урок "У каждого из нас своя Россия"
методическая разработка по музыке (2 класс) на тему

Преснякова Ольга Геннадьевна

Цель урока: Выявить особенности  звучания русской музыки в  произведениях различных авторов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2_klass_rodina.doc63.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

2 класс. Программа Е.Д. Крицкая Тема  раздела: «Россия – Родина моя»

Тема урока: «У каждого из нас своя Россия»

                                                                                                       

Цель: Выявить особенности звучания русской музыки

                                                                                                                                                                                         

Виды деятельности                      

Задачи

Методы

Ход урока

Организационный момент урока

 «У каждого из нас своя Россия»

Исполнение  и доучивание темы из вступления к опере «Хованщина»

М. Мусоргского

Слушание целиком Вступление из оперы «Хованщина»

Исполнение песни

«Моя Россия»

Исполнение фрагмента песни «Здравствуй Родина моя»

Слушание «Гимн России» 1 куплет

Работа с тетрадью

Вывод

Показ презентации о Родине.

Исполнение песни «Нижний Новгород»

Родина моя (в исполнении детей)

-Создать эмоциональный настрой урока

- учить чувствовать мелодизм русской музыки.

-Формировать у детей целостное восприятие музыкального произведения во время слушания;

- воспитывать усидчивость;

 -Пробуждать к песенному творчеству;

-передать настроение в песне

- пробуждать активность слуховой деятельности;

- развивать у детей способность логически мыслить;

-Формировать у детей целостное восприятие музыкального произведения во время слушания;

-воспитывать усидчивость;

-пробуждать активность слуховой деятельности;

-развивать у детей способность логически мыслить;

-воспитывать патриотизм

-Пробуждать к песенному творчеству;

-передать настроение в песне;

 -работать над правильным формированием звука, ритмическим рисунком, дикцией.

Метод эмпатии

Практический

Проблемно поисковый. Беседа.

Индивидуальный опрос.

Рассказ

Практический

Проблемно поисковый.

 

Работа с раздаточным материалом

Музыкальная запись.

Беседа.

Рассказ.

Индивидуальный опрос.

Практический

Наглядный

Презентация.

Практический

Исполнение в концертном варианте

Дети входят в класс под  песню «У каждого из нас своя Россия» 

Слова учителя:

Россия, родная Россия!

              С речушкой, прогретой до дна,

        С небесною яркою синью…

                                  Такая на свете одна.

           Есть страны богаче, пышнее,

          Но ты мной любима до слез.

      Горжусь я страною своею,

              В которой родиться пришлось.

- Тема нашего урока (слайд): « У каждого из нас своя  

   Россия»

- Цель урока: Выявить особенности  звучания русской музыки в  произведениях различных авторов. (садитесь)

- Россия наша, наша Родина. Давайте вместе подумаем,  

   что для нас с вами наша Родина?

  (на экране  слово Родина постепенно добавляются слова)

-Да, это место где ты родился и вырос, это наша мама, это наш дом, куда тебя всегда тянет, где бы ты ни был, это наша русская природа, это наша гордость, (патриот, защитник), наши друзья, наш народ, наша история, наша школа, общее дело или труд, наш город и т.д.

-Многие великие русские композиторы отражали в своей музыке величие России, и одним из таких композиторов был М. П. Мусоргский. (слайд)

Им создано большое количество музыкальных  произведений, раскрывающих жизнь российского государства.

  Для этого, ему  было необходимо знать историю своего народа и своей Родины.

 Одним из таких произведений является опера, которая носит название  «Хованщина», она рассказывает о жизни русского народа в период правления царя Петра первого. Музыка этой оперы основана на интонациях русской народной песни.

Вот одна из них

(слушание наиграть)

- Давайте  исполним ее (исполнение на слог «ле», работа над  звукоизвлечением  и интонацией)

 - На что похожа эта мелодия? На песню

-Какова особенность этой темы? Она мелодичная, плавная,  напевная, красивая, похожа на русскую песню.

-Куда движется мелодия? движение вверх по ступеням

- Какие интонации помогают догадаться  вам о  времени суток?

(восходящее движение мелодии)

-А давайте попробуем представить, или вообразить  какую картину природы, она нам рисует и какое настроение заложено в ней ? (закройте глаза)

( повторное слушание целиком)

 -Да. Музыка рисует картину русской  природы.  Ее широкие просторы, ее красивые поля и леса. Природы, которая вот - вот проснется,  т. е. картину раннего утра. Мы можем услышать, как запел петушок или,  как поднимается солнышко, или, как просыпается матушка земля. (слайд)

Но к теме Родины обращались не только композиторы -классики 19 века, но и современные композиторы. (слайд)

Солнце светит, ветры дуют, ливни льются над Россией

В небе радуга цветная, нет земли красивей!

-О какой песни идет речь?

-Давайте  ее исполним .

(исполнение детьми песни «Моя Россия»)

-Каков характер этой музыки?

-Какое настроение?

-Из чего состоит песня?  (Мелодии, слов, аккомпанемента)

-Есть ли разделение на запев и припев? Да, значит,  мы можем говорить о двух частной форме в музыке.

- Какова особенность ее мелодии?

-Да,  эта песня тоже очень мелодичная, с красивой  напевной мелодией. Она очень музыкальна, легко ложиться на слух.

-А как вы думаете,  она написана давно и ли в наши дни?

Да это уже современная песня.

- Но есть  и другие песни о Родине (слайд)

 (исполнение песни «Здравствуй Родина моя»)

- Есть ли отличие первого произведения от  второго? 

-Да  Характер более радостный, быстрый темп.

-Есть ли разделение на запев и припев?

Нет разделения на запев и припев. Значит, это одночастная форма в музыке.

(дети выкладывают на доске и на парте, с помощью раздаточного материала, форму построения музыкального произведения)

Затем читает учитель

                      У каждой страны свои символы есть

И я эти символы знаю!

                                В них мужество, гордость, отвага и честь!

         Их лучшими в мире считаю.

( слайд Флаг, герб)

-Какого символа нашей страны недостает?

-Конечно  гимна!  (слайд)

-Что такое гимн? Да это музыкальный символ страны.

-Как звучит гимн?

-Где исполняется гимн?

-Можно ли назвать наш гимн - песней о нашей Родине?

-Как слушается гимн?

 (слушание гимна)

-Какова мелодия гимна?  

-Да красива, мелодична, как и многие произведения и  песни о нашей Родине.

Давайте откроем наши тетради. В них есть тема, созвучная нашему сегодняшнему уроку

( Итог -работа с тетрадью) (на экране слайды –страницы тетради)

Вывод:

 -Что вам понравилось в уроке?  

-Произведение, какого композитора мы сегодня слушали?

-Что такое гимн?

-Кто автор нашего гимна?

-Какова же была тема урока?  

-«У каждого из нас своя Россия».

-Какова же особенность русской музыки?

- Да она наполнена мелодизмом, плавностью, напевностью.

-А сейчас я покажу вам, что же для меня моя  Россия, моя Родина?

Она нам Богом на века дана

           С ней одолеть нам горести любые

Она одна у всех, у нас одна

                              Хорошая фамилия Россия

(слайды, последний слайд Нижний Новгород)

(Песня о Нижнем Новгороде, исполнение) (синтезатор).

Вот видите ребята, наши представления о Родине совпали.

 -Я благодарю вас за работу!

 Стих. «Что значит Родина моя» (читает ребенок на фоне музыке)

-Что значит:  Родина моя?

Ты спросишь. Я отвечу:

- Сначала тропочкой  земля

Бежит тебе навстречу.

 Потом тебя поманит сад

    Душистой веткой каждой

            Потом увидишь стройный ряд

Домов многоэтажных.

Потом пшеничные поля

От края и до края

Все это – Родина твоя,

Земля твоя родная.

               Чем старше станешь и сильней,

  Тем больше пред тобою

  Она заманчивых путей

Доверчиво раскроет.

Я желаю вам любить свою Родину, гордиться своей страной, именно в этой стране найти настоящую дружбу.

(уходят под песнюРодина моя)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока по изобразительному искусству на тему "Каждый художник урожай своей земли хвалит"

Представлен подробный план - конспект урока по изобразительному искусству на тему "Каждый художник урожай своей земли хвалит"....

"У каждого из нас в душе своя Россия"

Сценарий конкурса  чтецов в начальном звене, посвящённому  России....

" В каждом посаде в своем наряде". ИЗО, 3 класс (конспект урока).

Данный урок познакомит учащихся с историей русского народного костюма, о особенностями одежды женщин Тульской губернии; углубит представления детей о значении знаков - символов (обе...

Конкурс чтецов "У каждого из нас в душе своя Россия".

Сценарий предназначен для детей 3-4 классов.  В сценарий включена подборка стихов о Родине, а также ссылка на музыкальное сопровождение некоторых стихов, песни о Родине. Это мероприятие рассчитан...

Конспект урока "Каждый художник урожай своей земли хвалит" (УМК "Школа России", 3 класс)

Конспект урока разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО....

УМК "Перспектива" конспект урока изобразительного искусства 3 класс Тема: "В каждом посаде в своем наряде"

Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся с традиционными русскими-народными нарядами.Планируемые результатыПредметные:знать особенности русского народного костюма; ...

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Каждый художник урожай своей земли хвалит (изображение осеннего натюрморта)" (УМК "Перспектива", 3 класс)

Цель урока: формирование у обучающихся представления о натюрмортах; создание изображения осеннего натюрморта.Задачи урокаДидактические:1. дать представление о светотени, света и тени, формы и объема;2...