Урок музыки в 3 классе "Трудовые песни"
план-конспект урока по музыке (3 класс) на тему

Гончарова Гитанна Станиславовна

Программа Усачёва, Школяр, 2 четверть "Русская народная песня" 7 урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_trudovye_pesni_1.docx23.29 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Этап урока

Изучаемый материал

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1

Мотивация

Рнп «Солдатушки, бравы ребятушки»

Видео без звука

Здравствуйте, ребята!

Сейчас вы посмотрите видео.

Ответьте на вопрос – а что на видео не хватает?

Какой песни?

Если её пели и поют солдаты, к какой группе она относится?

Как же будет звучать тема четверти?

О каких песнях мы говорим и какие песни мы поём на уроках?

Давайте её споём.

- Песни.

«Солдатушки, бравы ребятушки»

- Солдатские песни.

- Русские народные песни.

Исполняют песню с учителем

2

Актуализация

Стихотворение «Песня русская в просторах»

Какие группы русских народных песен кроме солдатских вы уже знаете?

Но ведь это далеко не все группы песен, которые существуют у русского народа.

Песня русская в березах,

 Песня русская в хлебах,
На покосах, на морозах,
На санях и на лугах…

На ветру шумят рябины,
Каждый слушать их готов.
Столько песен у России –
Сколько во поле цветов!

Словно музыка степная,
Золотая рожь встает,
В полный голос слышен колос –
Это Родина поет!
Песни русские такие,
Что охота подпевать…
Столько песен у России, –
Никому не сосчитать!

Что нам нужно сделать, чтобы узнать ещё больше о русских песнях?

- Рождественские колядки, Былины.

Составляют план работы.

3

Объяснение нового материала

Иллюстрации работающих людей (бурлаки, кузнецы, пахарь, сеятель, косари)

Рнп «Эй, ухнем!»

«Бурлаки на Волге» И. Репин

На Руси люди пели всегда и везде, даже, когда работали.

А теперь поработаем в группах. Рассмотрите предложенные иллюстрации. Кого вы видите на них?

Чем занимаются люди?

Эти люди трудятся.

Сейчас вы услышите песню, которую пели люди, когда трудились.

После прослушивания песни обсудите в группах и выберите одну подходящую к песне иллюстрацию и объясните свой выбор.

Н.Некрасов «На Волге»

                  Выдь на Волгу: чей стон раздается

                  Над великою русской рекой?

                  Этот стон у нас песней зовется -

                  То бурлаки идут бечевой!..

Бурлаки – это люди, которые шли вдоль берега Волги и тянули за собой корабли и баржи.

Зачем? Для чего?

Первые бурлаки появились на Руси в конце 16 века. Бурлак — это наёмный рабочий в России, который, идя по берегу, тянул (волочил) при помощи бечевы речное судно (расшиву) против течения. Бурлацкий труд являлся сезонным. Лодки тянули по «большой воде»: весной и осенью, так как зимой реки просто замерзали. Для выполнения заказа бурлаки объединялись в артели. Труд бурлака был крайне тяжёлым и монотонным. Скорость передвижения зависела от силы попутного или встречного ветра. При попутном ветре на судне поднимался парус, который значительно ускорял передвижение.

Но вдруг я стоны услыхал,
И взор мой на берег упал.
Почти пригнувшись головой
К ногам, обвитым бечевой.
Обутым в лапти, вдоль реки
Ползли гурьбою бурлаки,
И был невыносимо дик
И страшно ясен в тишине
Их мерный похоронный крик,—
И сердце дрогнуло во мне.

Так заметается песком
Твой след на этих берегах,
Где ты шагаешь под ярмом
Не краше узника в цепях,
Твердя постылые слова,
От века те же «раз да два!»
С болезненным припевом «ой!»
И в такт мотая головой…

Они приговаривали слова «Ой, ещё! Взяли раз ещё!
Ой, ещё! Помаленечку ещё!»

А теперь поработаем в парах.

Прочитайте текст песни.

Где в тексте слова, на которые бурлаки объединяли свои усилия в единый рывок?

Пропойте вместе со мной эти слова.

Делятся на группы.

- Работающих людей.

Тянут корабль

Сеют зерно

Пашут землю

Куют железо

Рубят избу

Слушают песню, обсуждают в группе, выбирают иллюстрацию, делают вывод, отвечают по очереди.

(много человек – ухНЕМ, тяжёлый шаг, грустное настроение, усталость и др.)

Делают предположения.

Д\з «Кто такие бурлаки»

Читают текст песни.

Находят слова «Ухнем», «айда да айда» и др.

Поют припев.

4

Физкульт-

минутка

Встаньте у своих мест, мы попробуем повторить движения бурлаков на слова припева.

Песня a capella

Повторяют движения за учителем, поют припев.

5

Закрепление

материала

«Эй, ухнем!»

Видео с песней.

Посмотрите, как выглядел по-настоящему труд бурлаков.

Смотрят видео.

6

Проверка понимания.

Рнп «Во кузнице»

Да, тяжёлый был труд у бурлаков.

Но были и другие занятия у русского человека, а значит, и песни были разные.

Послушайте песню «Во кузнице»

(исполняет учитель)

Кто мог петь эту песню во время работы?

Как помогала она в работе?

(удары по наковальне приходились как раз на пульс этой песни, в ней бьётся сердце кузнеца)

Темп может быть разным. В зависимости от настроения  кузнецов.

Давайте исполним эту песню, а я буду запевалой.

Кто такой «запевала»?

Делают предположения.

- Тот, кто начинает петь первым.

Исполняют с текстом.

7

Включение в систему знаний

Загадка про девушек и песни

В старину помещики заставляли крепостных девушек петь песни, когда те собирали ягоды в его саду.

Зачем он их заставлял петь песни?

Напомните, пожалуйста, как помогали песни людям трудиться?

О каком труде сегодня шла речь?

Так о какой же группе русских народных песен вы сегодня узнали?

Какие группы песен вам теперь знакомы?

Отгадывают загадку.

Приводят гипотезы.

Собирают ягоды

- Объёдиняли усилия бурлаков, поднимали настроение, и т.д.

- Тянули корабли, ковали железо в кузнице, собирали ягоды.

- ТРУДОВЫЕ песни

- былины, Колядки, солдатские

8

Рефлексия

Что на уроке вы узнали нового для себя?

Весь ли план удалось выполнить?

Что вам больше всего понравилось?

Что удалось лучше всего?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки в I классе. Обобщение по теме «Песня, танец, марш».

Iкласс. Обобщение по теме «Песня, танец, марш».Тип урока:  урок-сценарий, комбинированный.Цель:  Обобщить знания детей, полученные на уроках IIIчетверти.Задачи:...

Урок музыки в 1 классе "Повторение понятий "песня, "марш" и "танец"

Данный урок  проводится в 1классе на закрепление понятий "песня", "танец", "марш". Материал урока соответствует ФГОС...

Проект урока музыки в 4 классе "Как появилась песня"

Цели и задачи урока:1. Познакомить детей с жанрами народной песни2. Показать, что народные песни связаны с жизненными образами3. Воспитать интерес и любовь к народной музыке и народному творчеству4. Р...

Конспект урока музыки в 4 классе на тему "Как сложили песню"

Конспект урока музыки в 4 классе на тему "Как сложили песню"...

Технологическая карта урока музыки по ФГОС во 2 классе; тема урока: «Три кита в музыке. Песня, танец, марш».

Предлагается технологическая карта урока музыки во 2 классе по теме: "Три кита в музыке. Песня, танец, марш"....

Конспект урока музыки и пения в 4 классе по теме "Разучивание песни «Журавушка» (музыка Е.Зарицкой, слова А.Вольского), повторение русской народной песни «На горе-то калина». Слушание произведения П.И.Чайковского «Осенняя песня»

Цели:– продолжить формирование вокально-хоровых навыков; соблюдение ритмического рисунка песни, интонационного строя, ансамблевой слаженности, динамических оттенков;- развивать умение дифференци...

Разработка урока музыка «Русская народная песня» с использованием Активных Методов обучения

АМО на уроке музыки."НАРОДНАЯ ПЕСНЯ"Разработка новых АМО методов...