Конспект урока музыки в 4 классе "В концертном зале. Старый замок"
план-конспект урока по музыке (4 класс) на тему
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Урок музыки в 4 классе
Тема урока "Старый замок"
Цель урока: познакомить учащихся с пьесой «Старый замок» из фортепианной сюиты «Картинки с выставки» М. П. Мусоргского.
Задачи:
- Обучающие: обучать умению выражать словами свои чувства от прослушанных музыкальных произведений, учить слушать и слышать музыку.
- Развивающие: развивать образное, творческое восприятие детей, музыкальный слух, развивать умение соотносить музыкальное произведение с литературным произведением.
- Воспитательные: воспитывать любовь к музыке, уважение к культуре прошлого.
Оборудование урока:
- Музыкальный центр.
- Фортепиано.
- М. П. Мусоргский. Прогулка.
- Плакат с музыкальными терминами.
- М. П. Мусоргский. Старый замок.
- «Песня рыцаря» (12 век).
- Теофиль Готье. Стихотворение «Средневековье».
- Г. Гладков «Песня трубадура».
Ход урока
Музыкальное приветствие учителя и учащихся.
Учитель: Сейчас прозвучит мелодия, которая рисует нам портрет человека, занятого очень интересным и необычным делом. Откуда он и что делает?
Звучит «Прогулка» М. П. Мусоргского.
Дети: Это русский человек, который очень размашисто ходит; он рассматривает что- то, останавливается и снова прохаживается.
Учитель: Итак, мы на выставке, на которой много посетителей, в их числе композитор, написавший эту музыку. Можно ли по ее интонации узнать национальность композитора? Постарайтесь обосновать свое мнение.
Учитель: Да, это музыка русского композитора М. П. Мусоргского. Называется «Прогулка» (Портрет композитора).
Эй, сюда, заходи, народ честной!
Заходи, погляди на картины дивные!
Модест Петрович Мусоргский отправился на выставку картин своего друга – художника Виктора Александровича Гартмана. Ходил по выставке от картины к картине, задерживаясь на том, что его волновало. Из представленных на выставке 400 рисунков, архитектурных планов, проектов, эскизов Мусоргского заинтересовали 10 сюжетов:
- «Гном»;
- «Старый замок»;
- «Тюильрийский сад»;
- «Быдло»;
- «Балет невылупившихся птенцов»;
- «Два еврея – богатый и бедный»;
- «Лиможский рынок»;
- «Катакомбы»;
- «Избушка на курьих ножках»;
- «Богатырские ворота».
Эти 10 сюжетов Гартмана и вдохновили Мусоргского на создание фортепианной сюиты «Картинки с выставки». Нарисованные картины превратились в музыкальные, зажили новой жизнью, музыкальные картины зазвучали намного ярче и красочнее, чем нарисованные. Композитор первоначально назвал свое произведение «Гартман». Название «Картинки с выставки» появилось позже.
Итак, фортепианная сюита «Картинки с выставки». Слово сюита обозначает музыкальное произведение, состоящее из самостоятельных пьес, объединенных общим замыслом.
Сегодня мы остановимся на одной из десяти пьес. Мысленно перенесемся на сотни лет назад в Средневековье.
Какие ассоциации возникают у вас при звучании слова Средневековье?
(Рыцари, прекрасные дамы, старинные замки).
Да, Средневековье – это времена замков, рыцарей, прекрасных дам, трубадуров.
Трубадуры – так называли во Франции в конце ХI – начале ХIII в. поэтов-певцов.
Трубадуры воспевали рыцарскую любовь, радость жизни. Для аккомпанемента трубадурам служили виола, арфа и другие инструменты (иллюстрации). Трубадур сам исполнял свои песни, часто в сопровождении менестреля (странствующего профессионального музыканта-инструменталиста и певца, находящегося на службе у трубадура).
Музыка, которую мы послушаем называется «Старый замок». К названию пьесы композитор сделал примечание: «Старый замок – Средневековый замок, перед которым трубадур поет песню».
Слушая пьесу, вслушайтесь в аккомпанемент. Что он тебе напоминает? Какое здесь настроение?
О чем поет свою песню трубадур?
(Нужно вслушаться в звуки фортепианного вступления, открывающего пьесу, проследить за изменениями в средней части, задуматься над последними звуками).
В этой музыке кроется какая-то тайна. Она звучит скорбно, загадочно, певуче, грустно. Мелодия такая завораживающая, что не случайно к ней были придуманы стихи:
Старая песня о счастье вновь звучит,
И над рекой слышится голос печальный.
Песня грустная, песня вечная, голос печальный.
Старый замок – пример из глубины веков, одинокий и безразличный к суете сегодняшнего дня. Он для нас является воплощением вечности. А вот стихотворение французского поэта Теофиля Готье «Средневековье» посвящено именно старым замкам, хранящим дух и величие своей эпохи.
В погоне за стихом, за ускользнувшим словом,
Я к замкам уходить люблю Средневековым:
Мне сердце радует их сумрачная тишь,
Мне любы острый взлет их черно-сизых крыш,
Угрюмые зубцы на башнях и воротах,
Квадраты стеклышек в свинцовых переплетах,
Проемы ниш, куда безвестная рука
Святых и воинов врубила на века,
Капелла с башенкой – подобьем минарета,
Аркады гулкие с игрой теней и света;
Мне любы их дворы, поросшие травой,
Расталкивающей каменья мостовой,
И аист, что парит в сиянии лазурном,
Описывая круг над флюгером ажурным,
И над порталом герб, – на нем изображен.
Единорог иль лев, орел или грифон;
Подъемные мосты, глубоких рвов провалы,
Крутые лестницы и сводчатые залы,
Где ветер шелестит и стонет в вышине,
О битвах и пирах рассказывая мне…
И, погружен мечтой в былое, вижу вновь я
Величье рыцарства и блеск Средневековья.
Созвучны ли стихотворение и музыка? В чем их сходство?
Поэт признается в своей любви к этим благородным памятникам: его признания неоднократно звучат в стихотворении, причем перечислены все подробности, все мелочи.
Ничто не забыто: не только « проемы ниш» и « аркады гулкие» – все то, что образует облик Средневекового замка, и ветер, шелестящий в вышине.
Древние замки, старые песни трубадуров, еще хранящие былые чувства и стремления… Однако эти чувства и стремления утратили для нас свое жилое тепло; они теперь далекая история, это сожаление об ушедшем времени, таком для нас притягательном и поэтичном. (Именно этот образ давно отшумевшей эпохи, древних стен, которые когда- то видели трубадуров, слышали их подлинные песни, и воплощаются в пьесе «Старый замок»).
А теперь мы сравним пьесу «Старый замок» с «Песней рыцаря», сочиненной восемь столетий назад.
Как вы думаете, на каком инструменте аккомпанирует себе певец?
Слушание песни и обсуждение.
(Эти два произведения созвучны между собой, в них одно настроение, чувства, сожаление).
Сейчас я предлагаю «Песню современного трубадура» Г. Гладкова.
Из какого мультфильма эта песня? Что изображают звуки во вступлении?
Почему юношу называют трубадуром? Сравните «Песню трубадура» с «Песней рыцаря».
Разучивание «Песни трубадура».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока музыки,1 класс. Тема: Что может музыка?
Урок музыки по программе Кабалевского сиспользованием технологии развития самоконтроля и взаимоконтроля....
План конспект урока музыки 1 класс "Мелодия - душа музыки"
План конспект урока музыки 1 класс "Мелодия - душа музыки"...
План конспект урока музыки 1 класс "Музыка осени"
План конспект урока музыки 1 класс "Музыка осени"...
План конспект урока музыки 1 класс "Музыка утра"
План конспект урока музыки 1 класс "Музыка утра"...
План конспект урока музыки 1 класс "Музыка вечера"
План конспект урока музыки 1 класс "Музыка вечера"...
Конспект урока музыка 2 класс "Что выражает музыка?"
Тема урока. «Что выражает музыка?»Цель. Создать условия, для того, чтобы учащиеся почувствовали в произведение которое они исполняют, различные настроения и чувства....
Конспект урока музыки 1 класс Тема: "Музыка осени"
Конспект урока музыки 1 класс Тема: "Музыка осени"...