"Волшебные звуки оркестра"
план-конспект урока по музыке (2 класс)
Цель: Систематизация знаний учащихся об инструментах симфонического оркестра. Воспитательные задачи: - воспитывать уважение и любовь к симфонической музыке, являющейся вершиной музыкального искусства; - воспитывать навыки самоконтроля в процессе формирования умения оценивать свою работу. Образовательные задачи: - развивать тембродинамический слух у учащихся, умение распознавать звучание различных музыкальных произведений; - прививать интерес к классическим произведениям; - закрепить понятие «симфонический оркестр», «дирижер». Коррекционно-развивающие задачи: - развивать умение выводить тему урока самостоятельно; -развивать умение припоминать и воспроизводить ранее изученный музыкальный материал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_tayny_sim_ork.doc | 51 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема: «Тайны симфонический оркестр».
Цель:
Систематизация знаний учащихся об инструментах симфонического оркестра.
Воспитательные задачи:
- воспитывать уважение и любовь к симфонической музыке, являющейся вершиной
музыкального искусства;
- воспитывать навыки самоконтроля в процессе формирования умения оценивать свою
работу.
Образовательные задачи:
- развивать тембродинамический слух у учащихся, умение распознавать звучание
различных музыкальных произведений;
- прививать интерес к классическим произведениям;
- закрепить понятие «симфонический оркестр», «дирижер».
Коррекционно-развивающие задачи:
- развивать умение выводить тему урока самостоятельно;
-развивать умение припоминать и воспроизводить ранее изученный музыкальный
материал.
Ход урока:
1. Организация учащихся на урок.
Учитель: Все музыкальные инструменты имеют очень древнее происхождение. Сама
природа разделила их как бы на основные группы. Струнные – от поющей тетивы,
медные духовые – от морской раковины, деревянные духовые – от тростинки, ударные –
от камня. Возможно, первым предметом, издающим звук, и впоследствии давшей начало
музыкальным инструментам, было самое обыкновенное дерево с дуплом. Проносившийся
мимо ветер, либо человек, ударявший по дереву, заставляли его звучать. На таком вот
своеобразном инструменте древние люди подавали сигналы. Мелодию на нем,
естественно, воспроизвести не удавалось, но со временем и это стало неудобно, и наши
далекие предки приспособились делать тоже или подобное, но меньше размером.
Подобные звуки издавали сухие полые плоды, черепа животных. Постепенно, люди
дошли до дудочки и поняли, что если дунуть в длинную кость, то звук будет низкий, а в
короткую – высокий. И что из разных полых предметов можно извлекать разнообразные
звуки: звонкие и глухие, сильные и слабые ит.д. Так появилась мелодия и вместе с ней
музыкальный инструмент.
У каждого искусства есть свои выразительные средства. У художника, прежде всего,
краски и линии. У композитора - музыкальные звуки, основа его музыкальной речи, его
выразительные средства. Такими выразительными средствами - различной окраской -
обладают и голоса музыкальных инструментов симфонического оркестра.
- Что же представляет собой симфонический оркестр?
показ слайда № 1
Ответы учащихся
Учитель: «Оркестр» - слово древнегреческое. Так называлась в античном мире площадка
перед сценой. Здесь располагался хор, а позднее - и оркестранты, сопровождавшие
представление музыкой.
Слово «Симфония» - также древнегреческого происхождения и означает «созвучие,
согласие». Вот и называют симфоническим оркестром большой коллектив музыкантов,
играющих на различных музыкальных инструментах и стройно, согласно исполняющих
музыкальное произведение.
показ слайда № 2
Учитель: Ребята, а как называют человека, который руководит симфоническим
оркестром?
Ответы учащихся
показ слайда № 3
Учитель: Во главе оркестра стоит дирижёр. Он не просто руководит исполнением -
даёт знак вступления каждому инструменту или указывает, где нужно играть громче, а где
тише. Дирижёр - душа, мозг оркестра. Именно дирижёр вдохновляет, объединяет своей
волей музыкантов для того, чтобы произошло самое главное: логично, стройно,
вдохновенно зазвучали развивающиеся в музыке мысли и чувства композитора.
- Ребята, имена каких композиторов вам известны?
Ответы учащихся
Евгений Светланов, Владимир Спиваков, Сыдык Мухамеджанов, Капан Мусин.
Учитель: Какие произведения создаются для симфонического оркестра?
Учащиеся: Симфонии, балеты, оперы. Часто симфонический оркестр исполняет
музыку для кинофильмов и даже мультфильмов.
Учитель: Количество музыкантов в современном симфоническом оркестре доходит
до ста человек. Каждый артист играет свою партию. Подчиняясь воле дирижёра,
музыканты заставляют оживать и петь черные нотные значки, как бы перенося их с
бумаги в сердца слушателей.
показ слайда № 4
Чтение стихотворения Л. Яковлева «Симфонический оркестр»:
Оркестр симфонический
Вас может угостить
Поэмой драматической,
Симфонией эпической,
Фантазией лирической,
Рапсодией трагической.
Всех инструментов голоса
Сольются, и тогда
Услышим, как шумят леса,
И как журчит вода,
И как дрова трещат в огне,
И как пурга ярится,
И как мечтает о весне
Продрогшая синица.
Учитель: Какие инструментальные группы входят в симфонический оркестр?
показ слайда № 5
(учащиеся, глядя на слайд № 5 называют инструментальные группы).
Учащиеся: Одиночные, духовые, струнно-смычковые, ударные. (Затем учащиеся
называют музыкальные инструменты, входящие в состав каждой группы).
показ слайда № 6
Учитель: А как вы считаете – в чем их отличие?
Ответы учащихся
Учитель: Все эти инструменты имеют четыре струны, на которых при игре водят
смычком. Смычок состоит из трости, колодочки и волоса. Корпус состоит из дек, которые
поддерживаются внутри душкой - это душа инструмента. На изящной витой головке
расположены колки, они крепят струны, а подставка их поддерживает. Звук струнных
инструментов самый слабый, для равновесия звучности и необходима в оркестре большая
струнная группа. Поэтому и располагаются струнно-смычковые инструменты всегда
ближе всех остальных к слушателям.
показ слайда № 6 (дети читают доклады про инструменты струнно-смычковой группы)
Учитель: Переходим с вами к следующей группе – это духовые инструменты, они
бывают деревянными и медными.
показ слайда №7
Деревянные духовые инструменты чаще всего являются солистами, т.к. каждый из
них имеет свой неповторимый тембр голоса. ( флейта, гобой, кларнет, фагот). Основным
материалом, из которого изготавливают эти инструменты, издавна служило дерево -
отсюда и название группы.
Прослушивание музыкального фрагмента («Шутка» И.С. Бах.) (Дети читают доклады про инструменты деревянно-духовой группы)
показ слайда №8
Голоса медных духовые инструментов славятся призывным настойчивым
тембром. (труба, туба, тромбон, валторна, cаксофон). Название показывает материал, из
которого они изготавливаются, хотя и не обязательно медь, часто это бывает жесть,
латунь и другие сплавы.
Прослушивание музыкального фрагмента (Дети читают доклады про инструментымедно-духовой группы)
показ слайда №8
Учитель: Следующая, третья группа - ударная. «Ударные – это сердце оркестра, сердце,
которое оживляет весь организм…» - так писал великий дирижер Артур Никиш. Они
возникли еще у первобытных людей, которые стали сопровождать свои пляски
ритмичными ударами одного камня о другой. Камень заменили колотушками,
трещотками, погремушками. Потом появились барабаны, и человек придумал огромное
количество вспомогательных ударных инструментов. Ударные инструменты делятся на
две группы:
Первые – с определенной высотой;
Вторые – с неопределенной высотой звука.
К первой группе относятся колокола, литавры – их можно настраивать. Ударные
инструменты подчеркивают ритм музыки, придают разнообразие. Группу ударных
инструментов составляют: тарелки, бубен, там-там, треугольник, колокольчики, барабан,
литавры, ксилофон.
показ слайда №9
Прослушивание музыкального фрагмента (Дети читают доклады про инструменты ударной группы)
Учитель: И, наконец, четвертая последняя группа – одиночные инструменты. К ним
можно отнести: арфу, орган, клавесин, фортепиано, ксилофон и др.
показ слайда №9
Прослушивание музыкального фрагмента
Учитель: Ну вот, когда оркестр собрался, нам необходимо пригласить дирижера
(выбираем дирижера), а теперь руководителю оркестра надо правильно рассадить
музыкантов.
показ слайда № 10
Игра «Третий лишний»
- Труба, барабан, флейта
- Литавры, арфа, бубен
- Скрипка, контрабас, синтезатор
- Пианино, ложки, трещотки
- Барабан, виолончель, тарелки
- Тромбон, фагот, валторна
Учитель: А теперь мы с вами послушаем звучание инструментов симфонического оркестра и попробуем отгадать их названия
Игра (Музыкальная викторина)
показ слайда №11
Учитель: Мы под музыку встаем, мы под музыку ложимся,
Мы под музыку грустим, мы под музыку смеёмся…
Музыка льётся всегда и везде: без музыки жить нельзя на земле!
показ слайда №12
Учитель: ребята мы продолжаем наш урок (Дети вместе с учителем делают гимнастики и исполняют музыкальные произведения.)
Учитель: На протяжении тысячелетий люди выдалбливали, вытачивали, изобретали
и совершенствовали музыкальные инструменты, стараясь извлечь из них все более и
более красивые и необычные звуки. Слушайте и любите музыку. Внимательно
присмотритесь к музыкальным инструментам, ведь это плоды человеческого ума и
таланта. Постарайтесь научиться различать их. Вы увидите, какую это принесет вам
радость, но самая большая радость – научиться самим на них играть!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир волшебных звуков и слов"
Прграмма направлена на детей с нарушением фонематического слуха....
В стране волшебных звуков
Презентация поможет педагогу провести интересный урок...
Волшебные звуки.
Проект«Волшебные звуки» (знакомство с народными инструментами)Учащиеся 4в и 3в классов. Данный проект предназначен для расширения представлений учащихся ...
Союз волшебных звуков, чувств и дум
Союз волшебных звуков, чувств и дум...
Волшебные звуки Три регистра в музыке
Три регистра в музыке...
Волшебные звуки Характер музыки. Мажорный и минорный лад
Характер музыки. Мажорный и минорный лад...
Конспект логопедического занятия в 1 классе «Мир волшебных звуков: звуки речевые и неречевые»
Конспект логопедического занятия в 1 классе «Мир волшебных звуков: звуки речевые и неречевые»...