Урок музыки в 3 классе по теме Балет «Спящая красавица» . Учебник Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
план-конспект урока по музыке (3 класс) на тему
Урок - путешествие и использованием АМО -технологий. Пятый урок в разделе "В музыкальном театре". Сценарий урока разработан с использованием АМО - технологий, соответствующий ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 24.81 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Конспект урока.
Организационная информация
Авторы урока: Чайка И.А.
Предмет: музыка
Класс: 3 класс
Продолжительность урока: 45 минут
Методическая информация
Тема урока: Балет «Спящая красавица» .
Автор учебника: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Тип урока: Комбинированный урок. Урок расширения и углубления темы.
Урок – путешествие.
(пятый урок в разделе: "В музыкальном театре" из 6 уроков, запланированных на изучение данной темы., базовая модель обучения, 34 ч в год, 1ч в неделю).
Цели урока:
Дидактические: 1. Сформировать у учащихся эмоционально-осознанного восприятия художественных образов балета, укрепить понимание взаимосвязи музыки, хореографии, изобразительного искусства, литературы, .
Развивающие: 2.Отработать навыки культуры образной речи, умения следить за развитием музыкальной мысли
Воспитательные: 3. Отработать навыки музыкального и художественного вкуса .
Задачи урока:
1.1. Актуализировать знания учащихся по теме.
1.2. Обеспечить восприятие и осознание учащимися представлений о средствах музыкальной выразительности; уметь анализировать, используя эти средства;
- сформировать представление о контрасте, как приёме художественного и музыкального развития;
1.3. Обеспечить развитие познавательных умений, ассоциативного образного мышления и художественного воображения.
2.1. Зафиксировать результаты выполнения обучающимися каждого задания.
2.2. Обеспечить визуализацию результатов, полученных обучающимися, провести их анализ.
2.3. Дать возможность обучающимся сформулировать правило перевода полученного результата в обычную оценку и при необходимости скорректировать его.
3.1. Создать на уроке позитивную творческую атмосферу.
3.2. Организовать работу в парах.
3.3. Организовать работу в группах.
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют, приобретут, закрепят, ученики в ходе урока
Предметные:
- поймут понятийный аппарат и композиционные особенности балетного спектакля;
- продолжат знакомство с творчеством П.И. Чайковского.
Личностные:
- проявят умения в коллективно-творческой деятельности, реализуют собственные творческие замыслы в хоровом пении;
- актуализируют эмоциональные отклики на музыкальные произведения и умение выражать свое впечатление;
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
- ориентируются в своей системе знаний;
- умеют делать выводы, строить суждения.
Регулятивные УУД:
- ставят совместно с учителем конкретную учебную задачу;
- самостоятельно формулируют тему и цель урока;
- выстраивают речевые высказывания о музыке в устной форме;
- формулируют собственное мнение и позицию.
Коммуникативные УУД:
- стремятся к сотрудничеству со сверстниками при решении музыкальных заданий
Учебный материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению:
Петр Чайковский написал музыку к балету на сюжет сказки Шарля Перро «Спящая красавица». Именно музыка поможет нам почувствовать и пережить все происходящее в этой сказке. В балете соединяются сразу несколько видов искусства - музыка, живопись и танец.
Одному композитору, пусть даже самому талантливому, не под силу создать балетный спектакль. Для его музыки нужны исполнители – танцоры и музыканты. А для артистов нужны костюмы и декорации на сцене. Балет создаётся многими людьми, и это очень увлекательный и интересный труд. Балет П. И. Чайковского «Спящая красавица» на либретто И. Всеволожского и Мариуса Петипа по сюжету одноимённой сказки Шарля Перро; состоит из трёх действий, пролога и апофеоза, написан в 1889, представлен публике в 1890.
Главные действующие лица балета: принц Дезире, принцесса Аврора, король Флорестан, королева, злая фея Карабосс и добрая фея Сирень.
Как и в сказке у короля и королевы не было долго детей и вот, королева родила дочь, которую назвали Аврора. На крестины Авроры были приглашены добрые феи, а злая Карабос рассердившись, сама пришла на крестины и наложила проклятье, что когда Авроре исполнится 18 лет, она уколет палец веретеном и умрет, а добрая фея Сирень, сказала, что она не умрет, а уснет. Король повелел уничтожить все колющие предметы в королевстве, но однажды, когда Авроре исполнилось 18 лет, она поднялась в комнатку в высокой башне, где старушка пряла пряжу, она ничего не знала об указе короля. Аврора уколола палец и уснула. Сто лет спустя, с помощью доброй феи Сирени, принц Дезире во время охоты проникает в спящий лес, где видит Аврору и пробуждает ее поцелуем. Их счастливая любовь разрушает злые чары феи Карабос.
Ход урока
Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия»
Приветствие «Здороваемся мимикой и жестами»
Создание благоприятной позитивной обстановки, настрой на работу, на успех.
2 мин
(Ребята стоят за партами возле своих рабочих мест).
Учитель: Ребята, сегодня на уроке мы будем говорить об искусстве, где важную роль играют мимика и жесты. Поэтому сегодня мы поздороваемся именно мимикой и жестами и сделаем это под звучание прекрасной музыки. (Звучит вальс из балета П.Чайковского «Спящая красавица». Учитель объясняет и показывает учащимся как можно поздороваться мимикой и жестами и просит учащихся в ответ сделать тоже самое. Затем учитель просит учащихся поздороваться друг с другом: с соседом справа, слева, сзади и с теми, кто стоит вокруг)
Так перед началом урока мы передаем друг другу хорошее настроение. А теперь все садятся на свои места.
Погружение в тему "Восстанови сказку"
Сосредоточение учащихся на предстоящей теме урока
5 мин
Учитель: Ребята, я прошу вас разделиться на группы по 3-4 человека. Каждая группа получает свой порядковый номер и набор слов, из которых нужно составить предложение. (Ребята составляют предложение, как только выполнят задание поднимают руки)
Теперь по порядку номеров от 1 до 7 каждая группа читает свое предложение.
Отрывок из какой сказки у нас с вами получился? (Ребята отвечают, что из сказки «Спящая красавица»)
А кто автор этой сказки? (Ребята отвечают – Ш.Перо)
А как вы думаете, могла ли эта сказка вдохновить композиторов на создание музыкального произведения, например балета?
Предположите, кто из русских композиторов мог написать балет на сюжет этой сказки? (ребята отвечают на поставленные вопросы). Спасибо, что высказали свое мнение.
Ребята, это, действительно, Петр Ильич Чайковский. И тема нашего урока «Балет «Спящая красавица» П.Чайковского»
Определение ожиданий и опасений «Билет на балет»
Выяснение ожиданий и опасений по данному уроку
3 мин
Учитель раздает «билет» каждому ученику и просит нарисовать на одной стороне солнышко, а другой – тучку.
Учитель: Я буду задавать вам вопросы, а вы вместо ответов будете показывать мне ту сторону своего билета, которая соответствует вашему ответу. Если ваш ответ «да» - вы покажете мне солнышко, если «нет» - тучку.
- Вам будет интересно узнать как персонажи сказки воплотились в музыкальных звуках?
- Вам будет интересно увидеть как можно передать сюжет сказки используя танец, музыку, пантомиму и все это без слов?
- Вам хотелось бы сделать записи по теме урока?
- А самим сыграть определенные роли в этом спектакле?
(Ребята в ответ поднимают билеты той стороной - как они к этому относятся.)
Фаза 2 «Работа над темой»
Закрепление изученного «Мастерская» (Композиторы-музыканты, художники, либреттисты)
Работа в групповой форме
10 минут
Учитель: Композитор П.И. Чайковский, сочинивший для нас эту красивую музыку, выбрал для этой сказочной истории удивительный музыкальный жанр – балет. Удивительный потому, что в балете соединяются сразу несколько видов искусства - музыка, живопись и танец.
Одному композитору, пусть даже самому талантливому, не под силу создать балетный спектакль. Для его музыки нужны исполнители – танцоры и музыканты. А для артистов нужны костюмы и декорации на сцене. Балет создаётся многими людьми, и это очень увлекательный и интересный труд. А вы хотели бы сейчас, на нашем уроке, ощутить себя в роли автора балета или одного из его создателей? Почувствовать себя в роли танцора, художника, музыканта или либреттиста? (ребята отвечают) Для этого я предлагаю вам немного пофантазировать, и тогда наш класс может превратиться в «творческую мастерскую». А вы, ребята, станете на время нашего урока – «мастерами».
Вариант: Класс делится на 3 группы: «Композиторы – музыканты», «Художники», «Либреттисты». Каждая группа получает маркеры, ручки, лист ватмана с приклеенными на нем заданиями. Задание для «Композиторов – музыкантов»: распределить роли композитора, дирижера и музыкантов оркестра по инструментам (скрипки, духовые и т.д.) и отрепетировать как они будут «исполнять» музыку вступления к балету, изображая игру на своих музыкальных инструментах, дирижер руководит, композитор высказывает пожелания как должна звучать эта музыка, в каком характере.
Задание для «Художников»: нарисовать на ватмане мини- декорации, сделать наброски как должна выглядеть сцена во время бала в сказке, раскрасить соответствующим музыке цветом костюмы персонажей нарисованных на ватмане, объяснить свой выбор цвета.
Задание для «Либреттистов»: вспомнить и записать персонажей из сказки, распределить роли и охарактеризовать главных персонажей сказки, подумать какая музыка должна их изображать, используя предложенные слова (на ватмане).
Учитель объявляет, что как только начнет звучать музыка из балета П.Чайковского «Спящая красавица», все приступают к выполнению заданий. На выполнение заданий дается 5 минут, затем каждая группа представляет выполненное задание (5 мин.)
Инпут
«Копилка слов» Королевский бал
Передача информации
8 мин
Учитель: Теперь мы отправляемся на королевский бал. Посмотрим видеофрагмент из балета «Спящая красавица». Все гости веселятся и танцуют под звуки плавной, словно льющейся мелодии. Как называется такой танец? (Вальс) Две волшебницы предстанут перед нами на этом балу. Обратите внимание как отличаются наши персонажи, какая разная музыка их изображает, какую музыкальную палитру использует композитор.
Первой появляется фея Карабосс – злая колдунья. Её переполняет злоба и ненависть, оттого, что её не позвали на королевский бал. За ней появляется фея Сирени – крёстная нашей принцессы. У феи Карабосс преобладают тёмные цвета, потому что, она является олицетворением тёмных сил. Если вспомнить сказку, то именно она, подстроила так, что принцесса уколов свой палец заснула на долгие сто лет. А вот фея Сирени, напротив, вся очень светлая, красивая и цветущая. Словно красивый цветок. А какие разные мелодические линии в музыке. У феи Карабосс - линии резкие, ломанные, а у феи Сирени - они плавные и мягкие. Такое сочетание делает музыку более яркой и выразительной. Этот приём, называется - контрастом. Им пользуются не только музыканты, но и художники. Я, предлагаю вам открыть наш учебник музыки и посмотреть, какими увидели наших волшебниц настоящие художники. Найдём ли мы в их работах контрасты?
Работа с учебником
Рассматривание иллюстраций с изображением волшебниц и устный анализ увиденных рисунков.
Ответы учеников.
Я напоминаю вам, что балет, это спектакль, объединивший в себе сразу несколько видов искусства. Это – музыка, живопись и танец.
Я вновь прошу разделиться на группы по 3-4 человека и вспомнить все ключевые слова, имеющие отношение к теме нашего урока. Каждая группа называет по одному слову, не повторяясь, я буду записывать их на доске. Победит та команда, которая назовет последнее слово.
Проработка темы «Верю – не верю»
Проработка учебного материала
5 мин
А теперь каждая группа получает карточку с вопросом, который должны закончить сами и прочитать классу. Класс хором отвечает «верим» или «не верим».
Вариант: 1. Верите ли вы, что музыку балета «Спящая красавица» написал………?
2. Верите ли вы, что в балете все артисты………….?
3. Верители ли вы, что злую колдунью зовут………..?
4. Верите ли вы, балет объединяет музыку, живопись и …..?
5. Верите ли вы, что П. Чайковский написал балет на сюжет сказки………?
6. Верите ли вы, что главные события в этой сказке происходят на………..?
7. Верит ли вы что контрастные образы в этом балете……………?
Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия»
«Пантомима с песней»
Освободить участников от физического, психологического и эмоционального напряжения.
5 мин
Важную роль в балете играют пантомима и мимика. Я предлагаю вам сейчас исполнить песню, которую мы разучили на прошлых уроках «Далеко от мамы», заменяя слова жестами и мимикой.
Прошу всех встать возле своих мест. (Исполняется песня)
Рефлексия «Четыре –Я»
Подведение итогов, анализ собственной деятельности на уроке.
Время 5 минут
Ребята, вы очень хорошо потрудились. Но чтобы полученные вами результаты стали еще более весомыми вам необходимо подвести итоги работы на уроке и выполнить самооценку.
Возьмите свои «билеты на балет» на стороне с солнышком записываем «Я узнал….», «Я научился…», «Я проявил себя …», на стороне с тучкой «Я не понял…», «Я затруднялся…».
При необходимости учитель корректирует предложения ребят.
Билеты сдают учителю
Домашнее задание
Время 2 минуты
Ребята, в качестве вашего домашнего задания вам необходимо вспомнить сказку «Волк и семеро козлят» и подумать можно ли сюжет этой сказки передать в балете. Попробуйте придумать танец одному из персонажей этой сказки.
______________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока музыки 2 класс по теме "Гори,гори ясно, чтобы не погасло" урок Масленица"
разработка урока по программе "Музыка" Е.Д.Критской,раздел "Гори,гори ясно,чтобы не погасло" урок "Масленица"...
урок музыки 3 класс на тему:"Опера Иван Сусанин"
Конспект урока музыки 3 класс на тему "Опера Иван Сусанин"...
Технологическая карта к уроку музыки 3 класс, по теме "Музыка утра"
Уважаемые коллеги!Надеюсь, что моя технологическая карта к уроку музыки в 3 классе, по теме "Музыка утра",поможет Вам, при составлении Ваших технологических карт....
Урок музыки для 4 класса "Я пойду по полю белому" по учебнику Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина
Урок музыки для 4 класса "Я пойду по полю белому" по учебнику Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина. В основе урока кантата С.С.Прокофьева "Александр Невский"....
Презентация к уроку музыка 3 класс по теме "Природа и музыка"
На уроке рассказывается о взаимосвязи природы и музыки. представлены композиторы, которые сочиняли музыкальные произведения о природе....
Урок в 4 классе по теме "Балет И.Ф. Стравинского "Петрушка"
Проектирование фрагмента урока "Балет И.Ф. Стравинского "Петрушка" с использованием стратегии развития визуальной коммуникации (рассмотрение эскиза декорации А.Н. Бенуа к балету И.Ф. Ст...
Урок музыки в 4 классе. "Святые земли Русской. Илья Муромец" Программа Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной.
Слайд №1. Рассмотрите изображение на слайде. Что это? Кто изображен на этой иконе? О чем, как вы думаете, пойдет речь на нашем уроке?Слайд № 2. Запишите тему урока в тетради.Слайд № 3. Что за святой и...