Календарно-тематическое планирование 4 класс
календарно-тематическое планирование по музыке (4 класс) на тему

Хейчиева Юлия Сергеевна

Календарно-тематическое планирование 4 класс по программе Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой

МОКУ "Хар-Булукская СОШ" Целинного района РК, учитель музыки: Хейчиева Юлия Сергеевна

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

4 класс

Пояснительная записка

Рабочая программа по музыке для 4 класса составлена на основе Государственного образовательного стандарта начального образования по искусству, примерной программы начального образования по музыке и содержания  «Музыка. 1-4 классы» авторов Е.Д. Критской и Г.П. Сергеевой.

Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю для обязательного изучения учебного предмета «Музыка», всего – 34 часа, в том числе 3 обобщающих урока.

Данная рабочая программа обеспечена учебно-методическим комплектом авторов Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной, включающим программу по предмету «Музыка» для 1-4 классов образовательных учреждений, учебник «Музыка. 4 класс» (М.:Просвещение, 2010), рабочую тетрадь, хрестоматию музыкального материала, фонохрестоматию, методическое пособие «Музыка. 1-4 классы» (М.:Просвещение, 2006).

Одной из актуальных задач современного образования и воспитания является обращение к национальным, культурным традициям своего народа, родного края, формирование у подрастающего поколения интереса и уважения к своим истокам. Мы живем на калмыцкой земле, где живы традиции наших предков, поэтому в содержание рабочей программы для 4 класса введен региональный (калмыцкий) компонент в следующих темах: «Музыкальные образы родного края»; «Гимн РК»; «Фольклор - народная мудрость»; «Обряды и праздники калмыцкого народа: «Зул», «Цаган сар - встреча весны».

Основными формами контроля знаний, умений и навыков учащихся являются: анализ и оценка учебных, учебно-творческих и творческих работ, игровые формы, устный опрос.

Требования к уровню подготовки учащихся 4 класса:

  • расширение жизненно – музыкальных впечатлений учащихся от общения с музыкой разных жанров, стилей, национальных и композиторских школ;
  • выявление характерных особенностей народной музыки (народной и профессиональной) в сравнении с музыкой других народов и стран;
  • воспитание навыков эмоционально-осознанного восприятия музыки, умения анализировать ее содержание, форму, музыкальный язык на интонационно-образной основе;
  • развитие умения давать личностную оценку музыке звучащей на уроке и вне школы, аргументировать индивидуальное отношение к тем или иным музыкальным сочинениям;
  • формирование постоянной потребности общения с музыкой, искусством вне школы, в семье;
  • формирование учений и навыков выразительного исполнения музыкальных произведений в разных видах музыкально-практической деятельности;
  • развитие навыков художественного, музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, библиотеки, библиотеки, видеотеки и др.;
  • расширение представлений о взаимосвязи музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, кино, театр) и развитие на этой основе ассоциативно-образного мышления;
  • совершенствование умений и навыков творческой музыкально-эстетической деятельности.

Обучение музыкальному искусству в 4 классе должно вывести учащихся на

стандартный уровень знаний, умений и навыков.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

4 класс

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Вид контроля, измерители

Элементы дополнительного содержания

Домашнее задание

Россия – Родина моя

1

Мелодия

1

Вводный

Общность сюжетов, тем, интонаций народной музыки и музыки С.В.Рахманинова, М.П.Мусоргского,

П.И. Чайковского

Знать понятия: народная и композиторская музыка, мелодия

Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение

Творческая тетрадь стр.3

2

«Что не выразишь словами, звуком на душу навей…»

1

Сообщение и усвоение знаний

Вокализ, его отличительные особенности от песни и романса. Глубина чувств, выраженная в вокализе

Знать   понятия: вокализ, песня, романс, вокальная музыка

Устный опрос. Слушание  «Вокализа» С. Рахманинова. Интонационно-образный анализ музыки. Хоровое пение.

Творческая тетрадь стр.4-5

3

Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности

1

Расширение и углубление знаний

Как складываются народные песни. Жанры народных песен, их особенности. Обсуждение: как складывается народная песня, какие жанры народных песен знают дети?

Знать  жанры народных песен и их особенности

Уметь отвечать на проблемный вопрос

Ответы на вопросы.

Хоровое пение. Речевая импровизация

Многообразие сюжетов, жанров калмыцких  народных песен

Творческая тетрадь стр.6-7

4

«Я пойду по полю белому…»

1

Расширение и углубление знаний

Патриотическая тема в кантате С.С.Прокофьева «Александр Невский». Горестные последствия боя

Знать понятия: кантата, хор, меццо-сопрано.

Уметь проводить интонационно-образный анализ  прослушанной музыки

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение. Вокальная импровизация

Выучить текст песни

5

«На великий праздник собралася Русь!»

1

Расширение и углубление знаний

Фольклор и творчество композиторов, прославляющих защитников Родины, народных героев. народные песни. фрагменты из оперы «Иван Сусанин» М.И. Глинки и кантаты «Александр Невский» С.С. Прокофьева

Знать понятия: народная и композиторская музыка, кантата опера, кант

Слушание музыки. Фронтальный опрос. Хоровое пение

Вспомнить ноты и длительности

«О России петь -  что стремиться в храм…»

6

Святые земли Русской

1

Расширение и углубление знаний

Святые земли Русской: княгиня Ольга, князь Владимир, Илья Муромец. Стихира русским святым. Величание. Былина

Знать:

- имена святых, их житие, подвиги русских святых;

- понятия: стихира, величание

Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки

Слушание музыки. Хоровое пение. Интонационно-образный анализ музыки

Творческая тетрадь стр.8-9

7

«Приют спокойствия, трудов и вдохновения…»

1

Сообщение и усвоение знаний

Образ осени в поэзии А.С. Пушкина и музыке русских композиторов. Лирика в поэзии и музыке

Знать понятие лад (мажор, минор)

Уметь сопоставлять поэтические и музыкальные произведения

Слушание стихов, музыки. Образное сопоставление.  Хоровое пение.

Творческая тетрадь стр.10-11

8

«Что за прелесть эти сказки…»

1

интегрированный

Образы пушкинских сказок в музыке русских  композиторов. «Сказка о царе Салтане…» А. С. Пушкина и опера Н.А. Римского-Корсакова. Музыкальная живопись

Знать понятия:

- опера, регистр, тембр

Уметь проводить интонационно-образный анализ произведения

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ музыки.  Хоровое пение.

Творческая тетрадь стр.14-15

9

Музыка ярмарочных гуляний

1

Расширение и углубление знаний

Музыка ярмарочных гуляний: народные песни, наигрыши, обработка народной музыки

Знать  жанры народной музыки.

Слушание музыки, хоровое пение. Пластическая импровизация. Музыкально-ритмические движения

Выполнить рисунок по теме

10

Святогорский монастырь

1

Сообщение и усвоение знаний

Музыка, связанная со Святогорским монастырем. Колокольные звоны. Вступление к опере М.П.Мусоргского «Борис Годунов»

Знать понятие опера.

Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки

Слушание музыки, хоровое пение. Интонационно-образный анализ музыки

Выучить текст песни

11

«Приют сияньем муз одетый…»

1

Интегрированный

Музыка Тригорского (Пушкинские горы). Картины природы в романсе «Венецианская ночь» М.И. Глинки

Знать понятие романс, дуэт, ансамбль.

Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки

Слушание музыки, хоровое пение. Интонационно-образный анализ музыки

Выучить текст песни

«Гои, гори ясно, чтобы не погасло!»

12

Композитор - имя ему народ

Расширение и углубление знаний

Народная песня – летопись жизни народа, ее интонационная выразительность. Песни разных народов. Музыка в народном стиле

Знать понятие народная музыка, музыка в народном стиле

Слушание музыки. Хоровое пение.

Калмыцкая народная песня.

Творческая тетрадь          стр.16-17 Перевести на русский язык одну из калмыцких народных песен

13

Музыкальные инструменты России. Оркестр русских и калмыцких народных инструментов

1

Расширение и углубление знаний

Многообразие  народных инструментов. История возникновения первых музыкальных инструментов. Состав оркестра русских и калмыцких народных инструментов. Ведущие инструменты оркестра

Знать

- названия и тембры народных инструментов;

-состав и ведущие инструменты оркестра

Уметь отмечать  звучание различных музыкальных инструментов

Слушание музыки. Хоровое пение.

Музыкальные инструменты России. Оркестр русских и калмыцких народных инструментов

Творческая тетрадь

стр.18-19

14

О музыке и музыкантах

1

Расширение и углубление знаний

Мифы, легенды, предания и сказки о музыке и музыкантах

Уметь:

Приводить примеры литературного фольклора о музыке и музыкантах

Литературное чтение. Образный анализ. Хоровое пение.  Слушание народных песен

Выучить текст песни

 В  концертном зале

15

Музыкальные инструменты

1

Расширение и углубление знаний

Музыкальные инструменты: скрипка, виолончель. Струнный квартет. Музыкальный жанр ноктюрн. Музыкальная форма вариации

Знать понятия ноктюрн, квартет, вариации.

Уметь на слух различать тембры скрипки и виолончели

Слушание музыки, хоровое пение. Интонационно-образный анализ музыки

Выучить текст песни

16

Старый замок. «Счастье в сирени живет…»

1

Расширение и углубление знаний

Сюита. Старинная музыка. Сравнительный анализ. Романс. Образы родной природы

Знать понятия: сюита, романс

Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки

Слушание музыки. Вокальное интонирование. Интонационно-образный анализ музыки

Творческая тетрадь стр.20-21

17

«Не молкнет сердце чуткое Шопена…»

1

Сообщение и усвоение знаний

Судьба и творчество Ф. Шопена. Музыкальные жанры: полонез, мазурка, вальс, песня. Форма музыки: трехчастная

Знать  многообразие музыкальных жанров

Уметь проводить интонационно-образный анализ произведения

Слушание музыки, хоровое пение. Интонационно-образный анализ музыки

Рисунок –впечатление от прослушанной музыки Ф. Шопена

18

«Патетическая» соната  Л. Ван Бетховена. Годы странствий. «Царит гармония оркестра…»

1

Расширение и углубление знаний

Жанры камерной музыки: соната, романс, баркарола, симфоническая увертюра

Знать понятия: 

- музыкальных жанров: соната, романс, баркарола, симфоническая увертюра

- оркестр, дирижер

Слушание музыки, хоровое пение. Интонационно-образный анализ музыки

Творческая тетрадь стр.24-25

День, полный событий

19

Зимнее утро. Зимний вечер

1

Сообщение и усвоение знаний. Интегрированный

Образ зимнего утра и зимнего вечера в поэзии А.С. Пушкина и музыке русских композиторов. «Зимний вечер». Музыкальное прочтение стихотворения. Выразительность и изобразительность музыки

Знать понятия: выразительность и изобразительность музыки, лад 

Уметь проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки

Слушание музыки, хоровое пение. Интонационно-образный сравнительный  анализ музыки

Подбор стихов по теме

В музыкальном театре

20

 Опера М.И. Глинки «Иван Сусанин» (II-III действия)

1

Расширение и углубление знаний

Бал в замке польского короля. Народная музыка представляет две стороны – польскую и русскую.

«За Русь мы все стеной стоим».  Смена темы семейного счастья темой разговора Сусанина с поляками. Ответ Сусанина

Знать 

- процесс воплощения художественного замысла  произведения в музыке;

- содержание оперы.

Уметь проводить интонационно-образный анализ произведения

Слушание сцен из оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин»  Интонационно-образный анализ музыки.  Хоровое пение.

Рисунок –впечатление от прослушанной музыки

21

Опера М.И. Глинки «Иван Сусанин» (IV действие)

1

Сцена в лесу. Изменения в облике поляков. Кульминация – ария Сусанина

Выучить текст песни

22

«Исходила младшенька…»

1

Расширение и углубление знаний

Характеристика главной героини оперы М.П. Мусоргского «Хованщина». Сравнительный анализ песни «Исходила младшенька…» со вступлением к опере

Знать процесс воплощения художественного замысла в музыке.

Уметь проводить интонационно-образный анализ произведения

Слушание музыки, хоровое пение. Интонационно-образный анализ музыки

Творческая тетрадь стр.28-29

23

Русский Восток. Восточные мотивы

1

Сообщение и усвоение знаний

Поэтизация Востока русскими композиторами нашла свое отражение  в различных музыкальных жанрах: опере, балете, сюите. Музыка А.И. Хачатуряна

Уметь

 – определять мелодико-ритмическое своеобразие восточной музыки;

проводить -интонационно-образный анализ произведения

Слушание музыки, хоровое пение. Интонационно-образный анализ музыки

Рисунок –впечатление от прослушанной музыки

24

Балет И. Стравинского «Петрушка»

1

Расширение и углубление знаний

Персонаж народного кукольного театра – Петрушка. Музыка в народном стиле. Оркестровые тембры

Знать:

- процесс воплощение художественного: замысла в музыке;

- значение народного праздника – Масленицы.

Уметь  определять оркестровые тембры

Слушание I картины балета  (фрагменты). Интонационно-образный анализ музыки.  Хоровое пение.

Творческая тетрадь стр.26-27

25

Театр музыкальной комедии

1

Сообщение и усвоение знаний

Жанры: оперетта, мюзикл. Понятие об этих жанрах и история их развития

Знать, что такое оперетта и мюзикл, их особенности, историю развития

Слушание фрагментов из оперетт, мюзиклов  Хоровое пение.

Выучить текст песни

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…»

26

Исповедь души

1

Сообщение и усвоение знаний

Музыкальный жанр: прелюдия, этюд. Музыкальная форма: трехчастная. развитие музыкального образа. Любовь к Родине

Знать  понятия: прелюдия, этюд. 

Уметь проводить интонационно-образный анализ произведения

Слушание музыки, хоровое пение. Интонационно-образный анализ музыки

Выучить текст песни

27

Мастерство исполнителя

1

Расширение и углубление знаний

Многообразие музыкальных жанров. Исполнитель. Слушатель. Интонационная выразительность музыкальной речи

Знать: понятия:  композитор, исполнитель, слушатель, интонация.

Уметь  «сочинять» - импровизировать мелодию, начинающуюся с четырех звуков (до,фа, соль, ля) с передачей разного настроения

Слушание музыки. Вокальная импровизация (сочинение мелодии)

Творческая тетрадь стр.32

28

«Праздников праздник, торжество из торжеств»

1

Сообщение и усвоение знаний

Светлый праздник – Пасха. Тема праздников в духовной и народной музыке. Тропарь, молитва, народные песни

Знать  понятия: тропарь, волочебники. 

Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки

Слушание музыки, хоровое пение. Интонационно-образный анализ музыки

Пасха – светлое Христово Воскресенье, великий праздник

Подбор стихов по теме

29

Светлый праздник

1

Расширение и углубление знаний

Тема праздника Пасхи в произведениях русских композиторов. Сюита С.В. Рахманинов «Светлый праздник»

Знать  понятия: сюита, трезвон. 

Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки

Слушание музыки, хоровое пение. Интонационно-образный анализ музыки

Выучить текст песни

30

Создатели славянской письменности Кирилл и Мефодий

1

Сообщение и усвоение знаний

«Житие» и дела святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

Гимн. Праздник – День славянской письменности

Знать:

-«Житие» и дела святых Кирилла и Мефодия;

- понятия: гимн, величание

Слушание музыки, хоровое пение. Сравнительный анализ гимна и величание 

Создатель старокалмыц-кой письменности «Тоодо бичг» Зая Пандит

Выучить текст песни

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

31

Праздники русского народа: Троицын день

1

Сообщение и усвоение знаний

Народные праздники: Троицын день. Обычаи и обряды, связанные с этим праздником. «Троица» А. Рублева

Знать  содержание и значение народного праздника.

Уметь сочинять мелодию на заданный текст

Слушание музыки. Хоровое пение. Вокальная импровизация. Сопоставление литературного, художественного и музыкального рядов

Взаимопере-плетение в жизни людей христианских и народных праздников

Повторить ноты и длительности

«Чтобы музыкантом быть, так надобно уменье…»

32

Музыкальные инструменты

1

Расширение и углубление знаний

Музыкальный инструмент – гитара. История этого инструмента. Импровизация, обработка, переложение музыки для гитары. Гитара - универсальный инструмент. Авторская песня

Знать:

- историю инструмента гитара;

- понятия: обработка, импровизация, переложение музыки; авторская песня.

Уметь  на слух различать тембры гитары (скрипки)

Слушание музыки, хоровое пение.

Выучить текст песни

33

Музыкальный сказочник

1

Расширение и углубление знаний

Н.А. Римский-Корсаков – величайший музыкант-сказочник. Сюита «Шахерезада». Музыкальные образы. Образы моря в операх и сюите. Музыкальная живопись.

Знать художественное единство музыки и живописи.

Уметь проводить интонационно-образный и сравнительный  анализ музыки

Слушание музыки, хоровое пение. Интонационно-образный анализ музыки

Творческая тетрадь

стр.30-31

34

Рассвет на Москве-реке

1

Повторение и обобщение полученных знаний

Симфоническая картина М.П. Мусоргского «Рассвет на Москве-реке». Образ Родины

Знать понятие изобразительность в музыке

Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки

Слушание музыки, хоровое пение. Интонационно-образный анализ музыки

Повторить песни  учебного года

35

Обобщающий урок

1

Контрольный урок (урок-концерт)

-исполнение всеми присутствующими песен;

 -вокальная импровизация детей на заданную интонацию

Уметь:

- определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности музыкальных произведений;

-узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов

Устный опрос. Музыкальная  викторина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

календарно-тематические планы 3 класс УМК "Школа России" тат. язык

Календарно-тематические планы,3 класс, УМК "Школы России" для татарских школ...

календарно-тематический план 4 класс

в календарно- тематическом плане указаны страницы учебника, номера заданий по каждой теме....

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-3” (серия УМК 2-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, И.П. Костина, Е.В. Кузнецова

Каленарно тематическое планирование разработано на  основе Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (ФГОС-2) и Примерной программы начального общего образования ...

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по основам православной культуры для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год.

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо  основам православной культуры  для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год....

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год...