«Моя Родина в музыке. Музыкальная речь. Лад»
методическая разработка по музыке (2 класс) на тему
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Моя Родина в музыке. Музыкальная речь. Лад»
Цели урока: Пробуждать в каждом ученике чувственное восприятие мира, формировать у детей положительную мотивацию и готовность к восприятию нового материала. Формировать целостное представление о слове, живописи, музыке, развивать интерес к русскому народному творчеству и искусству. Познакомить детей с новым средством музыкальной выразительности – ладом, его разновидностями. Развивать умение распознавать лад. Закреплять умение распознавать регистр, использовать русские народные шумовые инструменты для развития чувства ритма. Развивать голос, музыкальный слух, воображение. Познакомить с музыкальным инструментом – гусли, его звучанием. Разучить песню Островского «Пусть всегда будет солнце!»
Музыкальный ряд: Атанов «Две картинки», русская народная песня «Хмелюшко», Масленников «Волжские наигрыши», подборка детских песен, фонограмма песни «Наш край», «С чего начинается Родина», фонограмма песни «Пусть всегда будет солнце!»
Изобразительный ряд: (в форме презентации) различные портреты русских красавиц в сарафанах, изображения орнаментов для сарафанов, изображения гуслей и гусляров, рисунки детей.
Дополнительно: русские народные костюмы для детей, русские народные шумовые инструменты.
Ход урока:
- Вводная часть.
- Здравствуйте, ребята. На уроке вас вместе со мной встречает музыка. Послушайте, о чём она нам рассказывает.
(Прослушивание 1 части произведения Атанова «Две картинки»)
- О чем же рассказывает нам музыка?
- Правильно, она приглашает нас в сказку, в свой удивительный мир музыки. Этот мир невозможно потрогать руками или увидеть глазами, понюхать или ощутить на вкус. Зато можно воспринять всем сердцем и душой. Этот мир будет существовать в нашем воображении, подарит нам удивительные открытия, прежде всего, самих себя. Наш класс принадлежит этому волшебному царству и нам нужно скорее поприветствовать друг друга по- музыкальному.
II. Музыкальное приветствие.
Фразу «Здравствуйте!» исполняем по восходящей и нисходящей тонике.
III.Музыкальная разминка.
- А теперь для того, чтобы разогреть свое горлышко, привести в порядок свое дыхание и свой голос, проведем музыкальную разминку.
1.Ритмичесикй диктант.
2. Музыкальное дыхание.
- Поставьте руки на пояс. Сделайте вдох по моему взмаху, и ощутите, как воздух набирается у вас в живот. Медленно выдохните (3 раза).
- Теперь перейдем к следующему этапу музыкальной разминки – пению упражнений. Но сначала вам надо принять правильную певческую позу:
Плечи – раз!
Головка – два!
Внимание – три!
В певческой позе замри!
3. По нотам слоги ма-мэ-ми-мо-му.
4. Распевка «До – воробышка гнездо…»
До – воробышка гнездо,
Ре – травинки во дворе,
Ми – котенка покорми,
Фа – в лесу кричит сова,
Соль – растет у нас фасоль,
Ля – поем мы «тра – ля – ля!»
Си – водицы принеси,
До – воробышка гнездо
5. По гамме «До, ре, ми, фа, соль, ля, си…»
До, ре, ми, фа, соль, ля, си
Кошка села на такси.
Заплатила сто рублей
И поехала в музей.
А веселые котята
К ней уселись позади.
И поехали бесплатно.
До, ре, ми, фа, соль, ля, си
(Садятся)
IV. Сообщение темы и целей урока.
- Посмотрите друг на друга. Какие у вас красивые костюмы. Как вы думаете, почему вы в них? (Урок будет посвящен русской народной музыке)
- Правильно. На уроке мы будем петь песни нашего народа, танцевать под музыку народа, исполнять песни о Родине. И познакомимся с еще одним средством музыкальной выразительности – ладом.
V. Понятие «минорный лад».
- Узнать, что такое лад и каким он бывает, нам поможет русская народная музыка и народные инструменты.
(раздаю инструменты)
- Предлагаю исполнить песню «Во поле береза стояла».
(Исполнение песни с шумовыми инструментами)
- Молодцы, ребята. Какая мелодия у этой песни? (Грустная, медленная, спокойная, лирическая, певучая)
- В каком регистре она звучала?
- Все музыкальные произведения сочиняются композитором в определенном ладу. Лад - это построение музыкальных звуков. Мягкая, лирическая, иногда грустная музыка, такая, какую мы исполняли сейчас, пишется в минорном ладу. И мы присвоем ей такой знак: ☹.
Повторите: Минорный лад – это грустная, мягкая, лирическая музыка.
- Хорошо. А мы с вами знаем танец под русскую народную песню «Хмелюшко», часть музыки которой написана в минорном ладу.
(Исполнение танца)
- Какое настроение вы испытывали, когда его танцевали? (Грусть, задумчивость, печаль, нежность).
- Посмотрите, какие на девочках красивые сарафаны! Как плавно, величаво двигались девочки в хороводе! Издавна русские женщины носили сарафаны. Испокон веков образ русской красавицы вдохновлял художников на создание картин, где главной фигурой была женщина в сарафане. Посмотрите на некоторые из них. (Демонстрируются слайды). – Обратите внимание на орнаменты, вьющиеся по подолу подобно прекрасной мелодии. (Слайды).
VI. Понятие «мажорный лад»
- О сарафане можно говорить не только всерьез, но и в шутку. Давайте исполним русскую народную песню «Во кузнице».
(Исполнение песни с шумовыми инструментами).
- Какой была музыка? (Веселой, задорной, жизнерадостной)
- Прохлопайте ритмический рисунок первой строчки.
- Какое настроение вызывает? (Веселое, бодрое, задорное)
- Предлагаю ваше настроение поддержать кадрилью под музыку композитора Масленникова «Волжские наигрыши».
(Исполнение танца).
- Какой была музыка 1-го танца? (Грустной)
- А 2-го? (Веселой).
- Запомните: веселая, задорная музыка пишется композиторами в мажорном ладу. И мы даем ему такой знак: ☺.
- Повторите: мажорный лад – веселая, задорная музыка.
VII. Закрепление.
- А теперь потренируемся определять в мажоре или в миноре звучит музыка. А помогут нам в этом карточки.
(Ребята прослушивают фрагменты детских песен и карточками показывают в мажоре или в миноре они звучат).
VIII. Понятие о смене лада.
- Но бывает так, что не все произведение написано в мажоре или миноре. Есть пьесы и песни, в которых музыкальный лад меняется. Сегодня на уроке мы уже с этим встречались, когда танцевали танец «Хмелюшко». Помните: начало было грустное, а потом сменилось более оптимистичной темой. Сегодня мы с вами разучим песню «Пусть всегда будет солнце» композитора Островского и проанализируем смену лада.
IX. Разучивание песни «Пусть всегда будет солнце!»
- Обратите внимание, какое удивительное вступление написал композитор Островский к этой песне. Звуки вступления движутся все выше и выше, как будто они рисуют восходящее на небосводе солнце, от которого всем сразу становится светло и тепло.
Обращаю внимание на то, что 2 куплет звучит более приглушенно, а 3 с призывом.
(Исполняем песню по куплетам)
- Понравилась песня? Чем?
- Прохлопайте ее ритм.
- Можно ли маршировать под эту песню?
- В каком ладу написан куплет?
- А припев?
X. Исполнение ранее изученных песен.
- Мы не желаем войны, потому что очень любим свою родину, ее родные нивы и поля. А рассказать о своей любви мы сможем песней «Наш край».
(Исполнение песни).
XI. Музыкальная физминутка.
«Если весело живется…»
XII. Исполнение песни «С чего начинается Родина».
- Мы с вами исполнили песню о родном крае, рассказали за что мы его любим, а с чего же начинается наша Родина? Предлагаю исполнить песню «С чего начинается Родина»
XIII. Знакомство с русским инструментом гуслями.
- Наш урок начался с красивой мелодии, которая была похожа на сказку.
- Давайте послушаем ее еще раз.
- Кто догадался, какой музыкальный инструмент звучит?
- Эта пьеса композитора Атанова называется «Две картинки». На следующих уроках мы к ней вернемся, а сейчас давайте посмотрим, что за инструмент этот гусли и как на нем играют? (слайды).
(комментарий учителя к слайдам)
Итог занятия.
- На сегодняшнем уроке мы узнали, что музыку пишут в мажорном и минорном ладу, чем они отличаются. И еще узнали, что в одном произведении могут встретиться сразу и мажор и минор, сменяя друг друга. Мы исполняли русские народные песни и песню о родине, начали разучивать песню Островского «Пусть всегда будет солнце!» Мы узнали о русском народном инструменте гусли. Мы еще раз доказали, что музыка стоит на 3 китах: песни, танце и марше. На предыдущем уроке я давала вам задание нарисовать рисунки о мире. Закончить наш урок я предлагаю песней «Пусть всегда будет солнце!», а наши гости смогут увидеть ваши рисунки.
(Дети исполняют песню, демонстрируются слайды с рисунками)
- Урок окончен, до свидания.
Государственная (областная) общеобразовательная школа – интернат №4
ОТКРЫТЫЙ УРОК
по музыке
во 2 классе
Тема: «Моя Родина в музыке. Музыкальная речь. Лад»
Учитель Козинская О.В.
2009г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкальная речь и музыкальный язык
презентация к уроку музыки во 2 классе "Музыкальная речь и музыкальный язык"...
урок музыки во 2 классе «Особенности разговорной и музыкальной речи. Интонация»
На уроке музыки во 2 классе решаются следующие задачи: сформировать понятие музыкальной интонации как средства музыкальной выразительности; определить, в чем сходство и различие между...
Открытое мероприятие на День Музыки Музыкально-спортивная игровая программа «Музыкальные старты» в 4 классе
Открытое мероприятие на День музыки в 4-х классах проходит в 2 тура: музыкальные и спортивные конкурсы. В 1 туре проходят музыкальные конкурсы - «Перевертыши» , «Угадай ге...
урок музыки на тему "Музыкальная речь"
конспект урока для 1 класса + презентация...
Музыкальная речь. Конспект урока музыки (2 класс)
Музыкальная речь. Конспект урока музыки (2 класс)...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ "Пластическое интонирование и восприятие музыки, музыкально-ритмический и игровой элемент на уроках музыки в начальной школе"
Пластическое интонирование часто используется как средство художественно-невербальной коммуникации на уроках музыки в младших классах православной гимназииТермин «пластическое интонировани...
Технологическая карта урока В 3 классе по музыке "Музыкальная речь. Темп"
УМК: «Школа России»3 классТема урока: Музыкальная речь. Темп.Тип урока: ОНЗПрограмма: традиционнаяЦель урока: познакомить детей с понятием «музыкальная речь». Осознание и поним...