«Использование компьютерных технологий как средства наглядности на уроках в начальной школе для детей с нарушением слуха»
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Морозова Лариса Анатольевна

     Применение компьютерных технологий особенно важно в работе с детьми в коррекционной школе, так как уровень развития учащихся характеризуется недостаточностью познавательной деятельности, сниженным уровнем работоспособности, недоразвитием внимания, памяти, эмоционально-личностной сферы. Работа с такими детьми предполагает организацию активной деятельности самого ребенка.  Для этого необходим специальный настрой школьника на восприятие предлагаемой ему информации. Главная задача - развитие познавательной активности таких детей за счет реализации принципа доступности учебного материала, обеспечения «эффекта новизны». Урок с применением компьютерных технологий, построенный методически грамотно, помогает справиться с этой задачей. Компьютер является мощнейшим стимулом для творческих возможностей детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_kompyuternyh_tehnologiy_morozova.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

 «Использование компьютерных технологий как средства наглядности на уроках в начальной школе для детей с нарушением слуха»

Учитель начальных классов

 ГБОУ школы-интерната №4: Морозова Л.А.

«Детская природа требует наглядности».  

 К.Д. Ушинский  

   

     Применение компьютерных технологий особенно важно в работе с детьми в коррекционной школе, так как уровень развития учащихся характеризуется недостаточностью познавательной деятельности, сниженным уровнем работоспособности, недоразвитием внимания, памяти, эмоционально-личностной сферы. Работа с такими детьми предполагает организацию активной деятельности самого ребенка.  Для этого необходим специальный настрой школьника на восприятие предлагаемой ему информации. Главная задача - развитие познавательной активности таких детей за счет реализации принципа доступности учебного материала, обеспечения «эффекта новизны». Урок с применением компьютерных технологий, построенный методически грамотно, помогает справиться с этой задачей. Компьютер является мощнейшим стимулом для творческих возможностей детей.

      В наше время уже ни у кого не вызывает сомнения то, что применение компьютерных технологий делает урок более информативным, содержательным, ярким, по-настоящему современным. Сейчас, когда возможности использования компьютерных технологий на уроках велики, разнообразны и доступны, каждый преподаватель стремиться построить свой урок так, чтобы его общение с учащимися было бы увлекательным, интересным, эмоциональным.

     Компьютерные технологии позволяют разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизируют внимание, повышают творческий потенциал личности и темп урока, увеличивают возможность самостоятельной работы учащихся, позволяют проверить усвоение материала учащимися, вести дифференцированную работу с каждым учеником. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом.

     Использование компьютерных технологий в специальной школе играет важную роль для компенсации и коррекции недостатков развития детей с нарушением слуха.

   Уроки, разработанные с применением компьютера, для детей, имеющих нарушения в развитии слухового анализатора, показали эффективность использования заданий для фронтальной и индивидуальной работы.

   Опыт работы педагогов нашей школы в данном направлении подтверждает, что ценность эффективного применения компьютерных ехнологий состоит в повышении уровня познавательного интереса учащихся, в который входят четыре взаимосвязанных компонента:

  1. Активное познание детьми окружающего мира.
  2. Поэтапное усвоение все усложняющихся игровых способов и средств решения задач.
  3. Изменение предметно-знаковой среды на экране монитора.
  4. Активизирующее общение ребенка с другими детьми и взрослыми.

   Использование средств наглядности способствует развитию воображения, яркому запечатлению и длительному сохранению в памяти учебного материала, стимулирует познавательный интерес к изучаемому предмету учащегося с нарушением слуха в начальной школе.    

     Наглядность информационно-компьютерных технологий, простота использования, безусловно, улучшает учебный процесс, развивает творческие способности детей, вызывает живой интерес учащихся, создает положительную мотивацию к самообразованию.

     Преимущества компьютерных технологий открываются с самого начала и, по мере их использования, дают толчок к саморазвитию учителя, позволяют ему оставаться современным, интересным и необходимым.

    Проектируя мультимедийный урок, учителя нашей школы проводят огромную работу – продумывают последовательность технологических операций, формы и способы подачи информации, решают, каким образом будут обеспечивать педагогическое общение на уроке, обратную связь с учащимися, достигать развивающего эффекта обучения. В презентации вставляются видеоролики, анимированные обучающие слайды. Учителя совершают с учащимися виртуальные путешествия, наглядно показывают взаимосвязь с другими наукам.

     Компьютерная презентация позволяют наиболее полно и интересно проиллюстрировать содержание излагаемого материала, дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал, исходя из особенностей своего  класса, темы, предмета. Это позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.

     Информационно-компьютерные технологии помогают организовать самоконтроль знаний учащимися в работе с тестами, предоставляют им возможность систематизировать знания, повторять, закреплять изученный материал, выполнять интерактивные упражнения, развивать образное мышление, память.

     Одним из очевидных достоинств уроков с использование компьютерных технологий является усиление наглядности, что способствует воспитанию художественного вкуса учащихся, совершенствованию их эмоциональной сферы.

     Учителями нашей школы в начальных классах для составления медиопособий  с содержанием интерактивных заданий, анимированных обучающих флеш  и видео роликов,  тестов, кроссвордов используются программы  PowerPoint , Hot Potatoes, Powerbullet Presenter, Sothink SWF Easy, Pinnacle Studio и др. Обучающие продукты этих программ широко используются педагогами на уроках.

     Обучающий эффект уроков с медиоподдержкой, в зависимости от дидактических задач, усиливаются звуком, анимированными эффектами. Эти эффекты сопровождаются вопросами развивающего характера, которые вызывают учащихся на диалог, комментирование происходящего.

     Разрабатывая самостоятельно мультимедийные пособия, педагоги уделяют внимание оформлению и цветовому решению слайдов, зная о влиянии цвета на познавательную деятельность учащихся, учитывают возрастные особенности.

     Анализируя такие уроки, мы отмечаем: высокую плотность урока, интенсивность смены видов деятельности учащихся.

     Создание презентаций — творческий, интересный, хотя и трудоемкий процесс. Но, как показывает опыт, потраченные усилия и время обязательно приведут к желаемому результату. Презентации ко многим урокам состоят из учебных эпизодов, каждый из которых является самостоятельной дидактической единицей.

     Компьютерная презентация позволяет наиболее ярко и интересно проиллюстрировать содержание излагаемого материала, дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал, исходя из особенностей своего класса, темы, предмета. Это позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта. Проведение уроков в форме презентаций увеличивает объем информации для усвоения. Компьютер дает прекрасную возможность для анимации, которая удерживает внимание. Презентация с использованием анимации помогает не только составить наглядный и в то же время научный образ, но и активизирует познавательную деятельность учащихся и помогает в работе над формированием понятия и его запоминанием. При закреплении ребята работают более активно, так как все смогли не только прочитать материал урока, но и увидеть его. Презентация может идти на протяжении всего урока, а может занимать только его часть. На уроках с помощью слайдов, созданных в программе Microsoft Power Point, может осуществляться демонстрация правил, упражнений на доске, цепочек для устного ответа, объяснение словаря, самопроверка, могут быть организованы фонетический зарядки, физкультминутки, зарядки для глаз и т.д.

     Работая над презентацией, учитель проявляет творчество, индивидуальность, избегает формального подхода к проведению уроков. Она обеспечивает учителю возможность для информационной поддержки, иллюстрирования, использования разнообразных упражнений, для экономии времени и материальных средств.

 Благодаря использованию презентаций у детей наблюдается:

 а) концентрация внимания; б) включение всех видов памяти: зрительной, слуховой, моторной, ассоциативной; в) более быстрое и глубокое восприятие излагаемого материала; г) повышение интереса к изучению предмета; д) возрастание мотивации к обучению.  

     При работе с мультимедийными презентациями на уроках необходимо учитывать психофизиологические закономерности восприятия информации с экранов компьютера или мультимедийных, интерактивных досок. Работа с визуальной информацией, подаваемой с экрана, имеет свои особенности, так как при длительной работе вызывает утомление, снижение остроты зрения. Особенно трудной для зрения является работа с текстами.

     В нашей школе во всех классах начальной школы есть компьютеры, что делает работу по использованию ИКТ для учителя доступной, а для учащихся более интересной и разнообразной.

     В заключении рассмотрим основные требования к компьютерным обучающим системам, которые позволяют более эффективно применять компьютер в начальной школе.

  • Во-первых, необходимо, чтобы выдерживалась структура каждого тематического раздела, характерная для урока в начальных классах: объяснение нового материала, первоначальное закрепление и отработка навыков, контроль усвоения.
  • Во-вторых, учитывая ведущую роль учителя на уроке, не следует перегружать объяснительную часть информацией. Целесообразно придать ей справочную роль. Использовать этот раздел для изучения нового материала можно в случае пропуска уроков учеником.
  • В-третьих, компьютерные обучающие системы должны включать наиболее важные, ключевые аспекты изучаемых тем.
  • В-четвертых, при отборе учебного материала необходимо соблюдение основных дидактических принципов: систематичности и последовательности, доступности, дифференцированного подхода, научности и др.
  • В-пятых, средства управления компьютерной обучающей системой должны быть максимально простыми и не отвлекать ученика от выполнения заданий.

Использование компьютеров в учебной деятельности на современном этапе выглядит вполне естественным с точки зрения ребенка и является одним из эффективных способов повышения мотивации к учению и развитию творческих способностей.  Применение, как средство наглядности в обучении  активизирует учебный процесс, делает его более эффективным. Благодаря рациональному использованию компьютерных технологий дети с нарушением слуха могут пользоваться информацией недоступной для них при традиционных формах обучения. Это способствует компенсации дефекта слухового анализатора, коррекции нарушенного хода становления личности, ее социальных связей, всех сторон психики.

      Компьютерных технологии позволяет повысить контроль умений и навыков учащегося. Разумное сочетание традиционных и компьютерных технологий в школьных условиях позволяет повысить производительность труда учителя и эффективность обучения.

Литература и Интернет-ресурсы:

  1. Розанова Т. В. Дети с нарушениями слуха/Т. В. Розанова//Специальная психология: учебное пособие/ В. И. Лубовский и др.;под ред.В. И. Лубовского.-М.,2003
  2. Швейковская Г. Д. Использование информационно-компьютерных технологий в процессе развития познавательной деятельности детей с нарушениями слуха // Молодой ученый. — 2015.
  3.  Селевко Т.К. Г. «Педагогические технологии на основе информационно – коммуникативных средств». М.: НИИ школьных технологий, 2005.
  4. https://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компьютерные технологии как средство повышения эффективности обучения в начальной школе (из опыта работы)

 Компьютерные технологии как средство повышения эффективности обучения в начальной школе (из опыта работы)...

Статья.Использование информационных технологий как средство повышения эффективности урока в начальной школе.

 Процесс модернизации современного образования направлен на принципиальное изменение качества образования. Сегодня на первый план выдвигаются  образовательная и развивающая функции становления и разви...

Публикация творческой работы: "Особенности подготовки и проведения ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ПРАЗДНИКОВ в начальной школе для детей с нарушениями слуха".

Проблема сохранения и развития физического и психического здоровья младших школьников с нарушениями слуха, а также организация активного отдыха может быть решена на уроках физической культуры, ритмики...

Презентация к докладу на областной научно-практической конференции "Использование документ-камеры как средство обучения на уроках в начальной школе".

Презентация содержит материал по  использованию документ-камеры в различных видах работы в учебной и внеурочной деятельности....

Мастер класс "Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе"

Мастер класс "Использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе"...

Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе как средство реализации ФГОС

Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности младших школьников, является технология развития критического мышления. В стат...