Урок музыки в 1 классе "Повторение понятий "песня, "марш" и "танец"
план-конспект урока по музыке (1 класс) по теме

Семыкина Виолетта Владимировна

Данный урок  проводится в 1классе на закрепление понятий "песня", "танец", "марш". Материал урока соответствует ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл povtorenie_ponyatiy_pesnya_marsh_i_tanec.docx19.73 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Повторение понятий «песня», «марш» и «танец».

Урок в 1 классе

Цели: повторить правила певческой посадки, понятия «высокие и низкие»,

             «громкие и тихие звуки»; закрепить знания о разных характерах танцев.

Планируемые результаты: обучающиеся научатся выделять характерные особенности жанров музыки: песни, танца, марша; определять характер музыкального произведения; узнавать на слух музыкальные произведения.

Музыкальное сопровождение: обучающиеся входят в кабинет музыки и выходят из него после урока под «Марш деревянных солдатиков» П.И. Чайковского.

Ход урока

  1. Музыкальная разминка – дыхательная игра

Как всегда урок музыки мы начинаем с музыкальной разминки. Давайте сначала просто правильно подышим: сделайте носом активный вдох и медленно выдыхайте воздух гутами, собранными в трубочку. При этом вспомните, какие движения вы делали: на вдох – два хлопка в ладоши, на выдох – два удара пальцами друг о друга. Чтобы выдох получился более длинным, удары пальцами выполняйте не спеша.

( упражнение повторяется два - три раза)

Теперь удлиним ваши вдохи и выдохи: во время них будем делать по четыре хлопка и удара пальцами. (Повторить 2-3 раза)

  1. Музыкальная разминка - вокальные упражнения, понятие о движении мелодии.

Выполним упражнения для горлышка. Я вам подскажу: начну петь первое упражнение, а вы закончите – допоёте хором: «Ши-ши-ши, ши–ши-ши, у нас песни …» (Хороши)

Спойте это упражнение самостоятельно.

Обратите внимание: это упражнение вы поёте на одной ноте. Спойте его ещё раз и ладонью покажите ступеньку – как будто вы поёте, всё время оставаясь на одной и той же ступеньке. (Поют фразу от разных звуков)

- Вспомните второе упражнение, закончите его.

Ра-ра-ра, ра-ра-ра,

Музыкальная …(игра).

Ру-ру-ру,ру-ру-ру,

Очень любим мы…( игру).

 А это упражнение споём с разной силой звука. Первую фразу – громко, а вторую – тихо. Оно также построено на одном звуке – покажем «ступеньку».

- Третье упражнение – «Куры, гуси да индюшки». Вы помните слова этой народной песенки? Кто может их напомнить?

В этой фразе звуки постепенно опускаются вниз. Покажите это движение ладонью.

-  Как двигалась мелодия в этой песенке? (Сверху вниз.)

-  Есть ли у этой песенки композитор? (Нет)

-   А кто является автором?  (Народ)

-   Как  называется музыка, которую сочинил народ? (Русская народная.)

  1.  Повторение. Многообразие маршей.

-   Какая музыка называется маршем? (Та, под которую можно шагать, маршировать.)

-   Какие марши вы знаете? (Военный, футбольный, кукольный, цирковой.)

-   Кто помнит, какой по характеру военный марш? (Тяжёлый, грозный, быстрый.)

-   Этот марш громкий или тихий?  (Громкий)

-   Он высокий или низкий?   (Низкий)

-   А «Марш деревянных солдатиков»,  какой по характеру?

(Быстрый, игрушечный, шуточный, кукольный.)

-   Он тихий или громкий?   (Тихий)

-   Высокий или низкий?   (Высокий)

  1. « Марш деревянных солдатиков»- дальнейшее разучивание

Вы не только маршировали под «Марш деревянных солдатиков», но и начали разучивать слова к нему. Кто напомнит эти слова?

Послушайте, какой ритм у этого марша. (Учитель показывает, хлопками в ладоши отбивая ритмический рисунок.)

(дети отхлопывают ритм и проговаривают слова)

Теперь споём начальный отрывок.

Послушайте, какие слова будут звучать дальше.

Мы сильны, отважны,

Нам никто не страшен,

В ногу нам так радостно шагать.

На балу нам нужно

Станцевать вальс дружно,

Но лишь можем мы маршировать.

(Ученики разучивают и повторяют.)

Послушайте и запомните мелодию второй части. Соединим первую и вторую части марша.

Обратите внимание - сначала этот марш звучит громко, а во второй части – тихо. Давайте споём эти две части так, как написал композитор: сначала громче, потом тише.

  1. Повторение основных музыкальных жанров

В прошлой четверти вы встречались с основными музыкальными жанрами.

-  Назовите основные музыкальные жанры. (Песня, марш, танец)

-   Какие марши вы знаете? (Военный, футбольный, кукольный, цирковой.)

-  Какие песни вы знаете?

- Какие танцы вы знаете?

-  Какой характер у вальса?  (Плавный, неторопливый, мелодичный.)

-  Какой характер у польки?  (Бойкий, весёлый, скачущий.)

  1. Танец вальс – повторение характера; метроритмические движения

Сейчас вы будете слушать музыкальное произведение, но сначала я прошу вас послушать, как «звучит тишина». В этом вам поможет условный знак.

(Приложив палец к сомкнутым губам.)

Тише,тише, тишина,

Только музыка слышна.

Прослушайте знакомое вам произведение композитора П.И. Чайковского и вспомните название пьесы.

Слушайте музыку внимательно, а затем ответьте на мои вопросы.

Под музыку вместе со мной выполните несколько движений. Прошу вас встать. Только движения придётся выполнять не сразу, потому что музыка начнётся с инструментального вступления.

(Дети слушают «Вальс» из балета «Спящая красавица» и выполняют танцевально- ритмические движения руками.)

- Вам понравилась музыка?

-  Какой это был музыкальный жанр?  (Танец)

-Почему вы решили, что это танец? (Под неё можно танцевать)

- Кто помнит название этого танца? (Вальс)

_ Кто помнит название музыкального произведения? («Вальс»)

- Какой характер у «Вальса»? (Плавный, неторопливый, мелодичный.)

- Кто исполнял «Вальс»? (Оркестр)

- Какой композитор  написал «Вальс»? (П.И. Чайковский.)

- Какую ещё  музыку П.И. Чайковского вы знаете? («Марш деревянных солдатиков»)

  1. Танец полька – повторение; музыкальная игра

Прослушайте ещё один танец, вспомните его название и определите характер. (Исполняются учителем на пианино начальные такты «Итальянской польки» С.В. Рахманинова)

Под музыку польки выполняются движения знакомые детям с прошлой четверти. (кивок головой, потом хлопок в ладоши, после чего встать со своих мест и сделать те же движения, а в конце игры сесть на место.) вспомним эту игру. (Проводится игра)

  1. «Во поле берёза стояла» - повторение, завершение разучивания

В пошлой четверти вы разучили пять куплетов песни «Во поле берёза стояла»

-  Кто помнит, какая это песня? (Русская народная)

Вспомните 4 куплет (Повторение куплета и выполнение движений)

Вспомните 5 куплет.  (Дети повторяют куплет и выполняют движения)

Осталось разучить шестой  и седьмой куплеты. Если в пятом куплете вы показываете, как выглядит балалайка, то теперь будете учиться играть на ней.

- Кто может показать, как играют на балалайке?

(Имитируют игру на балалайке)

Верно, одной рукой её держат, а другой ударяют по струнам. Запомните: инструменты, на которых играют с помощью натянутых на них струн, называются струнными. Повторите это название хором.

(Далее следует разучивание шестого и седьмого куплетов песни, после чего дети исполняют, сопровождая указанными движениями)

  1. Повторение понятия о высоте звука

Я задам вам вопрос, который поможет определить, как вы усвоили понятие «высокие и низкие звуки». Для этого перенесёмся в известную сказку под названием «Волк и семеро козлят». Помните, там злой волк хотел утащить козлят. Он пришёл к их дому и спел песенку, которую козлятам обычно пела им мама-коза.

_ Кто напомнит начало этой песенки?

- Как, по-вашему, почему козлята узнали, что это была не их мама-коза, а серый волк?

(Потому что у козы голос высокий, тонкий, ласковы. А у  волка – низкий, грубый)

Я хочу проверить, все ли вы правильно поняли. Перед вами два рисунка.

(Первый рисунок – марширующие на параде солдаты)

- Как, по-вашему, низкие или высокие музыкальные звуки в музыке, которая сопровождает военный парад? (Низкая)

Верно, давайте послушаем начало «Военного марша», а вы опустите руки вниз, показывая низкий звук.

- Второй рисунок. Что на нём изображено? (Игрушечные солдатики, кукольный парад.).

- Во время этого парада также будет звучать музыка. Какой она будет – низкой или высокой? (Высокой)

-Почему такая музыка будет высокой? (Чтобы передать, как маршируют  игрушки, а не настоящие солдаты)

Давайте споём две части «Марша деревянных солдатиков»,

Которые вы уже выучили, и вы сами убедитесь, что музыка здесь высокая, звонкая, как ваши голоса.

  1. Рефлексия

Давайте вспомним, что нового вы узнали сегодня на уроке.

- Какие песни вы повторяли и разучивали сегодня?

- Под какую музыку выполняли ритмические движения?

- Какой композитор сочинил «Марш деревянных солдатиков» и « Вальс»?

- Есть ли композитор у песни «Во поле берёза стояла»?

- Как называется музыка, у которой нет композитора?

- Какие инструменты называются струнными?

- Какой струнный инструмент вы знаете?

-  На что похожа балалайка по соей форме?

- Как на ней играют?

  1. Выход из класса под музыку


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки в III классе. Тема урока: «Русская народная музыка».

IIIкласс. Тема урока: «Русская народная музыка».Тип урока: урок-этюд.Цель. Развитие интереса и уважения к своим национальным истокам.Задачи:Закрепить знания учащихся по теме на примере русских н...

Технологическая карта урока музыки по ФГОС во 2 классе; тема урока: «Три кита в музыке. Песня, танец, марш».

Предлагается технологическая карта урока музыки во 2 классе по теме: "Три кита в музыке. Песня, танец, марш"....

Урок музыки в 6 классе по теме четверти «Сила музыки» Тема урока: «Музыка и война»

Художественно-педагогическая идея урока. Музыка военных лет - как неотъемлемая часть патриотического гражданского воспитания учащихся.   «Какой дьявол может победить народ, способн...

Конспект урока музыки по ФГОС 1 класс по программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой Раздел: «Музыка и ты» Тема: «Музыка в цирке»

Цель: познакомить детей, с музыкой, звучащей в цирке, с ее огромным значением в цирковом представлении, познакомить с композитором Исааком Дунаевским, с артистами цирка. Задачи:Предметные:научатс...

Технологическая карта урока музыки 3 класс "Музыка любимой Самары" (учитель музыки МБОУ Школа №101 Самара Кудашкина О.А.)

Технологическая карта урока музыки "Музыка любимой Самары" предназначена для учителей, которые включают в свои рабочие программы материал о своем городе, о творческих людях. Дети знакомятся с культурн...

Технологическая карта урока музыки "Изобразительность в музыке Эдварда Грига" (2 класс, УМК: Музыка 1 - 4 кл. В.О.Усачева, Л.В.Школяр)

Технологическая карта  включает в себя:цель и задачи данного урока как для педагога, так и для учащихся, предполагаемые результаты (личностные, метапредметные и предметные),образовательные т...

Конспект урока музыки "Изобразительность в музыке Эдварда Грига" (2 класс, УМК: Музыка 1 - 4 кл. В.О.Усачева, Л.В.Школяр)

Данный подробный конспект урока посвящен изучению произведений Эдварда Грига.Цель  урока - осмысление учащимися понятия "изобразительности в музыке" во взаимосвязи с "выразительнос...