Конспект урока музыки по теме "Музыкальный портрет" , 1 класс.
план-конспект урока по музыке (1 класс) на тему
Конспект урока музыки по теме:
Музыкальный портрет
1 класс
Программа «Музыка»
Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, Т.С. Шмагина
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_1_klass.doc | 65.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Ильина Юлия Александровна,
ГБОУ лицей №395
Красносельского района
Тема урока: Музыкальный портрет.
Цель урока: Выявление взаимосвязи музыки и жизни.
Художественно-педагогическая идея: Музыка – язык чувств и мыслей человека. Музыку создает человек и создаёт её для людей, выражая в музыке понятные многим мысли и чувства. Музыка рассказывает о жизни.
Задачи урока
Образовательные.
- На примере попевки «Звонкий звонок» учить обращать внимание детей на изменение характера музыки в зависимости от жизненных обстоятельств, и отражение этого изменения в музыке.
- На примере произведения «Три подружки» Д.Б. Кабалевского учить обращать внимание детей на то, как характер музыки выражает характер человека.
- На примере песни «Самая хорошая» формировать у учащихся вокально-хоровые навыки: вместе начинать и заканчивать песню, слушать паузы, чётко и ясно произносить слова при исполнении, понимать дирижёрский жест.
Развивающие.
- На примере произведения «Три подружки» Д.Б. Кабалевского создать условия для развития умения раскрывать замысел автора.
Воспитательные.
- На примере произведения «Три подружки» Д.Б. Кабалевского провести с детьми личностно-коммуникативную рефлексию.
Методы, применяемые на уроке:
- метод эмоциональной драматургии;
- метод пластического интонирования как своеобразный бессловесный анализ «проживания» музыкального образа.
Технологии:
- технология художественно-образного преподавания;
- технология игрового обучения;
- здоровьесберегающие технологии.
Музыкальный материал | Оборудование |
1. Звонкий звонок (попевка) | - текст попевки на доске; - этикетки «мажор», «минор» |
2. «Три подружки» Д.Б.Кабалевский | - этикетки с названием пьес «Резвушка», «Плакса», «Злюка»; - этикетки «темп», «динамика»; - CD 1 класс № 1-31; - хрестоматия по музыке для 1 класса |
3. «Самая хорошая» В.Иванников | - ноты и текст песни |
Ход урока.
Учитель: Начать наш урок мне хотелось бы со знакомого вам музыкального произведения.
(исполнение учителем попевки «Звонкий звонок»)
В. – Ребята, вы узнали, что сейчас прозвучало?
О. – «Звонкий звонок».
Учитель: Правильно, это попевка «Звонкий звонок»
В. – А почему я сказала не «песня», а попевка?
В. – Чем отличается попевка от «песни»?
О. – Попевка короткая, в ней мало слов.
В. – Молодцы! А кто вспомнит, сколько настроений было в этой попевке?
О. – Два: весёлое и грустное; мажорное и минорное.
В. – А почему оно меняется?
О. – Потому что настроение в музыке зависит от ее содержания (настроения детей). Когда звонок звенит с урока, дети радуются, потому что можно отдохнуть, можно поиграть, приготовиться к следующему уроку. А когда звонок звенит на урок, детям грустно, потому что опять надо трудиться.
Учитель: Ребята, давайте исполним эту попевку.
(исполнение попевки детьми)
Учитель: Молодцы! Представьте себе, что урок был интересный и нам не хочется, чтобы он заканчивался. И вот на самом интересном месте звенит звонок на перемену.
В. – Изменится ли настроение в попевке?
О. – Да. Звонок на урок – мы радуемся, звонок на перемену – грустим.
Учитель: Давайте исполним.
(исполнение попевки детьми)
Учитель: Молодцы!
В. – Что же мы с вами изобразили в этой попевке: сам звонок или наше к нему отношение?
О. – Наше отношение, настроение.
В. – Совершенно верно. А как вы думаете, можно с помощью музыки, создать портрет человека?
О. – Да.
В. – Какой это будет портрет? О чём же нам расскажет музыка?
О. – О характере человека, о его настроении.
Учитель: У композитора Д.Б. Кабалевского (учитель показывает портрет композитора) есть музыкальное произведение, которое называется «Три подружки», в котором он изобразил характер трёх совершенно непохожих друг на друга девочек.
В. – Вот интересно, сможем ли мы с вами понять какой характер у каждой девочки?
О. – Да.
Учитель: Итак, давайте послушаем первый музыкальный портрет.
(слуание в записи «Резвушки")
В. – Ребята, что мы можем сказать об этой девочке? Какая она по характеру?
О. – Весёлая, добрая, озорная.
В. – Давайте представим себе, что она сейчас делает?
( исполнение учителем первой фразы «Резвушки»)
О. – Подпрыгивает.
О. – Прыгает в скакалку.
В. – А почему вы так решили?
О. – Музыка движется то вверх, то вниз, прыгает через ступеньки.
( исполнение учителем первой фразы «Резвушки»)
В. – Ребята, а как бы вы назвали эту девочку, исходя из её характера?
О. – Веселушка.
О. – Хохотушка.
В. – Можно сказать, что она резвая?
Учитель: Композитор так и назвал этот музыкальный портрет «Резвушка».
(Учитель вывешивает «этикетку» с названием пьесы на доску)
Учитель: Давайте послушаем следующий музыкальный портрет.
(слушание в записи «Плаксы")
В. – Что вы скажите об этой девочке?
О. – Она плачет, ей грустно, одиноко.
В. – А почему вы так решили?
О. – Музыка была грустная, печальная, медленная.
В. – А на что это похоже?
(исполнение учителем первой фразы)
О. –Дождик идёт
О. – Как будто слёзки капают.
В.– Как же мы можем назвать девочку, которая часто плачет?
О. – Плакса.
Учитель: Композитор так и назвал этот портрет «Плакса».
(Учитель вывешивает «этикетку» с названием пьесы на доску)
В. – А если бы вам предложили сыграть роль плаксы, как бы вы ее изобразили?
(дети изображают плаксу – головы опущены, трут кулачками глаза, как будто вытирают слёзы, некоторые всхлипывают)
Учитель: Я обратила внимание на то, что вы почти все головы опустили вниз. Почему? Куда движется мелодия?
О. – Вниз.
Учитель: Ну а эту девочку вы точно легко узнаете.
(исполнение учителем «Злюки")
В.– Что вы можете сказать об этой девочке?
О. – Она злая, грубая, вредная.
В. – Почему вы так решили?
О.– Музыка звучала резко, громко, отрывисто, быстро; ударения (акценты).
О. – Как будто бы она кричит, топает ногами.
В. – Как мы назовём такую девочку?
О. – Драчунья.
О. – Злая девочка, злюка.
Учитель: Композитор назвал эту девочку «Злюка».
(Учитель вывешивает «этикетку» с названием пьесы на доску)
В. – А можем мы с вами изобразить злюку?
(дети под музыку изображают злюку, при этом меняется мимика их лиц, некоторые смеются)
В. – А как вы думаете. Почему она злится?
О. – Двойку получила, не купили игрушку…
В. – А почему вы смеялись?
О. – Потому что Злюка какая-то смешная, она смешно злится.
В. – Быть Злюкой это красиво?
О. – Нет.
Учитель: Музыка показала нам, какие мы бываем некрасивые, когда злимся.
В. – О чем же может рассказать нам музыка?
О. – О характере, настроении, выразить чувства, эмоции.
В. – А как вы думаете, как композитор относится к этим девочкам?
О. – По-разному. Резвушка ему нравится, Плаксу он жалеет, а над Злюкой смеется.
В. – А как вы думаете, зачем композитор показал нам таких разных девочек?
В. – А в жизни можно встретить таких девочек?
В. – А с кем бы из девочек вы хотели бы дружить и почему?
(ответы детей)
О. – А мне кажется, что это одна девочка. Вначале она была Резвушкой. Потом её обидели, и она стала Плаксой. Над ней смеялись, обижали, и она превратилась в Злюку.
В. – Какой же вывод можно сделать из этого?
О. – Что не надо никого обижать и обижаться по пустякам, чтобы самому не превратиться в Злюку.
Учитель: Посмотрите, как на самом деле с помощью музыки можно передать характер человека, нарисовать его музыкальный портрет.
(Домашнее задание: нарисовать портреты девочек)
А закончить наш урок мне хочется знакомством с новой песней.
(исполнение учителем песни «Самая хорошая»)
В. – Как вы думаете, ребята, почему я выбрала именно эту песню?
О. – Потому что скоро наступит праздник 8-е марта!
О. – Скоро будем поздравлять наших мама и бабушек.
В. – Какое в ней настроение?
О. – Нежное, радостное, праздничное, доброе, яркое, счастливое…
Учитель: Давайте разучим эту песню.
( разучивание песни детьми, 1 куплет)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока А.Приставкин «Портрет отца» 4 класс
Цель: 1Познакомиться с произведением, с жизнью людей в годы ВовЗадачи: 1.Знакомство с рассказом «Портрет отца» 2.Зна...
Конспект урока по ИЗО 3 класс на тему: "Портрет"
Конспект урока по ИЗО 3 класс на тему: "Портрет"...
Конспект урока изобразительного искусства 3 класс, «Картина - портрет», УМК «Школа России»
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ Тема: «Картина - портрет» Цель деятельности учителя: формирование представлений о портрете; формирование умения учащихся рисова...
Конспект урока изобразительного искусства (3 класс). Тема: Картина - портрет. УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование представлений о картине – портрете; обучение рисованию портрета человека в графике.Планируемые результаты:Предметные:знать: как рисуется портрет человека....
Конспект урока по теме: «Портрет. Батальный жанр. Зарисовки по представлению, по образцу» (4 класс)
Цели деятельности учителя: повторение раннее усвоенных знаний, формирование навыка быстрого наброска фигуры человека с опорой на схематические фигуры; сформировать представления о войне 1812 года; раз...
Конспект урока по музыке "Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек." (УМК "Школа России", 3 класс)
Цели: отработать высокую певческую позицию и гибкость при исполнении длинных фраз; работать над продолжительностью дыхания; завершить работу над художественным исполнением песен; повторить поняти...
Конспект по изобразительному искусству 3 класс. Тема: «Картина – портрет «Мой друг»
Цели деятельности учителя: формирование представлений о картине – портрете; обучение рисованию портрета человека в графике.Планируемые результатыПредметные:Знать, как рисуется портрет человека;У...