Специфика формирования экологической грамотности у детей младшего школьного возраста
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Анастасия Владимировна Кириллова

Формирование экологической грамотности младших школьников – процесс длительный, который стоит рассматривать с разных сторон. Цель этого процесса – овладение основными закономерностями в области взаимодействия человека с окружающей природой и системой определенных экологических понятий, а так же формирование навыков обращения с природой, способов природосообразной деятельности, развития комплекса ценностных ориентаций в области отношений общества и природы.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Специфика формирования экологической грамотности у учащихся младшего школьного возраста

Формирование экологической грамотности младших школьников – процесс длительный, который стоит рассматривать с разных сторон. Цель этого процесса – овладение основными закономерностями в области взаимодействия человека с окружающей природой и системой определенных экологических понятий, а так же формирование навыков обращения с природой, способов природосообразной деятельности, развития комплекса ценностных ориентаций в области отношений общества и природы.

Экологическая грамотность есть результат целенаправленного воспитания. Это результат выражается в умении человека достигать гармоничных отношений с окружающим миром и самим собой. В формировании гармоничной и полноценной личности ведущая роль отводится процессу образования, суть которого заключается в приобретении и накоплении информации экологического характера, а так же в процессе формирования мироощущений и мировоззрения, убеждений и взглядов, ценностных ориентаций, определяющих дальней шее поведение.

Экологически грамотная личность должна обладать экологическим мышлением, то есть рассуждать и перерабатывать информацию экологического  характера, осознавать последствия своих действий для окружающей среды. Для этого необходимо осознавать и понимать взаимосвязи процессов природы, поддерживать экологические ценности и строить свою деятельность опираясь именно на них, преодолеть потребительское отношение к природе и осознать, что ответственность за жизнь планеты лежит на каждом члене общества.

Сейчас рассматривать вопрос формирования экологической грамотности населения необходимо комплексно, делая акцент на нравственное воспитание ребенка уже в младшем школьном возрасте. Ведь именно в этом возрасте закладываются ценностные и моральные нормы будущей личности.

 На основе многочисленных психолого-педагогических исследований был сделан вывод о том, что именно в младшем школьном возрасте формируются ведущие и базовые новообразования личности. Эти новообразования в этом возрасте носят устойчивый характер и проявляются в течение всей жизни. Поэтому целесообразно закладывать основы экологической нравственности уже в этом возрасте.

Психологические исследования Божович Л.И. - ученицы великого психолога Л.С. Выготского – доказывают, что именно в возрасте 7-10лет происходит развитие форм познания природы, её восприятия и представления. Уметь смотреть детским взглядом на мир необходимо каждому человеку, так как это умение выступает одной из составных частей творчества. При непосредственном восприятии и изучении объекта чувства прекрасного совершенствуются, в свою очередь это оказывает эмоциональное воздействие на детей, вызывая у них радость. В младшем школьном возрасте важно развивать такие качества, как эмоциональная насыщенность и отзывчивость, доброта и чуткость, любовь к окружающему миру.

Экологическая грамотность ребёнка младшего школьного возраста проявляется в первую очередь в осознанном отношении к окружающей действительности. Ребёнок, ответственно подходящий к планированию своей деятельности в природе, знает принципы развития и закономерности окружающего мира, воспринимает природу как нечто ценное – является человеком экологически грамотным.

В учебно-познавательном процессе экологическая грамотность формируется в процессе усвоения определенных экологических знаний, развития эмоциональной сферы и практических навыков экологически целесообразного взаимодействия с природой и обществом.

В структуре понятия экологическая грамотность можно выделить следующие компоненты:

1) знание основных принципов экологии (уровень знания закономерностей взаимодействия человека с природой, уровень естественнонаучных знаний);

 2) системное экологическое мышление (понимание природы как единого целого, как среды обитания человека, его дома; система моральных принципов экологического характера и следование этим принципам);

 3) практическое следование ценностным ориентациям (экологоориентированная деятельность, стремление и желание сберечь природные ресурсы, экологические поступки и поведение, участив мероприятия экологического характера и т.д.)

Такое качество личности, как экологическая грамотность складывается постепенно, под влиянием целенаправленного обучения и воспитания, общения с природой. Как утверждают отечественные и зарубежные педагоги и психологи, младший школьной возраст наиболее благоприятен для формирования экологической грамотности учащихся. И одной из приоритетных задач начальной школы становится заложить основы экологических знаний, которые в дальнейшем перерастут в твёрдые убеждения. Педагогам предстоит проделать нелёгкий путь к детскому разуму и сознанию, чтобы заложить в них прочное чувство любви к природе и осознание степени ее ценности, ведь многие из детей приходят с узкими представлениями об окружающем мире и потребительским отношением к природе.

Важным моментом в воспитании экологической грамотности детей является изменение представлений и понятий о приоритете человека над природой в сознании младших школьников. Помимо этого необходимо сформировать новое восприятие мира, которое будет способствовать осознанию природы и человека как единого целого, а не с точки зрения удовлетворения человеческой нужды и потребностей . Ребёнок должен понимать¸ что, как человек заботится о природе, так и она будет к нему благосклонна своими дарами. Чтобы побороть моральное отстранение от жизни окружающей действительности и природы, детям необходимо научиться воспринимать, ценить и беречь прекрасное в природе, людях и их творениях, а  так же устанавливать причинно-следственные связи. Например, трава не растёт на полянке от того, что там постоянно ходит много людей, которые протоптали уже тропинку и трава, просто втаптывается в землю. Следовательно, красивой зелёной полянки не будет, пока люди не перестанут ходить по лужайке.

Период младшего школьного возраста считается наиболее благоприятным для становления основ экологической грамотности, так как именно в период 7-10 летнего возраста у ребёнка преобладает эмоциональночувственный способ освоения окружающего мира, активно формируются качества и свойства личности, которые определяют его сущность в будущем. В младшем школьном возрасте в сознании ребенка формируется нагляднообразная картина мира, а так же учащийся приобретает нравственноэкологическую позицию, которая определяет отношение ребёнка к природному и социальному окружению, его отношение к самому себе.

Внедряя в учебный процесс новую модель экологического воспитания и образования, у школьников формируется экологическая грамотность, подразумевающая сохранение и восстановление живой природы, рациональное использование разнообразных ресурсов природы, оздоровление окружающей среды и образа жизни человека. Экологическая грамотность является результатом целенаправленного процесса воздействия со стороны взрослого.

 Экологическая грамотность направлена на осознание природы как ценности, на формирования бережного к ней отношения, желания заботиться и сохранить её. Таким образом, успешность педагогической деятельности в области формирования экологической грамотности зависит от того, насколько в результате заинтересован сам учитель, и сможет ли он заинтересовать ученика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности формирования экологической культуры у детей младшего школьного возраста

Экологическая культура как часть общей культуры является процессом, который связан с освоением и наращиванием знаний, опыта, технологий и передачей их старшим поколением младшему в виде нравственных и...

Особенности формирования экологической культуры у детей младшего школьного возраста

данная статья раскрывает роль экскурсий в формировании экологической культуры и в пробуждении познавательного интереса к объектам окружающей среды.Характеризует этапы становления познавательного интер...

Особенности формирования экологической культуры у детей младшего школьного возраста

данная статья раскрывает роль экскурсий в формировании экологической культуры и в пробуждении познавательного интереса к объектам окружающей среды.характеризует этапы становления познавательного интер...

Анализ особенностей формирования экологической культуры у детей младшего школьного возраста

Анализ особенностей формирования экологической культуры детей младшего школьного возраста....

Особенности формирования экологической культуры у детей младшего школьного возраста в группе продлённого дня

Младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования основ экологической культуры, так как в этот период развития ребёнка,характеризующийся преобладанием эмоционально &nd...

"Формирование математической грамотности у детей младшего школьного возраста"

Создать условия для формирования у учащихся представления о технике выполнения кувырка вперед; развитие физических качеств (гибкость, быстрота, сила)....