Проект "Влияние музыки на человека"
проект по музыке (4 класс) на тему
Проект с целью выявление положительных и отрицательных сторон влияния музыки на организм человека
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_vliyanie_muzyki_na_cheloveka.docx | 176.16 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Начальная школа – детский сад №2»
г.-к. Кисловодска
«Влияние музыки на человека»
Образовательная область: «Музыка»
Вид проекта: познавательно-творческий
Продолжительность проекта: - долгосрочный
Начало проекта: сентябрь 2016 года
Окончание проекта: май 2017 года.
Участники: Учитель музыки,
Учащиеся 4 «Б» класса,
Родители обучающихся.
Автор и руководитель проекта:
Науменко Елена Владимировна
Цель проекта: Выявление положительных и отрицательных сторон влияния музыки на организм человека.
Задачи:
1. изучить теоретические источники по данной теме, обобщить и систематизировать собранный материал в реферативной части работы;
2.выяснить какая музыка влияет положительно, а какая отрицательно;
3.провести первоначальное тестирование для выявление вкусовых предпочтений;
4.предложить рекомендации по оздоровлению организма средствами музыкального искусства.
Гипотеза: классическая музыка благотворно влияет на состояние здоровья человека.
Методы исследования:
Изучение и обобщение литературы по теме исследования,
тестирование, сравнительный анализ результатов,
наблюдения, анализ результатов.
Участники проекта:
-обучающиеся 4 «Б» класса МБОУ «Начальная школа – детский сад № 2» г. Кисловодска;
-классный руководитель;
- учитель музыки;
-родители обучающихся.
Этапы работы:
1 | Подготовительный | Сентябрь |
2 | Организационный | Октябрь |
3 | Практический | Ноябрь - апрель |
4 | Обобщающий | Май |
Этапы проекта | Задачи проекта | Проектные мероприятия | |||
Деятельность музыкального руководителя | Деятельность педагогов | Деятельность детей | Деятельность родителей | ||
1.Подготовительный | Образовательные: -повысить информационный уровень педагогов и родителей по теме проекта; -уточнить имеющиеся знания детей Развивающие: - развивать представления о роли музыки в жизни человека; Воспитательные: -воспитывать положительные эмоции к теме проекта. | Изучает методическую литературу по теме проекта, составляет вопросы для анкетирования родителей. Подбирает материал. Обрабатывает результаты анкетирования родителей. Отвечает на вопросы родителей. | Задают детям вопросы. Предлагают родителям ответить на вопросы анкеты. | Участвуют в беседе, отвечают на вопросы, делятся рассказами о том, какую музыку слушают в семье | Анкетирование родителей. Цель: выявление интереса к музыке желание принять участие в проекте. |
2.Организационный. | Образовательные: -выявить отношение родителей к работе по теме проекта; Развивающие: -активизировать речь детей; Воспитательные: -развивать умение слушать высказывания друг друга. | Составляет план реализации проекта, | Готовят материал по теме | Прослушивают музыку разных жанров | Просмотр папки - передвижки музыкального руководителя «Что мы знаем о влиянии музыки на человека». |
3.Практический | Образовательные: -систематизация и закрепление знаний о влиянии музыки на человека. Развивающие: развивать осознанное отношение к музыке, музыкальный вкус. Воспитательные: -воспитывать доброжелательные отношения детей друг к другу. | Проводит цикл познавательной деятельности с детьми по ознакомлению с влиянием музыки на человека, устраивает просмотр презентаций, видеороликов. | Устраиваю совместны прослушивания музыкальных произведений. | Ищут необходимую информацию. Составляют свои рассказы. | Оказывают помощь в реализации проекта, выполняют домашние задания. |
4.Обобщающий | Образовательные: - выявить полученные знания о музыкальных инструментах. Развивающие: -развивать осознанное отношение к музыке, музыкальный вкус. Воспитательные: - воспитывать чувство гордости за достигнутый результат. | Организовывает отчётное итоговое мероприятие. | Участвуют в организации итогового мероприятия. | Проявляют активное участие в мероприятии по защите проекта. | Принимают участие в итоговом мероприятии проекта |
Тема группы №1 «Восприятие музыки и телесные реакции»
- Найти материал в дополнительной литературе и в Интернете по данной теме.
- Изучить материал и выбрать необходимую информацию для доклада группы по следующему плану:
- Звуковые волны.
- Пение полезно.
- Запредельный децибел.
- Распределить обязанности в группе и записать в таблицу.
Фамилия, имя | Что делает? | Оценка группы |
- Подготовить презентацию.
- Подготовить необходимые иллюстрации.
- Выступить перед классом. Время рассказа – не более 7 минут.
Тема группы № 2 «Целебная сила музыки»
- Найти материал в дополнительной литературе и в Интернете по данной теме.
- Изучить материал и выбрать необходимую информацию для доклада группы по следующему плану:
- Терапевтические возможности музыки: древние «музыкальные рецепты»;
2) Действие музыки на психику.
- Распределить обязанности в группе и записать в таблицу.
Фамилия, имя | Что делает? | Оценка группы |
- Подготовить подборку рецептов.
- Подготовить книжку-малышку о действии музыки на психику.
- Выступить перед классом. Время рассказа – не более 7 минут.
Тема группы № 3 «Музыка во благо, музыка во вред»
- Собрать материал по данной теме.
- Изучить материал и выбрать необходимую информацию для доклада группы по следующему плану:
- Провести социологический опрос:
1. «Музыка в моей жизни!»
2. Какую музыку слушают в твоей семье?
- Исследовать влияние музыки на человека и живые организмы.
Фамилия, имя | Что делает? | Оценка группы |
4. Обработать результаты опроса.
5. Подготовить необходимые иллюстрации, кластеры.
6. Выступить перед классом. Время рассказа – не более 7 минут.
Заключение
Музыка очень плотно вошла в жизнь каждого человека. Люди настолько привыкли к музыке, что порой и не замечают, что она постоянно с ними, она неотделима от них, она внутри них.
Изучив и проанализировав материалы по теме исследования, мы сделали следующие выводы:
1) музыка способна порождать особую энергетику множественного воздействия;
2) музыка обладает многогранной преобразующей силой, в том числе оздоравливающей;
3) терапевтические возможности музыкального искусства известны с древнейших времён и нашли научное подтверждение в наше время.
Таким образом, после проведенного исследования, наша гипотеза подтвердилась.
Глава 1.Восприятие музыки и телесные реакции.
1.1.Звуковые волны.
Звуковые волны — механические колебания тел, воспринимаемые слуховым аппаратом человека. Когда дотрагиваются до струн гитары, то вокруг них начинают колебаться молекулы воздуха. Эти колебания распространяются в воздухе и достигают наших ушей. Звук – это распространяющиеся в среде упругие волны с частотами от 16 и до 20 000 герц, воздействующие на слуховой аппарат человека, на органы, клетки и ДНК.
Если направить источник инфразвука (т.е. низкочастотные звуковые волны) на человека, то можно добиться поразительного эффекта. Почему люди впадают в панику при звуке взрыва? Многие из них, пережившие землетрясения, вспоминают ужас, хотя вполне понимают: непосредственной опасности их жизни нет. Этот ужас накатывал на них, когда они слышали глухое подземное урчание, происходящее от смещения пластов. Это все инфразвук. Человек может вообще ничего не слышать, ибо наше ухо ограничено в восприятии колебаний. Но инфразвук может разрушить нашу психику. Люди, подвергшиеся воздействию инфразвука, становятся беспричинно тревожны.
1.2.Пение полезно.
Хочется сразу привести в пример слова Платона: «От того, какая музыка звучит в государстве, зависят могущество и сила государства, ибо распущенные ритмы и лады рождают в людях и распущенное начало». Не зря наш «Гимн России» величав и могуч по своей мелодии, как и наша Родина.
Учёные доказали, что когда человек поет, возникает звуковая волна, 80% которой уходит на то, чтобы привести наши внутренние органы в состояние вибрации. Пение – эффективное средство, предупреждающее заболевание, преждевременное старение организма. Во время пения происходит самомассаж органов, активная вентиляция органов дыхания.
Пение совершенствует речевую функцию, является мощным тренером мозга (память, мышление). Научно доказано, что вокалотерапией лечатся неврозы, заболевания дыхательных путей, бронхиальная астма и даже заикание. Голос человека – это уникальный инструмент, который находится при каждом человеке и всегда, а пение – гимнастика для нашего организма, так как начинает вибрировать каждый орган нашего организма.
Чаще надо петь, и тогда мы сможем оказать своему организму неоценимую услугу, т.е. избавить его от многих болезней.
1.3.Запредельный децибел.
Наше ухо воспринимает звук громкостью 55-60 децибел – уровень обычной человеческой речи. Разговор на повышенных тонах в 90 децибел вызывает «слуховой стресс», а шум громкостью 110 децибел – болевые ощущения.
На эстрадных концертах интенсивность звука соответствует мощности реактивного самолета. После 40 минут таких звуков люди получают «звуковую контузию». Физиологическое воздействие тяжёлой музыки чрезвычайно вредно. Завывающие звуки из струн усиленных электроникой гитар заставляют вибрировать нервы. Если регулярно слушать музыку насыщенную низкими тонами, то с годами этот диапазон снижается. Зачастую такие люди перестают слышать высокие частоты. Для детей громкая музыка особенно вредна, т.к. слуховой аппарат ещё не развит и испытывает поражение шумовым воздействием!
Еще один фактор, от которого зависит степень влияния музыки – это громкость. Исследования специалистов из Гарвардской Медицинской школы (США), изучали насколько опасно прослушивание громкой музыки через наушники. В итоге было доказано, что если включить музыку на 100% громкость и надеть наушники, то даже 5-минутное прослушивание может привести к глухоте. Также, по словам авторов исследования, у людей, которые часто слушают громко музыку, ухудшение слуха может проявиться уже в течение 10 лет.
Экспериментами установлено, что если бой барабанов типа «там-там» превышает 100 децибелов, то слушатели впадают в обморочное состояние.
Музыку наш мозг воспринимает одновременно обоими полушариями: левое полушарие ощущает ритм, а правое – тембр и мелодию. Самое сильное воздействие на организм человека оказывает ритм.
Главное в любой музыке ритм. Чувство ритма универсально. Ритм пронизывает человека от первых до последних дней. Наши органы функционируют в определённом ритме. И когда мы заболеваем какой–либо болезнью, это означает, что где–то нарушается ритм нашей жизнедеятельности.
Глава 2. Целебная сила музыки.
Целебная сила музыки признавалась многими народами. Передаваемая из поколения в поколение, традиция лечения музыкой сохранилась и в наше время у первобытных народов.
Еще в Древнем Египте и Греции врачи лечили больных звуками. Древнекитайские врачи полагали, что музыкой можно вылечить любые болезни, и даже выписывали «музыкальные рецепты» для воздействия на тот или иной орган.
В Парфянском царстве в III веке до нашей эры с помощью специально подобранных мелодий лечили от тоски, нервных расстройств и сердечных болей.
Пифагор сочинял музыку, основанную на определенных мелодиях и ритмах, которые не просто лечили, но «очищали» человеческие действия и страсти, восстанавливали первоначальную гармонию души. Однажды Пифагор с помощью музыки успокоил разъяренного мужчину, пытавшегося из ревности спалить дом, хотя сладить с ним не могли ни домочадцы, ни соседи.
Ещё в 19 веке учёный И.Догель установил, что под воздействием музыки меняются кровяное давление, частота сокращений сердечной мышцы, ритм и глубина дыхания, как у животных, так и у человека.
Известный хирург академик Б.Петровский использовал музыку во время сложных операций: согласно его наблюдениям, под воздействием музыки организм начинает работать более гармонично.
С 1969г. в Швеции существует музыкально-терапевтическое общество. Благодаря сотрудникам этой организации стало известно всему миру, что звуки колокола, содержащие резонансное ультразвуковое излучение, за считанные секунды убивают тифозные палочки, возбудителей желтухи и вирусы гриппа.
Игра на струнах лиры вернула здоровье Александру Македонскому. Исследования центра под руководством профессора Лазарева показали, что музыкальные вибрации оказывают влияние на весь организм. Они благотворно влияют на костную структуру, щитовидную железу, массируют внутренние органы, достигая глубоко лежащих тканей, стимулируя в них кровообращение.
Доказано, что когда функции органа нарушаются, он начинает работать в ином ритме, изменяется частота и сила его вибраций. Больное сердце — яркий пример. И вот тут на помощь приходит музыка. Если знать, с каким инструментом в унисон звучит сбившийся с ритма орган, и регулярно слушать исполняемую на ней музыку, ритмы «исцеляющего» инструмента помогут организму человека вновь обрести прежнее «звучание» .
Знаменитый французский актер Жерар Депардье избавился от заикания за три месяца, ежедневно слушая по совету врача музыку Моцарта.
Существует термин «эффект Моцарта», введённый американскими исследователями в начале 90-х годов. Суть его в том, что после 10-минутного прослушивания музыки этого знаменитого композитора повышается скорость решения задач на пространственное мышление. Волшебник Моцарт активизирует умственную деятельность.
Музыка даже помогает погасить конфликты. Известен случай, часто упоминаемый психологами. Супружеская ссора стремительно вела к разводу, муж и жена отчаянно спорили на кухне. В это время их дочь в комнате заиграла на пианино сонату Гайдна. Супруги умолкли. А потом помирились. Правильно подобранные гармоничные мелодии лечат, успокаивают.
Действие музыки на психику и организм давно подробно изучено. Под скорость, задаваемую музыкой, подстраиваются, прежде всего, такие регулярные ритмы организма, как дыхание, сердцебиение и биотоки мозга.
Но и гормональная система, кровяное давление и иммунная система также способны испытывать на себе благотворное воздействие правильно подобранной музыки .
Глава 3. Музыка во благо, музыка во вред.
В нашем сложном мире любое явление можно использовать как во благо, так и во вред. Музыка – не исключение.
ϖ Если рок-музыка замедляет рост пшеницы, то классическая музыка наоборот.
ϖ Если под воздействием классической музыки увеличивается количество молока у кормящих матерей, то под воздействием рэпа оно резко снижается.
ϖ Растения и цветы под классическую музыку быстрее расправляют свои листья и лепестки.
ϖ Под звуки современной «попсы» коровы ложатся и отказываются есть.
ϖ Монахи из монастыря Британии обнаружили, что коровы, получая вместе с кормами ещё и музыку Моцарта, дают больше молока.
ϖ В Канаде струнные квартеты Моцарта исполняются прямо на городских площадках, чтобы упорядочить уличное движение. Обнаружен и «побочный» эффект: в результате снизилось потребление наркотиков.
ϖ Любопытная деталь подмечена японцами: когда произведения Моцарта звучат возле дрожжей, то с их присутствием получается самая лучшая водка «сакэ».
ϖ Музыка Моцарта оказывает положительное влияние на процессы высшей мозговой деятельности, требующиеся для математики и шахмат.
ϖ Музыка помогает снять напряженность во время деловых переговоров.
ϖ Под музыкальное сопровождение ученики быстрее запоминают новый материал.
ϖ Во время беременности музыку слушает не только сама мамочка, но и ее малыш, так как музыка расслабляет, снимает напряжение и поднимает настроение .
ϖ Когда ребенок (плоду 32 недели) слушает музыку, меняется ритм его сердцебиения и двигательная активность.
ϖ Плачущий ребенок, услышав музыку, успокаивается.
ϖ Музыка — крайне важный инструмент для развития ребенка.
ϖ Музыка влияет на психику и организм человека. Музыка как молитва.
В музыке можно найти всё: и успокоение, и энергию, и здоровье. Надо лишь уметь слушать.
Специалисты говорят: «Когда радуется и смеется музыка, с нею вместе смеется и радуется человек». Об этом говорил Шекспир в трагедии «Ромео и Джульетта»: «Лишь музыки серебряные звуки, снимают, как рукой, мою печаль».
Влияние музыки на человека
Любите ли вы слушать музыку? *
- да
- нет
Какую музыку Вы предпочитаете слушать? *
- мелодичную
- энергичную
- агрессивную
- депрессивную
Ваше любимое музыкальное направление?
- поп
- рок
- хип-хоп
- джаз
- Другое:
Где Вы обычно слушаете музыку?
- на улице
- на работе
- в университете/школе
- на пробежке
- в спортивном зале
- везде и всегда
Для чего Вы обычно слушаете музыку?
- чтобы расслабиться
- поднять настроение
- выпустить гнев/пар
- просто так
Вы согласны с тем, что музыка оказывает на Вас влияние?
- да
- нет
Есть ли у Вас такие песни/мелодии,которые помогают Вам в трудную минуту или разделяют Ваши эмоции?
- да
- нет
Представьте, что Вы случайно услышали рок музыку , проходя через подземный переход. Какие эмоции/чувства вызвала у Вас данная ситуация?
- я получил удовольствие
- мне понравилось
- захотелось скорее уйти
- не обратил внимания
- затрудняюсь ответить
Разделяете ли Вы свои вкусовые предпочтения в музыке со своими близкими?
- да
- нет
- иногда
- редко
Посещаете ли Вы заведения, в которых играет только классическая музыка?
- да
- нет
- иногда
- редко
Нравится ли Вам, когда люди слушают громко музыку в наушниках?
- да
- нет
- не обращаю внимания
Какое влияние , по вашему мнению, оказывает музыка на Вас?
- положительное
- отрицательное
- не оказывает влияния
Сталкивались ли Вы с ситуацией, когда из-за прослушанной музыки у Вас изменилось настроение?
- да
- нет
Какую музыку Вы предпочитаете слушать с утра?
- спокойную
- энергичную
- веселую
- грустную
- тревожную
- любую
- Другое:
Что Вы обычно слушаете перед тем, как лечь спать?
- поп
- рок
- хип-хоп
- джаз
- классика
- Другое:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок музыки "Может ли музыка "нарисовать" музыкальный портрет человека?"
Музыкальный материал помогает учащимся постичь огромные возможности музыки: её умение передавать не только настроение, чувства, мысли человека, но и различные черты его характера....
урок музыки з класс "В каждой интонации спрятан человек. Портрет в музыке"
данный урок предназначен для учеников 3 класса. Цели урока:Образовательная: дать понятие о выразительных и изобразительных возможностях музыки на примере попевки «Разные ребята», С.С. Прокофьева «Болт...
Влияние музыки на человека.Музыка исцеляет.
Музыка для здоровья - так говорили ещё в древние времена.Звуки укрепляют дух и исцеляют, радуют и волнуют, умиротворяют и успокаивают, воодушевляют и возвышают. Посредством музыки человек переда...
Влияние музыки на человека
Исследовательская работа...
Влияние музыки на человека
Все мы прекрасно знаем о том, что музыка способна поднять настроение, разбудить или наоборот усыпить. Ученые доказали, что влияние музыки на человека намного больше, чем мы могли бы себе представить....
МУЗЫКА, НАСТРОЕНИЕ, ЧЕЛОВЕК
МУЗЫКА, НАСТРОЕНИЕ, ЧЕЛОВЕК...
урок музыки в 1 классе. Тема "Музыка и ее роль в повседневной жизни человека" "Вместе весело шагать"
Знакомство с творчеством детского композитора В.Я. Шаинского. Исполнение и слушание его произведений.Для поддержания у детей интереса, урок построен в форме путешествия.Знакомые мелодии позволяют выра...