Специфика музыкального восприятия у детей младшего школьного возраста
учебно-методический материал по музыке на тему
В статье дано описание термина "музыкальное восприятие", а также описана спицифика восприятия музыки у детей младшего школьного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
spetsifika_muzykalnogo_vospriyatiya_u_detey_mladshego_shkolnogo_vozrasta.doc | 52.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Специфика музыкального восприятия у детей младшего школьного возраста
Умение слышать музыку и размышлять о ней необходимо воспитывать в детях с самих первых уроков. При этом, всемерно развивая различные формы приобщения школьников к музыке, всегда надо иметь в виду, что в основе любой из этих форм лежит эмоциональное, активное её восприятие.
Предпосылки для развития музыкального восприятия имеются уже у учащихся начальной школы. При этом у младших школьников, в отличие от детей других возрастных периодов, личностная ориентация определяется направленностью на внешний предметный мир, у них преобладает наглядно-образное мышление и эмоционально-чувственное восприятие действительности, для них остается актуальной игровая деятельность. Характерная черта этого возраста - эмоциональная отзывчивость на непосредственные впечатления. Специфика музыкального искусства, его художественно-образная природа как нельзя лучше отвечает личностным потребностям младшего школьника. Это определяет педагогический потенциал и значимость музыкального воспитания в начальной школе.
Первый шаг в процессе музыкального воспитания младших школьников - развитие музыкального восприятия, поскольку настоящее, прочувствованное и продуманное восприятие музыки - одна из самых активных форм приобщения к музыке. Развитие восприятия музыки является важнейшей задачей музыкального воспитания младших школьников и происходит оно в процессе всех видов музыкальной деятельности. Например, для того, чтобы разучить на уроке песню, её сначала необходимо прослушать. Затем, исполняя её, важно вслушиваться в чистоту интонирования мелодии, выразительность её звучания и т.д.
Успешное развитие музыкального восприятия обусловливается наличием достаточного слушательского опыта, своеобразного информационного багажа. Так музыкальное восприятие взрослого человека отличается от детского тем, что музыка способна вызвать более богатые жизненные ассоциации, чувства, а так же возможностью на ином, чем дети, уровне осмыслить музыкальное произведение. В то же время уже в младшем школьном возрасте, при определённой деятельности, у детей можно наблюдать значительные успехи в развитии музыкального восприятия в сравнении с теми детьми, с кем работа по развитию восприятия целенаправленно не проводится.
Если человек вырос в немузыкальной среде, у него зачастую формируется негативное отношение к «серьёзной» музыке. Такая музыка не вызывает эмоционального отклика, если человек не привык сопереживать выраженным в нём чувствам с детских лет. Таким образом, развитие восприимчивости музыкальных произведений является следствием целенаправленного воспитания, подчиняющегося на различных возрастных этапах общим закономерностям. Вопрос заключается в том, что превалирует в сфере интересов и жизненных ассоциаций ребёнка на той или иной возрастной ступени. Музыкальное произведение, как и любое произведение искусства, имеет избыточную содержательную наполненность, которая может раскрыться в различных временах и различных условиях по-разному, разнообразно высветиться при встрече с человеческой индивидуальностью.
Говоря о музыкальном восприятии у ребенка именно младшего школьного возраста, необходимо отметить следующие, характеризующие его черты:
1. Преобладание неспецифических музыкальных средств в слуховом образе музыки над высотно-ритмическими отношениями;
2. Единый и неделимый характер образа, где все аспекты звучания, как бы сливаясь в сознании, фокусируются на чем-то одном (например, на тембровой или темпо-ритмической стороне музыки);
3. Фрагментарность, когда музыкальное целое воспринимается не как система, но как совокупность отдельных фрагментов;
4. Тяга к повторению коротких фраз в качестве ведущего ориентира музыкальной мысли и боязнь незнакомого материала (как следствие детской приверженности к копированию).
Выделяется несколько стадий развития способности к восприятию музыки младшими школьниками. Восприятие произведений музыкального искусства, как и вообще восприятие различных предметов окружающей действительности, может пройти несколько ступеней - от поверхностного, чисто внешнего схватывания бросающихся в глаза качеств произведения до постижения сущности и его смысла, раскрывающегося во всей его глубине. И движение восприятия от «поверхности» объекта к его смыслу и является как раз тем, что важно уловить для понимания этого процесс.
Первая стадия музыкального восприятия при первом, а часто и последующих прослушиваниях музыкального произведения отличается смутностью, нерасчлененностью. Воспринимая произведение в первый раз, младший школьник, получает лишь общее представление о музыкальном образе.
Действительно, у учащихся младших классов при первом знакомстве с новым музыкальным произведением возникает непосредственный интерес к восприятию нового, наиболее ярко проявляется обычно эмоциональный отклик на музыку, чаще всего положительный. Но не следует забывать, что часто неполноценное восприятие заставляет ребенка оставаться равнодушным к прослушанной музыке. Образ, возникающий у младших школьников на первой стадии музыкального восприятия, может быть очень неодинаков по своей глубине. Но, через эмоциональную реакцию, выражаемую в жестах, мимике, моторно-пластических проявлениях, а также в размышлениях по поводу услышанной музыки (пусть подчас и односложных) дети могут достаточно точно выразить характер и настроение прослушанного музыкального произведения. Воспринимаемый школьниками музыкальный образ есть сложное единство разнообразных средств музыкальной выразительности, творчески использованных композитором для передачи определённого содержания. Учащиеся младших классов школы не могут пока «адекватно воспринять всю систему средств, создающих музыкальный образ, как это способен сделать музыкант-профессионал. Тем не менее, он воспринимает в произведении его целостный образ - настроение, характер произведения».
Вторая стадия музыкального восприятия связана с повторными прослушиваниями музыкального сочинения целиком или в отрывках.
При этом происходит процесс углубления в содержание произведения, своеобразное «рассматривание», «ощупывание» его слухом и мыслью, выделение в нем наиболее ярких особенностей, осознание отдельных средств музыкальной выразительности. Повторное обращение к произведению может вызывать у слушателей-школьников «привыкание» к нему, изменить отношение к услышанному в положительную сторону, выявить чувство притяжения к красоте и гармонии.
Эта стадия музыкального восприятия на уроках музыки часто связана не только с осознанием содержания произведения в процессе его прослушивания, но и с включением аналитических свойств восприятия. «Под основным восприятием музыкального произведения подразумевается восприятие, связанное с его эстетической оценкой и осознанием содержания музыки, её идеи, характера переживания и всех выразительных средств, формирующих музыкальный образ.
Анализ содержания произведения может происходить в процессе пропевания его основных тем, пластического выражения отношения к музыке через поиск выразительных жестов, движений, мимики, соответствующих интонационной природе образа, привлечения несложного инструментария для выделения каких-либо средств выразительности. Следовательно, акцент на второй стадии восприятия как бы перемещается с непосредственно эмоционального на слуховой и мыслительный акты. Целостное восприятие, свойственное первой стадии, уступает мест дифференцированному, аналитическому, осмысленному.
Третья стадия музыкального восприятия - это повторное обращение к музыкальному сочинению, обогащенное возникшими ранее музыкально-слуховыми представлениями и ассоциациями. На третьей стадии восприятия вступают во взаимодействие целостное эмоциональное впечатление от музыки, полученное при первом прослушивании, и осмысленное ее восприятие, связанное с проведенным анализом средств музыкальной выразительности. Именно на третьей стадии восприятия становится возможным творческое восприятие музыки, которое окрашивается индивидуальным отношением ребёнка к произведению, его личностной оценкой.
Большую роль в работе с детьми младшего школьного возраста играет слово учителя, живая и меткая характеристика музыкальных явлений, «событий», процессов и т.д. Слово, если оно найдено удачно, во многом активизирует восприятие младшего школьника, способствует адекватному пониманию музыки, усиливает ценностно-ориентировочную деятельность учащихся. Впрочем, не следует забывать и о том, что чрезмерное увлечение словом может не столько приблизить ребенка к музыке, сколько увести от нее, мера нужна и в этом отношении.
Увлечь, заинтересовать ребенка, сфокусировать его внимание на образе музыкального произведения - первоочередное условие успешного развития способности восприятия.
Учащиеся младшего школьного возраста неусидчивы; однообразная, монотонная деятельность «противопоказана» им в силу их возрастных особенностей. Помня об этом, опытные педагоги постоянно и изобретательно чередуют на уроках различные виды деятельности своих подопечных, дабы противостоять притуплению у них внимания и восприятия, не допускать быстро наступающего утомления, а вместе с тем и того состояния, которое определяется у детей словом «скучно».
На необходимость развития восприятия музыки в младших классах неоднократно обращали внимание педагоги-музыканты, непосредственно работающие с детской аудиторией. Необходимо стимулировать у детей творческий подход к освоению простейших музыкальных форм, способов их построения, средств выразительности, поскольку всё это развивает умение ребёнка мыслить, воспринимать музыку как «членораздельную речь». А важнейшим условием развития умения мыслить является непосредственное эмоциональное восприятие музыки.
Мы полагаем, что развитие музыкального восприятия благотворно сказывается на базовой способности растущего человека - его художественно-образного мышления. Это особенно важно для младшего школьника, у которого наблюдается большая предрасположенность к познанию мира через образы.
По характеру образов, возникающих в сознании слушателя в процессе музыкального восприятия, можно составить представления об уровне его нравственного развития. Развитие музыкального восприятия связано с обогащением художественного и жизненного опыта слушателя, а также постановкой перед ним в ходе целенаправленного воспитания проблемных заданий и вопросов, активизирующих мыслительные и эмоциональные процессы.
Известно, что на ранних этапах развития человеческой истории искусство носило синкретический характер и включало в себя зачатки искусства словесного и музыкального, ранние формы хореографии и пантомиму.
Позже утвердились две тенденции в развитии искусства: одна из них состояла в стремлении сохранить обособленность каждого его вида, другая в тяготении к синтезу. Синтез дает возможность соединения различных искусств в интересах их взаимообогащения, усиления образной выразительности. Возникли синтетические искусства – драматический и музыкальный театр, кино, в основе которых – слияние трех основных искусств – литературы, музыки, изобразительного искусства. Возможность этого слияния определяется наличием универсальных компонентов художественного языка, общих для различных видов искусства. К ним относятся интонация, композиционные закономерности, общие логические принципы формообразования.
Комплекс искусств выступает средством формирования у детей представлений о художественном образе, который влияет на их эмоциональное состояние. В основу комплекса искусств положен один из видов, доминирующий и связывающий все остальные, что позволяет осуществить целостное восприятие и анализ художественного произведения. Л.С. Выготский видит в комплексном воздействии искусства зерно всей системы художественного воспитания .
Целью приобщения детей к искусству становится формирование у них умения творить прекрасное в своей повседневной жизни путем включения в обучение видов искусства – литературы, музыки, изобразительного искусства. Искусство проникает в жизнь через игры, танцы, изобразительную деятельность, в условиях организации предметно-пространственной среды.
Ряд исследователей (Б.Н. Неменский, В.В. Медушевский, Б.П. Юсов), отмечая роль искусства в процессе обучения, говорят о том, что:
- более широкое применение в учебном процессе классического искусства позволяет как можно полнее раскрыть картину восприятия мира;
- обучение искусству позволяет в процессе учебной деятельности сформировать у ребенка не только отношение к этой деятельности, но и чувственное отношение к самому искусству;
- понятое и пережитое искусство органично входит в сознание человека и структуру личности, если восприятие носит коммуникативный характер и включает в эстетическую ситуацию.
Обязательной предпосылкой любого синтеза искусств (музыка и живопись, музыка и литература, литература – живопись) является единство содержания и характера идейно-тематической основы, обусловленные социально-эстетическими потребностями. Синтез искусств может осуществляться также на основе вечных образов искусства: «материнство», «детство», «природа» и др. Основой синтеза искусств могут служить и духовные ценности, сосредоточенные в различных видах искусства (культурно-познавательные, гуманистические, нравственные, эстетические). Синтезирующими элементами живописи, музыки и литературы могут выступать наиболее общие для них художественные средства: композиция, ритм, темп, повторы, тон, мелодия, цвет, свет, звук).
Музыкальное восприятие является ведущим видом музыкальной деятельности школьников на уроке музыки. Процесс его развития может быть более эффективным, если при прослушивании музыкальных произведений будет использоваться синтез искусств. Это связано со спецификой художественного образа, с одной стороны, и психологическими особенностями детей младшего школьного возраста, с другой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкальный английский образовательная программа дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности для детей младшего школьного возраста.
Музыкальный английский образовательная программа дополнительного образования детейхудожественно-эстетической направленностидля детей младшего школьного возраста4 года обученияДополнительная образ...
Специфика музыкального восприятия у детей младшего школьного возраста
В статье содержится описание термина "музыкальное восприятие", а также показана специфика восприятия музыки младшими школьниками...
Статья "Развитие воображения через музыкальную сказку у детей младшего школьного возраста"
Цель статьи заключается в раскрытии необходимости развития и формирования воображения средствами музыкальной сказки у детей младшего школьного возраста на уроках музыки....
Особенности диагностики и коррекции зрительного восприятия у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта
Данная статья об особенностях диагностики и коррекции зрительного восприятия у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта ...
Диагностический инструментарий для исследования уровня сформированности фонематического восприятия у детей младшего школьного возраста
Диагностический инструментарий для исследования уровня сформированности фонематического восприятия у детей младшего школьного возраста...
Специфика формирования экологической грамотности у детей младшего школьного возраста
Формирование экологической грамотности младших школьников – процесс длительный, который стоит рассматривать с разных сторон. Цель этого процесса – овладение основными закономерностями в об...
Особенности развития пространственного восприятия у детей младшего школьного возраста с диагнозом – оптическая дисграфия
Оптическая дисграфия – обусловлена нарушениями оптико-пространственного гнозиса и конструктивного мышления. Представляет собой замены и смешение оптически сходных букв, разл...