 30.08.2017 г.

Утверждаю

Директор

МОАУ СОШ № 2

__________Е.А.Чередник

от 31.08.2017 г.

                                       

Рабочая программа

По предмету Музыка

Уровень образования начальное общее

Класс 1

Количество часов  по программе 33

                                                                   

                                                                     Авторы-составители:

                                                                                     Акрамова Л.А.

                                                                                        Вострецова Е.П.

                                                                                  Раянова И.Р.

                                                                                            Ахияртдинова Р.А.

                                                                                       Миронова И.К.

                                                                                           Умутдинова А.А.,

                                                                                   учителя начальных классов

Нефтекамск, 2017 г.

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по музыке составлена:

  • в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (Приказ №373 от 6.10.2009);
  • на основании авторской программы по предмету  «Музыка»для 1-4 классов Е.Д. Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной, М.: Просвещение, 2011г.; рабочей  учебной   программы по предмету  «Музыка»для 1-4 классов Е.Д. Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной, М.: Просвещение, 2011г. Реализация программы предполагает использование УМК «Перспектива».
  • в соответствии с Основной образовательной программой МОБУ СОШ №2;
  • в соответствии учебно-методическим комплексом:

Музыка 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина

Творческая тетрадь для 1 класса, М., Просвещение, 2013г.

В программе нашли отражение изменившиеся социокультурные условия деятельности современных образовательных учреждений, потребности педагогов-музыкантов в обновлении содержания и новые технологии общего музыкального образования.

Цели программы:

  • формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие музыки;
  • воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к истории, духовным традициям России, музыкальной культуре разных народов;
  • развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
  • обогащение знаний  о музыкальном искусстве;
  • овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизация).

Задачи программы:

  • развитие эмоционально-осознанного отношения к музыкальным произведениям;
  • понимание их жизненного и духовно-нравственного содержания;
  • освоение музыкальных жанров – простых (песня, танец, марш) и более сложных (опера, балет, симфония, музыка из кинофильмов);
  • изучение особенностей музыкального языка;
  • формирование музыкально-практических умений и навыков музыкальной деятельности (сочинение, восприятие, исполнение), а также – творческих способностей детей.

Предмет «Музыка» изучается в I классе 1 час в неделю в объеме 33 часа

II    Планируемые результаты освоения предмета «Музыка».

Личностные результаты освоения программы по учебному предмету «Музыка»

У учащегося будут сформированы:

  • восприятие музыкального произведения, определение основного настроения и характера;
  • эмоциональное восприятие образов родной природы, отраженных в музыке, чувство гордости за русскую народную музыкальную культуру;
  • положительное отношение к музыкальным занятиям, интерес к отдельным видам музыкально - практической деятельности;
  • основа для развития чувства прекрасного через знакомство с доступными для детского восприятия музыкальными произведениями;
  • уважение к чувствам и настроениям другого человека, представление о дружбе, доброжелательном отношении к людям.

Учащийся получит возможность для формирования:

  • понимания значения музыкального искусства в жизни человека;
  • начальной стадии внутренней позиции школьника через освоение позиции слушателя и исполнителя музыкальных сочинений;
  • первоначальной ориентации на оценку результатов собственной музыкально - исполнительской деятельности;
  • эстетических переживаний музыки, понимания роли музыки в собственной жизни.

Метапредметные результаты освоения программы по учебному предмету «Музыка»

Регулятивные универсальные учебные действия

Учащийся научится:

  • принимать учебную задачу;
  • понимать позицию слушателя, в том числе при восприятии образов героев музыкальных сказок и музыкальных зарисовок из жизни детей;
  • осуществлять первоначальный контроль своего участия в интересных для него видах музыкальной деятельности;
  • адекватно воспринимать предложения учителя.

Учащийся получит возможность научиться:

  • принимать музыкально - исполнительскую задачу и инструкцию учителя;
  • воспринимать мнение (о прослушанном произведении) и предложения (относительно исполнения музыки) сверстников, родителей;
  • принимать позицию исполнителя музыкальных произведений.

Познавательные универсальные учебные действия

Учащийся научится:

  • ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск нужной информации (Музыкальный словарик);
  • использовать рисуночные и простые символические варианты музыкальной записи («Музыкальный домик»);
  • находить в музыкальном тексте разные части;
  • понимать содержание рисунков и соотносить его с музыкальными впечатлениями;
  • читать простое схематическое изображение.

Учащийся получит возможность научиться:

  • соотносить различные произведения по настроению, форме, по некоторым средствам
  • музыкальной выразительности (темп, динамика);
  • понимать запись, принятую в относительной сольмизации, включая ручные знаки;
  • пользоваться карточками ритма;
  • строить рассуждения о доступных наглядно воспринимаемых свойствах музыки;
  • соотносить содержание рисунков с музыкальными впечатлениями.

Коммуникативные универсальные учебные действия 

Учащийся научится:

  • воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке;
  • учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки;
  • принимать участие в групповом музицировании, в коллективных инсценировках;
  • понимать важность исполнения по группам (мальчики хлопают, девочки топают, учитель аккомпанирует, дети поют и т.д.);
  • контролировать свои действия в коллективной работе.

Учащийся получит возможность научиться:

  • исполнять со сверстниками музыкальные произведения, выполняя при этом разные функции (ритмическое сопровождение на разных детских инструментах и т.п.);
  • использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от музыки;
  • следить за действиями других участников в процессе хорового пения и других видов совместной музыкальной деятельности.

Предметные результаты освоения программы по предмету «Музыка»

  1. Сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии

Учащийся научится:

  • проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость;
  • понимать степень значения роли музыки в жизни человека.
  • выявлять характерные особенности жанров: песни, танца, марша; определять на слух основные жанры музыки (песня, танец и марш);
  • различать тембры музыкальных инструментов;

Учащийся получит возможность научиться:

  • пониманию истоков музыки и ее взаимосвязи с жизнью;
  • воспринимать учебный материал небольшого объема со слов учителя, умению внимательно слушать;
  • узнавать на слух основную часть произведений;

  1. Сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края  

Учащийся научится:

  • ориентироваться     в музыкально- поэтическом    творчестве, в многообразии  музыкального    фольклора   России,   в  том  числе  родного   края,   сопоставлять    различные    образцы   народной и профессиональной    музыки;
  • ценить отечественные    народные музыкальные    традиции;
  • пониманию истоков музыки и ее взаимосвязи с жизнью;

Учащийся получит возможность научиться:

  • осмысленно владеть способами певческой деятельности: пропевание мелодии, проникнуться чувством сопричастности к природе, добрым отношением к ней.  
  • реализовывать      творческий     потенциал, осуществляя собственные   музыкально - исполнительские   замыслы   в   различных   видах   деятельности;
  • знать название русских народных инструментов и их внешний вид, своеобразие их интонационного звучания, народные инструменты; определять на слух звучание народных инструментов;
  • различать жанры народных песен – колыбельные, плясовые, их характерные особенности;  
  • знать образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции, праздники;

  1. Развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности

Учащийся научится:

  • понимать термины: мелодия и аккомпанемент. Что мелодия – главная мысль музыкального произведения;
  • сопоставлять  народные и профессиональные инструменты, их своеобразие и интонационное звучание, сходства и различия.

Учащийся получит возможность научиться:

  • обогащению индивидуального музыкального опыта;
  • воплощению собственных мыслей, чувств в звучании голоса и различных инструментов;
  • определять названия профессиональных инструментов ,выразительные и изобразительные возможности этих инструментов

  1. Умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальному произведению

 Учащийся научится:

  • внимательно слушать музыкальные  фрагменты и находить характерные особенности музыки в прозвучавших  литературных фрагментах;
  • определять  смысл понятий «композитор-исполнитель-слушатель»;
  • узнавать изученные музыкальные произведения, выказывать свое отношение к различным  музыкальным сочинениям, явлениям,

Учащийся получит возможность научиться:

  • определять и сравнивать характер, настроение в музыкальных произведениях;
  • эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление

  1. Использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнения вокально-хоровых произведений, в импровизации

Учащийся научится:

  • определять характер, настроение, жанровую основу песен-попевок;
  • принимать участие в элементарной импровизации и исполнительской деятельности;
  • участвовать в коллективном пении, исполнение ритма, изображение звуковысотности мелодии движением рук;
  • выразительно исполнять песню и составлять исполнительский план вокального сочинения исходя из сюжетной линии стихотворного текста, находить нужный характер звучания, импровизировать «музыкальные разговоры» различного характера.

Учащийся получит возможность научиться:

  • передавать настроение музыки в пении;  
  • откликаться на характер музыки пластикой рук, ритмическими хлопками.
  • исполнять, инсценировать песни.
  • передавать настроение музыки в пластическом движении, пении, давать определения общего характера музыки.

III  Содержание учебного предмета.

В рабочей программе учтен национально-региональный компонент, который предусматривает знакомство первоклассников  с музыкальными традициями, песнями и музыкальными инструментами Республики Башкортостан и составляет 10% учебного времени:

Урок №6. Сочини мелодию. РК. Музыка моего края.

Урок 10. Музыкальные инструменты. РК.Музыкальные инструменты башкирского народа: курай, кубыз, думбыра.

Урок 17. Край, в котором ты живешь. РК. Песни башкирского народа о Родине

«Музыка вокруг нас»

Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Композитор – исполнитель – слушатель. Песни, танцы и марши — основа многообразных жизненно-музыкальных впечатлений детей. Музы водят хоровод. Мелодия – душа музыки. Образы осенней природы в музыке. Словарь эмоций. Музыкальная азбука. Музыкальные инструменты: свирель, дудочка, рожок, гусли, флейта, арфа. Звучащие картины. Русский былинный сказ о гусляре садко. Музыка в праздновании Рождества Христова. Музыкальный театр: балет.

Первые  опыты вокальных, ритмических и пластических импровизаций. Выразительное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочих тетрадях.

Тема полугодия: «Музыка вокруг нас»  – 16 часов

Урок 1. И Муза вечная со мной! 

Композитор – исполнитель – слушатель. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния.

Муза – волшебница, добрая фея, раскрывающая перед школьниками чудесный мир звуков, которыми наполнено все вокруг. Композитор – исполнитель – слушатель.

Урок 2.. Хоровод муз. 

Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.

Музыка, которая звучит в различных жизненных ситуациях. Характерные особенности песен и танцев разных народов мира. Хоровод, хор. Хоровод -  древнейший  вид  искусства,   который  есть  у  каждого  народа.  Сходство  и  различие   русского  хоровода, башкирского кругового танца,  греческого  сиртаки,  молдавской  хоры.

Урок 3. Повсюду музыка слышна.

Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Истоки возникновения музыки.

Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Показать, что каждое жизненное обстоятельство находит отклик в музыке. Знакомство с народными  песенками-попевками. Определение  характера,  настроения  песенок,  жанровой  основы. Ролевая игра «Играем в композитора».

Урок 4. Душа музыки - мелодия. 

Песня, танец, марш. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия).

Песни, танцы и марши — основа многообразных жизненно-музыкальных впечатлений детей. Мелодия – главная мысль любого  музыкального произведения. Выявление характерных особенностей жанров: песня, танец, марш на примере пьес из «Детского альбома» П.И.Чайковского.  В   марше - поступь,  интонации  и  ритмы   шага,  движение. Песня - напевность,  широкое  дыхание,  плавность   линий  мелодического  рисунка.  Танец-  движение  и  ритм,  плавность  и  закругленность  мелодии,  узнаваемый  трехдольный  размер   в  вальсе,  подвижность,  четкие  акценты,  короткие  “шаги”  в  польке.  В  песне  учащиеся  играют  на  воображаемой  скрипке.  В  марше  пальчики - “солдатики” маршируют  на  столе,  играют  на  воображаемом  барабане.  В  вальсе  учащиеся  изображают  мягкие  покачивания  корпуса.

Урок 5. Музыка осени. 

Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке.

Связать жизненные впечатления школьников об осени с художественными образами поэзии, рисунками художника, музыкальными произведениями П.И.Чайковского и Г.В.Свиридова, детскими песнями. Звучание музыки в окружающей жизни и внутри самого человека. Куплетная  форма  песен.

Урок 6. Сочини мелодию. РК. Музыка моего края

Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация – источник элементов музыкальной речи. Региональные музыкально – поэтические традиции.

Развитие темы природы в музыке. Овладение элементами алгоритма сочинения мелодии. Вокальные импровизации детей. Ролевая игра «Играем в композитора». Понятия «мелодия» и «аккомпанемент».

Урок 7. «Азбука, азбука каждому нужна…».

 Нотная грамота как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Система графических знаков для записи музыки.

Роль музыки в отражении различных явлений жизни, в том числе и школьной. Увлекательное путешествие в школьную страну и музыкальную грамоту.

Урок 8. Музыкальная азбука.

 Нотная грамота как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Система графических знаков для записи музыки.Запись нот -  знаков для обозначения музыкальных звуков.

Музыкальная азбука – взаимосвязь всех школьных уроков друг с другом. Роль музыки в отражении различных явлений жизни, в том числе и школьной. Увлекательное путешествие в школьную страну и музыкальную грамоту. Элементы музыкальной грамоты: ноты, нотоносец, скрипичный ключ.

Урок 9. Обобщающий урок 1 четверти.

Музыка и ее роль в повседневной жизни человека.

Игра «Угадай мелодию» на определение  музыкальных произведений и композиторов, написавших  эти произведения. Обобщение музыкальных впечатлений первоклассников за 1 четверть.

Урок 10. Музыкальные инструменты.

Народные музыкальные традиции Отечества. Региональные музыкальные традиции.

Музыкальные инструменты русского народа – свирели, дудочки, рожок, гусли. Внешний вид, свой голос, умельцы-исполнители и мастера-изготовители народных инструментов. Знакомство с понятием «тембр».Музыкальные инструменты башкирского народа – курай, кубыз, думбыра.

Урок 11. «Садко». Из русского былинного сказа.

Наблюдение народного творчества.

Знакомство  с  народным  былинным  сказом  “Садко”. Знакомство  с  жанрами  музыки,  их  эмоционально-образным  содержанием,  со  звучанием  народного  инструмента - гуслями. Знакомство с разновидностями народных песен – колыбельные, плясовые. На примере музыки Н.А.Римского -Корсакова дать понятия «композиторская музыка». 

Урок 12. Музыкальные инструменты. 

Народные музыкальные традиции Отечества. Музыкальные инструменты. Народная и профессиональная музыка.

Сопоставление звучания народных  инструментов со звучанием профессиональных инструментов: свирель- флейта, гусли – арфа – фортепиано.

Урок 13. Звучащие картины. 

Музыкальные инструменты. Народная и профессиональная музыка.

Расширение художественных впечатлений учащихся, развитие их ассоциативно-образного мышления  на примере репродукций известных произведений живописи, скульптуры  разных эпох. Направление   на  воспитание  у  учащихся  чувство  стиля - на  каких  картинах  “звучит”  народная  музыка, а  каких  - профессиональная, сочиненная  композиторами.

Урок 14. Разыграй песню.

 Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Постижение общих закономерностей музыки: развитие музыки - движение музыки. Развитие музыки в исполнении.

Развитие  умений и навыков выразительного исполнения  детьми песни Л. Книппера «Почему медведь зимой спит». Выявление  этапов  развития  сюжетов.   Подойти  к  осознанному  делению  мелодии  на  фразы,  осмысленному  исполнению  фразировки.  Основы  понимания  развития  музыки.  

Урок 15. Пришло Рождество, начинается  торжество. Родной обычай старины.

 Народные музыкальные традиции Отечества. Народное музыкальное творчество разных стран мира. Духовная музыка в творчестве композиторов. Наблюдение народного творчества.  

Введение детей в мир духовной жизни людей. Знакомство с религиозными праздниками, традициями, песнями. Знакомство  с  сюжетом  о   рождении  Иисуса  Христа  и  народными  обычаями  празднования  церковного   праздника  - Рождества  Христова. Осознание  образов  рождественских  песен,  народных  песен-колядок.

Урок 16.  Обобщающий урок 2 четверти. Добрый праздник среди зимы.

 Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о музыкальном жанре – балет.

Урок  посвящен одному из самых любимых праздников детворы – Новый год.  Знакомство  со  сказкой   Т.Гофмана и музыкой  балета  П.И.Чайковского «Щелкунчик»,  который  ведет детей в мир чудес, волшебства,  приятных   неожиданностей.

«Музыка и ты»

Музыка в жизни ребенка. Образы родного края. Роль поэта, художника, композитора в изображении картин природы (слова- краски-звуки). Образы утренней и вечерней природы в музыке. Музыкальные портреты. Разыгрывание музыкальной сказки. Образы защитников Отечества в музыке. Мамин праздник и музыкальные произведения. Своеобразие музыкального произведения в выражении чувств человека и окружающего его мира. Интонационно-осмысленное воспроизведение различных музыкальных образов. Музыкальные инструменты: лютня, клавесин, фортепиано, гитара. Музыка в цирке. Музыкальный театр: опера. Музыка в кино. Афиша музыкального спектакля, программа концерта для родителей. Музыкальный словарик.

Выразительное, интонационно осмысленное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочих тетрадях.

Тема полугодия: «Музыка и ты » - 17 часов

Урок 17. Край, в котором ты живешь. РК. Песни башкирского народа оРодине 

Сочинения отечественных композиторов о Родине.          

Россия- Родина  моя.  Отношение  к  Родине,  ее  природе,  людям,  культуре,  традициям  и  обычаям.  Идея  патриотического  воспитания.   Понятие  “Родина” - через эмоционально-открытое, позитивно-уважительное  отношение  к  вечным  проблемам жизни и искусства. Родные  места,  родительский дом,  восхищение  красотой  материнства,  поклонение труженикам  и  защитникам  родной  земли. Гордость за  свою  родину. Музыка  о родной  стороне,  утешающая  в  минуты  горя  и  отчаяния,  придававшая  силы  в  дни испытаний  и  трудностей,  вселявшая  в  сердце  человека  веру,  надежду,  любовь…Искусство, будь то музыка, литература, живопись, имеет общую основу – саму жизнь. Однако у каждого вида искусства – свой язык, свои выразительные средства для того, чтобы передать разнообразные жизненные явления, запечатлев их в ярких запоминающихся слушателям, читателям, зрителям художественных образах.

Урок 18. Художник, поэт, композитор.

Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния.  

Искусство, будь то музыка, литература, живопись, имеет общую основу – саму жизнь.   Однако у каждого вида искусства – свой язык, свои выразительные средства  для того, чтобы передать разнообразные жизненные явления, запечатлев их  в  ярких запоминающихся  слушателям, читателям,  зрителям  художественных  образах. Обращение  к  жанру  пейзажа,  зарисовкам  природы  в  разных  видах  искусства.  Музыкальные  пейзажи- это  трепетное  отношение  композиторов  к  увиденной,  “услышанной  сердцем”, очаровавшей  их  природе.  Логическое  продолжение  темы  взаимосвязи  разных  видов  искусства,  обращение  к  жанру  песни  как  единству  музыки  и  слова.

Урок 19. Музыка утра. 

Интонационно – образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке.

Рассказ музыки о жизни природы. Значение принципа сходства и различия как ведущего в организации восприятия музыки детьми. Контраст  музыкальных  произведений,  которые  рисуют  картину утра. У  музыки  есть удивительное  свойство- без  слов  передавать  чувства,   мысли,  характер  человека, состояние  природы.  Характер  музыки  особенно  отчетливо  выявляется  именно  при сопоставлении  пьес. Выявление  особенностей  мелодического  рисунка,  ритмичного  движения,  темпа,  тембровых  красок  инструментов,  гармонии,  принципов  развитии  формы.  Выражение  своего  впечатления  от  музыки  к  рисунку.

Урок 20. Музыка вечера. 

Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Интонация – источник элементов музыкальной речи.

Вхождение  в  тему  через  жанра - колыбельной  песни. Особенности   колыбельной музыки.  Особенность  вокальной  и  инструментальной  музыки  вечера  (характер, напевность, настроение). Исполнение  мелодии  с  помощью  пластического  интонирования:  имитирование  мелодии  на  воображаемой  скрипке.  Обозначение   динамики,  темпа,  которые  подчеркивают   характер  и  настроение  музыки.

Урок 21. Музыкальные портреты. 

Выразительность и изобразительность в музыке. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие.  

Сходство и различие музыки и разговорной речи на примере вокальной миниатюры «Болтунья» С.Прокофьева на стихи А.Барто. Интонационно-осмысленное воспроизведение различных музыкальных образов. Тайна  замысла композитора  в  названии  музыкального произведения.  Отношение  авторов  произведений  поэтов  и  композиторов  к  главным  героям  музыкальных  портретов.

Урок 22. Разыграй сказку. «Баба Яга» - русская народная сказка.

 Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: игры – драматизации.

Знакомство  со  сказкой  и  народной   игрой  “Баба-Яга”. Встреча  с  образами  русского  народного  фольклора.  

Урок 23. Музы не молчали.

Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Тема защиты Отечества.

 Тема защиты Отечества. Подвиги народа в произведениях художников, поэтов, композиторов. Память и памятник  -  общность  в  родственных  словах. Память  о  полководцах,  русских  воинах, солдатах,  о  событиях  трудных  дней  испытаний  и  тревог,  сохраняющихся  в  народных    песнях,  образах,  созданными  композиторами. Музыкальные  памятники  защитникам  Отечества.

Урок 24. Мамин праздник.

Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей.

Урок посвящен самому дорогому человеку - маме. Осмысление содержания построено на сопоставлении поэзии и музыки. Весеннее настроение в музыке и произведениях изобразительного искусства. Напевность, кантилена  в  колыбельных  песнях,  которые  могут  передать  чувство  покоя,  нежности,  доброты,  ласки.

Урок 25. Обобщающий урок.

Обобщение музыкальных впечатлений первоклассников за 3   четверть.

Урок 26. Музыкальные инструменты. У каждого свой музыкальный инструмент.

Музыкальные  инструменты.

Инструментовка  и  инсценировка    песен.  Игровые  песни,  с  ярко  выраженным  танцевальным   характером. Звучание   народных  музыкальных  инструментов.

Урок 27. Музыкальные инструменты. 

Музыкальные  инструменты.

Встреча с музыкальными инструментами – арфой и флейтой. Внешний вид, тембр этих инструментов, выразительные возможности. Знакомство  с  внешним  видом,  тембрами,  выразительными  возможностями музыкальных  инструментов  - лютня,  клавеснн.   Сопоставление  звучания  произведений,  исполняемых  на  клавесине  и  фортепиано.  Мастерство  

 исполнителя-музыканта.

Урок 28. «Чудесная лютня» (по алжирской сказке). Звучащие картины. 

Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей.

Знакомство  с  музыкальными  инструментами,  через  алжирскую  сказку  “Чудесная лютня”.  Размышление  о  безграничных возможностях  музыки  в  передаче  чувств,  мыслей  человека,  силе  ее  воздействия.  Обобщенная  характеристика  музыки,  дающая  представление  об  особенностях  русской  народной  протяжной,  лирической песни  разудалой  плясовой.  Выполнение  задания  и выявление  главного  вопроса: какая   музыка  может  помочь  иностранному  гостю  лучше  узнать  другую  страну? Художественный  образ.  Закрепление  представления  о  музыкальных  инструментах  и исполнителях.  Характер  музыки  и  ее  соответствие  настроению  картины.

Урок 29. Музыка в цирке.

Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Песня, танец, марш и их разновидности.

Своеобразие музыкального произведения в выражении чувств человека и окружающего его мира. Цирковое  представление  с  музыкой,  которая  создает  праздничное  настроение. Музыка,  которая  звучит   в   цирке  и помогает  артистам  выполнять  сложные  номера, а  зрителям  подсказывает  появление  тех  или  иных  действующих  лиц  циркового  представления.

Урок 30. Дом, который звучит. 

Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Опера, балет. Песенность, танцевальность, маршевость. 

Введение первоклассников в мир музыкального театра. Путешествие в музыкальные страны, как опера и балет.  Герои  опер - поют,   герои  балета  - танцуют. Пение  и  танец  объединяет  музыка.  Сюжетами  опер  и  балетов  становятся  известные  народные  сказки. В  операх  и  балетах  “встречаются” песенная,   танцевальная  и  маршевая  музыка.

Урок 31. Опера-сказка. 

Опера. Песенность, танцевальность, маршевость. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая.  

Детальное  знакомство  с  хорами  из  детских  опер. Персонажи  опер  имеют  свои  яркие  музыкальные  характеристики – мелодии-темы.  Герои  опер  могут  петь по одному - солист  и  вместе хором  в  сопровождении  фортепиано  или  оркестра. В  операх  могут  быть  эпизоды,  когда  звучит  только  инструментальная музыка.

Урок 32. «Ничего на свете  лучше нету». 

Музыка для детей: мультфильмы.

Любимые мультфильмы  и музыка,  которая  звучит  повседневно  в  нашей жизни. Знакомство  с  композиторами-песенниками,  создающими  музыкальные  образы.

Урок 33. Обобщающий урок. (Урок-концерт.)

 Обобщение музыкальных впечатлений первоклассников за 4 четверть и год.

Исполнение  выученных  песен в течение  всего  года. Составление афиши и программы концерта.

 

IV  Тематическое планирование

№ п/п

Тема

Количество часов

1

Музыка вокруг нас

16

2

Музыка и ты

17

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса включает в себя дидактическое и методическое обеспечение образовательной программы, описание печатных пособий, технических средств обучения, экранно-звуковых пособий, игр и игрушек, оборудования класса, а также перечень информационно-коммуникативных средств обучения. Эти материалы представлены в таблицах:

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

Дидактическое обеспечение

Методическое обеспечение

  1. класс

1. Музыка 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина

2.Творческая тетрадь для 1 класса, М., Просвещение, 2013г.

1.Примерная программа Музыка Предметная линия учебников Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской

Музыка 1-4 классы» авторов Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной:

Технические средства обучения

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике изучаемого предмета

Компьютер

МР3 – плеер

Портреты композиторов

Детские музыкальные инструменты (бубен, ложки, металлофон, трещетки, маракасы, треугольник)

Экранно-звуковые пособия

Аудиозаписи в соответствии с программой обучения.

Видеофильмы, соответствующие тематике программы по музыке

Слайды, соответствующие тематике программы по музыке

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике примерной программы по музыке

Игры и игрушки

Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов

Настольные развивающие игры

Оборудование класса

Ученические столы  двухместные с комплектом стульев.

Стол учительский с тумбой.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

Информационно-коммуникационные средства

Цифровые образовательные ресурсы

1. Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»

2. Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»

3. Электронный образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП)

4. Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия »

5.Мультимедийная программа «История музыкальных инструментов»

 

Ресурсы интернета

1.Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164

2.Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/

3.Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/

Электронные библиотеки (www.gnpbu.ru.)

Русская виртуальная библиотека (www.rvb.ru.)

Общий текст (www.text. net. ru.)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...