Рабочая программа патриотического кружка "Я-гражданин России"
календарно-тематическое планирование по теме
Программа рассчитана на обучающихся 2-4 классов.Срок реализации программы-1 год. Главной целью кружка является воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающего принять активное участие в его развитии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka.docx | 28.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа патриотического кружка «Я-гражданин России»
Пояснительная записка.
В последнее время у школьников заметно снизился интерес к героическим и трагическим страницам истории нашей Родины, ее культурным достижениям и корням, событиям военной истории.
Школа, как социальный институт, своим главным предназначением обучать и воспитывать, располагает к тому, чтобы оживить учебный процесс, приобщить детей к истории малой Родины, а значит и Отечества, прививать навыки исследовательской работы.
В процессе школьного обучения, обретая знания, учащийся накапливает свой интеллектуальный потенциал, что служит основой для реализации личностью своих гражданских свобод, прав и обязанностей. Знания о родном крае – существенная его часть. В то же время краеведение – плодоносное поле для самостоятельных учебно-исследовательских поисков школьников, обладания ими начала творческой деятельности, выработки умения понимать действительные ценности прошлого, настоящего и будущего. Краеведение помогает реализовать в школьной практике принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования, сформулированные в Законе об образовании (Закон РФ от 10.07.1992 № 3266 – 1. Основные кодексы и законы РФ .– СПб, 2002, с 629).
Основополагающая идея Закона – органическое единство интересов личности, общества, государства в деле воспитания гражданина России. Эта идея имеет прямое отношение и краеведению, как к одной из составляющих в решении этой задачи. Ведь справедливы слова: прежде чем стать гражданином страны, надо быть гражданином родной школы, села, города. Надо знать их прошлое, традиции, жить их жизнью и заботами.
В процессе модернизации российского образования последнего десятилетия все большую актуальность приобретают воспитательные системы гражданского, патриотического направления. Принята государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации" на 2001–2005 г. (Постановление правительства Р. Ф. От 16. 02. 01. № 122 о государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001–2005 годы". Вестник образования 2001, № 23). На ее основе разработана региональная программа, хотя основной нормативный уровень уже заложен в законе Российской Федерации об образовании.
Тема семьи является приоритетной в краеведческой работе. Учитывая, что многие годы это направление краеведческой деятельности находилось. Если не в полном забвении. То в основательном пренебрежении. Сегодня актуально внедрить в жизнь семьи элементы культурного формирования семейных традиций, домашних архивов. Воспитывать любовь к семье – стратегическая задача этого направления краеведения.
Каждый человек проходит через школу, она многими нитями связана с окружающим миром прежде всего, через семью, родителей, учеников. Поэтому магистральной темой краеведческой работы является тема: Мир детства в широком смысле этого понятия”.
Родной край – локальная обозримая часть земли, станы, которую следует познать и изучить всем, кто считает себя краеведом. Наша школа находится в Северо-Западном административном округе. В названиях улиц, площадей, аллей, живы имена героев, полководцев, маршалов, писателей – фронтовиков. Поэтому мы обязаны знать историю своего округа.
Цели. Главной целью краеведения является воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город (его традиции, памятники природы, истории и культуры) и желающие принять активное участие в его развитии.
Задачи:
- формирование представлений о различных сторонах жизни своего края и населения, показ его сложной структуры;
- ознакомление с историей и современной жизнью своего города;
- развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;
- формирование толерантности и толерантного поведения;
- укрепление семейных связей: заинтересованность содержанием предмета не только учащихся, но и родителей; изучение жизни края в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы, семейные экскурсии; общая работа детей и родителей в деле охраны и восстановления природы, городской среды, памятников истории и культуры);
- формирование экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности;
- позитивно-сберегающего отношения к окружающей среде и социально-ответственного поведения в ней;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, учащихся к краеведению;
- адаптация к реальной деятельности, к местной социально-экономической и социокультурной ситуации;
- ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы;
- формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни.
- Условия реализации программы.
- Занятия кружка проводятся на базе гимназии №7, которая оснащена необходимыми наглядными плакатами, учебным видеоматериалом на электронных носителях, видеофильмами, презентациями.
- Прогнозируемые результаты.
- Наиболее важными предполагаемыми результатами по реализации программы считаю:
– воспитание гражданственности, патриотизма и любви к Родине;
– воспитание уважительного отношения к героическому прошлому;
– создание условий для раскрытия способностей подростка, как гармонично развивающейся личности;
– использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для сохранения и укрепления семейных традиций, культуры и быта своего края.
Программа реализуется через
работу кружка по следующим направлениям:
– изучение истории своей семьи и ее роли в жизни города;
– изучение жизни школы, ее традиций;
– встречи с участниками Великой Отечественной войны, ветеранами трудового тыла;
– подготовка и проведение мероприятий ко Дню Победы, дней Воинской Славы, Вахты Памяти, митинги, военно – спортивные праздники.
Методы по преимущественному источнику получения знаний.
Словесные – формы, направленные на получение основной информации в процессе рассуждений и доказательств.
Наглядные – формы усвоения учебного материала, связанные с применяемыми наглядными пособиями и техническими средствами.
Практические – формы овладения материалом на основе упражнения, самостоятельных заданий практических работ.
Методы по характеру мыслительной и познавательной активности:
Репродуктивные – формы овладения материалом, преимущественно основанные на воспроизводящей функции памяти;
Объяснительно – иллюстративные – формы, направленные на получение и передачу детям знаний в “готовом виде”;
Проблемно-поисковые – организация обучения путем самостоятельного добывания знаний в процессе решения учебных проблем, развития творческого мышления и познавательной активности детей.
Исследовательские – формы, предполагающие выполнение детьми под руководством педагога отдельных исследовательских заданий.
Программа рассчитана на учащихся 2-4 классов.
Срок реализации программы 1 год.
Формы организации: групповая, индивидуальная.
Учебно-тематический план и содержание деятельности.
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | |
теория | практика | ||
Всего занятий – 144 часа. | 120 | 24 | |
Часть 1. Введение, 3 часа. | |||
1 | Введение. Знакомство со структурой и документацией кружка. | 1 |
|
2 | Организация совета кружка “ Я - гражданин”. Обсуждение и составление плана работы. | 1 |
|
3 | Что означают слова «патриот»и «гражданин» | 1 | |
Часть 2. История страны – история семьи, 15 часов. | |||
1 | История страны – история семьи. | 1 |
|
2 | Моя родословная. |
| 1 |
3 | Сбор материала по теме “ Судьба моего родственника”. Создание презентаций. | 1 | 2 |
4 | Семья и ее роль в жизни. | 1 |
|
5 | Традиции и обычаи моей семьи. | 2 | |
6 | Профессия моих предков. |
| 1 |
7 | Семейные реликвии. | 1 | 1 |
8 | Старая фотография рассказала. | 1 | |
9 | Орден в моей семье. |
| 1 |
10 | Традиции моей семьи. | 2 |
|
Часть 3 . Школа, 10 часов. | |||
1 | Выставка рисунков «Моя школа», «Мой класс» | 2 | |
2 | Ты-ученик | 1 | |
3 | Правила поведения в школе | 1 | |
4 | Мой портфель | 1 | |
5 | Книга-твой друг | 2 | |
6 | Мастерская «Книжкина больница» | 2 | |
7 | Ты и твои друзья | 1 | |
Часть 4. Наш край в истории, 20 часов. | |||
1 | Понятие “ Малая Родина”. | 1 |
|
2 | Место края в истории России. | 2 |
|
3 | Общая характеристика республики Татарстан: А) климат; | 5 | |
4 | Природа родного края. | 2 |
|
5 | Знай и изучай свой край. | 2 |
|
6 | Загадочный мир названий. | 2 |
|
7 | Локальное изучение окрестности. |
| 4 |
8 | Топонимика как наука. | 1 | 1 |
Часть 5. В час великих испытаний, 51 час. | |||
1 | «Помнит вся Россия про день Бородина…» | 2 | |
2 | «Слава российского флота» | 2 | |
3 | Величие подвига народа – победителя в В.О.в. | 2 |
|
4 | Мемориал 352-я Оршанская дивизия | 1 | 1 |
5 | Обелиск 352-я Оршанская дивизия | 1 |
|
6 | Мемориал Вечный огонь | 1 | 1 |
7 | Помощь в тылу | 2 |
|
8 | В жизни есть всегда место подвигам (сбор материала о земляках, совершивших подвиги в годы Великой Отечественной войны). | 2 | 2 |
9 | Земляки – Герои Советского Союза. | 5 | |
10 | … Это нужно не мертвым, это нужно живым. | 2 | |
11 | Дети войны. Пионеры-герои. | 5 | |
12 | Полководцы победы | 5 | |
13 | Песни великой отечественной войны | 2 | |
14 | Военная техника периода войны | 2 | |
15 | Дорогая моя столица | 2 | |
16 | Ленинград – город герой | 2 | |
17 | Интернет-путешествия по городам-героям и местам великих битв | 3 | |
18 | Просмотр и обсуждение фильмов о Великой Отечественной войне | 3 | |
19 | Тимуровское движение в наши дни | 1 | |
20 | Изобразительное искусство военного лихолетья | 2 | |
Часть 6 . Их именами названы улицы. 6 часов. | |||
1 | Улица Газинура Гафиатуллина | 1 |
|
2 | Улица Мусы Джалиля | 1 | 1 |
3 | Улица Николая Сентюкова | 1 |
|
4 | Улица Александра Рудакова | 1 |
|
5 | Куда бы ни шел, ни ехал ты… |
| 1 |
Часть 7. Память, высеченная в камне, 12 часов. | |||
1 | Мемориальные доски города Бугульма | 1 | 2 |
2 | Памятники, скульптурные композиции, мемориалы города Бугульма | 6 |
|
3 | Посещение памятников города Бугульма возложение к ним цветов. | 3 | |
Часть 8. Я и моё отечество, 25 часов | |||
1 | Символы России. Обзорная беседа | 1 | |
2 | Гимн России. | 1 | |
3 | Флаг России. | 1 | |
4 | Основной закон государства | 1 | |
5 | Родина в стихах русских поэтов. Конкурс чтецов. | 2 | |
6 | Конкурс рисунков «Служу России» | 3 | |
7 | Есть такая профессия – Родину защищать. Воины-нтернационалисты. | 3 | |
8 | Конкурс стихов собственного сочинения о России | 2 | |
9 | Мы против терроризма | 3 | |
10 | Диспут «За что любят Родину?» | 1 | |
11 | Национальности России | 5 | |
12 | Выставка рисунков о России | 2 | |
Часть 8 Обобщение и подведение итогов работы за год, 2 часа. | |||
1–2 | Обобщающее занятие. Кем быть и каким быть? | 2 |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по предметам "Школа России" 4 класс
Рабочие программы по русскому языку, математике, окружающему миру, литературному чтению, физкультуре, ОБЖ, технологии для УМК "Школа России"....
Рабочая программа по технологии "Школа России" 4 класс
Рабочая программа по технологии "Школа России" 4 класс...
Рабочая программа . 4 класс. ШКОЛА РОССИИ.
Рабочая программа учебного курса "Русский язык" для 4 класса составлена на основе стандартов базового уровня, Концепции и программы для начальных классов "Школа России", - М.: Просвещение, 2007....
рабочие программы 3 класс Школа России
рабочие прогрммы по предметам...
Рабочая программа, 1 класс. "Школа России"
Данная программа включает основные предметы начальной школы: математика, письмо и русский язык, чтение, окружающий мир, технология. Содержит пояснительные записки и тематические планы....
Рабочая программа 3 класс "Школа России".
Это рабочая программа для 3 класса татарской школы ("Школа России")....
Рабочая программа 4 класс " Школа России"
Мною разработана рабочая программа 4 класс. " Школа России"Пояснительные к предметам, тематические планы ( Русский язык, Математика, Литературное чтение, Технология)...