Муниципальная научно-практическая конференция школьников «Шаг в науку» . Учебно-исследовательская работа " Образ печки в русском фольклоре и в жизни русского народа " (литературное чтение)
проект по чтению (4 класс)
Мы все очень любим читать сказки. В данной работе вы сможете найти ответ на вопрос: «Почему русский народ в сказках постоянно упоминает печку». Познакомитесь со строением русской печки и образом русской печи в русских народных сказках. Узнаете о значении печки в жизни русского народа и о том, что печка греет, кормит, учит, лечит.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проектно-исследовательская работа | 734.5 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ярцевская средняя школа № 4
имени Героя Советского Союза О.А.Лосика
Муниципальная научно-практическая конференция школьников «Шаг в науку»
Учебно-исследовательская работа
Образ печки в русском фольклоре
и в жизни русского народа
(литературное чтение)
Выполнили работу
обучающиеся 4 «б» класса:
Осипова Элина
Мельникова Маргарита
Володина Полина
Руководитель:
Горбачёва С.В.
2022 – 2023 уч. год
Аннотация
Мы все очень любим читать сказки. В данной работе вы сможете найти ответ на вопрос: «Почему русский народ в сказках постоянно упоминает печку». Познакомитесь со строением русской печки и образом русской печи в русских народных сказках. Узнаете о значении печки в жизни русского народа и о том, что печка греет, кормит, учит, лечит.
Оглавление
I. Введение.
1.1. Цель и задачи проекта……………………………………... с. 4 -5
1.2. Целевая аудитория, заказчик……………………………… с. 5-6
1.3. Этапы и методы работы над проектом……………………… с. 6
II. Основная часть.
2.1. Опрос среди одноклассников……………………………… с. 6
2.2. Работа в группах по теме исследования………………… с. 6 -7
2.3. Работа с научной литературой по теме исследования… с. 7 - 10
III. Заключение……………………………………………………… с.10-11
IV. Список источников информации по проекту……………………. с. 11
V. Приложения………………………………………………………. с.12 - 15
I. Введение.
Мы очень любим читать сказки. Нас заинтересовал тот факт, что практически в каждой русской народной сказке присутствует печка. Почему русский народ постоянно упоминает печку в поговорках, пословицах, сказках и даже стихах? Что символизирует русская печь? Почему обычный предмет быта заслужил такое уважение и любовь, ведь ни в одной сказке печка не изображалась отрицательным героем? Сегодня русская печь – раритет. А ведь раньше ее использовали не только для приготовления еды и обогрева помещений, ее считали душой дома. Почему? Какую волшебную работу выполняла матушка-печь? Народ раньше так называл печку и относился к ней как к живому существу. Просто загадка! И мы решили её разгадать.
Пытаясь найти ответы на все эти вопросы, мы решили провести исследование.
1.1. Цель и задачи проекта.
Сначала мы определили для себя цель.
С помощью научной литературы (словарей, энциклопедий, сказок, пословиц, загадок) найти ответ на вопросы: «Почему русский народ постоянно упоминает печку в поговорках, пословицах, сказках и даже стихах? Почему обычный предмет быта заслужил такое уважение и любовь у русского народа?»
Чтобы достигнуть цели, мы поставили перед собой задачи.
- Провести опрос одноклассников и узнать:
- Почему русский народ считает печь душой дома?
_____________________________________________________
- Почему русский народ в сказках постоянно упоминает печку?
_____________________________________________________
- Перечислите сказки, в которых упоминается русская печь.
_____________________________________________________
- Верите ли вы, что печка:
греет…………………. ДА НЕТ
кормит………………. ДА НЕТ
учит…………………. ДА НЕТ
лечит …………………ДА НЕТ
моет и стирает……… ДА НЕТ
- Чтобы вы хотели узнать о печке?
- Изучить научно-популярную литературу по теме.
- Словари, энциклопедии, исторический материал
- Русские народные сказки
- Пословицы и поговорки
- Стихотворения, посвящённые печке
- Посетить музей «В мире сказок» в городе Смоленск
- Познакомиться с образом русской печи в русских народных сказках.
- Узнать о значении печки в жизни русского народа
- Узнать о том, что печка действительно греет, кормит, учит, лечит, моет и стирает.
- Донести новую и интересную информацию о печи в русском фольклоре до одноклассников.
- На уроке технологии «Интерьеры разных времен» выполнить макет русской печки.
- Выполнить презентацию результатов исследования: диафильм, стихи о русской печи, фотографии о музее «В мире сказок».
- Сочинить свои сказки о матушке-печке и провести конкурс на лучшую сказку.
1.2. Целевая аудитория, заказчик.
Результаты опроса одноклассников:
Вопросы | Ответы |
1.Почему русский народ считает печь душой дома? |
|
2.Почему русский народ в сказках постоянно упоминает печку? | Это сказочный герой – 5 чел. Всем помогает - 2 чел. Не знаю – 12 чел. |
3.Перечислите сказки, в которых упоминается русская печь. |
|
4.Верите ли вы, что печка: -греет…………………. ДА НЕТ | Верят -14 чел. |
-кормит………………. ДА НЕТ | Верят -12 чел. |
-учит…………………. ДА НЕТ | Верят 2 чел. |
-лечит …………………ДА НЕТ | Верят – 6 чел. |
-моет и стирает……… ДА НЕТ | Верят 2 чел. |
5.Чтобы вы хотели узнать о печке? | Как произошла печь? Как подогревается еда в печи? Умеет ли печь разговаривать? Как печь стала волшебной? |
Опираясь на опрос одноклассников, мы выдвинули гипотезу:
русская печь – это реальный необходимый предмет быта, которому присваивал народ волшебные качества не только в сказках, но и в повседневной жизни.
Объект исследования – русская печь.
Предмет исследования – образ печки в русском фольклоре и в жизни русского народа.
1.3. Этапы и методы работы над проектом.
Для того чтобы, провести исследование мы составили план работы.
План исследования.
- Провести опрос среди одноклассников.
- Поработать в группе и подумать самостоятельно по теме.
- Обратиться за помощью в подборе материала, организации экскурсии в музей к родителям.
- Изучить литературу по теме исследования.
- Обратиться к компьютеру, найти информацию в сети Интернет.
- На уроке технологии изучить интерьер русской избы и выполнить макет.
- Подготовить презентацию своего исследования для одноклассников.
- Провести конкурс сказок собственного сочинения.
II. Основная часть.
2.1. Опрос среди одноклассников.
Мы провели опрос одноклассников и поняли, что многие ребята думают, что печка – это вымышленный персонаж. Все любят читать сказки, поэтому образ печки всеми любим.
Возникла проблема. Действительно ли образ печки в русском фольклоре и в жизни русского народа является вымышленным.
2.2. Работа в группе по теме исследования.
Мы привлекли родителей для решения поставленных задач. У нас образовались группы по интересам: семья Володиной Полины, которая отвечала за изучение сказок в мультфильмах и создание диафильма; семья Осиповой Элины работала над организацией экскурсии в музей и подготовкой материала к уроку технологии; и семья Мельниковой Маргариты изучала русский фольклор, работала над сочинением стихов о печи и готовила сценарий конкурса сказок. Классный руководитель: Горбачёва Светлана Викторовна редактировала полученный материал и помогала объединить фрагменты в целое.
- Работа с научной литературой и информацией по теме исследования.
Печь – душа русского народа.
Для того, чтобы выяснить откуда появился образ печи, мы решили найти значение слова «печь» в толковом словаре.
ПЕЧЬ. Сооружение (из камня, кирпича, металла) для отопления помещения, приготовления горячей пищи. Комнатная печь. Русская печь (большая квадратная кирпичная печь с широким полукруглым жерлом и верхней лежанкой). Лежать на печи (также перен.: бездельничать; разг.).
Пословица. Хочешь есть калачи, так не лежи на печи.
От печи шёл свет (в ней же горел огонь), поэтому вечера напролёт возле них сидели женщины и занимались любимым рукоделием – пряли.
На Руси существовал неофициальный народный праздник – День русской печи. Отмечали его 19 мая. К этому времени холода отступали, и печь прекращали топить, предоставляя «царице» русской избы отдых. Наши предки использовали печь, в первую очередь, для обогрева дома. Топить печку начинали в середине октября, а заканчивали в мае.
Русские люди верили, что через печной дымоход можно связаться с умершими родственниками. Для этого в разгар праздничного застолья достаточно было подойти к печи и шепотом позвать умершего. Тогда он присоединялся к трапезе. Кроме того, согласно народным поверьям за печкой жил домовой – хранитель домашнего очага. На Руси было принято здороваться с печью. Для этого было достаточно к ней прикоснуться.
Вывод.
Печь — это своеобразная граница между реальным миром и миром невидимым, потусторонним, миром «нечистых». В избе есть «запечный» житель – Домовой.
Печь в русских народных сказках.
Само выражение «русская печь» навевает ощущение тепла, уюта и старины. Она занимает прочное место в истории, являясь олицетворением не только быта, но и фольклора.
В сказках и былинах этот элемент отопительного оборудования одушевляли, наделяли человеческими чертами. Русская печь с лежанкой часто появляется в сказках.
Помните русские сказки? Любимец щуки и русского фольклора Емеля лихо разъезжал на русской печи. А от гусей-лебедей Машенька с братцем Иванушкой где пряталась? Тоже в русской печи.
По своей сути, Русская печь - не только обогревательный прибор дома, это уникальное явление нашей славянской культуры, яркий символ русского духа.
Именно в ней Баба-Яга постоянно пытается прожарить то Иванушку, то богатырей, идущих на Кощея или Змея-Горыныча. Именно дровяная русская печь в бане является ее сердцем, где греют свои уставшие мышцы молодцы после ратных подвигов. В народных сказках животворящая сила русской печи была настолько чудесной, что положенный на нее чурбан мог легко превратиться в младенца, из которого потом вырастал могучий богатырь.
Поднимемся на крыльцо и войдем в старую русскую избу.
Вы сразу заметите, что дверь в избе низкая, а порожек высокий, чтобы тепло не уходило и с улицы меньше дуло. Окна в избах раньше были очень маленькие. Иногда для сохранения тепла окон вообще не делали.
В горницах всегда было чисто. Стол, как правило, стоял под образами (иконами). Он делался деревянным, чаще из дуба. По праздникам стол покрывался подскатерником, а сверху — скатертью. К нему приставляли скамьи и лавки. Этот угол называли «красным».
Печь была неотъемлемой частью русской избы и занимала почти половину дома. Печь играла в жизни крестьянской семьи большую роль и во многом определяла её быт. Родилась она несколько столетий назад, а живёт по сей день. Значит для наших предков и для нас она очень полезна.
Чем же полезна русская печь?
Печь греет и кормит.
Русская печь сохраняла тепло на протяжении долгого времени и согревала дом, на ней сушили ягоды и грибы, также, в ней люди могли коптить рыбу, обжигать глиняную посуду и игрушки, отливать украшения и домашнюю утварь
В настоящей русской печи можно сделать любое блюдо. Никакие духовки, микроволновки, пароварки и прочие достижения техники не помогут придать еде тот аромат, который она имеет после приготовления в печи. Кстати, достаточно было растопить печку ранним утром, и она оставалась горячей на целый день, можно было использовать ее для готовки раннего завтрака и позднего ужина. Чаще всего готовили щи в горшке, самые разные каши, блины, в них также варили картошку, парили ягоды.
Самыми известными стали русские пироги. Приготовленные из поднявшегося теста, с потрясающими начинками из фруктов, овощей, мяса, рыбы, такие пироги в печи приобретают пышность, мягкость, они просто тают во рту. Не зря иностранных гостей всегда угощали и угощают именно пирогами.
Отсюда пошла и русская пословица: «Красна изба углами, а печь — пирогами».
Печь учит.
Сельские жители умели по печи предсказывать погоду. Существовал целый свод народных примет, по которому крестьяне подмечали разные детали, а затем толковали их значение.
- Если дрова в печи горят с треском — будет мороз, а если с гудящим шумом — жди бурана.
- Дрова горят вяло или гаснут — в ближайшие дни наступит оттепель.
- Дрова в печи хорошо разгораются и горят с легким потрескиванием, а дым из трубы поднимается вверх — верный признак солнечного и безветренного дня.
- Дым выгибается коромыслом и стелется по земле — подтверждение предстоящего ненастья.
О пользе хорошей печи точно говорят русские народные поговорки:
Хочешь есть калачи – не сиди на печи
Бабья дорога – от печи до порога
Мети, мети, да из избы не выноси, а сгребай под лавку да клади в печь, чтоб дымом вынесло».
На печке и дед – герой.
За печкой-то и таракан хозяином живет
Про опытного человека так и говорили: он из семи печей хлебы едал.
В Рождество на крылечке, на Пасху у печки.
С солнцем распрощайся, ближе к печке подбирайся.
Печь в традиции древних русичей представляла собой своего рода отражение вселенной как триединого мира: небесного, земного и загробного. На печи и спали, в ней и мылись, а кроме того, считали обиталищем домового и местом общения с предками. Она обогревала и кормила, а потому воспринималась как центр дома. Поэтому не случайно выражение «танцевать от печки».
Выложить печь считалось непростым делом. Её складывали из кирпича и сверху обмазывали глиной.
За печкой делали низкий выступ, который называли «ЛЕЖАНКОЙ».
Посуда для приготовления пищи в русской печи имела определенную форму: горшки и чугуны были выпуклы и округлы потому, что они нагревались с боков. При этом дно горшка нагревалось слабо. Горшок с таким дном было легче поддеть ухватом и отправить в печь. Чтобы «горячий дух» не выходил из печи, её прикрывали ЗАГНЕТКОЙ.
Вывод.
Жители деревень не нуждались в прогнозах погоды – им помогала в этом печь.
Печь лечит.
С помощью печи лечились. На тёплую лежанку насыпали лечебные травы, увлажнённые водой, укрывали простынёй и на такой вот влажной постели лежал больной (очень хорошо лечить подобным образом было простудные заболевания). Как говорили, «печные кирпичи все болезни вытягивают».
«Страшные» места в народных сказках, когда злыдня Баба Яга пытается посадить на лопату и сунуть в печь Терешечку/Ивашечку,
На самом деле – отголосок старинного обряда «перепекания ребенка», который, несмотря на свою древность, был очень живуч и в иных местах сохранялся вплоть до XX века, а то и дольше. Итак, «перепекание ребенка» – древний обряд. В одних местах к нему прибегали в случае рождения недоношенного, хилого младенца, при наличии рахита («собачьей старости»), атрофии и прочих недугов. Печь в традиции древних славян представляла собой своего рода отражение вселенной как триединого мира: небесного, земного и загробного, равно как и место общения с предками. Поэтому к ее помощи обращались, чтобы спасти недужное дитя.
Вывод.
Русские печи с лежанкой использовали не только для сна, но и для лечения различных болезней.
Печь моет и стирает
Обычно в печи мыли самых немощных домочадцев – младенцев, стариков и больных, чтобы им не приходилось лишний раз выходить на улицу. Детей подсаживали в печь на лопате для хлеба (как Иванушку в сказках про Бабу-Ягу). Взрослых «ввозили» лежа, на большой доске.
С её помощью стирали. В большую чугунную посуду наливали воду, клали грязное бельё, добавляли золу, отправляли "готовиться" в печь, и периодически помешивая. Кстати, из печной золы делали мыло. Вот такое подобие ручной стиральной машины.
Вывод.
В русской печи люди мылись и парились, как в настоящей бане. Люди использовали золу, чтобы варить щелок для отбеливания белья, а угли от недогоревшей древесины, использовали в народной медицине.
III. Заключение.
Перечитывая русские народные сказки, мы видим, что печке в жизни народа отводилось особое место. Печке в доме оказывалась особая честь. Она не только кормила, она согревала, помогала в трудную минуту. Русские люди всерьёз думали, что если печке не оказать должного внимания, то она может всерьёз рассердиться, не помочь, не накормить.
Немудрено, что за печью следили как за зеницей ока. И сухие дровишки на этот случай находились даже у самого нерадивого хозяина. Считалось, что родившегося на печи ребенка в будущем ожидала интересная и счастливая жизнь, ведь матушка-печь наделяла его большой жизненной силой.
Теперь мы с уверенностью можем сказать, что выполнили главную цель исследовательской работы:
- изучили значение печи в жизни русского народа.
Действительно, «печка греет, печка кормит, печка учит, печка лечит».
- Мы проделали очень большую, интересную и кропотливую работу, пополнили словарный запас и обогатились бесценными знаниями и умениями.
- Полученные знания мы применили в школе на уроках литературы (сочинили стихи и сказки), технологии (диафильм и макеты избы с печью).
IV. Список источников информации по проекту.
1) Русские народные сказки
2) Народные русские сказки в обработке А.Н.Афанасьева, Москва, 1982.
3) Русские народные сказки в обработке Л. Н. Толстого. – Москва, 1993.
4) Русские народные загадки, пословицы, поговорки.- Москва, 1990.
5) Русские пословицы и поговорки. – Москва, 2000.
6) Т. Тарабарина Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. – Ярославль, 1997.
7) В. Даль Пословицы русского народа. – Москва, 1997.
5) С.И. Ожегов Толковый словарь. Издательство: Мир и Образование,2021
6) В.И. Даль Толковый словарь русского языка . – Москва, 2004.
7) Топорков А.Л. ''Перепекание'' детей в ритуалах и сказках восточных славян // Фольклор и этнографическая действительность. – СПб., 1992.
8) Афанасьев А.Н. Мифы, поверья и суеверия славян. - М., 2002
ИНТЕРНЕТ ИСТОЧНИКИ:
1) http://wiki.simbolarium.ru/index.php
2) http://mildhouse.ru/pechi_russkaya_pech/obschie_svedeniya/
3) www. pechka.su
4)www. pechi-pechi.ru
5) http://pechky.ru/novosti/istoriya-russkoy-pechi
7) http://mirslovarei.com/content_oje/pech-34346.html
9) https://kulturologia.ru/blogs/311217/37258/
10) https://www.culture.ru/materials/69154/tainy-russkoi-pechi
V. Приложения.
Посещение музея «В мире сказок»
Презентация проведённого исследования.
Урок технологии.
Конкурс сказок собственного сочинения
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно - исследовательская работа На тему: "Значение пословиц и поговорок в русском фольклоре"
Учебно - исследовательская работа На тему: "Значение пословиц и поговорок в русском фольклоре"...
ДЕНЬ НАУКИ ТЕМА: «ИСТОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ МОЕЙ ФАМИЛИИ» УЧЕБНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПРОЕКТНАЯ РАБОТА НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ: ФИЛОЛОГИЯ 1-4
Провести анкетирование одноклассников. Собрать и изучить материал о способах образования фамилий, истории образования фамилий моих одноклассников, образования фамилии ...
Материалы республиканской научно-практической заочной конференции. Педагогическая диагностика особенностей и возможностей личности школьника в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом.
Педагогическая диагностика – область деятельности учителя, в содержание которой входит целенаправленное изучение особенностей и возможностей личности учащегося с целью оптимального решения...
ПРОГРАММА муниципальной научно-практической конференции «Опыт организации проектной и исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС общего образования»
Обобщение и обмен опытом организации проектной и исследовательской деятельности в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС общего образования.Выступление на муниципальной научно-п...
Методическая разработка по подготовки обучающихся к участию в муниципальной научно-практической конференции.
Наш проект мы назвали «Безопасность школьников на дорогах наукограда Кольцово». Выполнил ученик 4 «Г» класса МБОУ «Лицей Технополис» Ильичев Ярослав.ВведениеМ...
Муниципальная научно-практическая конференция
laquo;Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детямбольшое человеческое счастье»В.А.Сухомлинский Сотрудничество учителя-дефектолога с родителями – залог...
Сборник материалов научно-практической межрегиональной конференции с методическим приложением "ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ"
Формирование основ финансовой грамотности у детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью...