Музыкальные занятия в коррекционной школе
статья по музыке на тему

Статья "Музыкальные занятия в коррекционной школе" рассказывает о формах, методах работы на музыкальных занятиях в коррекционной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykalnye_zanyatiya_v_korrektsionnoy_shkole.docx18.39 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкальные занятия в коррекционной школе.

Содержанием работы на музыкальных занятиях в коррекционной школе является музыкально-ритмическая  деятельность детей. Они учатся слушать музыку, выполнять под музыку разнообразные движения, петь, танцевать, играть на шумовых музыкальных инструментах.

Занятия музыкой эффективны для воспитания положительных качеств личности. Выполняя упражнения на пространственные построения, разучивая различные песни, двигаясь в хороводе с песней, дети приобретают навыки организованных действий, дисциплинированности, учатся вежливо обращаться друг с другом.

Основная цель данных занятий— научить детей с ОВЗ согласовывать движения рук с движениями ног, туловища, головы. Упражнения с детскими музыкальными инструментами рекомендуется начинать с подготовительных упражнений: сгибание и разгибание пальцев в кулаках, сцепление с напряжением и без напряжения, сопоставление пальцев. Задания на координацию движений рук лучше проводить после выполнения ритмико-гимнастических упражнений, сидя на стульях, чтобы дать возможность учащимся отдохнуть от активной физической нагрузки.

Цель – научить умственно отсталых детей согласовывать пение с движениями рук с движениями ног, туловища, головы.

Задачи обучения предмету детей с отклонениями в развитии:

1. Научить школьников правильно и осмысленно петь и двигаться в соответствии с музыкальным сопровождением.

2. Выработать достаточно прочные навыки выполнения упражнений.

3. Повысить уровень общего развития обучающихся.

4. Научить школьников последовательно и правильно излагать свои мысли в устной форме.

5. Развивать нравственные качества школьников.

6. Развивать творческие способности.

Используемые технологии на музыкальных занятиях:

Здоровьесберегающие технологии:

- пальчиковые игры,

- логоритмические упражнения,

- дыхательные упражнения,

Музыкотерапия - психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека.

Полезность музыкотерапии в работе с детьми с ограниченными возможностями в том, что она:

  • помогает укрепить доверие, взаимопонимание между участниками процесса;
  • помогает ускорить прогресс терапии, так как внутренние переживания легче выражаются с помощью музыки, чем при разговоре;
  • музыка усиливает внимание к чувствам, служит материалом, усиливающим осознание;
  • косвенно повышается музыкальная компетенция, возникает чувство внутреннего контроля и порядка.

В последние годы заметно вырос интерес специалистов к механизму воздействия музыки на ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Организация, построение, содержание, коррекционная  направленность занятий музыкально – ритмической деятельностью для  умственно  отсталых  детей  обусловливаются структурой нарушений детей данной категории, где присутствуют отклонения в психических функциях, эмоционально-волевой сфере, моторике. В связи с этим в музыкальные занятия  включаются такие направления, как:

коррекция психических функций, где средствами ритмики осуществляется коррекция внимания , памяти (слуховой, зрительной, моторной), воображения (воссоздающего, творческого), восприятия (слухового, пространственного, зрительного);

коррекция эмоционально - волевой сферы, где дети овладевают «языком выразительных движений», умением передавать различные эмоциональные состояния (радости, нежности, печали, удивления и т.д.), учатся снимать психоэмоциональное напряжение, приобретают навыки невербальной коммуникации, адекватного группового поведения;

коррекция моторной сферы, где ведется работа по развитию пластики тела, координации движений;

развитие согласованности движений и речи, проявляющееся в упражнениях с предметами и без них, с пением, образными движениями.

Занятия с использованием музыкотерапии направлены на:

  • создание положительного эмоционального фона коррекционных занятий;
  • стимуляция двигательных функций;
  • развитие и коррекция сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений) и сенсорных способностей;
  • растормаживание речевой функции;
  • развитие и коррекция психических процессов (внимания, памяти, мышления);
  • формирование произвольной регуляции поведения;
  • развитие эмоциональной сферы.

Многочисленные методики музыкальной терапии предусматривают как целостное использование музыки в качестве основного и ведущего факторов воздействия (прослушивание музыкальных произведений, музицирование), так и дополнение музыкальным сопровождением других коррекционных приемов для усиления их воздействия.

Формы музыкальной терапии в работе с детьми с ОВЗ:

 - «Свободные движения под музыку»  включают пространственные перестроения в процессе движения по залу и различные виды шагов. Формирует легкость вступления в контакт; развивает двигательную координацию, умение ориентироваться в игровом пространстве;

 - Ритмическая разминка направлена на внесение дисциплины и организованности; формирование навыков движения в коллективе, ритмичного и координированного движения; координирование вокально-речевой интонации с движением; осознание схемы собственного тела.

 -  Пальчиковые игры способствуют развитию тонких движений пальцев рук, психических процессов (внимания, памяти, мышления).

- Пение организует правильное дыхание, облегчает легкость дикции.

 - Игра на шумовых инструментах позволяют обогатить общие представления детей, ознакомить их с шумовыми свойствами инструментов, конкретными приемами звуко- извлечения.

- Танцы, хороводы вырабатывают навыки взаимодействия с партнерами, ритмичного и координированного движения. При этом решаются многие проблемы — двигательные, эмоциональные, познавательные и социальные.

 - Коммуникативные, ритмические игры и игры по правилам регулируют у детей процессы возбуждения и торможения; создают дополнительную мотивацию; способствуют выработке позитивного, доброжелательного отношения к окружающим

«…Движение под музыку оказывается одним из самых эффективных методов развития музыкальности – методом, основанным на естественной двигательной реакции на музыку,

Таким образом музыкально-ритмическая деятельность детей с нарушением интеллекта направлена на исправление или сглаживания наиболее типичных для данной категории детей недостатков: физического развития, общей и речевой моторики, эмоционально-волевой сферы, способствует формированию положительных личностных качеств (дружелюбия, коллективизма, навыка рефлексирования состояния партнера и т.д.), эстетическому.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исправление нарушений письменной речи.Применение таблицы « Твердые и мягкие согласные» при изучении данного раздела на логопедических занятиях в коррекционной школе VIII вида .

У умственно отсталых детей в результате органического поражения коры головного мозга происходит нарушение восприя­тия, памяти, внимания нарушается деятельность различных а...

Использование информационных технологий на логопедических занятиях в коррекционной школе.

Традиционные для методики обучения демонстрационные и иллюстративно-объяснительные формы предоставления информации постепенно заменяются современными мультимедийными, объединяющие различные формы текс...

ктп логопедических занятий в коррекционной школе 8 вида 4 класс

календарно-тематическое планирование логопедических занятий в специальной коррекционной школе 8 вида...

Cтатья "Актуальность проведения музыкальных занятий в коррекционной школе"

Искусство всегда занимало важное место в нравственном развитии общества. Известна роль музыки в системе воспитания детей с нарушением интеллектуального развития....