Фольклор - народная мудрость
план-конспект урока по музыке (2 класс) на тему
Цель: Прививать детям любовь к фольклору, развивать интерес и уважение к своим национальным истокам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
narodnoe_tvorchestvo.pptx | 2.92 МБ |
folklor.docx | 27.29 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока «2 класс» (Школа России)
по теме Фольклор – народная мудрость.
Подготовила и провела Викулова И.А.
2016 год.
Эпиграф. Ребенок до десятилетнего возраста требует забав, и требования его биологически законно. Он хочет играть, он играет всем и познает окружающий его мир, прежде всего и легче всего в игре, с игрой. А. М. Горький.
Фольклор – Народная мудрость.
Тема: Фольклорно-сценические игры, развитие музыкальности детей посредством фольклора.
Цель: Прививать детям любовь к фольклору, развивать интерес и уважение к своим национальным истокам.
Задача: заложить у детей основ национального мировосприятия через освоение малых жанров фольклора (колыбельные, прибаутки, игры и т.д.).
Возрождение русской традиционной культуры, помогающей детям овладеть различными видами фольклорной деятельности.
Методы:
- Исполнение и разучивание произведений русского фольклора.
- Слушание народной музыки.
- Пение и мелодекломация различных упражнений, песенок-попевок, способствующих созданию активной творческой атмосферы.
- Музыкально – игровые моменты и ритмические движения как эмоционально увлекательный прием.
Принципы:
- Художественная ценность
- Доступность для воспроизведения детьми
- Укрепление физического здоровья (легкие, голосовой аппарат).
Предварительная работа:
- Заучивание скороговорок, дразнилок.
- Слушание народной музыки.
- Разучивание с детьми песен, игр, хороводов.
Оборудование:
Народные инструменты, кукла, мультимедио, презентация элементы русского костюма.
Ход урока
- Водная часть.
Вход.
Ритмичная минута.
Музыкальная игра – приветствие.
Вход в тему.
Новые слова: голубить, приголубить, народное творчество, небылицы, потешки, дразнилки.
Учитель.
Тема сегодняшней встречи, народное творчество. Фольклор – этот термин пришел к нам из староанглийского языка. Анг. Folk – народ, lore – учение, т.е. народное народная мудрость. Именно так, уважительно и даже возвышенно принято во всем мире называть устное музыкальное и литературное народное творчество.
Мы познакомимся с произведениями устного народного творчества (или? какие) потешками, небылицами, песенками, считалками.
Мы научимся:
- Различать виды устного народного творчества.
- Отгадывать загадки и их придумывать.
Очень давно люди не знали письменности. Один талантливый человек придумывал для своих детей волшебную сказку-историю. Она всем понравилась и все стали передавать ее «из уст в уста».
Один сочинил, другой услышал, что-то добавил и так каждый приукрасил, чтобы было интереснее – получается сочиняют все вместе – всем народом – поэтому, творчество и называется народным. А зачем мы изучаем народное творчество, ведь сейчас есть компьютеры, гаджеты? – Это все проверено и на этом выросло не одно поколение. А все взрослые мечтают, чтобы дети выросли красивыми, здоровыми, умными и добрыми, трудолюбивыми, чтоб ребенок рос наблюдательным, сообразительным, ему загадывали загадки; чтоб научился ясно и выразительно разговаривать – разучивать скороговорки, чтобы знали, что хорошо, что плохо – сказывали мудрые сказки.
- Основная часть.
Лежа в колыбельке (презентация № 1) ребенок слушал простые, но такие добрые и ласковые песни и рос душевным и отзывчивым.
(Учитель берет в руки куклу и поет)
«Люли – мои, люлиньки
Прилетели гуленьки,
Сели в изголовице
Спи-ка на здоровице»
А кто знает еще колыбельную? (передает куклу) Дети качают куклу и поют)
- «ой, люли, люли, люли –
Прилетели к нам гули
Прилетели гуленьки –
Сели, возле люленьки
Они стали ворковать
Диме спать не давать.
- Котя, котенька, коток
Котя – серенький бочек
Приди котя почевать
Нашего Димочку качать
Уж как я тебе коту
За работу заплачу
Кусок пирога
И кувшинчик молока.
Образ «гуленек» - голуби – воркуют – нежно разговаривают, вот и в народном языке «голубить» - ласкать, нежить; голубка, приголубить.
?какая мелодия? Дети: ласковая, не быстрая
Как исполнять? (мягко, напевно, убаюкивающее.)
Учитель (презентация № 2)
Ребенок подрастал, его садили на колени взрослым и приговаривали:
«Ладушки, ладушки, пекла бабка оладушки
Маслом поливала, деточкам давала
Теме-два, Вале-два, Паше- два, Даше-два
Хороши оладушки у нашей бабушки. (хлопки в парах).
Учитель:
А кто знает «Попевку о сороке»?
Дети: «Сорока, сорока! – где была? – Далеко
Кашку варила, детушек кормила
На порог скакала, гостей созывала
Гости услыхали – быть обещали».
Учитель: Долгими зимними вечерами бабушки веселили внучат прибаутками да небылицами.
Презентация № 3.
Выскакивают скоморохи (или кукла скоморох)
1-й Эх, да я скоморох, жил да был, побывал
2-й На босу ногу топор обувал
3-й Кушаком дрова рубил
4-й Кащей палец занозил
5-й (обращаясь к ребятам!)
- Кто правдивее рассказ сочинит для нас сейчас
Презентация № 4
Выход детей – исполняют знакомые небылицы
Лошадь ела сало
А мужик овес
Лошадь села в сани
А мужик повез.
На болоте стоит пень
Шевелиться ему лень
Шея не ворочается
А посмеяться хочется
Чепух, Чепуха
Это просто враки:
Съел Петрушка петуха
А сказал собаки.
А заборе чепуха
Жарила варенье
Куры съели петуха
В одно воскресенье.
ПОЮТ:
Рано, утром, вечерком
В полдень, на рассвете
Баба ехала верхом
В расписной карете
А за нею, во всю прыть
Тихими шагами
Волк старался переплыть
Миску с пирогами
? Так что же такое небылицы?
ДЕТИ:
Особый вид песни, вымысел, где всегда юмор и шутка и комическое положение
(Динамическая пауза, выскакивает скоморох или кукла – скомор).
- А сейчас потехи ради
Скоморошь и забавы
Не сиди, не гляди
Прямо в круг выходи!
Игра «Музыкальный плетень!»
(для тренировки памяти – детей учили считалкам) начало игры.
Игра, которая считается русской забавой называется она плетень.
Правило игры. Участники 2-х команд (3-4) выстраиваются напротив друг друга в шеренги.
При смене мелодии (русс. Нар. Мелод.) разбегаются по комнате, выполняя плясовые движения. Услышав условленную муз. тему должны вновь выстроить плетень. Победит команда более проворных и ловких. (проводим 2-3 раза).
КАРТИНКА
(Презентация – русских народных инструментов, ансамбля русск. нар инстр.)
УЧИТЕЛЬ:
Есть много муз. инструментов, русского народа, рожденных самой повседневной жизнью и тесно связанных с бытом.
? Какие это инструметы!
(ложки, трещотки, бубенцы, рубель и др.)
- Эй! Ребята! Молодцы
Озорные удальцы!
Веселее попляшите
Всех гостей повеселите!
«танец с ложками»
УЧИТЕЛЬ:
Короткие по форме, забавные песенки – это потешки
Диалог (дети между собой или с учителем)
УЧИТЕЛЬ:
1 Андрей, детка, о чем плачешь?
Об ворота головой ударился!
Когда это случилось?
Вчера
А что сегодня плачешь?
Да ведь вчера никого не было.
2 Где был, брат Иван?
В горнице!
Что делал?
Петру помогал!
А Петр, что делал?
Да на печи лежал?
3 Я медведя поймал
Так веди сюда
Не идет
Так сам иди
Да он меня не отпускает.
УЧИТЕЛЬ.
А сколько дразнилок было придумано нашими предками. Пожалуй, нет ни одного имени, которое обошли бы вниманием наши прабабушки и прадедушке в раннем детстве.
УЧИТЕЛЬ - Алешка
Все. Лепешка.
Андрей
Все. Воробей!
Антошка!
Все – Недопеченная картошка!
Учитель:
Андрей, воробей, не гоняй голубей
Гоняй галок из-под палочек!
(Эй! Ребята, что сидите, а играть-то не хотите!? – сыграем?)
- В дирижера!
- Оркестр – игра с муз инструментами (свистульки, ложки-дирижер)
- кто еще дразнилки знает?
пусть нам весело читает!
ДЕТИ:
- Коля, Коля – Николай! – сиди дома – не гуляй!
Чисти картошку – ешь по-немножку.
- Вова- Вова карапуз, съел у бабушки арбуз
- Бабушка ругается, Вова отпирается!
- «это бабушка не я! – это кошечка твоя!»
УЧИТЕЛЬ:
Так, что такое дразнилки.
ДЕТИ:
Маленькие смешилки, где высмеивается пороки недостатки человека
УЧИТЕЛЬ:
В старые времена на Руси существовал такой обычай: Семенов день – «похороны мух». В народе верили, что если злую муху закопать осенью в землю – прочие кусать не будут!
По преданью, комары перед осенью уносятся ветрами на теплые моря и весной опять возвращаются на Русь.
- А, ну-ка, ребята, пожужжали, как мушки да комары (Жужжат)
- Кыш, Кыш мухи – комаровы подруги!
- Кыш, Кыш На семена (14 сентября) провожают мух и тараканов в спячку…
Песня – сценка «Как у наших у ворот»
Разминка. Раздаем свитки с половинками пословиц, под русские народные мелодии. Найти пару.
Куй железо Не зная броду Не зная своего дело не берись Живи просто Одной рекой Грамоте учиться | Пока горячо Не лезь в воду А за своим не ленись Проживешь до ста Узла не завяжешь Всегда пригодится |
По окончанию музыки, встаем парами, составляем половинки пословиц.
УЧИТЕЛЬ.
Русская пословица гласит «Делу время, - потехи час!»
Наш час подошел к концу
Вот настал момент прощанья
Говорим мы – До свиданья!
(В заключении) – Я довольна нашей встречей – А вам понравился урок?
О чем мы сегодня говорили? (народное творчество).
И сегодня каждый получает по русскому лакомству – бублику.
Дополнительный материал
(при остатке времени).
- Народная игра «Кольцо»
Ведущий достает «волшебное кольцо» (др. предмет) пускает по залу. Ребята у которых осталось кольцо, вызывают на сцену. Задают загадки-шутки; Они должны показать отгадки.
- Его проглатывают, упорно не желая о чем-то говорить.
- Он хорошо подвешен у человека, который говорит бойко.
- За него тянут или дергают
- Его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего
(ЯЗЫК)
- Его вешают, приходя в уныние
- Его задирают, зазнаваясь.
- Его всюду суют, вмешиваясь ни в свое дело
(НОС)
- Не цветы, а вянут
- Не ладоши, а хлопают
- Не белье, а развешивают их слишком доверчивые или любопытные люди
(УШИ)
- Он в голове у легкомысленного человека
- Его советуют искать в поле
- На его бросают слова и деньги
(ВЕТЕР)
- Игра «Как у дяди Трифана».
Описание игры: в круг становится водящий, остальные ходят вокруг, взявшись за руки пели (Как у дяди Трифана, было 7 детей, 7 сыновей; они не пили, не ели, друг на друга глядели, вместе делали – «Вот так»- после слов, показывает водящий! Кто не успел - проиграл).
- Мы будем разговаривать
И будем выговаривать,
Все правильно и внятно
Чтоб было всем приятно
- 1 идет «Добры бобры идут в боры» присоединяется следующий и говорит, 2…3… - гусеницы
- Взбивали масло – передаем бочонок и приговариваем: маланья болтунья – молоко болтала, болтала – да не выболтала
- Песня «Сидит Дрема»
Используемая литература.
- Учебник «Русское народное творчество» Ширяева Н.С. Санкт-Петербург 2000 г. выпуск 1
- Сольфеджио Ж. Металлиди изд. «Композитор» 2008 г.
- Истоки Н.С. Ширяева
- Праздники в начальной школе. Составил Н.Г. Кувашова изд. Учитель 2000 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Светлое Христово Воскресение. Час народной мудрости
В данном классном часе рассказывается как на Руси встречали Светлый праздник. В ходе мероприятия дети играют в старые народные игры....
Урок литературного чтения в 3 классе "Тропинками народной мудрости. Жанровые особенности произведения о природе Н. Сладкова "Почему ноябрь пегий"
Урок литературного чтения в 3 классе по произведениям Н.Сладкова. В процессе урока учащимся предлагается работа не только по учебным книгам, но и работа в группе на ПК - сборка пазлов ...
Открытый урок во 2 классе по теме "Фольклор - народная мудрость".
Открытый урок во 2 классе по теме "Фольклор - народная мудрость". Раскрывается понятие "фольклор", знакомство с его разновидностями, слушание фольклорных произведения. использование игр, разминок. Исп...
Народное творчество и народная мудрость
Классный час в 4 классе.Тема: «Народное творчество и народная мудрость»....
Фольклор – народная мудрость. Песни русского народа
Презентация к уроку музыки "Фольклор", 2 класс, по программе Критскойтест по теме "Фольклор", слова песни "Старый клен" (сноска на яндекс-диске)https://docviewer.yandex.ru/?url=ya-disk%3A%2F%2F%...
«Мир фольклора – мир народной мудрости». Составные части русского фольклора.
laquo;Мир фольклора – мир народной мудрости». Составные части русского фольклора.- научить детей выделению, анализу и оценке поведения с точки зрения эталонов и образцов, представленных в...
Технологическая карта урока музыки во 2 классе "Фольклор – народная мудрость"
Методическая разработка урока музыки для 2 класса по теме "Фольклор - народная мудрость"...