Рабочая программа по кружку хора "Лучики"
рабочая программа по музыке (2, 3, 4 класс) на тему

Кружок в общеоразовательной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hor_programma.docx30.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                   1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

        Программа является дополнительной общеразвивающей
общеобразовательной программой в области искусств.
       
      «Детский хор – живой организм, удивительное существо, постоянно растущее, изменяющееся и всегда молодое, с энтузиазмом несущее энергетику юности, оптимизма и поэтического обаяния; особый исполнительский инструмент, хрупкий и нежный, гибкий и отзывчивый, которому подвластно искреннее и непосредственное выражение самых глубин человеческого чувства».

       Актуальность программы заключается в том, что в настоящее время, несмотря на большое количество появившихся хоровых школ, вокальных студий, эстрадных коллективов, уровень певческого развития детей неуклонно снижается.

         Цель программы – развитие музыкально-эстетического вкуса у детей.
Цель предмета - развивать музыкальные способности в классах;

         - обогатить  духовный потенциал ребенка;

         - воспитать будущего слушателя, исполнителя, ценителя музыки в её истинном значении;

         - выявление талантов среди учащихся общеобразовательных школ.  

Задачи предмета:

      - расширение музыкального кругозора учащихся;

      - развитие ритмических способностей посредством разучивания ритмических канонов;

      - усовершенствование навыков  точного интонирования, певучести;

      - выработка чёткой и ясной артикуляции, дикционных навыков;

     - умение работать в коллективе, настойчивость и целеустремлённость в преодолении трудностей пения;

     - ответственность за творческий результат.

Организация занятий:

             Учебные занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу с 1го по 6й классы включительно.


                             
Формы контроля:

        С целью определения полноты и прочности знаний и результатов учебной деятельности применяются следующие формы контроля:

          - отчётный концерт эстетического отделения;  

          - устный опрос;
         - практическая работа.

                                          2.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

       Хоровой класс способствует воспитанию вокальных и исполнительских навыков, развитию слуха, чувства метроритма, даёт знания в области музыкальной грамоты.

               В занятиях хора  присутствуют разделы распевания и непосредственно работы над произведениями.

       Распевание является необходимой частью занятия и преследует различные цели:

       - приведение голосового аппарата в рабочее состояние, т.к. певческий режим существенно отличается от речевого;

       - с помощью упражнений при распевании нарабатывать вокальные навыки;

      По строению вокальные упражнения  представляют попевки на выдержанном тоне, по трезвучию в восходящем и нисходящем движениях, по гамме, арпеджио, включающие скачки, скороговорки и др. Также это могут быть отрывки известных песен.  

             Распевание необходимо для отработки всех элементов вокальной техники: дыхания, атаки звука, артикуляции, для развития голоса, диапазона и т.д.

             Основные методические принципы распевания:

     - выстроенность от простого к сложному;

     - развитие навыков, необходимых для текущей работы;

     - материал для упражнений желательно подбирать простой, легко запоминающийся и постоянный. Одно и то же упражнение можно варьировать, разнообразив его динамикой, темпом, штрихами, характером звуковедения, использованием различных слогосочетаний;

     - дети должны по возможности знать цели и задачи упражнений;

     - в упражнениях нужно стремиться к достижению результата, но действовать с умеренностью и давать каждому из навыков время на закрепление;

     - все упражнения должны быть логически взаимосвязаны;

      - любое упражнение необходимо окрасить в определённый эмоциональный тон.

        Пение а сарреllа – достаточно сложный вид пения, но именно он активно развивает слух детей, ритм, вырабатывает звонкость и полёт звука, чувство «локтя» и др.

         Важную роль в работе с детьми играет подбор репертуара, поэтому, при его выборе педагог должен:

    - учитывать возрастные особенности детей (интересы и физиологические возможности);

    - включать в репертуар произведения различных эпох,  композиторских школ и направлений (зарубежная и русская классика; современная зарубежная и отечественная музыка; обработки народных песен, современные эстрадные песни и др.). Важно, чтобы дети понимали содержание песен, которые они исполняют.

   - наряду с удобным для исполнения репертуаром осторожно, с учётом всей последовательности изучения вводить более сложные произведения, т.к. это служит стимулом для профессионального роста детей.

          В связи с непродолжительностью детского внимания рекомендуется чередовать сложные задания с более простыми, предлагать их в более понятной детям игровой форме.

         Примерный перечень игр:

   - «Пальчиковые игры»;

   - «Сломанный телевизор»;

   - «Угадай-ка, кто такой»;

   - «Вопрос – ответ»;

   - «Мы - художники» и др.

         Большую роль в становлении певцов  – артистов играет организация концертных выступлений. Так, в случае с хоровым коллективом эстетического направления общеобразовательной школы, это может быть участие:

- в различных праздниках школы;

- в общешкольных мероприятиях;

- в тематических лекториях для школьников, проводимых силами преподавателей и учащихся ЦДМШ;

- в отчётных концертах эстетического отделения;

       Концертный репертуар составляется только из произведений, разученных в классе.

        Занятия предполагают работу с детьми над простейшими хореографическими движениями, над пластичным и эмоциональным самовыражением.

       

Вокально-хоровые задачи:

 1.    Знакомство с основными правилами пения:

- певческая установка (постановка певческого положения корпуса, шеи и головы);

- организация работы певческого дыхания (вдох, задержка, выдох);

- постановка артикуляционного аппарата (форма рта, свободная нижняя челюсть, пение на «зевке»);

2.    Работа в удобной примарной зоне. Развитие певческой интонации в тесной взаимосвязи с речевой (по методике Е. С. Марковой).

3.    Развитие навыков звуковедения. Преимущественно работа над кантиленой (Legato).

4.    Работа над эмоциональностью.

5.    Работа над фразами.

6.    Работа над произведениями а сарреllа .

                                                 

                                                   3. УЧЕБНЫЙ ПЛАН.

Раздел и наименование темы

Количество часов

Форма контроля

Теория

Практика

Всего

1

Вводное занятие.

1

1

2

Знакомство с голосовым аппаратом

1

1

2

Устный опрос

3

Развитие вокальной техники

1

2

3

Устный опрос

4

Репетиционная работа

1

9

10

Устный опрос

5

Певческая установка

1

1

2

Устный опрос

6

Музыкальная грамота

1

4

5

Письменная работа

7

Развитие музыкального слуха

1

3

4

Устный опрос

7

Певческое дыхание

1

2

3

Устный опрос

8

Подготовка к школьным мероприятиям

1

1

2

Устный опрос

9

Подготовка к конкурсам

1

1

2

Устный опрос

10

Заключительное занятие полугодия

1

1

11

Отчетный концерт

1

1

Всего  

36 часов








                              4. УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

Тема

Кол-во часов

Дата по плану

Дата по факту

1

Вводное занятие.

1

2

Знакомство с голосовым аппаратом

1

3

Знакомство с голосовым аппаратом.

1

4

Развитие вокальной техники.

1

5

Репетиционная работа.

1

6

Репетиционная работа.

1

7

Певческая установка.

1

8

Музыкальная грамота.

1

9

Развитие музыкального слуха.

1

10

Репетиционная работа.

1

11

Музыкальная грамота.

1

12

Певческое дыхание.

1

13

Репетиционная работа.

1

14

Развитие вокальной техники.

1

15

Репетиционная работа.

1

16

Развитие музыкального слуха.

1

17

Певческая установка.

1

18

Заключительное занятие полугодия.

1

19

Певческое дыхание.

1

20

Репетиционная работа.

1

21

Развитие вокальной техники.

1

22

Музыкальная грамота.

1

23

Развитие музыкального слуха.

1

24

Репетиционная работа.

1

25

Музыкальная грамота.

1

26

Репетиционная работа.

1

27

Развитие музыкального слуха.

1

28

Репетиционная работа.

1

29

Музыкальная грамота.

1

30

Репетиционная работа.

1

31

Певческое дыхание.

1

32

Подготовка к школьным мероприятиям.

1

33

Подготовка к школьным мероприятиям.

1

34

Подготовка к конкурсам.

1

35

Подготовка к конкурсам.

1

36

Отчетный концерт.

1

                                 

5.ОЦЕНОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ.
     Оценка знаний и навыков обучающихся производится в устной форме. После прохождения ряда тем программы обучающиеся выполняют задания практического характера.

Раздел программы

Контрольные задания

Критерии оценки

Зачет

Знакомство с голосовым аппаратом

Вопросы

Правильный ответ

Зачет

Развитие вокальной техники

Вопросы

Правильный ответ

Зачет

Репетиционная работа

Вопросы

Правильный ответ

Зачет

Певческая установка

Вопросы

Правильный ответ

Зачет

Музыкальная грамота

Практическая работа

Правильно выполненное задание

Зачет

Развитие музыкального слуха

Вопросы

Правильный ответ

Зачет

Певческое дыхание

Вопросы

Правильный ответ

Зачет

«Зачет»-  5 правильных ответов на вопросы из пяти.


                              6.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Васильев И.А., Поплужный В.Л., Тихоморов O.K. Эмоции и мышление. М.: Изд-во МГУ, 1980. - 192 с.- 33. Василькевич X.Н. Формирование у младших школьников творческого музыкального мышления: Дисс. . канд. психол. наук. Киев: 1982.

 2. Вахнянская И.Л. Психологические условия формирования эмоционально-эстетического отношения к музыке у младших школьников: Автореф. дис. . канд. психол. наук. М.: 1980.

 3. Гладкая С. О формировании певческих навыков на уроках музыки в начальных классах // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 14: Сб. статей / Сост. О.Апраксина. М.: Музыка, 1979

 4. Овчинникова Т.Н. К вопросу о воспитании детского певческого голоса в процессе работы с хором. Воспитание певческого голоса в детском хоре // Музыкальное воспитание в школе: Сб. Статей / Сост. О.А.Апраксина. Вып. 10. М.: Музыка, 1975.

 5. Работа с детским хором: Сб. статей / Под ред. проф. В.Г.Соколова. М.: Музыка, 1981.

 6. Седунова Л.М. Эмоциональная выразительность пения младших школьников в хоре: Дисс. . канд. пед. наук. М. 1991.

 7. Беркман Т.Л., Грищенко К.С. Музыкальное развитие учащихся в процессе обучения пению (1-2 классы) / Под общ. ред. Л.В. Занкова. М.: Из-во АПН РСФСР, 1961.

Интернет ресурсы:

1. http://meta-music.ru/

2. http://choirmaster.org/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа экологического кружка "Родничок"

При построении  программы кружковой работы целесообразно заострить внимание на четырех основных направлениях работы:¾ познавательном;¾ познавательно-развлекательном;¾ практическом;¾ и...

Рабочая программа спортивного кружка "Веселые ребята" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"

Активные занятия физическими упражнениями, подвижными и спортивными играми....

Рабочая программа кукольного кружка Непоседы"-внеурочная деятельность

Разработана рабочая программа кукольного кружка "Непоседы" -внеурочная  деятельностя по ФГОС . Программа направлена на интеллектуальное развитие младших школьников, развитие  артистических ...

Рабочая программа по кружку юных журналистов "Умное пёрышко" программа дополнительного образования

В рамках введения ФГОСов в школе организуются кружки  по внеурочной деятельности. Представляю рабочую программу, созданную по программе внеурочной деятельности "Умное пёрышко" социального направл...

Рабочая программа патриотического кружка "Я-гражданин России"

Программа рассчитана на обучающихся 2-4 классов.Срок реализации программы-1 год. Главной целью кружка является воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город...

Рабочая программа по кружке "Умелые руки"

Разработанная программа рассчитана на одногодичный цикл обучения детей в возрасте от 10 до 14 лет. Программа призвана выявлять, развивать, учитывать склонности детей. Она основана на длительном ...

Рабочая программа по кружку "Краеведение"

Рабочая программа по кружку "Краеведение" на 3 года обучения и календарно- тематический план на  1 год.  Краеведение имеет большое значение в воспитании патриотических чувств  школьнико...