Урок музыки 2 класс "Великий колокол"
план-конспект урока по музыке (2 класс) на тему
Конспект урока, музыкальный материал к уроку по музыке "Великий колокол" (2 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока по музыке "Великий колокол" | 19.65 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Музыкальный материал:
«Праздничный трезвон. Красный Лаврский трезвон»;
колокольные звоны: благовест, трезвон, набат;
«Вставайте, люди русские!» из кантаты «Александр Невский» С. Прокофьева;
«Великий колокольный звон» из оперы «Борис Годунов» М. Мусоргского.
Основные понятия темы: колокольные звоны, благовест, трезвон, набат, звонарь, звонница, колокольня, ритм, импровизация, имитация.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Вход в класс. «Звучит Праздничный трезвон. Красный Лаврский трезвон».
II. Мотивация. (самоопределение) к учебной цели.
- Скажите, пожалуйста, что за звуки открыли наш урок? (Это был колокольный звон).
- А вспомните, где вы могли слышать колокольный звон? (Его можно услышать в церкви, на улице, по телевизору).
- Правильно. Сегодня мы с вами начинаем изучать новый раздел нашего предмета «Музыка» - он называется «О России петь, что стремиться в храм», и тема нашего урока - «Великий колокольный звон». Мы с вами познакомимся с колоколами, их звучанием, узнаем, как называются некоторые виды колокольных звонов, в каких произведениях русских композиторов мы можем встретиться с ними. Рассмотрим картину Левитана и определим, звучанием какого вида звонов ее можно озвучить. Итак, тема нашего урока: «Великий колокольный звон».
III. Актуализация полученных знаний и фиксирование индивидуального затруднения.
В конце 4 века епископу Ноланскому приснился сон, в котором он увидел полевые цветы – колокольчики. От дуновения ветра, которые издавали необыкновенной чистоты приятные звуки. После своего сна, епископ велел создать поющий цветок из металла и использовать его при богослужении.
С принятием Христианства на Руси пришли колокола. Впервые они появились в 13 веке в Новгороде и сразу стали символом державы и мощи духа русского народа.
Колокольный звон считается одним из символов России. Как нельзя представить Россию без белого кружевного ситца берёз, без русской матрёшки, без самовара, лихой тройки, без валенок и медведя, так нельзя представить её и без музыки колокольного звона.
Колокольный звон – это целая наука, а колокол – это ударный музыкальный инструмент, высота звучания которого зависит от величины, формы, материала, из которого они были изготовлены, поэтому большие колокола издают низкие тяжелые звуки, малые отличаются более высоким светлым звучанием.
- Ребята, а как вы думаете, всегда ли одинаково звучат колокола? (Нет, по-разному).
- Совершенно верно, колокола звучат по-разному. Они рассказывают людям о тревогах, радостях, сообщают о бедствиях и праздниках. У колокольных звонов несколько названий: набат, трезвон, благовест.
- Как вы думаете, почему праздничный звон называют благовестом? Что значит благовест? (Благовест – значит благая весть, это значит добро, радость, праздник).
- Благовест - это ровные удары в один колокол. Этим звоном верующим возвещается благая весть о начале богослужения в храме. Послушайте, как звучит колокол.
Слушание музыкального фрагмента «Благовест».
- Есть ещё звон, называется - Трезвон - звон в несколько колоколов, в три приёма; обычно он звучит после благовеста. Перезвон, перебор - колокола как бы перебирают, слушают звучание каждого колокола. Это перебор колоколов от самого большого колокола до самого маленького или, наоборот, с различным количеством ударов в каждый колокол.
Внимательно послушайте и скажите, чем отличается музыка перезвона от звучания благовеста?
Слушание музыкального фрагмента «Праздничный трезвон».
- Как вы можете охарактеризовать трезвон? (Трезвон звучит быстрее, в нем есть голоса разной высоты. Музыка громкая, торжественная. Звонят много колоколов одновременно, создаётся ощущение праздника)
- Молодцы, ребята.
- Если случалась вдруг беда, то били в набат. Как вы думаете, как может звучать набат? (Тревожно, грозно, страшно, взволнованно).
- Набат – это тревожный сигнал для сбора народа, по случаю пожара, наводнения или срочной помощи.
- Так известный русский композитор Сергей Прокофьев использовал колокольный звон в своем произведении. Давайте, ребята, внимательно послушаем и определим, какой вид звона использовал композитор?
Слушание музыкального фрагмента «Вставайте, люди русские!» из кантаты «Александр Невский».
- Какой вид колокольного звона использовал композитор Сергей Прокофьев в своём произведении? (Набат).
- Почему вы решили, что это именно набат? Какие чувства переданы в этой музыке? (Чувство тревоги, призыва, решительности, уверенности, беспокойности).
- А кроме колокола, что ещё вы услышали? (Ещё звучал хор и оркестр).
- В какой динамике звучит весь отрывок? (Форте.)
- В каком темпе? (В быстром.)
- Вы прослушали хор «Вставайте, люди русские!» из кантаты «Александр Невский» Сергея Прокофьева. С этим музыкальным произведением мы познакомимся на следующем уроке.
- Ребята, скажите, как называется человек, который звонит в колокола? (Звонарь).
- Как вы думаете, это дело легкое или трудное? (Трудное.)
- Верно. Искусство колокольного звона требует особого слуха. Управлять колоколом не просто. Этим непростым делом занимаются профессиональные звонари.
- Посмотрите, где находятся колокола в храме. Они помещаются или на крыше храма, в башнях куполов, или при входах в церковь, в звонницах, устраиваемых в арках крыльца и в самой церкви у западной стороны, или близ храма в особом здании для них, называемом «колокольнях».
IV. Физминутка.
Слушание музыкального фрагмента «Великий колокольный звон». Из оперы «Борис Годунов» М. Мусоргский.
- О каких событиях рассказывает эта музыка? Как звучали колокола? (Грозно, тревожно, мрачно…)
- Молодцы. В опере Модеста Петровича Мусоргского «Борис Годунов» мы слышим торжественный перезвон больших и малых колоколов. Гулко разносится звон по Красной площади и заглушает шум многотысячной толпы - это Бориса венчают на престол. Это было очень непростое время в истории России, неспокойным было и само царствование. Поэтому музыку мы слышим серьезную.
- Ребята, скажите, вы слышали в произведении звучание настоящих колоколов? (Нет.)
- Верно, мы слышали оркестр, который имитировал нам звучание колокола. Роль колоколов в оркестре выполняют свободно подвешенные металлические пластинки, брусья или трубки – инструмент довольно специфический.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок музыки в 6 классе по теме четверти «Сила музыки» Тема урока: «Музыка и война»
Художественно-педагогическая идея урока. Музыка военных лет - как неотъемлемая часть патриотического гражданского воспитания учащихся. «Какой дьявол может победить народ, способн...
Конспект урока музыки по ФГОС 1 класс по программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой Раздел: «Музыка и ты» Тема: «Музыка в цирке»
Цель: познакомить детей, с музыкой, звучащей в цирке, с ее огромным значением в цирковом представлении, познакомить с композитором Исааком Дунаевским, с артистами цирка. Задачи:Предметные:научатс...
Технологическая карта урока музыки 3 класс "Музыка любимой Самары" (учитель музыки МБОУ Школа №101 Самара Кудашкина О.А.)
Технологическая карта урока музыки "Музыка любимой Самары" предназначена для учителей, которые включают в свои рабочие программы материал о своем городе, о творческих людях. Дети знакомятся с культурн...
Урок Мужества: Тема: "Колокол Победы".
Великая Отечественная война... Нам не пришлось увидеть ужасов этой страшной войны. Мы родились в мирное время запуска ракет и освоение космоса. Мы не слышали грома орудий, не испытывали голода, холода...
Технологическая карта урока музыки "Изобразительность в музыке Эдварда Грига" (2 класс, УМК: Музыка 1 - 4 кл. В.О.Усачева, Л.В.Школяр)
Технологическая карта включает в себя:цель и задачи данного урока как для педагога, так и для учащихся, предполагаемые результаты (личностные, метапредметные и предметные),образовательные т...
Конспект урока музыки "Изобразительность в музыке Эдварда Грига" (2 класс, УМК: Музыка 1 - 4 кл. В.О.Усачева, Л.В.Школяр)
Данный подробный конспект урока посвящен изучению произведений Эдварда Грига.Цель урока - осмысление учащимися понятия "изобразительности в музыке" во взаимосвязи с "выразительнос...
Урок музыки "Музыка вокруг нас. Музыка осени."
Разработка содержит технологическую карту урока и презентацию. На уроке подразумевается разучиваение с обучающимися песни "Скворушка прощается"...