Конспекты уроков музыки для 5-7 классов
план-конспект урока по музыке по теме
По программе Е. Д. Критской.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Г.Свиридов Музыкальные иллюстрации 5 класс | 33.83 КБ |
Гармонии задумчивый поэт 6 класс | 30.63 КБ |
Симфоническая музыка 7 класс | 30.29 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ УРОКА
Тема урока: «Образы симфонической музыки. Г. Свиридов « Музыкальные иллюстрации»
Тип урока: усвоение «новых» знаний.
Образовательная цель: На примере музыкальных иллюстраций Г. Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель» рассмотреть возможности симфонического оркестра в раскрытии образов литературного произведения
Метапредметные: наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной деятельности; обобщение, систематизация, определение музыкальных понятий, портретов русских и зарубежных композиторов.
Предметные: посредством определения учащимися эстетических эмоций и способами их выражения, выявить признаки звучания и выразительность музыкальных инструментов в симфоническом оркестре;
Личностные: развитие эмоционального восприятия; понимание жизненного содержания народной, классической и современной музыки; выявление ассоциативных связей музыки с литературой, изобразительным искусством в процессе освоения музыкальной культуры.
Оборудование: компьютер, фортепиано, проектор, доска, видеоклипы музыкальных произведений, раздаточный материал.
Музыкальный материал: Пьеса «Тройка» из музыкальных иллюстраций Г. Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель»,Е. Крылатов, Ю. Энтин - Мы - дети солнца.
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ УРОКА
Тема урока: «Гармонии задумчивый поэт»
Тип урока: Углубление знаний.
Образовательная цель: обогатить представление учащихся о жизни и творчестве польского композитора Ф. Шопена.
Метапредметные: развивать навыки музыкального восприятия путём сравнительного анализа; развитие коммуникативных умений; развитие умения планировать, оценивать свои действия; формирование образного и ассоциативного мышления.
Предметные: воспринимать произведения искусства; давать эстетическую оценку музыкальным и литературным произведениям на примере прелюдии №7; понимать соотношение целостности и гармонии между человеком и окружающим миром на примере прелюдии №20; анализировать произведения разных видов искусства на примере этюд №12 и вальс №7.
Личностные: проживание художественного образа; освоение художественного наследия; формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культуры; развитие этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Оборудование: компьютер, фортепиано, проектор, доска, видеоклипы музыкальных произведений, раздаточный материал.
Музыкальный материал: Ф. Шопен: Вальс №7, Прелюдия №7, Прелюдия № 20, Этюд №12; Песня: «Маленький принц».
Этап урока | Действия учителя | Деятельность обучающихся | Музыкальный материал | УУД | ||||||||
1. Организационный момент (2 минуты)
| Здравствуйте, ребята! я продолжаю проводить у вас урок музыки. Сейчас мы с вами встанем и по-музыкальному поздороваемся. «Здравствуйте, учитель. Здравствуйте». | Дети заходят в класс и садятся на места, приветствуют. | Музыкальное приветствие. | Л - Проявление эмоциональной отзывчивости | ||||||||
2. Актуализация знаний.
(5 минут)
| Ребята! А вы верите в волшебство? Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, передайте частичку хорошего настроения другому. О, чудо!!! Посмотрите, от ваших улыбок стало ярче, уютнее, светлее в классе! И мне хотелось бы, чтобы волшебный мир музыки подарил вам сегодня хорошее настроение, новые впечатления и открытия. Снег идет, густой-густой. В ногу с ним, стопами теми, В том же темпе, с ленью той Или с той же быстротой, Может быть, проходит время? Может быть, за годом год Следуют, как снег идет, Или как слова в поэме? Ребята! Вам знакомы эти стихи? Кто автор этих строк? Какое отношение имеет этот текст к уроку музыки? (На уроках музыки мы говорим о связи музыки и литературы). Действительно, мы с вами выяснили что литература и музыка – друзья, а не соперники. И если бы не было литературы, то в музыке не появились бы такие жанры , как опера, балет. Каким было ваше домашнее задание? Сегодня мы поговорим о загадке, разгадать которую пока не смог никто. А поговорим мы о тайне музыки. | Дети отвечают на вопросы. | Л - Проявление эмоциональной отзывчивости; К - уметь вступать в речевое общение в группах, аргументировано вести диалог; ? -наблюдение за музыкой в жизни человека | |||||||||
3. «Открытие нового знания» (8 минут) | Сегодня мы услышим музыку одного великого композитора. Внимательно послушайте, и подумайте: о каком композиторе пойдёт речь на сегодняшнем уроке. Мечтатель пылкий, благородный, Властитель фортепьянных сцен, Поэт мелодии народной - Все это Фредерик Шопен. «Гармонии задумчивый поэт» - так называли этого композитора за его мечтательную, нежную и взволнованную музыку, за музыку полную любви и вдохновения. Так и будет называться тема нашего урока. Откройте тетради, запишите тему урока. Прежде чем мы начнём изучение новой темы, запишите домашнее задание: Найти одно из стихотворений о Ф. Шопене и выразительно его прочитать. Маленький Фредерик рос в окружении музыки. Его отец играл на скрипке и флейте, а мама хорошо пела и играла на фортепиано. К пяти годам мальчик уже уверенно исполнял несложные пьесы, разученные под руководством старшей сестры. Первое выступление маленького пианиста состоялось в Варшаве, когда ему исполнилось 7 лет. Концерт имел успех, и совсем скоро его знала уже вся Варшава. Его также называли «Гением фортепиано», «Поэтом фортепиано». Он был великолепным пианистом – виртуозом и сочинял музыку только для своего любимого инструмента. Ребята, сейчас мы выявим самого внимательного из вас::Любимый инструмент Ф. Шопена – фортепиано. Ребята, какие разновидности фортепиано вы знаете? А чем отличается пианино от рояля? Слово пианино складывается из двух слов: форте (громко) и пиано (тихо). Рояль в переводе с французского значит – королевский. Пианино – домашний инструмент, а рояль – концертный. Основную часть творчества Ф. Шопена составляют фортепианные композиции: сонаты, полонезы, прелюдии, мазурки, этюды, баллады и ряд небольших произведений. | Ответы детей: Речь пойдёт о Ф. Шопене. Ответы детей: Пианино, рояль. Рояль звучит громче, чем пианино. | Р - Научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами; Л - проявление эмоциональной отзывчивости; Л - проявление эмоциональной отзывчивости, импровизировать в характере жанра. П - сформировать представление о жизни и творчестве | |||||||||
4. Организация слушательской деятельности (10 минут) | Сегодня на уроке мы послушаем 4 фрагмента фортепианных произведений Ф. Шопена. Наша задача: проанализировать характер, настроение музыки и сравнить музыкальные образы. В творчестве Ф. Шопена «Вальс» представляет собой сольную фортепианную пьесу, вдохновенную и глубокую, в которой использован весь арсенал пианистической техники. Один из самых известных вальсов Ф. Шопена – это «Вальс №7». Для начала вспомним, что такое вальс? Вальс – это парный танец, основанный на лёгком вращательном движении: когда танцующие совершают оборот вокруг себя и вместе с тем продвигаются вперёд. Однако творчество композитора основывается на мелодиях родной земли. Мазурки, полонезы, вальсы, ноктюрны - в этих и других жанрах творил Шопен. А в музыке Шопена всегда слышится тоска и грусть, боль и воспоминание о родной земле. Слушать Вальс №7Мы только что слышали его вальс. Его вальсы очень нежны и лиричны. Вальс – бальный танец. Основан на легком вращательном движении, когда танцующие совершают оборот вокруг себя и вместе с тем продвигаются вперед. Темп вальса может быть умеренным и более быстрым, вихревым. Сейчас мы послушали один из самых известных вальсов Ф. Шопена, а затем и посмотрите самый известный вальс. Русский поэт Лев Озеров выразил свои чувства после прослушанного Седьмого вальса Шопена в стихах. Послушайте, совпадает ли видение поэта с тем, что почувствовали вы, слушая музыку? ЛЕВ ОЗЕРОВ «ВАЛЬС» Ещё звучит в моих ушах Седьмого вальса легкий шаг, Как вешний ветерок, Как трепетанье птичьих крыл, Как мир, который я открыл В сплетенье нотных строк. Еще звучит тот вальс во мне, Как облако в голубизне, Как родничок в траве, Как сон, что вижу наяву, Как весть о том, что я живу С природою в родстве. Ещё один жанр инструментальной музыки к которой обращался композитор - Прелюдия – короткое музыкальное произведение, не имеющее строгой формы. В период зарождения прелюдии всегда предшествовали более длинному, сложному и строго оформленному произведению, но впоследствии композиторы стали писать прелюдии и как самостоятельные произведения. Слушать(видео клип) Прелюдия №7,№20 чем они похожи?Настроение ? Этюд — инструментальная пьеса, как правило, небольшого объёма, основанная на частом применении какого-либо трудного приёма исполнения и предназначенная для усовершенствования техники исполнителя. Содержательность и поэтичность музыкальных образов в этюдах Шопена вывела этот вид музыки на уровень большого искусства. Слушать Этюд №12 «Революционный» - фрагмент. Шопен умер в 1849 году в Париже. Тело Шопена покоится в Париже на кладбище Пер-Лашез. Сердце, согласно его последней воле, замуровано в одной из стен костёла св. Креста в Варшаве. Гений композитора принадлежит всему миру. Прошло много лет, но великого пианиста и композитора помнят. О нём слагают стихи, пишут песни. | Ответы детей: Это парный танец. Дети анализируют произведение.. Дети отвечают на вопросы. Ответы детей: Этюд - это инструментальная пьеса.. Дети отвечают на вопросы: Вальс №7. Дети предполагают: Этюд №12. | Вальс №7 Прелюдия №7 Прелюдия №20 Этюд №12 | Р - Научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами; Л - проявление эмоциональной отзывчивости; Л - личностное отношение при восприятии музыки. | ||||||||
5. Организация исполнительской деятельности (10 минут)
| Произведения Ф. Шопена, которые мы сегодня с вами прослушали, можно назвать самыми нежными и волшебными. Волшебными могут быть и вокальные произведения. Сегодня мы будем разучивать известную нам песню «Маленький принц». музыка Таривердиева ВХР
| «Маленький принц». | Л - Корректировать собственное исполнение; К - Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном творчестве. | |||||||||
6. Рефлексия деятельности (5 минут) | Подведём итоги нашего урока: - О ком мы сегодня говорили на уроке? - С какими произведениями познакомились? - В каком возрасте состоялось первое выступление Ф. Шопена на сцене? - Что такое вальс? - Любимый музыкальный инструмент Ф. Шопена? - В чём были ваши затруднения на сегодняшнем уроке? Оцените себя самостоятельно. Спасибо за урок! | Дети отвечают на вопросы. | Л – проявление эмоциональной отзывчивости; Л – личностное отношение при восприятии музыки Р - Научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами; |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ УРОКА
Тема урока: «Симфоническая музыка»
Тип урока: усвоение новых знаний.
Образовательная цель: формирование основ музыкальной грамотности о жанрах музыкального искусства
Метапредметные: наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной деятельности; обобщение, систематизация, определение музыкальных понятий, портретов русских и зарубежных композиторов.
Предметные: крепление элементарных знаний об отличительных особенностях и основных операх и балетах в нашей стране; расширение знаний о симфонии; музыкального и общего культурного кругозора.
Личностные: развитие эмоционального восприятия; понимание жизненного содержания народной, классической и современной музыки; выявление ассоциативных связей музыки с литературой, изобразительным искусством в процессе освоения музыкальной культуры.
Оборудование: компьютер, фортепиано, проектор, доска, видеоклипы музыкальных произведений, раздаточный материал.
Музыкальный материал: Александр Ермолов "Таинственный остров", В. А. Моцарт «Симфония №40», видео фрагменты с афишами опер, артистами.
Этап урока | Действия учителя | Деятельность обучающихся | Музыкальный материал | УУД | ||||||||
1. Организационный момент (2 минуты)
| Здравствуйте, ребята! Меня зовут Дарья Сергеевна и сегодня я проведу у вас урок музыки. Музыкальное приветствие. - Я пришла сегодня в класс, очень рада видеть вас. - И мы тоже рады Мы сегодня будем наблюдать, Выводы делать и рассуждать. А, чтобы урок пошел каждому впрок, Активно в работу включайся, дружок! | Дети заходят в класс и садятся на места, приветствуют. | Музыкальное приветствие. | Л - Проявление эмоциональной отзывчивости | ||||||||
2. Актуализация знаний.
(6 минут)
| Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с жанрами музыкального искусства, сегодня мы познакомимся еще с одним жанром музыкального искусства – это симфонией. Сегодня свою работу на уроке вы будете оценивать сами: если вы считаете, что данное задание вы выполнили без затруднений и усвоили хорошо, то вы кладете в свой конвертик зеленый жетон, если вы испытывали небольшие затруднения – то желтый жетон, если испытывали большие трудности, материал давался с трудом – то красный жетон. В конце урока мы подведем итоги. | Дети отвечают. | Л - Проявление эмоциональной отзывчивости; К - уметь вступать в речевое общение в группах, аргументировано вести диалог; | |||||||||
2. «Открытие нового знания» (10 минут) | А)Отгадайте загадки: Мы во все глаза глядели! Весь спектакль артисты пели. Слаженно оркестр играл, от певцов не отставал. Мы в ладоши хлопали, все мы любим… (оперу) Ну, а если все танцуют, песен и в помине нет, То такое представленье называется… (балет) - Назовите отличия между балетом и оперой? (в балете - танцуют, а в опере - поют) - В каком городе в РТ имеется театр оперы и балета? (в г. Казани) Этот театр называется Татарский академический государственный театр оперы и балета им. М. Джалиля, этот театр был построен в 1956г, и в этом году театр будет отмечать свое 60-летие (слайд) Б)Игра «Определи балеты и оперы» (учащимся необходимо правильно расположить названия балетов и опер в два столбика, учащиеся работают цепочкой) Оперы:« Кармен» Дж. Бизе,«Жизнь за царя» М. И. Глинка,«Золотой петушок» Н. А. Римский – Корсаков,«Любовь к трем апельсинам» С. Прокофьев,«Садко» Н. А. Римский – Корсаков,«Пиковая дама» П. И. Чайковский,«Руслан и Людмила» М. И. Глинка Балеты:«Лебединое озеро» П. И. Чайковский,«Щелкунчик» П. И. Чайковский,«Спящая красавица» П. И. Чайковский,«Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьев, В)Игра «Музыкальная перестрелка» Назвать известных оперных певцов и танцоров балета (определить по фотографии на слайдах)Анна Нетребко,Галина Вишневская,Елена Образцова, Ирина Архипова,Дмитрий Хворостовский,Лучано Паваротти,Монсерат Кабалье Николай Цискаридзе,Анна Павлова,Галина Уланова,Майя Плисецкая - Как вы думаете, чтобы стать настоящим оперным певцом или танцором балета, какими качествами должен обладать человек? (целеустремленность, упорство, трудолюбие, любовь к искусству) | Ответы детей. Портрет. Дети отвечают. | Видел фрагменты с афишами опер, артистами. | Р - Научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами; Л - проявление эмоциональной отзывчивости; Л - проявление эмоциональной отзывчивости, импровизировать в характере жанра. П - сформировать представление о жизни и творчестве | ||||||||
3.Организация слушательской деятельности (9 минут) | Сегодня, ребята, мы познакомимся еще с одним жанром музыкального искусства – симфонией. В отличие от оперы и балета, эту музыку чаще слушают в консерваториях, театрах. Эту музыку исполняет симфонический оркестр. А) Словарная работа (запись в тетради) Симфония – музыкальное произведение для оркестра. Симфонический оркестр – оркестр из струнно - смычковых, духовых медных, духовых деревянных, ударных музыкальных инструментов. Б) Слушание: В. А. Моцарт «Симфония №40» Закройте, ребята, глаза, сейчас мы с вами окажемся в консерватории. Определение средств музыкальной выразительности: темпа, динамики звучания, жанра, ритма, музыкальных инструментов. Физминутка. | Ответы уч-ся: Музыка яркая, мелодичная, напевная, песенно-танцевальная, широкая, вольготная, | Слушание: В. А. Моцарт «Симфония №40» | Р - Научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами; Л - проявление эмоциональной отзывчивости; Л - личностное отношение при восприятии музыки. | ||||||||
5. Организация исполнительской деятельности (8 минут)
| Кто знает, какую песню вы учила на прошлом уроке?- О чем эта песня? Какая она по характеру? Где вы можно услышать такую песню? Слушание песни в фонозаписи Александр Ермолов "Таинственный остров" ВХР
| Любовь, уважение.. | Александр Ермолов "Таинственный остров" | Л - Корректировать собственное исполнение; К - Осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном творчестве. | ||||||||
6. Рефлексия деятельности (5 минуты) | Подведём итоги нашего сегодняшнего урока. - Ребята, что мы сегодня нового узнали о музыки? - Какой музыкальный портрет героя Вам больше всего понравился? Какое открытие вы сделали на уроке? Чему научились? - Оцените свою работу на уроке самостоятельно. Спасибо за урок! | Ответы детей. | Л – проявление эмоциональной отзывчивости; Л – личностное отношение при восприятии музыки Р - Научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами; |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока музыки по ФГОС 1 класс по программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой Раздел: «Музыка и ты» Тема: «Музыка в цирке»
Цель: познакомить детей, с музыкой, звучащей в цирке, с ее огромным значением в цирковом представлении, познакомить с композитором Исааком Дунаевским, с артистами цирка. Задачи:Предметные:научатс...
Конспекты уроков музыки для 1-4 классов
По программе Е. Д. Критской....
Конспект урока музыки "Изобразительность в музыке Эдварда Грига" (2 класс, УМК: Музыка 1 - 4 кл. В.О.Усачева, Л.В.Школяр)
Данный подробный конспект урока посвящен изучению произведений Эдварда Грига.Цель урока - осмысление учащимися понятия "изобразительности в музыке" во взаимосвязи с "выразительнос...
Конспект урока музыки во 2-ом классе на тему "Здравствуй, Родина моя! Музыкальные образы родного края!"
Общедидактическая цель: Использование ИКТ при ознакомлении с музыкальной грамотой на уроках музыки во 2-ом классе.Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления.Вид урока: комбинир...
План – конспект урока музыки для учащихся 2 класса на тему «Музыкальные инструменты симфонического оркестра»
План – конспект урока музыки для учащихся 2 класса «Музыкальные инструменты симфонического оркестра»...
Конспект урока музыка «Музыкальный сказочник» "(4 класс)
Тип урока: «открытия» нового знания.Цель: знакомство с композитором Римским – Корсаковым – как “музыкальным сказочником”.Планируемые результаты:Предметные: Поз...
Конспект урока музыки "Мюзикл" в 3 классе.
Конспект урока музыки "Мюзикл" в 3 классе....