Чистоговорки. Разучивание чистоговорок и самостоятельное их сочинение ( для обучающихся 1-го года обучения)
план-конспект занятия по чтению (1 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Тема «Чистоговорки. Разучивание чистоговорок и самостоятельное их сочинение ( для обучающихся 1-го года обучения)
Задачи: учить правилам и приемам самостоятельного сочинения чистоговорок на разные темы; соблюдать интонационно-значимые части и высказывания; обучать детей самостоятельно подбирать рифмованные слова;
формировать фонетическую сторону речи;
активизировать воображение и словотворчество;
развивать слуховое восприятие, чувство ритма, умение работать в группах.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
2. Ребята, для того чтобы начать нашу работу, вы должны определить сами тему занятия. А подскажет вам тему вот это маленькое четверостишие:
СЛАЙД № 1.
са-са-са – вот бежит лиса
су-су-су – вижу я лису
сы-сы-сы – рыжий хвост лисы
се-се-се- рассказали о лисе
- Что за четверостишие? (ответ: чистоговорка)
-Верно. Значит, какая тема нас увлечет сегодня? (ответы)
СЛАЙД №2.
Рисунок лисы.
Описание лисы детьми по наводящим вопросам учителя.
- А кто сочинил эту чистоговорку? (сочинили мы на прошлом занятии коллективно).
Молодцы.
СЛАЙД № 4.
- Прочитайте следующую чистоговорку и определите ее тему:
Ица-ица-ица- прилетела птица,
Ицу-ицу-ицу- покормлю я птицу,
Ицы-ицы-ицы – тонкий клюв у птицы,
Ице-ице-ице- сказочка о птице.
- О ком? О чем узнали?
-Что вы заметили, когда вы читали чистоговорки о лисе, о птице?
-Что необычного?
3. Сочинение чистоговорок. Вступительная беседа.
- Да, ребята, необычно то, что они сочиняются по правилам, которые мы сегодня должны разобрать, чтобы в дальнейшем мы с вами легко могли на любую тему интересные чистоговорки. Ведь и раньше народ их сочинял также. Но при этом кто-то просто напевал их себе, придумывая разные такие созвучные строчки, а кто- то даже задумывался над тем, что все-таки есть правила и приемы сочинения чистоговорок. А давайте мы тоже задумаемся, действительно ли есть какие – то правила, и нужно ли их знать. Если нужно, то для чего.
(Ответы детей)
- Верно, ребята. Непросто сочинять чистоговорки, но очень интересно.
- Попробуем?
1). Учитель задает определенное звукосочетание, а дети сочиняют двустишье с ним:
Например, ва-ва-ва - (дети подбирают рифмованное словосочетание, например, вкусная айва , ву-ву-ву – купили мы айву и т.д. ( учитель или дети задают звукосочетания и далее к ним подбирают рифмованные словосочетания)
2).Учитель предлагает закончить чистоговорку, выбрав слово с соответствующим слогом:
Например,
Лей-лей-лей - молока ….(налей, выпей, неси) и т.д.
3). Учитель или дети предлагают сочинить чистоговорку, изменив форму слова:
Са-са-са – вот опять идёт … (лиса).
Сы-сы-сы – прибежали две … (лисы).
Су-су-су – дети видели … (лису).
Сой-сой-сой – волк погнался за …(лисой).
Се-се-се – много сказок о … (лисе).
Ис-ис-ис – в лесу есть много … (лис) и т.д.
СЛАЙД № 5.
5. Задания по группам:
а) Ответь чистоговоркой на вопрос: ла-ла – где юла? (ла-ла – на столе юла)
б) Назови чистоговоркой один-много по картинкам (ра-ра-ра высокая гора, оры-оры-оры- высокие горы)
в) Ответь чистоговоркой какой или какая, что делает (ла-ла – какая юла? Ла-ла – синяя юла, ла-ла-крутится юла)
г) Посчитай предметы (аш-аш-аш-один карандаш, ша-ша-ша-два карандаша, шей-шей-шей-пять карандашей)
д) Скажи наоборот, скажи ласково (ра-ра—высокая гора, ра-ра – низкая гора, лу-лу-стул в углу, лу-лу-стульчик в углу)
е) Придумай рассказ по картинке са-са-это лиса? Са-са-какая лиса? Са-са что делает лиса? Са-са- кого встретила лиса?
6. Самостоятельная работа.
Детям предлагается сочинить самостоятельно вторую часть чистоговорки, изменив форму слова сочинить четверостишие.
Шина-шина-шина-
7. Чтение чистоговорок, анализ.
8. Итог занятия.
- Понравилось ли вам сочинять чистоговорки?
- Какое у вас настроение?
- Выберите себе фишку, которой вы покажете свое настроение ( желтое – веселое, синее – грустное).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеллектуальная игра для обучающихся 2-го года обучения по теме "Сказки"
Обобщение темы "Сказки"...
Специфика организации подвижных игр обучающихся с ОВЗ (с нарушениями зрения) первого года обучения во внеурочной деятельности: планирование, методические приемы обучения
Особенности обучения незрячих и слабовидящих детей подвижным играм во внеурочное время. Планирование адаптированных подвижных игр и игровых упражнений с обучающимися с ОВЗ (с нарушениями зрения) перво...
Специальная индивидуальная программа развития обучающегося 1 класса (второго года обучения)
Специальная индивидуальная программа развития разработана для ХХХХ на основе адаптированной основной образовательной программы для обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития (в...
«Программа по нейропсихологической коррекции обучающихся с интеллектуальными нарушениями, тяжелыми множественными нарушениями развития и РАС первого года обучения.
У детей с интеллектуальными нарушениями, тяжелыми множественными нарушениями развития формирование пространственных представлений очень затруднено. Правильному построению абилитационно &nd...
Рабочая программа по математике для обучающихся с расстройствами аутистического спектра 1 класса (второго года обучения) (вариант 8.3)
рабочая программа...
«Дифференцированный подход к организации домашней самостоятельной работы обучающихся как средство индивидуализации обучения»
Цель работы: выявить влияние домашней самостоятельной работы на качество образовательного процесса школьника....
Уровень сформированности метапредметных результатов обучающимися за 2 года обучения 2020-2022 гг.
Уровень сформированности метапредметных результатов обучающимися за 2 года обучения 2020-2022 гг....