Календарно-тематическое планирование 4 класс
календарно-тематическое планирование по музыке (4 класс) на тему
Календарно-тематическое планирование 4 класс по программе Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой
МОКУ "Хар-Булукская СОШ" Целинного района РК, учитель музыки: Хейчиева Юлия Сергеевна
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Календарно-тематическое планирование 4 класс | 32.58 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
4 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке для 4 класса составлена на основе Государственного образовательного стандарта начального образования по искусству, примерной программы начального образования по музыке и содержания «Музыка. 1-4 классы» авторов Е.Д. Критской и Г.П. Сергеевой.
Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю для обязательного изучения учебного предмета «Музыка», всего – 34 часа, в том числе 3 обобщающих урока.
Данная рабочая программа обеспечена учебно-методическим комплектом авторов Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной, включающим программу по предмету «Музыка» для 1-4 классов образовательных учреждений, учебник «Музыка. 4 класс» (М.:Просвещение, 2010), рабочую тетрадь, хрестоматию музыкального материала, фонохрестоматию, методическое пособие «Музыка. 1-4 классы» (М.:Просвещение, 2006).
Одной из актуальных задач современного образования и воспитания является обращение к национальным, культурным традициям своего народа, родного края, формирование у подрастающего поколения интереса и уважения к своим истокам. Мы живем на калмыцкой земле, где живы традиции наших предков, поэтому в содержание рабочей программы для 4 класса введен региональный (калмыцкий) компонент в следующих темах: «Музыкальные образы родного края»; «Гимн РК»; «Фольклор - народная мудрость»; «Обряды и праздники калмыцкого народа: «Зул», «Цаган сар - встреча весны».
Основными формами контроля знаний, умений и навыков учащихся являются: анализ и оценка учебных, учебно-творческих и творческих работ, игровые формы, устный опрос.
Требования к уровню подготовки учащихся 4 класса:
- расширение жизненно – музыкальных впечатлений учащихся от общения с музыкой разных жанров, стилей, национальных и композиторских школ;
- выявление характерных особенностей народной музыки (народной и профессиональной) в сравнении с музыкой других народов и стран;
- воспитание навыков эмоционально-осознанного восприятия музыки, умения анализировать ее содержание, форму, музыкальный язык на интонационно-образной основе;
- развитие умения давать личностную оценку музыке звучащей на уроке и вне школы, аргументировать индивидуальное отношение к тем или иным музыкальным сочинениям;
- формирование постоянной потребности общения с музыкой, искусством вне школы, в семье;
- формирование учений и навыков выразительного исполнения музыкальных произведений в разных видах музыкально-практической деятельности;
- развитие навыков художественного, музыкально-эстетического самообразования: формирование фонотеки, библиотеки, библиотеки, видеотеки и др.;
- расширение представлений о взаимосвязи музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, кино, театр) и развитие на этой основе ассоциативно-образного мышления;
- совершенствование умений и навыков творческой музыкально-эстетической деятельности.
Обучение музыкальному искусству в 4 классе должно вывести учащихся на
стандартный уровень знаний, умений и навыков.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4 класс
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля, измерители | Элементы дополнительного содержания | Домашнее задание | ||||
Россия – Родина моя | ||||||||||||
1 | Мелодия | 1 | Вводный | Общность сюжетов, тем, интонаций народной музыки и музыки С.В.Рахманинова, М.П.Мусоргского, П.И. Чайковского | Знать понятия: народная и композиторская музыка, мелодия Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки | Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение | Творческая тетрадь стр.3 | |||||
2 | «Что не выразишь словами, звуком на душу навей…» | 1 | Сообщение и усвоение знаний | Вокализ, его отличительные особенности от песни и романса. Глубина чувств, выраженная в вокализе | Знать понятия: вокализ, песня, романс, вокальная музыка | Устный опрос. Слушание «Вокализа» С. Рахманинова. Интонационно-образный анализ музыки. Хоровое пение. | Творческая тетрадь стр.4-5 | |||||
3 | Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности | 1 | Расширение и углубление знаний | Как складываются народные песни. Жанры народных песен, их особенности. Обсуждение: как складывается народная песня, какие жанры народных песен знают дети? | Знать жанры народных песен и их особенности Уметь отвечать на проблемный вопрос | Ответы на вопросы. Хоровое пение. Речевая импровизация | Многообразие сюжетов, жанров калмыцких народных песен | Творческая тетрадь стр.6-7 | ||||
4 | «Я пойду по полю белому…» | 1 | Расширение и углубление знаний | Патриотическая тема в кантате С.С.Прокофьева «Александр Невский». Горестные последствия боя | Знать понятия: кантата, хор, меццо-сопрано. Уметь проводить интонационно-образный анализ прослушанной музыки | Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение. Вокальная импровизация | Выучить текст песни | |||||
5 | «На великий праздник собралася Русь!» | 1 | Расширение и углубление знаний | Фольклор и творчество композиторов, прославляющих защитников Родины, народных героев. народные песни. фрагменты из оперы «Иван Сусанин» М.И. Глинки и кантаты «Александр Невский» С.С. Прокофьева | Знать понятия: народная и композиторская музыка, кантата опера, кант | Слушание музыки. Фронтальный опрос. Хоровое пение | Вспомнить ноты и длительности | |||||
«О России петь - что стремиться в храм…» | ||||||||||||
6 | Святые земли Русской | 1 | Расширение и углубление знаний | Святые земли Русской: княгиня Ольга, князь Владимир, Илья Муромец. Стихира русским святым. Величание. Былина | Знать: - имена святых, их житие, подвиги русских святых; - понятия: стихира, величание Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки | Слушание музыки. Хоровое пение. Интонационно-образный анализ музыки | Творческая тетрадь стр.8-9 | |||||
7 | «Приют спокойствия, трудов и вдохновения…» | 1 | Сообщение и усвоение знаний | Образ осени в поэзии А.С. Пушкина и музыке русских композиторов. Лирика в поэзии и музыке | Знать понятие лад (мажор, минор) Уметь сопоставлять поэтические и музыкальные произведения | Слушание стихов, музыки. Образное сопоставление. Хоровое пение. | Творческая тетрадь стр.10-11 | |||||
8 | «Что за прелесть эти сказки…» | 1 | интегрированный | Образы пушкинских сказок в музыке русских композиторов. «Сказка о царе Салтане…» А. С. Пушкина и опера Н.А. Римского-Корсакова. Музыкальная живопись | Знать понятия: - опера, регистр, тембр Уметь проводить интонационно-образный анализ произведения | Слушание музыки. Интонационно-образный анализ музыки. Хоровое пение. | Творческая тетрадь стр.14-15 | |||||
9 | Музыка ярмарочных гуляний | 1 | Расширение и углубление знаний | Музыка ярмарочных гуляний: народные песни, наигрыши, обработка народной музыки | Знать жанры народной музыки. | Слушание музыки, хоровое пение. Пластическая импровизация. Музыкально-ритмические движения | Выполнить рисунок по теме | |||||
10 | Святогорский монастырь | 1 | Сообщение и усвоение знаний | Музыка, связанная со Святогорским монастырем. Колокольные звоны. Вступление к опере М.П.Мусоргского «Борис Годунов» | Знать понятие опера. Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки | Слушание музыки, хоровое пение. Интонационно-образный анализ музыки | Выучить текст песни | |||||
11 | «Приют сияньем муз одетый…» | 1 | Интегрированный | Музыка Тригорского (Пушкинские горы). Картины природы в романсе «Венецианская ночь» М.И. Глинки | Знать понятие романс, дуэт, ансамбль. Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки | Слушание музыки, хоровое пение. Интонационно-образный анализ музыки | Выучить текст песни | |||||
«Гои, гори ясно, чтобы не погасло!» | ||||||||||||
12 | Композитор - имя ему народ | Расширение и углубление знаний | Народная песня – летопись жизни народа, ее интонационная выразительность. Песни разных народов. Музыка в народном стиле | Знать понятие народная музыка, музыка в народном стиле | Слушание музыки. Хоровое пение. | Калмыцкая народная песня. | Творческая тетрадь стр.16-17 Перевести на русский язык одну из калмыцких народных песен | |||||
13 | Музыкальные инструменты России. Оркестр русских и калмыцких народных инструментов | 1 | Расширение и углубление знаний | Многообразие народных инструментов. История возникновения первых музыкальных инструментов. Состав оркестра русских и калмыцких народных инструментов. Ведущие инструменты оркестра | Знать - названия и тембры народных инструментов; -состав и ведущие инструменты оркестра Уметь отмечать звучание различных музыкальных инструментов | Слушание музыки. Хоровое пение. | Музыкальные инструменты России. Оркестр русских и калмыцких народных инструментов | Творческая тетрадь стр.18-19 | ||||
14 | О музыке и музыкантах | 1 | Расширение и углубление знаний | Мифы, легенды, предания и сказки о музыке и музыкантах | Уметь: Приводить примеры литературного фольклора о музыке и музыкантах | Литературное чтение. Образный анализ. Хоровое пение. Слушание народных песен | Выучить текст песни | |||||
В концертном зале | ||||||||||||
15 | Музыкальные инструменты | 1 | Расширение и углубление знаний | Музыкальные инструменты: скрипка, виолончель. Струнный квартет. Музыкальный жанр ноктюрн. Музыкальная форма вариации | Знать понятия ноктюрн, квартет, вариации. Уметь на слух различать тембры скрипки и виолончели | Слушание музыки, хоровое пение. Интонационно-образный анализ музыки | Выучить текст песни | |||||
16 | Старый замок. «Счастье в сирени живет…» | 1 | Расширение и углубление знаний | Сюита. Старинная музыка. Сравнительный анализ. Романс. Образы родной природы | Знать понятия: сюита, романс Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки | Слушание музыки. Вокальное интонирование. Интонационно-образный анализ музыки | Творческая тетрадь стр.20-21 | |||||
17 | «Не молкнет сердце чуткое Шопена…» | 1 | Сообщение и усвоение знаний | Судьба и творчество Ф. Шопена. Музыкальные жанры: полонез, мазурка, вальс, песня. Форма музыки: трехчастная | Знать многообразие музыкальных жанров Уметь проводить интонационно-образный анализ произведения | Слушание музыки, хоровое пение. Интонационно-образный анализ музыки | Рисунок –впечатление от прослушанной музыки Ф. Шопена | |||||
18 | «Патетическая» соната Л. Ван Бетховена. Годы странствий. «Царит гармония оркестра…» | 1 | Расширение и углубление знаний | Жанры камерной музыки: соната, романс, баркарола, симфоническая увертюра | Знать понятия: - музыкальных жанров: соната, романс, баркарола, симфоническая увертюра - оркестр, дирижер | Слушание музыки, хоровое пение. Интонационно-образный анализ музыки | Творческая тетрадь стр.24-25 | |||||
День, полный событий | ||||||||||||
19 | Зимнее утро. Зимний вечер | 1 | Сообщение и усвоение знаний. Интегрированный | Образ зимнего утра и зимнего вечера в поэзии А.С. Пушкина и музыке русских композиторов. «Зимний вечер». Музыкальное прочтение стихотворения. Выразительность и изобразительность музыки | Знать понятия: выразительность и изобразительность музыки, лад Уметь проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки | Слушание музыки, хоровое пение. Интонационно-образный сравнительный анализ музыки | Подбор стихов по теме | |||||
В музыкальном театре | ||||||||||||
20 | Опера М.И. Глинки «Иван Сусанин» (II-III действия) | 1 | Расширение и углубление знаний | Бал в замке польского короля. Народная музыка представляет две стороны – польскую и русскую. «За Русь мы все стеной стоим». Смена темы семейного счастья темой разговора Сусанина с поляками. Ответ Сусанина | Знать - процесс воплощения художественного замысла произведения в музыке; - содержание оперы. Уметь проводить интонационно-образный анализ произведения | Слушание сцен из оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин» Интонационно-образный анализ музыки. Хоровое пение. | Рисунок –впечатление от прослушанной музыки | |||||
21 | Опера М.И. Глинки «Иван Сусанин» (IV действие) | 1 | Сцена в лесу. Изменения в облике поляков. Кульминация – ария Сусанина | Выучить текст песни | ||||||||
22 | «Исходила младшенька…» | 1 | Расширение и углубление знаний | Характеристика главной героини оперы М.П. Мусоргского «Хованщина». Сравнительный анализ песни «Исходила младшенька…» со вступлением к опере | Знать процесс воплощения художественного замысла в музыке. Уметь проводить интонационно-образный анализ произведения | Слушание музыки, хоровое пение. Интонационно-образный анализ музыки | Творческая тетрадь стр.28-29 | |||||
23 | Русский Восток. Восточные мотивы | 1 | Сообщение и усвоение знаний | Поэтизация Востока русскими композиторами нашла свое отражение в различных музыкальных жанрах: опере, балете, сюите. Музыка А.И. Хачатуряна | Уметь – определять мелодико-ритмическое своеобразие восточной музыки; проводить -интонационно-образный анализ произведения | Слушание музыки, хоровое пение. Интонационно-образный анализ музыки | Рисунок –впечатление от прослушанной музыки | |||||
24 | Балет И. Стравинского «Петрушка» | 1 | Расширение и углубление знаний | Персонаж народного кукольного театра – Петрушка. Музыка в народном стиле. Оркестровые тембры | Знать: - процесс воплощение художественного: замысла в музыке; - значение народного праздника – Масленицы. Уметь определять оркестровые тембры | Слушание I картины балета (фрагменты). Интонационно-образный анализ музыки. Хоровое пение. | Творческая тетрадь стр.26-27 | |||||
25 | Театр музыкальной комедии | 1 | Сообщение и усвоение знаний | Жанры: оперетта, мюзикл. Понятие об этих жанрах и история их развития | Знать, что такое оперетта и мюзикл, их особенности, историю развития | Слушание фрагментов из оперетт, мюзиклов Хоровое пение. | Выучить текст песни | |||||
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» | ||||||||||||
26 | Исповедь души | 1 | Сообщение и усвоение знаний | Музыкальный жанр: прелюдия, этюд. Музыкальная форма: трехчастная. развитие музыкального образа. Любовь к Родине | Знать понятия: прелюдия, этюд. Уметь проводить интонационно-образный анализ произведения | Слушание музыки, хоровое пение. Интонационно-образный анализ музыки | Выучить текст песни | |||||
27 | Мастерство исполнителя | 1 | Расширение и углубление знаний | Многообразие музыкальных жанров. Исполнитель. Слушатель. Интонационная выразительность музыкальной речи | Знать: понятия: композитор, исполнитель, слушатель, интонация. Уметь «сочинять» - импровизировать мелодию, начинающуюся с четырех звуков (до,фа, соль, ля) с передачей разного настроения | Слушание музыки. Вокальная импровизация (сочинение мелодии) | Творческая тетрадь стр.32 | |||||
28 | «Праздников праздник, торжество из торжеств» | 1 | Сообщение и усвоение знаний | Светлый праздник – Пасха. Тема праздников в духовной и народной музыке. Тропарь, молитва, народные песни | Знать понятия: тропарь, волочебники. Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки | Слушание музыки, хоровое пение. Интонационно-образный анализ музыки | Пасха – светлое Христово Воскресенье, великий праздник | Подбор стихов по теме | ||||
29 | Светлый праздник | 1 | Расширение и углубление знаний | Тема праздника Пасхи в произведениях русских композиторов. Сюита С.В. Рахманинов «Светлый праздник» | Знать понятия: сюита, трезвон. Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки | Слушание музыки, хоровое пение. Интонационно-образный анализ музыки | Выучить текст песни | |||||
30 | Создатели славянской письменности Кирилл и Мефодий | 1 | Сообщение и усвоение знаний | «Житие» и дела святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Гимн. Праздник – День славянской письменности | Знать: -«Житие» и дела святых Кирилла и Мефодия; - понятия: гимн, величание | Слушание музыки, хоровое пение. Сравнительный анализ гимна и величание | Создатель старокалмыц-кой письменности «Тоодо бичг» Зая Пандит | Выучить текст песни | ||||
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» | ||||||||||||
31 | Праздники русского народа: Троицын день | 1 | Сообщение и усвоение знаний | Народные праздники: Троицын день. Обычаи и обряды, связанные с этим праздником. «Троица» А. Рублева | Знать содержание и значение народного праздника. Уметь сочинять мелодию на заданный текст | Слушание музыки. Хоровое пение. Вокальная импровизация. Сопоставление литературного, художественного и музыкального рядов | Взаимопере-плетение в жизни людей христианских и народных праздников | Повторить ноты и длительности | ||||
«Чтобы музыкантом быть, так надобно уменье…» | ||||||||||||
32 | Музыкальные инструменты | 1 | Расширение и углубление знаний | Музыкальный инструмент – гитара. История этого инструмента. Импровизация, обработка, переложение музыки для гитары. Гитара - универсальный инструмент. Авторская песня | Знать: - историю инструмента гитара; - понятия: обработка, импровизация, переложение музыки; авторская песня. Уметь на слух различать тембры гитары (скрипки) | Слушание музыки, хоровое пение. | Выучить текст песни | |||||
33 | Музыкальный сказочник | 1 | Расширение и углубление знаний | Н.А. Римский-Корсаков – величайший музыкант-сказочник. Сюита «Шахерезада». Музыкальные образы. Образы моря в операх и сюите. Музыкальная живопись. | Знать художественное единство музыки и живописи. Уметь проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки | Слушание музыки, хоровое пение. Интонационно-образный анализ музыки | Творческая тетрадь стр.30-31 | |||||
34 | Рассвет на Москве-реке | 1 | Повторение и обобщение полученных знаний | Симфоническая картина М.П. Мусоргского «Рассвет на Москве-реке». Образ Родины | Знать понятие изобразительность в музыке Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки | Слушание музыки, хоровое пение. Интонационно-образный анализ музыки | Повторить песни учебного года | |||||
35 | Обобщающий урок | 1 | Контрольный урок (урок-концерт) | -исполнение всеми присутствующими песен; -вокальная импровизация детей на заданную интонацию | Уметь: - определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности музыкальных произведений; -узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов | Устный опрос. Музыкальная викторина |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
календарно-тематические планы 3 класс УМК "Школа России" тат. язык
Календарно-тематические планы,3 класс, УМК "Школы России" для татарских школ...
календарно-тематический план 4 класс
в календарно- тематическом плане указаны страницы учебника, номера заданий по каждой теме....
Календарно-тематическое поурочное планирование по английскому языку 3 класс Тер-Минасова С.Г.,Узунова Л.М., Сухина Е.И.
Предлагаю календарно-тематическое планирование по новым требованиям ФГОС....
Календарно-тематическое поурочное планирование по английскому языку 3 класс Тер-Минасова С.Г.,Узунова Л.М., Сухина Е.И.
Предлагаю календарно-тематическое планирование по новым требованиям ФГОС....
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-3” (серия УМК 2-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, И.П. Костина, Е.В. Кузнецова
Каленарно тематическое планирование разработано на основе Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (ФГОС-2) и Примерной программы начального общего образования ...
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по основам православной культуры для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год.
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо основам православной культуры для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год....
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год
Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год...