Фольклор - народная мудрость
план-конспект урока по музыке (2 класс) на тему

Викулова Ирина Анатольевна

Цель: Прививать детям любовь к фольклору, развивать интерес и уважение к своим национальным истокам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narodnoe_tvorchestvo.pptx2.92 МБ
Файл folklor.docx27.29 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока «2 класс» (Школа России)

по теме Фольклор – народная мудрость.

Подготовила и провела Викулова И.А.

2016 год.

     Эпиграф. Ребенок до десятилетнего возраста требует забав, и требования его биологически законно. Он хочет играть, он играет всем и познает окружающий его мир, прежде всего и легче всего в игре, с игрой. А. М. Горький.

Фольклор – Народная мудрость.

   Тема: Фольклорно-сценические игры, развитие музыкальности детей посредством фольклора.

   Цель: Прививать детям любовь к фольклору, развивать интерес и уважение к своим национальным истокам.

   Задача: заложить у детей основ национального мировосприятия через освоение малых жанров фольклора (колыбельные, прибаутки, игры и т.д.).

Возрождение русской традиционной культуры, помогающей детям овладеть различными видами фольклорной деятельности.

   Методы:

  1. Исполнение и разучивание произведений русского фольклора.
  2. Слушание народной музыки.
  3. Пение и мелодекломация различных упражнений, песенок-попевок, способствующих созданию активной творческой атмосферы.
  4. Музыкально – игровые моменты и ритмические движения как эмоционально увлекательный прием.

Принципы:

  • Художественная ценность
  • Доступность для воспроизведения детьми
  • Укрепление физического здоровья (легкие, голосовой аппарат).

   Предварительная работа:

  • Заучивание скороговорок, дразнилок.
  • Слушание народной музыки.
  • Разучивание с детьми песен, игр, хороводов.

Оборудование:

Народные инструменты, кукла, мультимедио, презентация элементы русского костюма.

Ход урока

  1. Водная часть.

Вход.

Ритмичная минута.

Музыкальная игра – приветствие.

Вход в тему.

Новые слова: голубить, приголубить, народное творчество, небылицы, потешки, дразнилки.

   Учитель.

Тема сегодняшней встречи, народное творчество. Фольклор – этот термин пришел к нам из староанглийского языка. Анг. Folk – народ, lore – учение, т.е. народное народная мудрость. Именно так, уважительно и даже возвышенно принято во всем мире называть устное музыкальное и литературное народное творчество.

   Мы познакомимся с произведениями устного народного творчества (или? какие) потешками, небылицами, песенками, считалками.

Мы научимся:

  • Различать виды устного народного творчества.
  • Отгадывать загадки и их придумывать.

   Очень давно люди не знали письменности. Один талантливый человек придумывал для своих детей волшебную сказку-историю. Она всем понравилась и все стали передавать ее «из уст в уста».

   Один сочинил, другой услышал, что-то добавил и так каждый приукрасил, чтобы было интереснее – получается сочиняют все вместе – всем народом – поэтому, творчество и называется народным. А зачем мы изучаем народное творчество, ведь сейчас есть компьютеры, гаджеты? – Это все проверено и на этом выросло не одно поколение. А все взрослые мечтают, чтобы дети выросли красивыми, здоровыми, умными и добрыми, трудолюбивыми, чтоб ребенок рос наблюдательным, сообразительным, ему загадывали загадки; чтоб научился ясно и выразительно разговаривать – разучивать скороговорки, чтобы знали, что хорошо, что плохо – сказывали мудрые сказки.

  1. Основная часть.

 Лежа в колыбельке (презентация № 1) ребенок слушал простые, но такие добрые и ласковые песни и рос душевным и отзывчивым.

(Учитель берет в руки куклу и поет)

«Люли – мои, люлиньки

Прилетели гуленьки,

Сели в изголовице

Спи-ка на здоровице»

   А кто знает еще колыбельную? (передает куклу) Дети качают куклу и поют)

  1. «ой, люли, люли, люли –

 Прилетели к нам гули

Прилетели гуленьки –

Сели, возле люленьки

Они стали ворковать

Диме спать не давать.

  1. Котя, котенька, коток

Котя – серенький бочек

Приди котя почевать

Нашего Димочку качать

Уж как я тебе коту

За работу заплачу

Кусок пирога

И кувшинчик молока.

   Образ «гуленек» - голуби – воркуют – нежно разговаривают, вот и в народном языке «голубить» - ласкать, нежить; голубка, приголубить.

?какая мелодия? Дети: ласковая, не быстрая

Как исполнять? (мягко, напевно, убаюкивающее.)

Учитель (презентация № 2)

   Ребенок подрастал, его садили на колени взрослым и приговаривали:

   «Ладушки, ладушки, пекла бабка оладушки

Маслом поливала, деточкам давала

Теме-два, Вале-два, Паше- два, Даше-два

Хороши оладушки у нашей бабушки. (хлопки в парах).

Учитель:  

А кто знает «Попевку о сороке»?

Дети: «Сорока, сорока! – где была? – Далеко

Кашку варила, детушек кормила

На порог скакала, гостей созывала

Гости услыхали – быть обещали».

   Учитель: Долгими зимними вечерами бабушки веселили внучат прибаутками да небылицами.

   Презентация № 3.

Выскакивают скоморохи (или кукла скоморох)

1-й Эх, да я скоморох, жил да был, побывал

2-й На босу ногу топор обувал

3-й Кушаком дрова рубил

4-й Кащей палец  занозил

5-й (обращаясь к ребятам!)

- Кто правдивее рассказ сочинит для нас сейчас

Презентация № 4

   Выход детей – исполняют знакомые небылицы

Лошадь ела сало

А мужик овес

Лошадь села в сани

А мужик повез.

На болоте стоит пень

Шевелиться ему лень

Шея не ворочается

А посмеяться хочется

   Чепух, Чепуха

Это просто враки:

Съел Петрушка петуха

А сказал собаки.

А заборе чепуха

Жарила варенье

Куры съели петуха

В одно воскресенье.

ПОЮТ:

Рано, утром, вечерком

В полдень, на рассвете

Баба ехала верхом

В расписной карете

А за нею, во всю прыть

Тихими шагами

Волк старался переплыть

Миску с пирогами

        ? Так что же такое небылицы?        

ДЕТИ:

Особый вид песни, вымысел, где всегда юмор и шутка и комическое положение

   (Динамическая пауза, выскакивает скоморох или кукла – скомор).

- А сейчас потехи ради

Скоморошь и забавы

Не сиди, не гляди

Прямо в круг выходи!

Игра «Музыкальный плетень!»

(для тренировки памяти – детей учили считалкам) начало игры.

   Игра, которая считается русской забавой называется она плетень.

Правило игры. Участники 2-х команд (3-4) выстраиваются напротив друг друга в шеренги.

 При смене мелодии (русс. Нар. Мелод.) разбегаются по комнате, выполняя плясовые движения. Услышав условленную муз. тему должны вновь выстроить плетень. Победит команда более проворных и ловких. (проводим 2-3 раза).

КАРТИНКА

(Презентация – русских народных инструментов, ансамбля русск. нар инстр.)

УЧИТЕЛЬ:

Есть много муз. инструментов, русского народа, рожденных самой повседневной жизнью и тесно связанных с бытом.

? Какие это инструметы!

(ложки, трещотки, бубенцы, рубель и др.)

 - Эй! Ребята! Молодцы

    Озорные удальцы!

    Веселее попляшите

    Всех гостей повеселите!

«танец с ложками»

УЧИТЕЛЬ:

Короткие по форме, забавные песенки – это потешки

   Диалог (дети между собой или с учителем)

УЧИТЕЛЬ:

1 Андрей, детка, о чем плачешь?

   Об ворота головой ударился!

   Когда это случилось?

   Вчера

   А что сегодня плачешь?

   Да ведь вчера никого не было.

2 Где был, брат Иван?

   В горнице!

   Что делал?

   Петру помогал!

   А Петр, что делал?

   Да на печи лежал?

3   Я медведя поймал

     Так веди сюда

      Не идет

      Так сам иди

       Да он меня не отпускает.

УЧИТЕЛЬ.

А сколько дразнилок было придумано нашими предками. Пожалуй, нет ни одного имени, которое обошли бы вниманием наши прабабушки и прадедушке в раннем детстве.

УЧИТЕЛЬ - Алешка

                     Все. Лепешка.

                      Андрей

                      Все. Воробей!

                      Антошка!

                      Все – Недопеченная картошка!

Учитель: 

Андрей, воробей, не гоняй голубей

Гоняй галок из-под палочек!

(Эй! Ребята, что сидите, а играть-то не хотите!? – сыграем?)

  1. В дирижера!
  2. Оркестр – игра с муз инструментами (свистульки, ложки-дирижер)                

- кто еще дразнилки знает?

  пусть нам весело читает!

ДЕТИ:

  1. Коля, Коля – Николай! – сиди дома – не гуляй!                                                                                                      

Чисти картошку – ешь по-немножку.

  1. Вова- Вова карапуз, съел у бабушки арбуз
  2. Бабушка ругается, Вова отпирается!
  3. «это бабушка не я! – это кошечка твоя!»

УЧИТЕЛЬ:

Так, что такое дразнилки.

ДЕТИ:

Маленькие смешилки, где высмеивается пороки недостатки человека

УЧИТЕЛЬ:

В старые времена на Руси существовал такой обычай: Семенов день – «похороны мух». В народе верили, что если злую муху закопать осенью в землю – прочие кусать не будут!

   По преданью, комары перед осенью уносятся ветрами на теплые моря и весной опять возвращаются на Русь.

- А, ну-ка, ребята, пожужжали, как мушки да комары (Жужжат)

- Кыш, Кыш мухи – комаровы подруги!

- Кыш, Кыш На семена (14 сентября) провожают мух и тараканов в спячку…

   Песня – сценка «Как у наших у ворот»

   Разминка. Раздаем свитки с половинками пословиц, под русские народные мелодии. Найти пару.

 

Куй железо

Не зная броду

Не зная своего дело не берись

Живи просто

Одной рекой

Грамоте учиться

Пока горячо

Не лезь в воду

А за своим не ленись

Проживешь до ста

Узла не завяжешь

Всегда пригодится

По окончанию музыки, встаем парами, составляем половинки пословиц.

УЧИТЕЛЬ.

Русская пословица гласит «Делу время, - потехи час!»

   Наш час подошел к концу

   Вот настал момент прощанья

   Говорим мы – До свиданья!

(В заключении) – Я довольна нашей встречей – А вам понравился урок?

О чем мы сегодня говорили? (народное творчество).

   И сегодня каждый получает по русскому лакомству – бублику.

Дополнительный материал

(при остатке времени).

  1. Народная игра «Кольцо»

Ведущий достает «волшебное кольцо» (др. предмет) пускает по залу. Ребята у которых осталось кольцо, вызывают на сцену. Задают загадки-шутки; Они должны показать отгадки.

  • Его проглатывают, упорно не желая о чем-то говорить.
  • Он хорошо подвешен у человека, который говорит бойко.
  • За него тянут или дергают
  • Его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего

(ЯЗЫК)

  • Его вешают, приходя в уныние
  • Его задирают, зазнаваясь.
  • Его всюду суют, вмешиваясь ни в свое дело

(НОС)

  • Не цветы, а вянут
  • Не ладоши, а хлопают
  • Не белье, а развешивают их слишком доверчивые или любопытные люди

(УШИ)

  • Он в голове у легкомысленного человека
  • Его советуют искать в поле
  • На его бросают слова и деньги

                (ВЕТЕР)

 

  1.  Игра «Как у дяди Трифана».

Описание игры: в круг становится водящий, остальные ходят вокруг, взявшись за руки пели (Как у дяди Трифана, было 7 детей, 7 сыновей; они не пили, не ели, друг на друга глядели, вместе делали – «Вот так»- после слов, показывает водящий! Кто не успел - проиграл).

  1.  Мы будем разговаривать

 И будем выговаривать,

 Все правильно и внятно

 Чтоб было всем приятно

  1. 1 идет «Добры бобры идут в боры» присоединяется следующий и говорит, 2…3… - гусеницы
  2. Взбивали масло – передаем бочонок и приговариваем: маланья болтунья – молоко болтала, болтала – да не выболтала
  1. Песня «Сидит Дрема»

Используемая литература.

  • Учебник «Русское народное творчество» Ширяева Н.С. Санкт-Петербург   2000 г. выпуск 1
  • Сольфеджио Ж. Металлиди изд. «Композитор» 2008 г.
  • Истоки Н.С. Ширяева
  • Праздники в начальной школе. Составил Н.Г. Кувашова изд. Учитель 2000 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Светлое Христово Воскресение. Час народной мудрости

В данном классном часе рассказывается как на Руси встречали Светлый праздник. В ходе мероприятия дети играют в старые народные игры....

Урок литературного чтения в 3 классе "Тропинками народной мудрости. Жанровые особенности произведения о природе Н. Сладкова "Почему ноябрь пегий"

Урок литературного чтения в 3 классе по произведениям Н.Сладкова. В процессе урока учащимся предлагается работа не только  по учебным книгам, но и работа в группе на ПК - сборка пазлов ...

Открытый урок во 2 классе по теме "Фольклор - народная мудрость".

Открытый урок во 2 классе по теме "Фольклор - народная мудрость". Раскрывается понятие "фольклор", знакомство с его разновидностями, слушание фольклорных произведения. использование игр, разминок. Исп...

Народное творчество и народная мудрость

Классный час в 4 классе.Тема: «Народное творчество и народная мудрость»....

Фольклор – народная мудрость. Песни русского народа

Презентация к уроку музыки "Фольклор", 2 класс, по программе Критскойтест по теме "Фольклор",  слова песни "Старый клен" (сноска на яндекс-диске)https://docviewer.yandex.ru/?url=ya-disk%3A%2F%2F%...

«Мир фольклора – мир народной мудрости». Составные части русского фольклора.

laquo;Мир фольклора – мир народной мудрости». Составные части русского фольклора.- научить детей выделению, анализу и оценке поведения с точки зрения эталонов и образцов, представленных в...

Технологическая карта урока музыки во 2 классе "Фольклор – народная мудрость"

Методическая разработка урока музыки для 2 класса по теме "Фольклор - народная мудрость"...