Конспект урока музыки в 4 классе на тему "Как сложили песню"
план-конспект урока по музыке (4 класс) по теме
Конспект урока музыки в 4 классе на тему "Как сложили песню"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_muzyki_v_4_klasse_na_temu_kak_slozhili_pesnyu.doc | 45 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Овчарова Нина Петровна, учитель музыки
МБОУ Мушковичская основная общеобразовательная школа
Урок музыки в 4 классе на тему «Как сложили песню»
Цели урока:
- сформировать представление о песне;
- показать взаимосвязь музыки и речи в народной песне;
- познакомить с жанрами народной музыки;
- раскрыть тему урока в увлекательной и доступной форме.
Задачи:
- выявить сходство между народной и композиторской музыкой
- развивать самостоятельность мышления, развивать вокально-хоровые навыки выразительного исполнения.
Тип урока: урок изучения нового материала.
План урока:
1.Организационный момент. Сообщение темы и цели урока;
2. Актуализация знаний.
3. Ознакомление с новым материалом;
4.Слушание фрагментов русских народных песен различных жанров;
5.Разучивание и исполнение русской народной песни «Я сажала ленок»;
6.Подведение итогов урока. Задание на дом.
Музыкальный материал:
« Ты, река ль, моя реченька» - русская народная песня;
« Колыбельная» - обработка А.Лядова;
«Солдатушки, бравы ребятушки»- русская народная песня
«Милый мой хоровод»; «А мы просо сеяли» - русские народные песни, обраб.М.Балакирева, Н.Римского-Корсакова.
« Я сажала ленок» - русская народная песня
Оборудование: магнитофон, кассеты, СD — записи.
Ход урока
1. Организационный момент. Сообщение цели урока.
Со звонком дети входят в класс под музыку песни «Моя Россия».
Учитель сообщает тему урока, цели и план работы на уроке.
2. Актуализация знаний.
Учитель: На предыдущем уроке мы с вами познакомились с песнями без слов. Давайте вспомним, как называются эти песни?
Дети: Они называются вокализы.
Учитель: Ребята, а каким музыкальным инструментом вы все обладаете?
Дети: Голосом.
Учитель: В каком музыкальном жанре мы встречаем поэзию и музыку вместе?
Дети: В песне.
Учитель: Правильно. А теперь давайте вспомним, из чего состоит песня.
Дети: Из музыки, стихов.
Учитель: А еще она состоит из куплета и припева.
Как вы думаете, чем отличаются куплеты от припева?
Дети: Куплеты у песни бывают разные, а припев один.
3. Ознакомление с новым материалом.
Учитель: А сейчас мы с вами прочитаем рассказ М.Горького и нам откроется тайна рождения песни. (Читаем рассказ)
Учитель: В русской деревне, ребята, песня сопутствовала человеку всю жизнь. Песнями баюкали младенцев в зыбке.
Дети постарше пели считалки, дразнилки, потешки.
Пели парни и девушки, когда водили хороводы на лугу.
Пели за рукоделием, в дороге и дома, за работой и на отдыхе.
Без песен не было и свадебного обряда. И уходил человек из жизни под звуки похоронного причета - песни-плача.
4.Слушание фрагментов русских народных песен различных жанров.
Учитель: А сейчас мы с вами послушаем фрагменты русских народных песен различных жанров.
(Звучат песни, дети определяют, в какие события жизни исполняются эти песни)
- « Колыбельная» - обработка А.Лядова
- «Ты, река ль, моя реченька» - русская народная песня
- «У зори-то, у зореньки» -русская народная песня
- «Солдатушки, бравы ребятушки»- русская народная песня
- «А мы просо сеяли» - русская народная песня
- «Милый мой хоровод» - русская народная песня.
Учитель: Ребята, вот мы и прослушали с вами русские народные песни, а теперь ответьте мне на вопрос: какие жанры народных песен мы с вами узнали?
Дети: Колыбельные, солдатские, трудовые, свадебные, похоронные, хороводные
Учитель: Какие характерные интонации отличают колыбельную песню от плясовой?
Дети: Колыбельную песню мама поет тихо, нежно, а плясовая — веселая, звонкая.
Учитель: А солдатская песня чем отличается от трудовой песни?
Дети: Солдатскую песню можно отличить по маршевому характеру музыки, под нее солдаты шагают, а трудовая песня веселая , чтобы хорошо работалось.
Учитель: А чем отличается песня лирическая от хороводной?
Дети: Лирическая песня - задушевная, ее поют, когда грустно, когда человек любит другого человека, мечтает о чем-то, а хороводная — веселая, там танцуют в хороводе парни и девушки.
Учитель: Ну вот, ребята, мы и подошли с вами к главному вопросу: Чем отличается песня народная от композиторской?
Дети: Народная песня отличается от композиторской тем, что она неотделима от действия (танца, игры, в труде, шествии и т. д.), а композиторские песни сочиняются на стихи поэтов.
Учитель: Правильно. А вы знаете, ребята, как называются народные песни?
Фольклор, а в переводе с английского языка это означает «народная мудрость»
А откуда пришли к нам старинные народные песни? Они передавались от одного певца или сказителя к другому, из поколения в поколение, от ваших прабабушек и прадедушек. А многие композиторы использовали народные песни в своих операх и симфониях.
5.Разучивание и исполнение русской народной песни «Я сажала ленок».
Учитель: А сейчас мы с вами будем сами участвовать в хороводе и исполнять русскую народную песню «Я сажала ленок»
В Древней Руси и лен и капуста считались ценными посевными культурами. Изо льна делали нити, пряли ткани и шили одежду, и льняная одежда считалась лучшим подарком.
Вставайте, ребята, в круг. Сейчас мы с вами будем петь и изображать действия, о которых поется в песне.
1-й куплет Я сажала, сажала ленок,
Я сажала, сажала ленок,
Я сажала, приговаривала,
Чеботами приколачивала:
«Ты удайся, ты удайся, ленок,
Ты удайся, мой беленький ленок».
На первом куплете мы показываем как - будто разбрасываем семена.
2-й куплет Я полола, полола ленок- 2 раза
Я полола, приговаривала
Чеботами приколачивала:
«Ты удайся, ты удайся, ленок,
Ты удайся, мой беленький ленок» ( наклоняются до земли, изображая, как -будто полят)
3-й куплет Я срывала, срывала ленок (делают повороты с наклонами, будто укладывая что-то в сторону)
4-й куплет Уж я била, я била ленок ( имитируют то через левое, то через правое плечо замахи палкой)
5-й куплет Уж я мяла, я мяла ленок (стоя, делают жесты, как-будто стирают белье)
6-й куплет Я сушила, сушила ленок ( имитируют встряхивание белья)
7-й куплет Я трепала, трепала ленок ( поднимают левую руку вверх, а правую заводят под мышку левой, затем меняют руки)
8-й куплет Я чесала, чесала ленок (Расчесывают пряди льна, подняв левую руку вверх, а правой расчесывать)
9-й куплет Уж я пряла, я пряла ленок (пальцы рук трутся друг о друга, словно суча нить)
10-й куплет Уж я ткала, я ткала ленок (обе руки вместе поднимаются вверх, затем резко опускаются вниз)
Учитель: Молодцы ребята! Садитесь!
6.Подведение итогов урока. Задание на дом.
Домашнее задание: придумайте рассказ или сказку о том, как сочиняли песню в народе. Подумайте над выражением : «Вся Россия просится в песню»
Учащиеся под музыку выходят из класса.
Использованная литература:
Критская Е.Д. Музыка: Учеб. для учащихся 4 кл. нач.шк. / Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. – М.: Просвещение, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока музыки,1 класс. Тема: Что может музыка?
Урок музыки по программе Кабалевского сиспользованием технологии развития самоконтроля и взаимоконтроля....
конспект урока музыки с презентацией по теме "Древнейшая песнь материнства" в 3 классе (УМК Е.Д. Критская)
представлен конспект открытого урока музыки в 3 классе по учебно-методическому комплекту Е.Д.Критская. к уроку прилагается презентация. урок по типу комбинированный.номер 2 в разделе "О России петь, ч...
План конспект урока музыки 1 класс "Мелодия - душа музыки"
План конспект урока музыки 1 класс "Мелодия - душа музыки"...
План конспект урока музыки 1 класс "Музыка осени"
План конспект урока музыки 1 класс "Музыка осени"...
План конспект урока музыки 1 класс "Музыка утра"
План конспект урока музыки 1 класс "Музыка утра"...
План конспект урока музыки 1 класс "Музыка вечера"
План конспект урока музыки 1 класс "Музыка вечера"...
Конспект урока музыка 2 класс "Что выражает музыка?"
Тема урока. «Что выражает музыка?»Цель. Создать условия, для того, чтобы учащиеся почувствовали в произведение которое они исполняют, различные настроения и чувства....