1 | Мотивация |
Рнп «Солдатушки, бравы ребятушки» Видео без звука | Здравствуйте, ребята! Сейчас вы посмотрите видео. Ответьте на вопрос – а что на видео не хватает? Какой песни? Если её пели и поют солдаты, к какой группе она относится? Как же будет звучать тема четверти? О каких песнях мы говорим и какие песни мы поём на уроках? Давайте её споём. |
- Песни. «Солдатушки, бравы ребятушки» - Солдатские песни.
- Русские народные песни. Исполняют песню с учителем |
2 | Актуализация |
Стихотворение «Песня русская в просторах» | Какие группы русских народных песен кроме солдатских вы уже знаете? Но ведь это далеко не все группы песен, которые существуют у русского народа. Песня русская в березах, Песня русская в хлебах, На покосах, на морозах, На санях и на лугах… На ветру шумят рябины, Каждый слушать их готов. Столько песен у России – Сколько во поле цветов! Словно музыка степная, Золотая рожь встает, В полный голос слышен колос – Это Родина поет! Песни русские такие, Что охота подпевать… Столько песен у России, – Никому не сосчитать! Что нам нужно сделать, чтобы узнать ещё больше о русских песнях? | - Рождественские колядки, Былины.
Составляют план работы. |
3 | Объяснение нового материала | Иллюстрации работающих людей (бурлаки, кузнецы, пахарь, сеятель, косари)
Рнп «Эй, ухнем!»
«Бурлаки на Волге» И. Репин | На Руси люди пели всегда и везде, даже, когда работали. А теперь поработаем в группах. Рассмотрите предложенные иллюстрации. Кого вы видите на них? Чем занимаются люди?
Эти люди трудятся.
Сейчас вы услышите песню, которую пели люди, когда трудились. После прослушивания песни обсудите в группах и выберите одну подходящую к песне иллюстрацию и объясните свой выбор.
Н.Некрасов «На Волге» Выдь на Волгу: чей стон раздается Над великою русской рекой? Этот стон у нас песней зовется - То бурлаки идут бечевой!..
Бурлаки – это люди, которые шли вдоль берега Волги и тянули за собой корабли и баржи. Зачем? Для чего? Первые бурлаки появились на Руси в конце 16 века. Бурлак — это наёмный рабочий в России, который, идя по берегу, тянул (волочил) при помощи бечевы речное судно (расшиву) против течения. Бурлацкий труд являлся сезонным. Лодки тянули по «большой воде»: весной и осенью, так как зимой реки просто замерзали. Для выполнения заказа бурлаки объединялись в артели. Труд бурлака был крайне тяжёлым и монотонным. Скорость передвижения зависела от силы попутного или встречного ветра. При попутном ветре на судне поднимался парус, который значительно ускорял передвижение.
Но вдруг я стоны услыхал, И взор мой на берег упал. Почти пригнувшись головой К ногам, обвитым бечевой. Обутым в лапти, вдоль реки Ползли гурьбою бурлаки, И был невыносимо дик И страшно ясен в тишине Их мерный похоронный крик,— И сердце дрогнуло во мне. Так заметается песком Твой след на этих берегах, Где ты шагаешь под ярмом Не краше узника в цепях, Твердя постылые слова, От века те же «раз да два!» С болезненным припевом «ой!» И в такт мотая головой…
Они приговаривали слова «Ой, ещё! Взяли раз ещё! Ой, ещё! Помаленечку ещё!» А теперь поработаем в парах. Прочитайте текст песни. Где в тексте слова, на которые бурлаки объединяли свои усилия в единый рывок? Пропойте вместе со мной эти слова. |
Делятся на группы.
- Работающих людей. Тянут корабль | Сеют зерно | Пашут землю | Куют железо | Рубят избу |
Слушают песню, обсуждают в группе, выбирают иллюстрацию, делают вывод, отвечают по очереди. (много человек – ухНЕМ, тяжёлый шаг, грустное настроение, усталость и др.)
Делают предположения.
Д\з «Кто такие бурлаки»
Читают текст песни. Находят слова «Ухнем», «айда да айда» и др. Поют припев. |
6 | Проверка понимания. |
Рнп «Во кузнице» | Да, тяжёлый был труд у бурлаков. Но были и другие занятия у русского человека, а значит, и песни были разные. Послушайте песню «Во кузнице» (исполняет учитель) Кто мог петь эту песню во время работы? Как помогала она в работе? (удары по наковальне приходились как раз на пульс этой песни, в ней бьётся сердце кузнеца) Темп может быть разным. В зависимости от настроения кузнецов. Давайте исполним эту песню, а я буду запевалой. Кто такой «запевала»? |
Делают предположения.
- Тот, кто начинает петь первым. Исполняют с текстом. |
7 | Включение в систему знаний | Загадка про девушек и песни | В старину помещики заставляли крепостных девушек петь песни, когда те собирали ягоды в его саду. Зачем он их заставлял петь песни?
Напомните, пожалуйста, как помогали песни людям трудиться?
О каком труде сегодня шла речь?
Так о какой же группе русских народных песен вы сегодня узнали? Какие группы песен вам теперь знакомы? |
Отгадывают загадку. Приводят гипотезы.
- Объёдиняли усилия бурлаков, поднимали настроение, и т.д. - Тянули корабли, ковали железо в кузнице, собирали ягоды. - ТРУДОВЫЕ песни - былины, Колядки, солдатские |