Рабочая программа по кружку хора "Лучики"
рабочая программа по музыке (2, 3, 4 класс) на тему
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Программа является дополнительной общеразвивающей
общеобразовательной программой в области искусств.
«Детский хор – живой организм, удивительное существо, постоянно растущее, изменяющееся и всегда молодое, с энтузиазмом несущее энергетику юности, оптимизма и поэтического обаяния; особый исполнительский инструмент, хрупкий и нежный, гибкий и отзывчивый, которому подвластно искреннее и непосредственное выражение самых глубин человеческого чувства».
Актуальность программы заключается в том, что в настоящее время, несмотря на большое количество появившихся хоровых школ, вокальных студий, эстрадных коллективов, уровень певческого развития детей неуклонно снижается.
Цель программы – развитие музыкально-эстетического вкуса у детей.
Цель предмета - развивать музыкальные способности в классах;
- обогатить духовный потенциал ребенка;
- воспитать будущего слушателя, исполнителя, ценителя музыки в её истинном значении;
- выявление талантов среди учащихся общеобразовательных школ.
Задачи предмета:
- расширение музыкального кругозора учащихся;
- развитие ритмических способностей посредством разучивания ритмических канонов;
- усовершенствование навыков точного интонирования, певучести;
- выработка чёткой и ясной артикуляции, дикционных навыков;
- умение работать в коллективе, настойчивость и целеустремлённость в преодолении трудностей пения;
- ответственность за творческий результат.
Организация занятий:
Учебные занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу с 1го по 6й классы включительно.
Формы контроля:
С целью определения полноты и прочности знаний и результатов учебной деятельности применяются следующие формы контроля:
- отчётный концерт эстетического отделения;
- устный опрос;
- практическая работа.
2.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Хоровой класс способствует воспитанию вокальных и исполнительских навыков, развитию слуха, чувства метроритма, даёт знания в области музыкальной грамоты.
В занятиях хора присутствуют разделы распевания и непосредственно работы над произведениями.
Распевание является необходимой частью занятия и преследует различные цели:
- приведение голосового аппарата в рабочее состояние, т.к. певческий режим существенно отличается от речевого;
- с помощью упражнений при распевании нарабатывать вокальные навыки;
По строению вокальные упражнения представляют попевки на выдержанном тоне, по трезвучию в восходящем и нисходящем движениях, по гамме, арпеджио, включающие скачки, скороговорки и др. Также это могут быть отрывки известных песен.
Распевание необходимо для отработки всех элементов вокальной техники: дыхания, атаки звука, артикуляции, для развития голоса, диапазона и т.д.
Основные методические принципы распевания:
- выстроенность от простого к сложному;
- развитие навыков, необходимых для текущей работы;
- материал для упражнений желательно подбирать простой, легко запоминающийся и постоянный. Одно и то же упражнение можно варьировать, разнообразив его динамикой, темпом, штрихами, характером звуковедения, использованием различных слогосочетаний;
- дети должны по возможности знать цели и задачи упражнений;
- в упражнениях нужно стремиться к достижению результата, но действовать с умеренностью и давать каждому из навыков время на закрепление;
- все упражнения должны быть логически взаимосвязаны;
- любое упражнение необходимо окрасить в определённый эмоциональный тон.
Пение а сарреllа – достаточно сложный вид пения, но именно он активно развивает слух детей, ритм, вырабатывает звонкость и полёт звука, чувство «локтя» и др.
Важную роль в работе с детьми играет подбор репертуара, поэтому, при его выборе педагог должен:
- учитывать возрастные особенности детей (интересы и физиологические возможности);
- включать в репертуар произведения различных эпох, композиторских школ и направлений (зарубежная и русская классика; современная зарубежная и отечественная музыка; обработки народных песен, современные эстрадные песни и др.). Важно, чтобы дети понимали содержание песен, которые они исполняют.
- наряду с удобным для исполнения репертуаром осторожно, с учётом всей последовательности изучения вводить более сложные произведения, т.к. это служит стимулом для профессионального роста детей.
В связи с непродолжительностью детского внимания рекомендуется чередовать сложные задания с более простыми, предлагать их в более понятной детям игровой форме.
Примерный перечень игр:
- «Пальчиковые игры»;
- «Сломанный телевизор»;
- «Угадай-ка, кто такой»;
- «Вопрос – ответ»;
- «Мы - художники» и др.
Большую роль в становлении певцов – артистов играет организация концертных выступлений. Так, в случае с хоровым коллективом эстетического направления общеобразовательной школы, это может быть участие:
- в различных праздниках школы;
- в общешкольных мероприятиях;
- в тематических лекториях для школьников, проводимых силами преподавателей и учащихся ЦДМШ;
- в отчётных концертах эстетического отделения;
Концертный репертуар составляется только из произведений, разученных в классе.
Занятия предполагают работу с детьми над простейшими хореографическими движениями, над пластичным и эмоциональным самовыражением.
Вокально-хоровые задачи:
1. Знакомство с основными правилами пения:
- певческая установка (постановка певческого положения корпуса, шеи и головы);
- организация работы певческого дыхания (вдох, задержка, выдох);
- постановка артикуляционного аппарата (форма рта, свободная нижняя челюсть, пение на «зевке»);
2. Работа в удобной примарной зоне. Развитие певческой интонации в тесной взаимосвязи с речевой (по методике Е. С. Марковой).
3. Развитие навыков звуковедения. Преимущественно работа над кантиленой (Legato).
4. Работа над эмоциональностью.
5. Работа над фразами.
6. Работа над произведениями а сарреllа .
3. УЧЕБНЫЙ ПЛАН.
№ | Раздел и наименование темы | Количество часов | Форма контроля | ||
Теория | Практика | Всего | |||
1 | Вводное занятие. | 1 | 1 | ||
2 | Знакомство с голосовым аппаратом | 1 | 1 | 2 | Устный опрос |
3 | Развитие вокальной техники | 1 | 2 | 3 | Устный опрос |
4 | Репетиционная работа | 1 | 9 | 10 | Устный опрос |
5 | Певческая установка | 1 | 1 | 2 | Устный опрос |
6 | Музыкальная грамота | 1 | 4 | 5 | Письменная работа |
7 | Развитие музыкального слуха | 1 | 3 | 4 | Устный опрос |
7 | Певческое дыхание | 1 | 2 | 3 | Устный опрос |
8 | Подготовка к школьным мероприятиям | 1 | 1 | 2 | Устный опрос |
9 | Подготовка к конкурсам | 1 | 1 | 2 | Устный опрос |
10 | Заключительное занятие полугодия | 1 | 1 | ||
11 | Отчетный концерт | 1 | 1 | ||
Всего | 36 часов |
4. УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
№ | Тема | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту |
1 | Вводное занятие. | 1 | ||
2 | Знакомство с голосовым аппаратом | 1 | ||
3 | Знакомство с голосовым аппаратом. | 1 | ||
4 | Развитие вокальной техники. | 1 | ||
5 | Репетиционная работа. | 1 | ||
6 | Репетиционная работа. | 1 | ||
7 | Певческая установка. | 1 | ||
8 | Музыкальная грамота. | 1 | ||
9 | Развитие музыкального слуха. | 1 | ||
10 | Репетиционная работа. | 1 | ||
11 | Музыкальная грамота. | 1 | ||
12 | Певческое дыхание. | 1 | ||
13 | Репетиционная работа. | 1 | ||
14 | Развитие вокальной техники. | 1 | ||
15 | Репетиционная работа. | 1 | ||
16 | Развитие музыкального слуха. | 1 | ||
17 | Певческая установка. | 1 | ||
18 | Заключительное занятие полугодия. | 1 | ||
19 | Певческое дыхание. | 1 | ||
20 | Репетиционная работа. | 1 | ||
21 | Развитие вокальной техники. | 1 | ||
22 | Музыкальная грамота. | 1 | ||
23 | Развитие музыкального слуха. | 1 | ||
24 | Репетиционная работа. | 1 | ||
25 | Музыкальная грамота. | 1 | ||
26 | Репетиционная работа. | 1 | ||
27 | Развитие музыкального слуха. | 1 | ||
28 | Репетиционная работа. | 1 | ||
29 | Музыкальная грамота. | 1 | ||
30 | Репетиционная работа. | 1 | ||
31 | Певческое дыхание. | 1 | ||
32 | Подготовка к школьным мероприятиям. | 1 | ||
33 | Подготовка к школьным мероприятиям. | 1 | ||
34 | Подготовка к конкурсам. | 1 | ||
35 | Подготовка к конкурсам. | 1 | ||
36 | Отчетный концерт. | 1 |
5.ОЦЕНОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ.
Оценка знаний и навыков обучающихся производится в устной форме. После прохождения ряда тем программы обучающиеся выполняют задания практического характера.
Раздел программы | Контрольные задания | Критерии оценки | Зачет |
Знакомство с голосовым аппаратом | Вопросы | Правильный ответ | Зачет |
Развитие вокальной техники | Вопросы | Правильный ответ | Зачет |
Репетиционная работа | Вопросы | Правильный ответ | Зачет |
Певческая установка | Вопросы | Правильный ответ | Зачет |
Музыкальная грамота | Практическая работа | Правильно выполненное задание | Зачет |
Развитие музыкального слуха | Вопросы | Правильный ответ | Зачет |
Певческое дыхание | Вопросы | Правильный ответ | Зачет |
«Зачет»- 5 правильных ответов на вопросы из пяти.
6.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Васильев И.А., Поплужный В.Л., Тихоморов O.K. Эмоции и мышление. М.: Изд-во МГУ, 1980. - 192 с.- 33. Василькевич X.Н. Формирование у младших школьников творческого музыкального мышления: Дисс. . канд. психол. наук. Киев: 1982.
2. Вахнянская И.Л. Психологические условия формирования эмоционально-эстетического отношения к музыке у младших школьников: Автореф. дис. . канд. психол. наук. М.: 1980.
3. Гладкая С. О формировании певческих навыков на уроках музыки в начальных классах // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 14: Сб. статей / Сост. О.Апраксина. М.: Музыка, 1979
4. Овчинникова Т.Н. К вопросу о воспитании детского певческого голоса в процессе работы с хором. Воспитание певческого голоса в детском хоре // Музыкальное воспитание в школе: Сб. Статей / Сост. О.А.Апраксина. Вып. 10. М.: Музыка, 1975.
5. Работа с детским хором: Сб. статей / Под ред. проф. В.Г.Соколова. М.: Музыка, 1981.
6. Седунова Л.М. Эмоциональная выразительность пения младших школьников в хоре: Дисс. . канд. пед. наук. М. 1991.
7. Беркман Т.Л., Грищенко К.С. Музыкальное развитие учащихся в процессе обучения пению (1-2 классы) / Под общ. ред. Л.В. Занкова. М.: Из-во АПН РСФСР, 1961.
Интернет ресурсы:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа экологического кружка "Родничок"
При построении программы кружковой работы целесообразно заострить внимание на четырех основных направлениях работы:¾ познавательном;¾ познавательно-развлекательном;¾ практическом;¾ и...
Рабочая программа спортивного кружка "Веселые ребята" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"
Активные занятия физическими упражнениями, подвижными и спортивными играми....
Рабочая программа кукольного кружка Непоседы"-внеурочная деятельность
Разработана рабочая программа кукольного кружка "Непоседы" -внеурочная деятельностя по ФГОС . Программа направлена на интеллектуальное развитие младших школьников, развитие артистических ...
Рабочая программа по кружку юных журналистов "Умное пёрышко" программа дополнительного образования
В рамках введения ФГОСов в школе организуются кружки по внеурочной деятельности. Представляю рабочую программу, созданную по программе внеурочной деятельности "Умное пёрышко" социального направл...
Рабочая программа патриотического кружка "Я-гражданин России"
Программа рассчитана на обучающихся 2-4 классов.Срок реализации программы-1 год. Главной целью кружка является воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город...
Рабочая программа по кружке "Умелые руки"
Разработанная программа рассчитана на одногодичный цикл обучения детей в возрасте от 10 до 14 лет. Программа призвана выявлять, развивать, учитывать склонности детей. Она основана на длительном ...
Рабочая программа по кружку "Краеведение"
Рабочая программа по кружку "Краеведение" на 3 года обучения и календарно- тематический план на 1 год. Краеведение имеет большое значение в воспитании патриотических чувств школьнико...