разучивание песен
статья по музыке на тему
Данный материал включает в себя алгоритм разучивания музыкальных произведений с детьми.
Как и в любом деле, в певческой деятельности существуют определенные устоявшиеся формы и этапы работы. Музыка, однако, часто вносит свои коррективы в привычные схемы. В предложенном алгоритме по разучиванию песни отмечены этапы, которые в том или ином виде присутствуют всегда, но их содержание, объем и эмоциональное наполнение каждый раз разное.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Алгоритм разучивания | 21.31 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Алгоритм разучивания песни
Автор:
Ветер А.Ю.
Как и в любом деле, в певческой деятельности существуют определенные устоявшиеся формы и этапы работы. Музыка, однако, часто вносит свои коррективы в привычные схемы. В предложенном алгоритме по разучиванию песни отмечены этапы, которые в том или ином виде присутствуют всегда, но их содержание, объем и эмоциональное наполнение каждый раз разное.
Наполнение этапов работы принципиально вариативно и определяется талантом и профессионализмом учителя и степенью подготовленности его учеников. Предлагаемая таблица поможет сориентироваться в богатстве конкретных приемов и методов и найти наиболее подходящий вариант для себя, своих детей и разучиваемого произведения.
Задачи | Предъявляемые требования | Методы и приемы работы |
I. Вступительное слово | ||
- познакомить с авторами и временем создания; - подготовить восприятие содержания и смысла песни; - создать эмоциональный настрой, созвучный характеру музыкального образа | - лаконичность - содержательная насыщенность - эмоциональность | - объяснение - разъяснение - беседа - пример (в том числе и музыкальный) - проблемная задача - демонстрация (портретов, фотографий, произведений изобразительного искусства, творческих работ детей, игрушек и т.д.) |
II. Слушание-знакомство | ||
- продемонстрировать убедительную интерпретацию песни; - увлечь, заинтересовать детей песней; - вызвать у детей эмоциональный отклик, эмоциональное переживание. | - яркость - выразительность - увлеченность - свободное исполнение наизусть - соответствие качества певческого звука, фразировки, артикуляции жанру и стилю произведения. | - исполнение учителя - исполнение лучшими учащимися - исполнение в аудио- или видеозаписи - сравнение различных интерпретаций - прослеживание по партитуре. |
III. Обсуждение | ||
- опираясь на достигнутые эмоциональные переживания, выявить отношение детей к песне; - выявить уровень понимания детьми характера, содержания и смысла музыкального образа; - проанализировать наиболее важные в данном контексте выразительные средства; - стимулировать активность мышления учащихся; - формировать коллективные усилия и непосредственное взаимодействие детей, детей и педагога. | - эмоциональность - краткость - активность - оперативность - уважение к любому высказыванию детей - создание ситуации общения, обеспечивающей проявление инициативы, самостоятельности и естественного самовыражения. | - беседа - разъяснение - пример - анализ ситуаций - проблемное задание - коллективно-трудовая работа - дискуссия - метод эвристических вопросов. |
IV. Разучивание | ||
- постижение смысла художественного образа песни; - построение процесса разучивания как постепенного постижения значения всех выразительных средств создания музыкального образа; - осмысленность и эмоциональная наполненность всей технологической работы по разучиванию песни; - рассмотрение каждой песни как этапа системы формирования певческих и хоровых умений и навыков; - освоение мелодии и текста песни; - тщательная работа над интонацией, выразительное осмысленное интонирование каждого интервала; - формирование качества звука, обусловленного музыкальным образом, жанром и стилем произведения; - вариативность и смена заданий, предлагаемых учащимся; - сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной форм работы; - активная эмоциональная и интеллектуальная включенность в процессе работы, создание условий для выявления творческих потенций личности; - построение процесса разучивания на основе оценки детьми результатов своей певческой деятельности; - формирование рефлексии в процессе певческой деятельности; - соблюдение принципа успешности в обучении, создание атмосферы увлекательного совместного действия. | - эмоциональность - конкретность - тщательная предварительная проработка партитуры - планирование каждого этапа работы - четкость постановки учебных задач и обязательно оценка качества их выполнения - отдельная проработка наиболее сложных мест - использование разнообразных методов работы - сознательное отношение детей к работе. | - метод предупреждения ошибок - метод сравнения; - фонетический метод - объяснительно-иллюстративный метод - репродуктивный метод - метод мысленного пения - метод анализа ситуаций - метод игрового проектирования - метод разучивания по слуху - метод свободного дирижирования - метод высотного моделирования - метод пластического интонирования - метод создания ассоциаций - метод театрализации - метод работы по партитуре - метод сольфеджирования - метод сольмизации - пение с опорой на нотную запись - транспонирование песни или ее части в удобную тональность - пение вокализом песен или их частей - выстраивание первого звука - настройка на тональность - вычленение из текста песни и интонационное освоение наиболее сложных мелодических оборотов - прохлопывание ритма по слуху, по графической или нотной записи голоса из звучащей партитуры - выстраивание на фермате созвучий, аккордов - произношение текста песни активным шепотом - активная артикуляция текста при пении про себя. |
V. Впевание | ||
- освоение формы в процессе целостного исполнения; - доминирование исполнительских задач; - достижение необходимого качества певческого звучания; - достижение необходимого уровня освоения технологических задач, дающих возможность свободно музицировать; - стимулирование творческого отношения детей к исполнительской деятельности; - активное обсуждение предполагаемой интерпретации и результатов исполнительской деятельности. | - одухотворенность - включенность в активное музицирование - творческое отношение учителя и учащихся - ощущение живого сотворения музыки - диалог учителя и учеников с автором и музыкальным произведением - абсолютное взаимное доверие хора и дирижера. | - целостное исполнение - сравнение различных интерпретаций различных исполнителей - сравнение интерпретаций данного коллектива или исполнителя - звукозапись исполнения с последующим обсуждением - исполнение для выбранных в хоре экспертов с последующим обсуждением - исполнение в концертном зале. |
VI. Концертное исполнение | ||
- создание условий для наиболее яркого воплощения музыкального образа; - стимулирование творческого эмоционального подъема; - создание необходимого эмоционального настроя; - организация энергетического взаимодействия хора и дирижера в процессе исполнения. | - одухотворенность - собранность - внимательность - волевая сконцентрированность - умение эмоционально раскрываться в процессе исполнения - активное, творческое музицирование - сотворчество - полная самоотдача - проживание музыкального образа исполняемого произведения. | - метод создания эмоционального состояния - метод театрализации - приемы взаимодействия хора и дирижера. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Разучивание комплекса упражнений с хлопками в ладоши."
Тема: Разучивание комплекса упражнений с хлопками в ладоши. Эстафета. Задачи: Образовательные: разучить новый комплекс упр...
Мастер-класс "Развитие речи младших школьников через разучивание скороговорок"
Цель: формировать интерес к развитию речиЗадача: Активизировать учащихся к познавательной, творческой деятельности путем создания проблемных ситуаций.Обогащать словарный запас....
Разучивание новых подвижных игр.
В настоящее время выдвинута важная задача – разработка проблем формирования нового человека. Одним из аспектов этой важной проблемы – воспитание всесторонне и гармонически развитого...
Конспект урока музыки, проведенного в 3 «А» классе на тему «Русское народное творчество». Разучивание русской народной песни «Посмотрите как у нас, да в мастерской»
Тема: «Русское народное творчество». Разучивание русской народной песни «Посмотрите как у нас, да в мастерской».Цель урока:Познакомить учащихся с русскими народными песнями, их видами, оркестром ...
Чистоговорки. Разучивание чистоговорок и самостоятельное их сочинение ( для обучающихся 1-го года обучения)
Чистоговорки. Для внеурочной деятельности....
«Песенно-танцевальная и песенно-маршевая музыка»
Урок улубления в 3 классе по теме "Песенность,танцевальность и маршевость"...
Конспект интегрированного урока музык, пения и ритмики в 3 классе по теме "Разучивание песни В.Шаинского «Чунга-чанга». Слушание произведения Н.А.Римского-Корсакова «Океан-море синее». Разучивание игры «Всадники и упряжки»
Цели: развитие певческих навыков, чувства ритма, музыкальной памяти, слуха, ориентировки в пространстве, коррекция дикции, расширение кругозора, развитие творческих способностей учащихся....