«Музыкальные занятия как средство социализации детей с нарушением слуха»
статья по музыке на тему
Социальная поддержка ребенка с нарушением слуха - это комплекс проблем, связанных с его лечением, образованием, социальной адаптацией и интеграцией в общество. Целый комплекс педагогических воздействий, направленных на развитие речи, освоение культуры человеческих отношений, социальных норм и форм общения призван обеспечить детям с нарушением слуха успешную адаптацию к жизни в обществе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
melenteva_sotsializatsiya_detey_s_narusheniem_sluha.docx | 20.59 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Сообщение на тему: «Музыкальные занятия как средство социализации детей с нарушением слуха»
Автор: музыкальный руководитель Мелентьева Н.А.
Социальная поддержка ребенка с нарушением слуха - это комплекс проблем, связанных с его лечением, образованием, социальной адаптацией и интеграцией в общество. Целый комплекс педагогических воздействий, направленных на развитие речи, освоение культуры человеческих отношений, социальных норм и форм общения призван обеспечить детям с нарушением слуха успешную адаптацию к жизни в обществе.
Рассматривая возможности музыки в социализации детей с нарушением слуха, нужно опираться на положения психологической науки о том, что:
1 определяющую роль в формировании социально-значимых качеств личности ребенка играет воздействие взрослых, воспитание.
2 ведущим каналом социализации ребенка является эмоционально-чувственная сфера.
Учеными установлено, что первый социальный опыт ребенок приобретает еще в младенчестве, заражаясь и подражая эмоциям взрослого. В раннем детстве диапазон эмоциональных реакций на объекты и ситуации постепенно расширяется. Дальнейшее развитие социальных эмоций психологи связывают с формируемой в процессе общения коллективной деятельностью. Основные изменения в эмоциональной сфере растущего человека, свидетельствуют о благоприятном её развитии, как определить изменения в эмоциональной сфере:
- появление развитых и адекватных реакций на хорошее и плохое: в поступках и поведении окружающих, в отношениях людей, в собственных действиях.
- рост эмоциональной восприимчивости, это умение с живостью откликаться на широкий круг явлений окружающей жизни.
- рост способности к сочувствию, сопереживанию и готовности это сочувствие проявить в определенных действиях, поступках.
- овладение своим эмоциональным поведением.
Ученый, педагог Б.В. Теплов называл музыку «вторым языком», в котором запечатлены все «жизнезначимые» переживания человека. Поскольку основным содержанием музыки являются эмоции, настроения, чувства человека. Музыкальное искусство психологи рассматривают как кратчайший путь к развитию эмоциональной сферы ребенка.
Особенности восприятия слабослышащими детьми эмоционального содержания музыки (музыкального образа) является скудность эмоциональных проявлений в ситуации восприятия музыки. В решении этой задачи положительной динамике способствуют активные методы обучения, стимулирующие познавательную деятельность, направленные на развитие у детей умения слышать и отражать в жесте, в движении, цвете, слове характер музыки.
Активные методы это:
Пластическое интонирование- прием исполнения музыки движением, жестом.
Инструментальное музицирование- процесс восприятия музыки через игру на доступных ребенку музыкальных инструментах.
Графическое, цветовое моделирование музыки - осуществляется соответственно характеру музыкального образа. Показательным моментом является выбор цвета, общая графическая композиция отражающая направление движения мелодии, динамики, ритмической пульсации.
Большое значение имеет вербализация (описание переживаний, чувств, мыслей, поведения) эмоциональных состояний, испытываемых в ситуации восприятия музыки. Все оттенки музыки школьники могут отражать в «Азбуке эмоций». Например буквой А обозначается активная музыка и т.д.
« АЗБУКА ЭМОЦИЙ» А - активная
Б - бодрая
В - веселая
Г - грустная
Д - добрая
Ж - живая
З - задорная
Слабослышащие дети способны воспринимать звучание музыкальных инструментов, прикладывая руки к их поверхности, ощущая их колебания, находясь вблизи звучащего инструмента, могут ногами чувствовать колебания пола, а всем телом ощущать колебания воздуха, вызванные вибрацией звучащего инструмента. Эти дети музыку ощущают с помощью тактильно-вибрационных ощущений. Занятия хореографией играют большую роль в воспитании волевых качеств личности ребенка. Ставить цели и добиваться их, преодолевать усталость, плохое настроение, это те умения, которые формирует хореография. Интерес окружающих к творчеству глухих и слабослышащих детей существенно повышает самооценку ребят, веру в свои силы, стимулирует к творческому развитию. Жестовое пение это распространенный жанр творчества детей с таким диагнозом. Жестовое пение включает в себя синтез хореографии, театра и собственного жеста. В жестовом пении должны совпадать музыка, пластика и эмоции на лице. Музыка вибрирует через пол. При разучивании песни особое внимание уделяется созданию образа каждого слова, тем самым развивая мышление, воображение и речь. В этой связи имеет большое значение отбор материала жестовой песни, предпочтение отдается песням о родине, о маме, из сказок. У многих детей с нарушением слуха остается определенный слуховой резерв, который может быть реализован при систематических слуховых тренировках и является основой для развития речевого слуха. Для усиления звука и вибраций используется электронно - акустическая аппаратура. При помощи специальных индивидуальных слуховых аппаратов дети учатся распознавать музыку, петь, танцевать, музицировать, посещают театры, концерты, тем самым открывая для себя мир прекрасного в искусстве и жизни.
Эффект от музыкальных занятий в плане развития социальных эмоций усиливается если:
широко используются коммуникативные танцы, хороводы, музыкальные игры в содержание занятий включены песни доброго и внимательного отношения к людям. инсценируются музыкальные сказки.
Еще раз подчеркну, что роль музыки как средство развития эмоциональной сферы сложно переоценить - она заключается в широком, многомерном воздействии на духовный мир личности детей, их систему отношений к другим людям, жизни в целом.
Формула эмоционального воспитания музыкой проста: от осознания музыкальных эмоций к осознанию собственных чувств, к сопереживанию эмоциям и чувствам других людей.
Вряд ли можно оспаривать, что именно детство восприимчиво к прекрасному - музыке. Какими бы не были дети, мы взрослые их любим.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Музыкальная азбука"для детей с нарушением слуха.
Программа дополнительного образования для детей с нарушением слуха 1-2классов.Музыка....
"Музыкальная азбука"для детей с нарушением слуха.
Погрмма дополнительного образования для детей с нарушением слуха....
Словарная работа на уроках русского языка как средство развития речи у детей с нарушением слуха
Отчёт по теме самообразования и презентация к выступлению...
Сюжетно-ролевая игра и драматизация как средство социализации детей с нарушениями слуха младшего школьного возраста
В данной презентации представлена информация из опыта работы на тему "Сюжетно-ролевая игра и драматизация как средство социализации детей с нарушениями слуха младшего школьного возраста"...
Социализация детей с нарушением слуха.
В статье раскрывается проблемы социализации детей, раскрывается актуальность этой темы....
«Использование компьютерных технологий как средства наглядности на уроках в начальной школе для детей с нарушением слуха»
Применение компьютерных технологий особенно важно в работе с детьми в коррекционной школе, так как уровень развития учащихся характеризуется недостаточностью познавательной деятель...
Формирование восприятия и воспроизведение устной речи у детей с нарушением слуха по средствам мнемотехники
Коррекционная работа с младшими школьниками с нарушением слуха....