Конспект урока музыки 2 класс по теме "Гори,гори ясно, чтобы не погасло" урок Масленица"
методическая разработка по музыке (2 класс)
разработка урока по программе "Музыка" Е.Д.Критской,раздел "Гори,гори ясно,чтобы не погасло" урок "Масленица"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_-_kopiya.docx | 33.23 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Урок музыки 2 класс
по программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной
Раздел: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло»
Цель:
Знакомство с обычаями и традициями народного праздника масленица, с музыкальным фольклором (масленичные песни, частушки)
Планируемые результаты
Предметные:
Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
Развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному фольклору России;
Умение выявлять характерные свойства народной и композиторской музыки;
Умение оценивать произведения разных видов искусства;
Использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно- образного содержания народной музыки в различных видах музыкальной деятельности (пении, слове, пластике (импровизация), игре на детских музыкальных инструментах)
Метапредметные:
Размышление о роли русской народной музыки в жизни человека, о многообразии музыкального фольклора России
Овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;
Применение речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
Участие в совместной деятельности на основе сотрудничества
Личностные:
Проявление эмоциональной отзывчивости, личностного отношения при восприятии и исполнении музыкальных произведений;
Продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении творческих музыкальных задач;
Развитие мотивов музыкально- учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
Развитие духовно- нравственных качеств (доброта, миролюбие, великодушие, всепрощение), эмоциональной отзывчивости; уважительного отношения к обычаям и традициям русского народа
Тип урока: первичное усвоение новых знаний.
Дидактическое обеспечение урока: мультимедийная презентация
Техническое обеспечение урока: аккордеон, ПК (ноутбук), экран и проектор.
Методы: деятельностный подход
Виды деятельности учащихся:
- Слушание музыки
- Пение
- Инструментальное музицирование
- Музыкально –пластическое движение
Музыкальный материал:
- Проводы зимы ( р. н. п. Л.Зыкина)
- Р.н.п. «Масленица»
- Р.н.п.«Блины»
- Частушки…
Ход урока.
1.Организационный этап (вход под музыку «Проводы зимы» р.н.п.)
Музыкальное приветствие:
«Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, учитель!»
Все сумели мы собраться,
За работу дружно взяться
Будем думать, рассуждать
Можем мы урок начать?
2. Актуализация знаний
Ребята вы сегодня на урок музыки заходили под веселую песню . Потому , что мне хотелось , чтоб бы у вас было хорошее настроение. Создалось у вас хорошее настроение?
Ребята , а давайте ещё раз внимательно послушаем эту песню, а чем она нам может рассказать? Так о чем же эта песня нам рассказала? (рус.нар.песня) Вам понравилась песня? Как вы думаете - кто ее сочинил эту музыку? И , что же эта за песня? Где чаще исполняют р.н. песни? ( на праздниках, посиделках, на гуляньях). Ребята и нас скоро ожидает праздник, а вот какой - Отгадайте мою загадку:
Всюду ярмарки, гулянья,
Веселится весь народ!
Провожают зиму, холод,
Ведь весна уж у ворот!
Всю неделю отдыхают,
Всех блинами угощают! (Масленица)
3. Постановка цели и задач урока
Учитель: Так чему же будет посвящен наш урок? (правильно праздднику Масленица) Вот сегодня мы и познакомимся с традициями и обычаями этого праздника, мне очень хочется , чтобы каждый из вас проявил свои музыкальные, артистические и творческие способности.
Ребята, а кто из вас бывал на таком празднике? Где вы были на этом празднике? И что же вы там видели?
Правильно этот праздник ежегодно празднуется в нашем городском парке в конце зимы ,вначале весны. Презентация.
Ребята, а вы знаете почему этот праздник получил такое название? ( от традиции печь блины)
Учитель: Чем блины хозяйки смазывают? (маслом)
Учитель: Есть такое выражение в народе - замаслить, значит задобрить.
Учитель: Кого ж надо было задобрить?
Дети: зимушку
А вы хотите узнать как на Руси отмечали проводы зимы?
Это был языческий праздник поклонения богу солнца Яриле, древние славяне почитали солнце, дающее жизнь и силу всему живому. Праздновали на Руси Масленицу шумно, разгульно, весело и стар и млад. В каждом доме пекли блины, оладьи, пирожки, калачи, праздник сопровождался обрядовыми играми, хороводами, танцами, песнями которые дошли и до наших дней Длится праздник целую неделю,по всей России уже началась масленая неделя. А кто их придумывал? ( Народ). Как эти песни дошли до нашего времени? (Они передавались из уст в уста, из поколения в поколение)
Все дни масленой недели имеют свои названия: А узнать как назывались эти дни недели поможет нам символ праздника Солнышко.
Учитель:Ребята как называется первый день недели (Понедельник) - а по масленичному календарю ВСТРЕЧА. А встречались С Масленицей.
Учитель: В первый день наряжали масленицу. А из чего ее делали? (Из соломы делали чучело, одевали в яркое женское платье, платок – и превращалось чучело в Масленицу, которую чествовали, величали, блинами угощали, в санях возили…
Любит Масленица, чтобы в ее честь песни пели .Давайте и мы с вами вместе встретим масленицу песней про блины.
Исполнение песни.Учитель : Блины имели особое значение. Какие вы блины любите? А как вы думате блины на празднике были символом чего и какие они были? Круглые, румяные, горячие – блины стали символом солнца. Первые блинчики давали ребятам, они подбрасывали свои блинчики в небо: кто выше, а потом съедали кто быстрее. Ох, и вкусен первый блинок.
УЧИТЕЛЬ:После встречи наступал второй день недели. Как мы называем второй день .Вторник – а по масленичному календарю- заигрыш. Как вы думаете , что же делали в этот день? ( правильно) В этот день игры и потехи, а за них награда- сдобный и румяный масленичный блин.
Учитель: А в какие народные игры вы знаете?
А еще на масленицу играли в такие игры, как:
- Катание с гор
- Бой мешками
- Ледяной столб
- Снежный тир
- Кулачные бои
- Перетягивание каната
- Жмурки
Приглашаю детвору на веселую игру –называется игра горелки.
р.н.игра «Горелки»
Игроки стоят парами друг за другом. Впереди водящий, он держит в руке над головой платочек. Все хором.
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Раз, два – не воронь
Беги как огонь!
Вы запомните эту игру и будете играть на улице или на перемене.
У: Чем мы во вторник занимались? (играли)
Вот и третий день недели подходит- как его мы называем среда, на Масленицу его «Лакомкой » зовут.
Каждая хозяюшка колдует у печи. Кулебяки, сырники – всё им удаётся. Пироги и блинчики – всё на стол мечи!
И мы уже с вами знаем что главное угощение на празднике?
Дети: Блины. А вот о блинах и масленице не только песни пели, но и поговорки слагали. Посмотрите у вас на партах карточки с ловами, вы сейчас вместе с соседом по парте , попробуйте составить поговорку.(пословицу)
Работа в парах.
Какие же у вас поговорки получились. Ребята зачитывают поговорку. А как вы понимаете смысл этих поговорок.
Учитель: Вот и наступает четвертый день четверг широкий- середина масленицы, раздольный «РАЗГУЛЯЙ». Как вы думаете, что делали люди в этот день? Давайте посмотрим картины?
Учитель: Какие приметы праздника вы видите? ( Катались на горках и качелях, на санях, строили снежные крепости, пели песни, устраивали ярмарку, театры.)
Учитель: Внимательно приглядитесь, какую музыку можно услышать вглядываясь в эти картины?
Дети:– Можно услышать шум праздничной толпы, перезвон бубенцов на тройках лошадей, колокольный звон.
Учитель: Как хочу вам загадать музыкальную загадку. Отгадайте? Ни один праздник на Руси не обходится без этого музыкального инструмента ? – Муз. фрагмент. В руки ты ее возьмешь, то растянешь, то сожмешь, звонкая нарядная, русская двухрядная (гармонь)
А какую задорную песенку каждый на празднике по куплетику может спеть?, подскажите мне…частушка. Ребята, а вы знаете, что такое частушки? (Ответы детей).
Частушка- это веселая песенка, в которой много куплетов, появились частушки 200 лет назад, произошли они от шуточных прибауток и песен, плясовых и игровых припевок Кто сочиняет частушки? исполняются они в оживленном темпе, характер частушки- озорной, насмешливый, шутливый Дети, скажите, почему на праздниках, гуляньях почти всегда поют частушки? ( Они веселые, задорные, шуточные. Когда поют частушки, всем весело, хочется танцевать.)
Послушайте частушку.
Учитель: А теперь, мы её выучим и споем частушку. Я начну –вы не зевайте, и за мной все повторяйте, Если будем дружно петь – будет песенка звенеть! Частушки исполняем
Веселей играй, гармошка.
Масленица, не грусти!
Приходи весна скорее,
Зиму прочь от нас гони! Я сейчас вместе споем частушку, а вы мне подыграйте ритмично на музыкальных инструментах (раздаю муз. инструменты, вспоминая названия).(рубель, трещотки, деревянные ложки, бубны, погремушки)
А солнышко нас зовет вперед. Давайте вспомним как же называется пятый день недели(пятница) , а шестой(суббота). Вывешиваются названия дней. «Тёщины вечёрки» И «Золовкины посиделки»
У: В пятницу и субботу ходили к родственникам в гости
Всю неделю Масленицу славили, хвалили. Вечерами в гостях песни распевали.
Давайте вспомни песню «Масленица».
«Разрумяными блинами » (дети исполняют вместе учителем под фонограмму)
Учитель: Ребята мы еще не очень хорошо знаем второй куплет, доучим его.
Вот и наступает седьмой день (воскресенье) А воскресенье с Масленицей прощалась. Ребята, а какой обряд совершали в конце праздника? ( сжигали чучело в костре.)
Для чего сжигали? ( Как символ победы весны, сжигали лютую зиму.) В последний день праздника люди просили друг у друга прощения .А кто знает как называют в народе этот день?( Прощеное воскресенье.) А вам приходилось когда-нибудь просить прощенье. А у кого вы будете просить прощение? А давай сейчас вместе громко скажем «Простите нас пожалуйста».
У: Шумный веселый праздник заканчивался большой ярмаркой.
Рефлексия (подведение итогов урока)
У: И наш урок подошел к концу, сядьте поудобнее. Что мы сегодня узнали в результате нашего урока? где побывали? А мы сейчас проверим были вы внимательны на уроке. Давайте отгадаем мои загадки:
Желтая тарелка на небе висит,
Желтая тарелка всем тепло дарит? (Солнце)
И с икрой, и со сметаной –
Всякие они вкусны!
Ноздреваты и румяны –
Наши солнышки-… (блины)!
Как называются маленькие, шуточные песенки? (Частушки)
Как называются веселые развлечения во время масленичных гуляний? (Игры)
С каким древним праздником мы сегодня познакомились? (Масленицей).
Какие песни пели ?
А блины на Масленице символ чего?
Дети: Символ солнца.
Учитель: Ребята, посмотрите у вас сегодня на уроке у каждого был символ нашего праздника , – солнышко, на котором было написано ваше имя. Но оно не простое. На обратной стороне солнышка написано для вас домашнее задание. Домашнее задание для каждого будет разное: кому-то найти поговорку про Масленицу, кому-то сочинить частушку, а кому-то нарисовать рисунок по теме «Масленица». Вы дома внимательно прочитаете домашнее задание и выполните его к следующему уроку.
Учитель : А теперь нам пора Масленицу задобрить. Давайте сами оценим свою работу: Кто доволен своей работой, «Угостит» Масленицу блинком с вареньем. Кто не очень доволен, блинком с маслицем. А у кого трудности на уроке встречались, простым блинком.
Учитель: Я хочу поблагодарить вас за работу, вы все очень замечательно пели, играли, импровизировали - Молодцы!
Ребята, вы славно все здесь занимались!
Хочу сказать спасибо вам!
А также угостить блинами
И пожелать здоровья вам!
До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока музыки,1 класс. Тема: Что может музыка?
Урок музыки по программе Кабалевского сиспользованием технологии развития самоконтроля и взаимоконтроля....
Конспект урока музыки по ФГОС 1 класс по программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой Раздел: «Музыка и ты» Тема: «Музыка в цирке»
Цель: познакомить детей, с музыкой, звучащей в цирке, с ее огромным значением в цирковом представлении, познакомить с композитором Исааком Дунаевским, с артистами цирка. Задачи:Предметные:научатс...
Конспект урока музыки в 3 классе. Звучащие картины. Прощание с масленицей
На уроке обучающиеся знакомятся с понятиями "контраст" и "повтор", изучают народные масленичные игры...
План - конспект урока музыки по теме: Конспекты уроков музыки в начальной школе
Здесь вы найдете конспекты уроков музыки в начальной школе!...
Конспект урока музыки "Изобразительность в музыке Эдварда Грига" (2 класс, УМК: Музыка 1 - 4 кл. В.О.Усачева, Л.В.Школяр)
Данный подробный конспект урока посвящен изучению произведений Эдварда Грига.Цель урока - осмысление учащимися понятия "изобразительности в музыке" во взаимосвязи с "выразительнос...
Конспект урока музыки в 1 классе Тема: Музыка утра, разработчик :Карпец Екатерина Александровна (урок – игра)
Урок в 1 классе Тема: Музыка утра Изучение нового материала; урок – игра Цель: Дальнейшее формирование представлений детей о богатстве и многообразии художественно-выразительных средств музыкальн...