План - конспект урока по изобразительному искусству на тему "Каждый художник урожай своей земли хвалит"
план-конспект урока (изобразительное искусство, 3 класс) на тему
Представлен подробный план - конспект урока по изобразительному искусству на тему "Каждый художник урожай своей земли хвалит".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_konspekt_izo_kazhdyy_hudozhnik_dary_svoey_zemli_hvalit.doc | 199.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа (VII вида) № 561 Калининского района Санкт – Петербурга Русанова Л.А., учитель начальных классов |
План - конспект УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ по ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
«Каждый художник урожай своей земли хвалит»
(3 клАсс)
Натюрморт. Цвет и форма. Рисование с натуры натюрморта «Славный урожай» (гуашь, акварель, цветные карандаши)
Тема «Каждый художник урожай своей земли хвалит»
Цели:
- научить технике рисования с натуры, подбору красок, цветовой гаммы, тени, расположению на листе;
- развивать умение переносить увиденное на лист с учетом формы и цвета; развивать наблюдательность и внимательность, познавательные интересы учеников через исследовательскую работу;
- воспитывать любовь к окружающей природе, способность чувствовать красоту окружающего мира, экологическую культуру, усилить эмоциональное восприятие природы при шедевров живописи; воспитывать уважительное отношение к труду земледельца;
- осуществить межпредметные связи изобразительного искусства с окружающим миром, музыкой.
Оборудование: иллюстарции репродукций : натюрморты с овощами, простые карандаши, альбомы, резинки, акварельные краски, кисти; образец педагогического рисунка «Натюрморт с овощами», аудиозапись классической музыки.
Оформление доски: рисунок – образец «Натюрморт с овощами», иллюстрации - репродукции, оформленный натюрморт.
Предварительная работа:
Мини – проект (в форме сообщения) об истории выращивания овощей.
Ход урока:
I. Актуализация знаний
1.Организация класса
А) Приветствие детей с учителем.
Б) Проверка готовности к уроку.
В) Повторение:
- Давайте вспомним, что такое «живопись»? / «Живопись – это такой вид изобразительного искусства, в котором цвет играет главную роль»; «Живопись означает писать жизнь, писать живо, т.е. полно и убедительно передавать действительность»/.
- Какие жанры живописи вы знаете?/ портрет, натюрморт, пейзаж, анималистический жанр, мифологический жанр/
II.Формулирование темы и цели урока, создание мотивации к работе
2.1. Сообщение темы
- Сегодня на уроке мы будем выполнять натюрморт в цвете акварельными красками. Кто скажет, что такое натюрморт? /«Натюрморт» в переводе с французского означает «мертвая натура», т.е. «натюрморт» – это постановка из неживых предметов, предметов быта, домашнего обихода. В переводе с немецкого «натюрморт» – означает «тихая жизнь»/
- Натюрморты каких художников вы знаете? /Ребята перечисляют художников, картины которых рассматривали на прошлом уроке. Можно использовать презентацию «Цветы в работах художников»/
- На прошлом уроке мы с вами писали цветы, а сегодня научимся писать овощи (фрукты). Тем более совсем недавно в нашей школе прошел Праздник урожая, и мы с вами видели, какой замечательный урожай выращивают ребята с родителями на дачных участках. За всем этим стоит непростой труд. Как думаете, зачем люди тратят время и силы на выращивание овощей и фруктов? / Ответы детей/ Верно. Это основа основ нашей жизни – пища. Нет пищи – нет жизни. Теме урожая посвящено много стихов, историй, картин, музыкальных произведений, где чествуют труд и прославляют земледельцев. И, конечно, выражают эстетическое восхищение формой, цветом, ароматом.
2.2.Информация об объектах натюрморта
- Сегодня наш урок посвящен урожаю. Но так как все объекты урожая людей мы не сможем объять, то остановимся на некоторых. Угадайте, о чем идет речь? [1] :
Зоркий глаз –
Богатырь Тарас
В подземелье ушел,
Десять братье нашел.
Посмотри- ка, посмотри,
Каковы богатыри! /Картофель/
/Вывешивается картинка - иллюстрация с картофелем/
Любопытный красный нос
По макушку в землю врос,
Лишь торчат на грядке
Зеленые прядки /Морковь/
/Вывешивается картинка - иллюстрация с морковью/
На троне в зеленой короне
Царь сидит на припеке,
И лоснятся от важности красные щеки.
Ветер поднялся, трон зашатался,
Царь удивился, с трона свалился. / Помидор/
- Каждый овощ имеет свою историю. И сегодня историю об одном из этих овощей нам расскажет ххххх. / Сообщение сопровождается демонстрацией картин с овощами/.
III. Работа над темой урока
3.1. Исследование композиции, цветового решения
- Ребята, обратите внимание на композицию натюрморта. Как расположены овощи? Какой овощ позади, а который впереди, слева и справа? Какие овощи крупным планом, а какие «спрятались»? /Ответы/
-Какой формы эти овощи, на какие геометрические фигуры похожи? /Ответы/
-Какого цвета овощи, какие оттенки? / Ответы/
-Где и как расположена тень? / Ответы/
3.2. Последовательность работы /инструктаж/
-Во-первых, сделаем набросок будущей картины. Берем простой карандаш и легкими движениями, чуть прикасаясь к листу, оформляем композицию.
Не забываете о расположении и величине композиции на листе.
Сначала рисуем овощ, который находится в центре, его отчетливо видно целиком. Передаем форму овощей: картофель продолговатый, морковь похожа на очень вытянутый треугольник, помидор как приплюснутый шар. Самая большая - это картофелина. Помидор поменьше, но покруглее. Морковь самая тонкая, но самая длинна. Не забудьте нарисовать у помидора и у моркови хвостики.
-Во-вторых, начнем окрашивать самые светлые места Для этого на тонкую кисточку набираем краску и сначала рисуем округлые линии. Потом берем более темную краску и продолжаем наносить.
Стараемся сделать так, чтобы у всех овощей появился объем. Окрашиваем, делая тонкой кисточкой мазки так, чтобы все линии передавали форму овощей.
Не забывайте, что для достижения нужного цвета краски можно смешивать. Используйте таблицу смешивания красок, и ваши палитры.
-В-третьих, когда овощи немного подсохнут, доработайте более тонкие места: веточки, хвостики, др.
-В-четвертых, обратите внимание на фон: он тоже с одной стороны светлее, с дугой – темнее. Выполните сначала фон, а после того, как он подсохнет – нанесите тени.
Не забудьте подписать свою работу и поставить дату.
-ххх-
Физминутка
- Ребята, какие факторы необходимы для урожая, чтобы он нас радовал? (тепло, земля, воздух, вода, солнце). Давайте поиграем в солнышко.
Солнце.
Солнце вышло из-за тучки,
Мы протянем к солнцу ручки. (Потягивания — руки вверх.)
Руки в стороны потом
Мы пошире разведём. (Потягивания — руки в стороны.)
Мы закончили разминку.
Отдохнули ножки, спинки.
- ххх -
3.2. Практическая работа
- Ребята, а теперь можно приступать к работе. Для создания приятного настроения я включу музыку.
- Сначала начинайте работать простым карандашом. И как только закончите набросок, можно будет работать красками.
- Постоянно сравнивайте свой рисунок с натурой. Посмотрите, правильно ли вы передаете форму, строение, цветовую окраску изображаемых объектов.
IV. Итог урока
4.1. Просмотр и оценивание работ
/Оформление выставки. Оценивание работ/
4.2. Рефлексия
- Посмотрите на нашу выставку.
- Нравится ли вам ваша работа? Чья еще работа нравится?
- Понравилось ли вам быть художниками?
- Ребята, у вас на столах лежит по одному лепестку. Выразите в цвете свое отношение к этому уроку рисования (учитель напоминает о соотношении цвета и настроения, дети заполняют цветом лепестки, из которых потом собирается цветок; «Цветопись» выступает в качестве средства педагогической диагностики).
П Р И Л О Ж Е Н И Е [2] :
Пятьсот лет назад никто в Европе не знал, что есть такое растение – картофель. Да и откуда было знать, если до родины картофеля, Южной Америки, никто из европейских мореходов еще не доплывал.
Но вот из дальнего плавания вернулись в Испанию корабли Христофора Колумба, отважного мореплавателя. Колумб преподнес в дар их величествам королю и королеве Испании открытую им за океаном огромную землю. Согласия индейцев, коренных жителей этой земли (позже ее стали называть Америкой), Колумб не спросил. По пути, проложенному Колумбом, поплыли и другие испанские корабли. Самым ценным грузом, который они привезли на родину, было не награбленное у индейцев золото - его быстро растратили, а семена, клубни, зерна новых, не известных Европе растений.
Сейчас три растения считаются кормилицами человечества – пшеница, рис и индейская кукуруза.
Была у индейцев еще и другая кормилица – папа. Так называли картошку индейцы из племени кечуа. В честь папы устраивали праздники урожая. Женщины наряжали крупные клубни, как кукол, шили им юбочки из разноцветных лоскутков. Мужчины танцевали, поставив на голову мешочек с клубнями.
На корабле, вместе с захваченной мореходами добычей, отплыла на чужбину индейская папа – картошка…. Тут начались ее путешествия по суше. Сперва картошка разъезжала в карете. Бархатную сумочку с клубнями дарили как драгоценность богатым вельможам. Когда же картошка перестала быть редкостью, карету сменила крестьянская телега, а бархатную сумочку – холщовый мешок.
Но в Европе не сразу поняли, что у картошки главное клубни. Один английский богач решил угостить друзей заморской диковиной, посаженной у него в саду. Вместо того, чтобы выкопать из земли клубни, садовник собрал с кустов зеленые шарики, что повисают на стеблях после того, как картофель отцветет. Эти горькие, несъедобные плоды картофеля на серебристом блюде были поданы гостям. Кто-то из гостей, попробовав угощение, поперхнулся, у кого-то перекосило лицо, кто-то выбежал из-за стола… Ведь ели гости картошку не с того конца.
Не везде приняли новинку. Кое-где в России даже начались картофельные бунты. Русские мужики поверили слухам, будто картошка – “Чертово яблоко”, сажать ее грех, землю запоганишь, без хлеба останешься. По царскому приказу бунтовщиков секли розгами, а самых упрямых даже ссылали в Сибирь. Но не жесткие расправы убедили крестьян, что выгодно сажать картошку. Убедила сама картошка. Помнишь сказку про репку? Для чего нужна была дедке большая - пребольшая репка? Чтобы накормить и бабку, и внучку – всю семью. Раньше, в студеные зимы, когда посевы ржи вымерзали, репа заменяла русскому крестьянину хлеб
Когда ученые открыли, что из клубней можно получить крахмал, патоку и спирт, без картофеля уже не могли обойтись ни текстильные, ни картонажные, ни спичечные фабрики, ни спиртовые, а затем и каучуковые заводы.
Картофель стал называться технической культурой. Он был всем нужен. Но он болел, и его болезни оборачивались народной бедой. Первой это испытала Ирландия.
“Фитофтора” – по-гречески “пожиратель растений”. В 1845 – 46 годах грибок-паразит фитофтора по всей Ирландии погубил урожай картофеля на корню. И страна опустела. От голода вымирали целые деревни.
В ХХ веке та же история постигла Данию. Она могла прийти и в любую другую страну. Чтобы оздоровить картофель, надо было его обновить. В 1928 году в Южную Америку отправилась экспедиция научно-исследовательского института растениеводства. В этой экспедиции была собрана всемирно известная коллекция картофеля ВИРа. Она помогла вывести новые устойчивые к болезням сорта. “Русские второй раз открыли картофель” – писали за рубежом.
В годы Отечественной войны часть коллекции осталась в осажденном фашистами Ленинграде. И сотрудники ВИРа, умирая от голода, эти клубни сберегли.
Наши сорта картофеля созданы трудом и талантом многих ученых. Урожайный сорт “лорх” – детище московского профессора А.Г. Лорха. Сорт “камераз” выведен ленинградским ученым А.Я. Камеразом.
Сытная и урожайная индейская папа вытеснила репу. Теперь уже не репа, а картошка для нас и для всех других народов Европы стала вторым хлебом.
(Н. Надеждина Где щи, там и нас ищи! – М.: Малыш, 1989., С. 13 – 15)
Информационные источники:
- http://ppt4web.ru/detskie-prezentacii/zagadki-s-grjadki.html
- http://festival.1september.ru/articles/210436/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока по изобразительному искусству на тему "Чужие цветы краснее, а свои милее"
Публикация содержит подробный план - конспект урока по изобразительному искусству на тему "Чужие цветы краснее, а свои милее" (вкл. электронную презентацию)...
Конспект урока по изобразительному искусству на тему: "Художник и фантазия. Изображение несуществующего животного" 1 класс
Конспект урока по изобразительному искусству на тему: "Художник и фантазия. Изображение несуществующего животного" 1 класс...
Конспект урока по изобразительному искусству на тему "Человек выражает свои чувства, мысли.. " 2 класс
Конспект урока по изобразительному искусству на тему "Человек выражает свои чувства, мысли.. " 2 класс...
Конспект урока "Каждый художник урожай своей земли хвалит" (УМК "Школа России", 3 класс)
Конспект урока разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО....
План-конспект урока по изобразительному искусству «Урок Победы».
9 мая 2020. 75 лет со Дня Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Этот день остается общей национальной радостью и гордостью. Чем дальше от нас весна 1945 года , тем яснее становится в...
Технологическая карта по изо: "Каждый художник урожай своей земли хвалит" ( УМК Перспектива, 2 класс)
Технологическая карта урока...
Технологическая карта урока изобразительного искусства "Каждый художник урожай своей земли хвалит (изображение осеннего натюрморта)" (УМК "Перспектива", 3 класс)
Цель урока: формирование у обучающихся представления о натюрмортах; создание изображения осеннего натюрморта.Задачи урокаДидактические:1. дать представление о светотени, света и тени, формы и объема;2...