Урок музыки "Может ли музыка "нарисовать" музыкальный портрет человека?"
материал по музыке (1 класс) по теме
Музыкальный материал помогает учащимся постичь огромные возможности музыки: её умение передавать не только настроение, чувства, мысли человека, но и различные черты его характера.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzykalnyy_portret.doc | 419 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МБОУ СОШ №8
Рузаевского муниципального района
Может ли музыка передавать различные черты человеческого характера, нарисовать его музыкальный портрет?
(открытый урок музыки в 1 классе)
Подготовила учитель музыки Вольнова Н. А.
Цели и задачи:
1) помочь постичь детям огромные возможности музыки; её умение не только передавать настроение, чувства, мысли человека, но и различные чер ты характера и т .д.
2) на примере «Трех подружек» - подчеркнуть взаимосвязь музыки и жизни
3) побуждать детей к размышлениям о музыке, настраивать на эмоцио нальное восприятие и исполнение.
Основные этапы урока:
Музыкальное приветствие « Пора начать урок»
Музыкальный конкурс «Вспомни и исполни»
Тема урока: «Музыка выражает различные черты характера человека
Знакомство, разучивание и исполнение песни «Мальчик-замарашка»
Итог урока
Оборудование: инструмент, колокольчики, магнитофон с фонограммами песен, портреты трех девочек, иллюстрации к песне, портрет Д.Б.Кабалевского, детские рисунки с героями песен.
Ход урока
I. а) Музыкальное приветствие
У. - Пропевает - «Здравствуйте ребята!»
Д. - «Здравствуйте!»
б) исполняется попевка « Пора начать урок» ( с использованием колокольчиков)
У. - У нас с вами сегодня первый открытый урок, мы пригласили гостей для того, чтобы они могли посмотреть и порадоваться за вас, как вы умеете хорошо работать на уроке и убедиться в том, что вы уже не те малыши неумейки, которые несколько месяцев тому назад переступили порог школы, а настоящие ученики. Убедим в этом наших гостей?!
Д. -Да!
в)
(Обратить внимание детей на почтовый ящик)
У. - На прошлом уроке мы получили музыкальное письмо. Какой композитор нам его прислал?
Д. - М. П. Мусоргский.
У. - Давайте посмотрим, что сегодня лежит в почтовом ящике?
(читaeт телегpамму)
Дорогие ребята! Узнал, что вы сегодня ждете гостей, поэтому срочно вылетаю.
Карлсон
II
У.- Пока наш гость в пути, давайте с вами проведем конкурс, который называется «Вспомни и исполни»
(Объяснить условия конкурса: 1) вспомнить песню,
2)выйти к доске, показать рисунки, на которых изображены герои песни,
3)исполнить песню. )
Звучат песни: «Хомячок», «Сурок», «Неприятность эту мы переживем», пьеса Бетховена «Веселая. Грустная. Веселая», песня « Два маленьких мышонка» исполняется по ролям, во время звучания вступления песни « Смешной человечек» появляется Карлсон и с ребятами исполняет эту песню.
Подводя итоги конкурса, проанализировав характер исполняемых песен, подвести детей к выводу, что музыка обладает волшебным свойством она может передавать любое настроение человека, выражать разные чувства и переживания.
А как вы думаете, неужели на этом возможности музыки, её волшебные свойства заканчиваются? (Нет) .
III
Может ли музыка выразить различные черты человеческого характера, нарисовать портрет человека так же, как это может сделать художник? Вот об этом мы и будем сегодня размышлять.
а) Каждый человек, будь он ребёнок или взрослый обладает своим неповторимым характером. А какой может быть характер у человека? (Добрым, злым, капризным, упрямым, мужественным).
б) У замечательного композитора Д.Б. Кабалевского (сведения о композиторе, портрет) есть очень интересная музыкальное произведение. Назвал он его «Три подружки». В нем он музыкальным языком рассказал о характере каждой девочки, нарисовал её портрет.
Представьте, что в класс к нам вошла одна из этих девочек. Слушая му зыку, расскажите нам о ней. Как рисует её портрет музыка?
а)исполняется «Плакса» (музыка медленная, жалобная, плачущая). Учитель помогает назвать пьесу (как называют девочек, которые часто, без причины плачут, капризничают? - Плакса).
б) А теперь следующая музыка - загадка. А сейчас кто перед нами?
Исполняется «Резвушка». (Музыка весёлая, озорная, игривая, резвая).
Это «Резвушка».
в) Ну а какой характер у последней из трёх подружек? Исполняется «Злюка». (Музыка резкая, колючая, жестокая, злая) Как называют девочек, которые злятся? (Злюка).
г) На доске я повесила портреты этих девочек. Определите их характе
Исполняются пьесы Кабалевского в другом порядке. Какой портрет созвучен этой пьесе? (Резвушка).
А этой? (Злюка)
И последней? (Плакса).
(Вызвать детей к доске).
Какая из этих девочек вам наиболее симпатична?
Таких девочек у вас много в классе, а плакс и злюк наверное нет со-
Итак, может ли музыка передать различные черты характера человека, нарисовать его музыкальный портрет? (Да).
В пьесе «Резвушка» Кабалевский нарисовал музыкальный портрет де-
вочки с каким характером9 (Весёлым, озорным, шаловливьiм)
Какой характер у девочки в пьесе «Плакса»? (Плаксивый, капризный). В пьесе «Злюка» у девочки какой характер? (Сердитый, злой).
Молодцы! Вы замечательно справились с этим заданием.
IV.
а) Сегодня Карлсон приготовил для вас маленький сюрприз. Он исполнит для вас финскую народную песню «Мальчик - замарашка». Ребята, а кого называют замарашками? (Грязнуль).
Внимательно слушайте, а потом мы с вами обсудим:
1. О ком эта песня?
2. Только ли о мальчике - замарашке?
3. Что передаёт музыка в этой песне?
а) исполнение песни
б) беседа с ребятами о песне
в) разучивание песни по иллюстрациям, передающим содержание каждого куплета
д) предложить ребятам послать герою песни посылку с зубной пастой, щеткой, мылом, расческой. Попросить Карлсона передать эту посылку.
е) придумать новый 4 куплет к песне «Мальчик - замарашка».
«Каждый знает, что с утра
Нужно умываться,
Надо каждый день всегда
Рано просыпаться»
(Карлсон прощается с ребятами и улетает)
V
1) Что мы сегодня нового узнали о волшебных свойствах музыки? (Музыка может передавать характер человека, нарисовать его музыкальный портрет).
2)Какую музыку мы сегодня слушали? Что было исполнено?
3)Музыка какого композитора сегодня здесь звучала? (Музыка
Д.Б. Кабалевского.
Исполнение попевки «Звонкий звонок»
У. - До свидания ребята! (поёт).
Д. - До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого урока по теме "Декоративный портрет"
План-конспект открытого урока по теме "Декоративный портрет"...
Конспект урока на тему "Картина-портрет"
Конспект урока изобразительного искусства 3 класс....
Урок ИЗО по теме Портрет, план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс) по теме
Задачи;Изучение особенностей в выполнении основной части портрета.использование имеющихся навыков и умений в построении портрета.Применить творческий подход в изображении композиции на тему «пор...
Технологическая карта урока изобразительного искусства "Картина-портрет, рассматривание иллюстраций в учебнике. Рисование портрет" (УМК "Школа России", 3 класс)
Тема урока «Картина-портрет, рассматривание иллюстраций в учебнике. Рисование портрета»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование практических умений изображен...
Технологическая карта урока изобразительного искусства "Картина-портрет (Жанр портрета)" (УМК Неменского, 3 класс, Л.А. Неменская)
Тип урока: «открытие» нового знания. Цель урока: знакомство с жанром портрета, выполнение работы в жанре портрет.Задачи урока:Дидактические:1.Познакомить обучающихся с жанром пот...
Технологическая карта урока Изобразительного искусства "Картина-портрет. Портрет друга" (3 класс, Б.М.Неменский)
Цели деятельности учителя: формирование представлений о картине – портрете; обучение рисованию портретачеловека в цветной графике.Задачи урока:1. Узнать, как рисовать портрет человека;2. Научить...