Образы отрицательных героев в русском фольклоре, литературе, композиторской музыке и кинематографе.
проект по музыке (3 класс) на тему
Актуальность темы видится в приобщении к традиционному русскому фольклору, музыке, кинематографу, возвращению к своим истокам. Ведь в современном мире мы, к сожалению, наблюдаем засилье западной культуры. Именно обращение к традициям русского народа и его культуре насущно на сегодняшний день. Мы должны не только знать наши истоки, но также и умело применять знания, накопленные веками. Именно в них заключается мудрость.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metapredmetnyy_proekt_3a_2015-16.docx | 38.83 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПРОЕКТ
Руководитель Кириллова О. А.
Тема: Образы отрицательных героев в русском фольклоре,
литературе, композиторской музыке и кинематографе.
Цели:
- рассмотреть образы отрицательных персонажей в различных видах искусства на примере Бабы Яги, Лешего, Кикиморы, Кощея Бессмертного, Змея Горыныча. Как , каким образом характеризует эти персонажи русский народ, композитор, режиссер.
- нахождение творческих решений в создании проекта
- научить детей работать в команде
Задачи:
- познакомиться с образами отрицательных героев в русском фольклоре
- познакомиться с образами отрицательных героев в музыке русских композиторов
- познакомиться с образами отрицательных героев в советском кинематографе
- изучить происхождение отрицательных героев
- рассмотреть образы отрицательных героев как неотъемлемую часть народного эпоса, композиторской классической, эстрадной и народной музыки, как неиссякаемый источник для создания фильмов-сказок и мультфильмов.
Методы работы над проектом:
- подбор информации (слушание, просмотр) , выбор произведений
- мозговая атака - способ коллективной мыслительной работы, имеющий целью нахождение нетривиальных решений обсуждаемой проблемы и строящийся на снятии барьеров критичности и самокритичности учащихся
- суть метода мозговой атаки - равенство статуса участников проекта, ограниченность работы во времени, запрет на взаимную критику
- метод синектики (с греческого означает "совмещение разнородных элементов") - работа постоянных(ой) групп(ы), применяющих различные приемы активизации своего творческого потенциала
- метод игры - игровые приемы в разучивании произведений
- метод создания сценария - представление проекта в виде описания последовательного развития событий
- коллаж - участники проекта ( респонденты) составляют коллаж на тему: "Образы отрицательных персонажей в 22 веке"
- работа с информационными источниками, анализ и обобщение информации
Гипотеза:
на самом ли деле существовали прототипы Бабы Яги, Лешего, Кикиморы, Кощея Бессмертного и Змея Горыныча.
Актуальность. Почему возник интерес?
- Указ Президента от 07.05.2012 О мерах реализации государственной политики в области образования и науки.
Формирование у обучающихся общекультурных и социальных компетенций, системных исторических и культурологических знаний; умений самостоятельной творческой работы с содержанием современной культуры и социальной жизни, как основы самоидентификации личности, любящей свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции; мотивированный на творчество и инновационную деятельность, креативно и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, готовый к сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность.
Школа 2020:
- умение работать с большими объемами информации
- коммуникативные компетенции
- креативность – ключевая задача образования
- способность к самообразованию
- Сказочные герои ... Услышав эти слова, мы сами того не замечая, мысленно переносимся в волшебный мир… У каждого из нас своя любимая сказка, музыка, филь, мультфильм... И пришли они к нам из раннего детства.
Актуальность темы видится в приобщении к традиционному русскому фольклору, музыке, кинематографу, возвращению к своим истокам. Ведь в современном мире мы, к сожалению, наблюдаем засилье западной культуры. Именно обращение к традициям русского народа и его культуре насущно на сегодняшний день. Мы должны не только знать наши истоки, но также и умело применять знания, накопленные веками. Именно в них заключается мудрость.
Так появилась тема нашего проекта «Образы отрицательных героев в русском фольклоре, композиторской музыке и кинематографе".
План:
- Вступление
- Образ Бабы Яги
- Образ Лешего
- Образ Кикиморы
- Образ Кощея Бессмертного
- Образ Змея Горыныча
- Заключение
- Ресурсы
1.Вступление (3 мин.)
Песня «В гостях у сказки» сл. Ю. Ким, муз. В. Дашкевич
Если вы не так уж боитесь Кощея,
Или Бармалея и Бабу-Ягу,
Приходите в гости к нам поскорее,
Там, где зеленый дуб на берегу.
Там гуляет чёрный котище учёный,
Пьёт он молоко и не ловит мышей,
Это настоящий кот говорящий,
А на цепи сидит Горыныч-змей.
Пр. Приходите в гости к нам,
Поскорей приходите в гости к нам!
Кот про всё расскажет вам,
Потому что он видел всё сам.
Ах, как тихо и темно!
Ах, как чудно и чудно!
Ах, как страшно и смешно,
Зато в конце все будет хорошо!
Ты узнаешь много волшебных историй:
Тут тебе и "Репка", и ключ золотой.
Тут и Черномор, тот самый, который
Зря всех пугал своею бородой.
А в конце концов, всему свету на диво,
После приключений, сражений и драк,
Станешь ты весёлым, как Буратино,
И очень умным, как Иван - дурак!
Песня звучит в фильме-сказке «Там, на неведомых дорожках» 1982 г. Поставлен по книге Э. Успенского «Вниз по волшебной реке».
2. Образ Бабы Яги
А. Стихотворение «Бабка – Ёжка» Н. Бацанова (1 мин.)
Бабка- Ёжка как-то раз
Записалась в первый класс.
Скучно стало вдруг старушке
В старой маленькой избушке. (Ева Акопян)
Бабке нравится бузить
Любит Ёжка подерзить.
В школу в ступе прилетела
И на первой парте села. (Стас Титов)
Стал учитель говорить:
-Будем азбуку учить.
Но какое с ней ученье,
Только сущее мученье! (Алина Симонова)
Ей учиться недосуг,
Одолел её недуг.
-Ой, спасите, помогите,
Поскорей меня лечите! (Ксюша Собакина)
Дайте мне лягушек пять-
Их в болоте надо взять.
Я варю их с пауками
И сушёными грибами. (Галя Алидустова)
Это зелье - высший класс,
Принимать - по ложке в час.
Бабка стонет, бабка плачет
И по классу скачет, скачет! (Артем Кудрявцев)
Бабке - Ёжке мы сказали:
-Вы бы лучше не мешали.
Вы тихонько посидите,
На детишек посмотрите. ( Саша Гайдук)
Вам у них бы поучиться,
Как положено учиться!
Вы попали в этот раз
В очень славный, дружный класс! (Маша Трушина)
Прозвенел уже звонок,
И давно идет урок.
И теперь нельзя резвиться,
Слушать надо и учиться! (Святослав Дронов)
Ей понятно стало вскоре,
Как учиться надо в школе! (все)
Б. Народна песенка- дразнилка «Баба- Яга» ;
Русская народная игра «Баба- Яга» обработка М. Иорданского
( Хрестоматия музыкального материала к учебнику Музыка 1 класс.
Составители Сергеева, Критская, Шмагина . )
В. Видеоролик ( 1.14 мин.)
«Частушки Бабок - Ёжек» сл. Ю. Энтина, муз. М. Дунаевского
из мультипликационного фильма «Летучий корабль» 1979 г.
По мотивам русских народных сказок. Веселые шутки уместны до сих пор, а песни со
временем не потеряли до сих пор свой шарм. Шедевр мультипликации буквально
завораживает зрителя своей простотой и гениальностью.
3. Образ Лешего
А. Стихотворение «Про Лешего» Инна Гурина (1 мин.)
Месяц долькой апельсина
Между тучами ютится,
Гулко чавкает трясина,
Деду-Лешему не спится. (Собакина Кс.)
Он гуляет по болоту,
То вздыхает, то бормочет,
То ругает он кого-то,
То поймать кого-то хочет. (Гайдук Саша)
Раньше звери в страхе жили,
А теперь вот – не боятся!
В наши дни нечистой силе
Просто некуда податься! (Симонова Алина)
Напугать хотел корову,
Но навстречу вышел бык,
Посмотрел в глаза сурово,
Старый леший тут же сник. (Кудрявцев Артем)
Бродит Леший по дорожке,
Может встретится хоть кто-то!
Хоть чуть-чуть, ну хоть немножко
Попугать зверей охота!( Трушина М., Акопян Е.)
Б. Презентация «Леший» с использованием композиторской музыки (3 мин.)
Н. А. Римского - Корсакова из оперы «Снегурочка»
- Пролог. Зимний лес. Сцена Лешего и прилет Весны
- 4 действие. Вступление. Заколдованный лес
В. «Песня про Лешего» (2, 29 мин.)
сл. А. Варганов, музыка MidiMaxi & Андрей Варганов.
в профессиональном исполнение вокальной группы «Мишель»
Где то там, за высокой горой бродит леший с большой головой.
У нас... с большой головой, наш с тобой нарушает покой.
Где то там за высокой горой, за оврагом крутым, за глубокой рекой
Не изба с трубой и не терем с ларцом, в темной чаще густой под холодной луной...
Там очень маленький дом, белым снегом густым запорошены окна.
Там, на печке с высокой трубой, плачет он перед сном…так ему одиноко!
Где то там, за высокой горой бродит леший с большой головой,
У нас... с большой головой, наш с тобой нарушает покой.
В детстве сказки нам читали про загадочные дали,
Про широкие моря и заморские края.
Всякой нечисти полно там: водяной живет в болоте,
Там в избушке Бабка –Ежка, и Кащей глядит в окошко.
Говорят, что Леший страшный, говорят, что он ужасный,
Но его я не боюсь, вот возьму, и подружусь!
Где-то, где-то, где-то за зимой и летом,
За глубокой речкой чудо бродит где-то.
Где-то... (дев.) Где-то... (мальч.) Где-то... (все) А-а…!
Где то там, за высокой горой бродит леший с большой головой.
У нас... с большой головой, наш с тобой нарушает покой.
У нас... с большой головой, наш с тобой нарушает покой.
У нас... с большой головой, наш с тобой нарушает покой.
4. Образ Кикиморы
А. Речь Кикиморы из русского фольклора:
Значит, я не зря плутала…
Значит, я туда попала!
Все тропинки исходила,
На ногах мозоль набила.
Что? Меня не узнаёте?
Так-так-так, ну вы даёте!
Я ж Кикимора лесная,
Очень вредная и злая.
Я веселье отменяю,
Всех отсюда выгоняю!
(Свистит в свисток, бегает среди ребят, пугает их)
Ребята: Никуда мы не уйдём!
Мы все вместе сказку ждем!
Б. Видеоролик на музыку русского композитора Анатолия Константиновича Лядова
«Кикимора»
Народное сказание для оркестра из цикла «Сказочных картинок» (6.13 мин.)
В начале 80-х годов 19 века А. К. Лядов (1855- 1914 ) задумал написать несколько программных симфонических картин, использующих образы русских сказок. Воплощение этого замысла, как почти всегда у композитора, растянулось на долгие годы. Лишь в начале XX века появляется первая из задуманных пьес — «Баба - Яга», через несколько лет возникает «Волшебное озеро», и в 1909 году — «Кикимора».
Очень подробно рассказывается о ней в «Сказаниях русского народа» Ивана Петровича Сахарова- знаменитый археолог, собиратель песен, народных верований, преданий и обычаев (1807- 1863 г.)
В отличие от предшествующих пьес, этой предпослана развернутая программа, целиком почерпнутая из книги: «Живет, растет Кикимора у кудесника в каменных горах. От утра до вечера тешит Кикимору кот-баюн — говорит сказки заморские. Со вечера до бела света качают Кикимору во хрустальчатой колыбельке. Ровно через семь лет вырастает Кикимора. Тонешенька, чернешенька та Кикимора, а голова-то у нее малым - малешенька, со наперсточек, а туловища не спознать с соломиной. Стучит, гремит Кикимора от утра до вечера; свистит, шипит Кикимора со вечера до полуночи; со полуночи до бела света прядет кудель конопельную, сучит пряжу пеньковую, снует основу шелковую. Зло на уме держит Кикимора на весь люд честной».
5. Образ Кощея Бессмертного
А. Сказка «Про Кощея Бессмертного» (фрагмент) автор О. Панчишкина ( 2 мин.)
Все представлены герои,
Кроме главного, не скрою,
Трудно мне назвать его положительным.
Того, Где же взять в лесу? Посмею
Познакомить вас с Кощеем.
Царь Кощей сидит-пирует
В день рождения. Сычом
Думу думает, горюет.
Не заманишь калачом
Собеседников на пир,
Царь - один на целый мир!
Лица надоевших слуг...
Кощей:
Ни души! Взять на испуг
Интереснейших гостей
Из заморских волостей
Не составило б труда,
И не кисла бы еда!
Что за слуги! Где ваш пыл?
Слуги:
След гостей давно простыл.
Кто из них на кол посажен,
Кто вообще, обезображен,
В истуканов превращён,
Кто в темнице заточён.
Остальные испужались,
Кто куда поразбежались.
Кощей:
Замолчите! Триста лет
Мне уже, а рядом нет
Ни жены и ни детей,
Разве хуже я людей?
Отвечайте, верны слуги,
Нет ли девицы в округе
С необычной красотой?
Я ведь парень холостой!
Слуги:
Ты помилуй, царь-отец,
Мы давно бы в твой дворец
Привели её за косу!
Кощей:
Ну, тащите!
Слуги:
Нет вопросов,
Окромя что одного.
Ты скажи, вести кого?
Кто тебя достойны были,
Замуж все повыходили.
С Василисой, помнишь ты? -
Получились нелады,
А красавица Настасья…
Та с тобою не сошлася.
Кощей:
Лучше уж не вспоминать,
Как тащил её венчать
Силой я, да оступился
И по лестнице скатился
В погреб, а она, - ТОПНУТЬ НОГОЙ! (зараза),
Заперла меня и сразу,
Сняв сапожки на меху,
Побежала к жениху!
За Марию встал Иван -
Этот русский хулиган!
Отыскал мою иглу…
Жизнь моя идет к концу!
С той поры я стал тощей!
Тех историй, как кощей...
Очень хочется жениться,
Но на ком? Где та девица,
Что мне скажет: «Ты, Кощей -
Наилучший из мужей!»
Может, поглядеть вокруг
В нашем царстве, ну, а вдруг ?
Б. Видеофрагмент художественного фильма «Кащей Бессмертный» 1944 г. (5 мин.)
Сказка о русском богатыре - Никите Кожемяке, о его боевом друге - Булате Балагуре, о Марье Моревне - красоте ненаглядной, о злом вороге Кащее Бессмертном...
Одна из первых сказочных экранизаций, в оригинальной черно-белой версии, которая сохранилась до наших дней и не потеряла своего очарования. Фильм «Кащей Бессмертный», снятый еще во время Великой Отечественной войны, по праву вошел в золотой фонд советского кинематографа.
6. Образ Змея Горыныча
А. Презентация «Змей Горыныч» (3 мин.)
В презентации использована музыка русского композитора Александра Порфирьевича
Бородина Симфония №2 «Богатырская».
А. П. Бородин (1833-1887) – русский ученый-химик и композитор.
Вторая симфония — одна из вершин его творчества. Она принадлежит к мировым
симфоническим шедеврам, благодаря своей яркости, своеобразию, монолитности
стиля и гениальному претворению образов русского народного эпоса.
7. Заключение (3 мин)
А. Стихотворение В. Суслов
Мы с хорошей сказкой неразлучны,
А чудес у сказки до небес!
Вы представьте, как бы было скучно,
Если б в мире не было чудес.
В древности слагались небылицы,
И сейчас рождаются они:
Вот книжные герои сходят со страницы –
Прямо к нам, в сегодняшние дни!
Плывут угрюмые века, плывут, как в небе облака.
Спешат, бегут за годом год, а сказка - на тебе!- живёт!
Когда и кто её сложил в своей избушке где-то,
И самый старый старожил не даст тебе ответа.
И про зверей, и про царей, и что на свете было –
Всё сказка в памяти своей нам с вами сохранила.
Она живёт в любом дому и странствует по странам.
А почему? Да потому, что без неё нельзя нам.
Б. Видеоролик песни «Сказки гуляют по свету» муз. Е. Птичкин, сл. Е. Пляцковский
Все дети поют песню ( караоке 2.10 мин.)
В. Таким образом, образы отрицательных героев, рассмотренные нами в фольклоре,
композиторской музыке и кинематографе: Баба Яга, Кощей Бессмертный и Змей
Горыныч, Леший и Кикимора показали и доказали ,что их появление не случайно.
Они герои мифов древних славян, который очень богат, не до конца изучен и хранит
еще много загадок. И еще обязательно будут новые открытия в различных видах
искусства!
Ресурсы
- Песня «В гостях у сказки» сл. Ю. Ким, муз. В. Дашкевич из фильма-сказки «Там, на неведомых дорожках» 1982 г. Поставлен по книге Э. Успенского «Вниз по волшебной реке».
- Стихотворение «Бабка – Ёжка» Н. Бацанова
- Народна песенка - дразнилка «Баба - Яга» ;
- Русская народная игра «Баба - Яга» обработка М. Иорданского
- Видеоролик «Частушки Бабок - Ёжек» сл. Ю. Энтина, муз. М. Дунаевского
из мультипликационного фильма «Летучий корабль» 1979 г. ссылка:http://yandex.ru/video/search?filmId=IR
- Стихотворение «Про Лешего» Инна Гурина
- Н. А. Римский - Корсаков опера «Снегурочка». Пролог. Зимний лес. Сцена Лешего и прилет Весны.; 4 действие. Вступление. Заколдованный лес
- «Песня про Лешего» сл. А. Варганов, музыка MidiMaxi & Андрей Варганов.
- Речь Кикиморы из русского фольклора; ссылка: rus.ruolden.ru›854/kikimora-shishimora/
- Видеоролик на музыку русского композитора А. К. Лядова «Кикимора»; ссылка: http://yandex.ru/video/search?text
- Сказка «Про Кощея Бессмертного» О. Панчишкина (фрагмент)
- Видеофрагмент художественного фильма «Кащей Бессмертный» режиссер А. Роу 1944 г.
- Музыка русского композитора А. П. Бородина Симфония №2 «Богатырская»; сайт belcanto.ru›s_borodin_2.html
- Стихотворение «Мы с хорошей сказкой неразлучны» В.Суслов
- Видеоролик песни «Сказки гуляют по свету» муз. Е. Птичкин, сл. Е. Пляцковский; ссылка http://yandex.ru/video/search?text
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образ Бабы-Яги в русском фольклоре
Презентация для начальной школы...
Конспект по музыке. Тема:"Характерные особенности народной и композиторской музыки"
Конспект по музыке для 3 класса Тема:"Характерные особенности народной и композиторской музыки"...
урок литературного чтения 3 класс свиридова по теме "Образ ветра в литературе, живописи, музыке"
Урок-исследование образа ветра в литературое, живописи, музыке в 3 классе по литературному чтению...
Урок музыки в 3 классе. Тема: «Связь народной и композиторской музыки»
Урок по УМК "Школа 21 века"...
Образ Петра I в русской и советской литературе, живописи, музыке.
Образ Петра I в русской и советской литературе, живописи, музыке....
2 КЛАСС. Интегрированный урок музыки и литературного чтения Тема: Образ зимы в литературе и музыке.
Цели:- воспитывать в детях интерес к пониманию музыки и литературы; желание не только понять художественные образы, созданные этими видами искусства, но и самим создать некий продукт художествен...
Муниципальная научно-практическая конференция школьников «Шаг в науку» . Учебно-исследовательская работа " Образ печки в русском фольклоре и в жизни русского народа " (литературное чтение)
Мы все очень любим читать сказки. В данной работе вы сможете найти ответ на вопрос: «Почему русский народ в сказках постоянно упоминает печку». Познакомитесь со строением русской печки и о...