Урок в 4 классе по теме "Балет И.Ф. Стравинского "Петрушка"
план-конспект урока по музыке (4 класс) на тему
Проектирование фрагмента урока "Балет И.Ф. Стравинского "Петрушка" с использованием стратегии развития визуальной коммуникации (рассмотрение эскиза декорации А.Н. Бенуа к балету И.Ф. Стравинского "Петрушка").
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ko_-_beseda_po_kartine_-_glushkova_e.e.doc | 49 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Проектирование фрагмента урока с использованием стратегии развития визуальной коммуникации.
Рассмотрение эскиза декорации А.Н. Бенуа к балету И.Ф. Стравинского «Петрушка» (1911)
Ф.И.О. учителя: Глушкова Екатерина Евгеньевна
ГБОУ СОШ: №557, Невский район
Тема раздела: «В музыкальном театре»
Тема урока: Балет И.Ф. Стравинского «Петрушка»
УМК: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина
Класс: 4-й
I этап взаимодействия с картиной (контактный) – эмоциональная настройка на картину
II этап взаимодействия с картиной (ориентировочно-аналитический)
- Что вы видите на этой картине? Что на ней происходит?
(город, праздник, много людей вышли на улицу)
- Что еще можно увидеть на этой картине?
(театр, торговцы; лавочки с пряниками и сластями; дымящийся огромный самовар)
- Что мы видим на заднем плане картины?
(горка, катальные горки с затейливыми башенками, на которых развиваются флаги)
III этап взаимодействия с картиной (качественный анализ образов)
- Как вы думаете, для чего предназначались все эти сооружения?
(для увеселения народа, для народных зрелищ)
- Можете ли вы подробнее рассказать о людях, изображенных на картине?
(все они разные (богатые и из бедного сословия; дети и взрослые), люди толпятся у входа, ждут представление)
- Художник изобразил «безликую толпу» или можно выделить какие-нибудь характерные группы?
(на заднем плане – очертания людей; на переднем плане отдельные группы с определенным характером, историей)
- Что объединяет всех этих людей?
(всех объединяет общее веселье: они смеются, весело разговаривают)
- Как вы думаете, когда происходит то, что изображено на картине?
(возможны разные варианты: солнечный день; конец 19- начало 20 века; зимой)
- Почему вы решили, что это солнечный день?
(солнечные блики на снегу; светлое небо; все освещено солнцем)
- Почему вы решили, что это зимний день?
(большое количество снега)
- Почему вы решили, что это конец 19 – начало 20 века?
(одежда людей того времени, старинные надписи)
- Какой город изображен? Почему вы так решили?
(Санкт-Петербург, Адмиралтейство на заднем плане)
- Какое же событие изобразил художник? Почему вы так решили?
(народный праздник – масленица; народное гулянье, катальная горка, театр; происходит зимой)
- Что ещё на картине помогает понять, что изображено масленичное гулянье?
(общее веселье – настроение праздника)
- С начала XIX века на просторном Адмиралтейском лугу устраивали народные гулянья на Масленицу.
- Что являлось центром развлечения на Масленице? Что находится в центре площади?
(театр)
- На картине один театр или несколько? Чем они отличаются? Чем украшены?
(по размеру: богатые, победнее; по убранству, по доступности; украшены флагами, вывесками, картинами, афишами)
- Кто-нибудь знает, как раньше назывались эти театральные представления?
(балаганы)
- Слово «балаган» первоначально обозначало легкую временную пристройку к дому, разборную торговую постройку. Потом это слово стали применять к театрализованным зрелищам – ярмарочным спектаклям.
- Давайте внимательно рассмотрим балаганы? Что интересного увидели в каждом из них?
(в балагане слева на балкончике можно увидеть актеров)
- Что они делают?
(зазывают зрителей в театр, расхваливая зрелище)
- Чем интересен балаган, который находится с другой стороны площади?
(лестница, на которой толпятся люди, дожидаясь очереди, чтобы попасть на представление)
- Что же интересного могут увидеть в этом балагане люди? Какие ещё зрелища, кроме театральных, предлагались на Масленицу?
(цирковые представления, «комната смеха»)
- А какое представление увидят в маленьком балагане в центре картины? Почему вы так решили?
(кукольный театр; надпись «театр живых фигур»)
IV этап взаимодействия с картиной (анализ отношения и взаимодействия героев)
- Как художник показывает яркость и красочность праздника? Какой контраст он использует? Что служит фоном?
(праздничный яркий цвет на фоне неподвижной белой массой снега)
- Для чего это нужно? Что помогает показать?
(настроение праздника; пестротой праздничного движения)
V этап взаимодействия с картиной (формулировка обобщенных смыслов)
Как вы думаете, что привлекло художника в этом сюжете?
(проводы зимы – это особый народный праздник, один из самых любимых на Руси)
- Как вы думаете, на что хотел обратить наше внимание художник?
(общее праздничное веселье объединяет всех собравшихся людей; любовь художника к этому празднику – картина полна жизни, очень светлая, яркая, эмоциональная, полная событий и впечатлений)
- А чем необычна эта картина?
(расположенные по бокам дома; в окнах второго этажа — обыватели; арка, через которую открывается вид на площадь; занавес)
- На что же похожа эта картина?
(она похожа на изображение сцены; на декорацию)
- Это действительно эскиз декорации. Но чем здесь необычно оформление сценического пространства?
(обычно декорации располагаются по периметру сцены)
- Почему же автор выбрал именно такую форму декорации? Какого эффекта он хотел добиться?
(через арку декораций смотрим на реальную жизнь; достигается пространство, полное цвета, света, воздуха)
- Декорация построена по принципу «картина в картине»; на сочетании постоянного и сменяющихся в его проеме картин.
- Что такое эскиз декорации?
(эскиз - предварительный набросок, фиксирующий замысел художественного произведения; декорация - живописное изображение места и обстановки театрального действия, устанавливаемое на сцене)
- Для чего же художник создал этот эскиз?
(для театрального представления)
- Удалось ли ему в своем эскизе передать место, обстановку и время, в которых будет происходить действие спектакля?
(да; художник показал реальную жизнь)
VI этап взаимодействия с картиной (выход из контакта)
- Картина, над которой мы сегодня работали – произведение Александра Николаевича Бенуа. Он создавал этот эскиз по своим детским воспоминаниям петербургских масленичных гуляний и балаганных театров.
- Про свою работу художник говорил: «Но еще более меня соблазняла идея изобразить на сцене театра — «Масленицу», милые балаганы, эту великую утеху моего детства… соорудить балаганам какой-то памятник».
- Эта картина является одним из эскизов к произведению композитора И.Ф. Стравинского, о котором мы сегодня будем с вами говорить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова
Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...
Открытый урок 2 класса Интегрированный урок по русскому языку и окружающему миру
Программа обучения – Школа России. Тема: 1. Написание проверяемых и непроверяемых гласных в безударных слогах; 2. Углубление знаний о ж...
Методическая разработка урока Тема: Совесть (урок 23) Класс: 4
Сформировать в сознании детей понятие совести, расширить представление о значении совести в жизни каждого человека.Развивать познавательный интерес и творческие способности при решении определён...
Конспект урока 2 класс. Тема урока:"Развитие умения писать большую букву в именах людей"
Целью данного урока является развитие умения писать большую букву в именах людей....
Урок математики "Класс Тема урока: «Закрепление пройденного. Повторение изученного». Учащиеся с ОВЗ (8 вид) «Сложение и вычитание однозначных чисел с переходом через разряд.»
На уроке работают дети в разных группах. Обычный класс и дети с ОВЗ....
План-конспект интегрированного урока чтения и письма по теме "Наблюдения над парными согласными в конце слова" или "СКазка-ложь,да в ней намёк, добрым молодцам урок" (2 класс)
Интегрированный урок чтения и письма по теме "Наблюдения над парными согласными в конце слова" или "Сказка-ложь,да в ей намёк, добрым молодцам урок" даёт возможность на конкретном материале сказки "Ли...
Конспект урока по английскому языку "We Are Pirates" 2 урок 2 класс УМК "Английский язык. Brilliant" 2 класс Ю.А. Комарова
КОНСПЕКТ УРОКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКАТема: «We Are Pirates»Цели деятельности учителя: формирование произносительного навыка; закрепление ранее изученной лексики(black, white, red, yellow, blue,...