Особенности диагностики и коррекции зрительного восприятия у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта
статья (1, 2 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Носкова Ирина Алексеевна
Педагог – психолог
ГОУ «Борзинская специальная (коррекционная) школа-интернат»
г. Борзя Забайкальский край
Особенности диагностики и коррекции зрительного восприятия у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта
Целенаправленная и систематическая работа способствует развитию зрительного восприятия детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.
Особенности развития зрительного восприятия детей с интеллектуальной недостаточностью определяют характер коррекционно-развивающей работы. Более доступными для восприятия являются реальные объекты и их изображения, сложными – знаки, схемы, символы.
Прежде всего детей нужно учить целенаправленно рассматривать, т.е. зрительно обследовать. Дети вычленяют основные элементы, детали предмета, определяют его положение в пространстве. Это требует длительного времени, т.к. у детей с интеллектуальным недоразвитием замедлены процессы анализа и синтеза. [1].
Для развития зрительного анализа и синтеза, зрительного внимания и запоминания можно использовать следующие упражнения:
- нахождение «лишней» игрушки, картинки;
- определение изменений в ряду предметов;
- нахождение различий у двух сходных сюжетных картинок;
- нахождение нереальных элементов нелепиц;
- запоминание 4 – 6 предметов, игрушек, картинок, геометрических фигур, букв, цифр и воспроизведение их в первоначальной последовательности.
Полноценное зрительное восприятие у детей формируется в процессе обучения и многократного закрепления полученных навыков в различных ситуациях. Упражнения для развития зрительного восприятия нужно постепенно усложнять:
- обследование предметов с постепенно усложняющимся строением;
- сравнение предметов, отличающихся ярко выраженными признаками (цветом, формой, величиной и др.), далее – сравнение их изображений;
- узнавание изображений предметов в разных ракурсах;
- сравнение контурных изображений предметов, отличающихся ярко выраженными признаками;
- сравнение сходных предметов, различающихся незначительными признаками (строением, количеством деталей, оттенками, размером и др.), далее – сравнение их изображений;
- сравнение контурных изображений предметов, различающихся незначительными признаками;
- узнавание предмета по его части;
- рассматривание сюжетных картинок, выделение сюжетных линий;
- рассматривание двух сюжетных картинок, отличающихся незначительными элементами. [3].
Усложнять задания можно через использование наложенных, «зашумленных», перечеркнутых, недорисованных контурных изображений, а также увеличение количества воспринимаемых предметов и их изображений для запоминания, применение графических и абстрактных изображений.
Для изучения особенностей зрительного восприятия младших школьников с нарушением интеллекта мы провели исследование. Целью данного исследования являлась оценка эффективности методов развития зрительного восприятия детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта.
Нами были обследованы 12 учащихся 1 – 2 классов (8 – 9 лет) Борзинской специальной (коррекционной) школы-интернат, имеющих диагноз ПМПК: «Легкая умственная отсталость».
При проведении исследования были использованы методики изучения зрительного восприятия (цвета, формы, величины, цвета и формы) С. Д. Забрамной, О. В. Боровик. [2].
- Методика «Восприятие цвета». Цели исследования: определить способность соотносить и дифференцировать цвета, знания названий основных цветов. Результаты исследования цветовосприятия: высокий уровень – 0 %, средний уровень – 58,3 %, низкий уровень – 41,6 %.
- Методика «Восприятие формы». Цели исследования: выявить понимание инструкции и цели задания, умение выделять признак формы, знание основных геометрических фигур. Результаты исследования: высокий уровень – 8,3 %, средний уровень – 50 %, низкий уровень – 41,6 %.
- Методика «Восприятие величины (размера)». Цели исследования: выявить сформированность представлений о величине (размере), способность различать понятия «большой», «маленький», «одинаковый»; умение сравнивать одинаковые по форме и разные по величине зрительно воспринимаемые объекты. Результаты исследования: высокий уровень- 0 %, средний уровень – 66,6 %, низкий уровень – 33,3 %.
- Методика «Восприятие цвета и формы». Цели исследования: выявить способность воспринимать и соотносить объекты с учетом признаков цвета и формы. Результаты исследования: высокий уровень – 8,3 %, средний уровень – 58,3 %, низкий уровень – 33,3 %.
Сводная таблица уровня сформированности зрительного восприятия у младших школьников с нарушением интеллекта
Количество детей (в %) | Уровень сформированности | ||
высокий | средний | низкий | |
Младшие школьники с нарушением интеллекта – 12 детей (100 %) | 4,3 % | 58,5 % | 29,1 % |
Обследование подтвердило имеющиеся в литературе данные о неполноценности зрительного восприятия у младших школьников с нарушениями интеллекта. Процесс восприятия предметов и изображений протекает у них замедленно. Цветоразличение развито у младших школьников с нарушением интеллекта на уровне опознавания 3-4 в методиках, лучше знают красный и зеленый цвета. Допускаются ошибки в определении цвета (называние другого цвета). Отмечается плохое развитие речи, утомляемость, непоследовательность и хаотичность в выполнении заданий. Младшим школьникам с нарушениями интеллекта требуется относительно длительное время для восприятия материала, предлагаемого как в наглядной, так и в словесной форме. Дети данной категории плохо знают формы предметов, геометрические формы и их названия, величину предмета, не выполняют сравнение большого и маленького предмета в усложненных условиях. Восприятие объектов и их изображений испытуемыми мало дифференцировано. Они путали объекты, отличающиеся небольшим количеством признаков, не выделяли разновидностей какого-либо признака (цвет, величина, форма), с трудом выделяли главное, не понимали внутренних связей между частями объектов, персонажами и пр. Так, при описании картинок испытуемые называли лишь отдельные объекты, не понимая общего их смысла.
Констатирующий эксперимент выявил несформированность по всем показателям зрительного восприятия: формы, величины, цвета, целостного образа предмета, пространства и ориентировки в нем. Поэтому нами была запланирована коррекционная работа по развитию зрительного восприятия с использованием «визуального тренажера» (программа развития зрительного восприятия младших школьников с нарушением в развитии Г.В.Чиркиной и М.Н.Русецкой). [4].
Мы запланировали, что задания, используемые в ходе коррекционных занятий, помогут развить зрительное восприятие и память младших школьников, а также воображение детей, умение сосредотачиваться, расширят их словарный запас.
Цель данной методики – обучить младшего школьника способам обработки визуального материала, которые позволили бы ему эффективно воспринимать зрительную информацию разной степени сложности и обеспечить условия успешного овладения зрительными компонентами чтения.
Данная работа содержала достаточный объем наглядного материала для развития у младших школьников с нарушением интеллекта зрительного внимания и памяти, навыков зрительного анализа и синтеза, точных следящих движений глаз и пространственной ориентации. В нее также были включены задания, способствующие развитию графических способностей детей.
Отличительная особенность этой методики - разработка заданий, направленных на перекодирование зрительной информации в вербальную, т.е. называние зрительно воспринятого материала.
В соответствии с программой целенаправленного формирования зрительного восприятия «Визуальный тренажер» включал набор последовательно усложняющихся стимулов, серии заданий, разработанных для формирования различных компонентов зрительного восприятия, которые в том числе составляли и основу навыков чтения у младших школьников.
Блок I. Учимся смотреть и видеть. Основная цель: формирование навыков зрительного анализа и синтеза, развитие произвольного внимания.
Блок II. Учимся следить глазами. Основная цель: развитие точных прослеживающих движений глаз, глазомера.
Блок III. Учимся ориентироваться в пространстве. Основная цель: формирование представлений о системе координат: «сверху – снизу», «спереди – сзади», «слева – справа».
Блок IV. Учимся запоминать и узнавать. Основная цель: развитие объема памяти, обучение приемам, облегчающим запоминание, увеличивающим объем памяти на основе ассоциативного мышления (мнемотехника). Предусмотрено 10 заданий, рассредоточенных в первых трех блоках.
Методикой предусмотрена и возможность самостоятельного выполнения ребенком упражнений путем различных манипуляций с графическим материалом.
Весь предлагаемый материал разбит на блоки, каждый из которых направлен на формирование определенных зрительных способностей.
Упражнения первого блока обеспечивают формирование у ребенка гностических (познавательных) зрительных функций: зрительное разделение целостного объекта на части (зрительный анализ) и объединение частей в целое (зрительный синтез); нахождение главных и второстепенных признаков в изображении и установление связей между ними.
3адания второго блока направлены на формирование моторных зрительных функций: упорядоченного, целенаправленного перемещения взгляда по объекту восприятия для обнаружения и рассмотрения его деталей. Цель методики – последовательное развитие серийных движений глаз, требующих не единичного перемещения взора, а целой серии таких действий, например: поиск выхода из лабиринта, нахождение точки на схеме по заданным координатам или маршруту. На основе серийных движений глаз осуществляются и глазомерные операции.
Третий блок упражнений направлен на формирование зрительно-пространственных представлений, которое проходит ряд последовательных этапов. В результате у ребенка с интеллектуальной недостаточностью должно быть сформировано умение ориентироваться в системах координат. В этот блок также вошли задания по развитию зрительно-моторных координаций, предполагающих выработку сочетанных движений руки и глаз.
Четвертый блок составили упражнения по развитию памяти посредством увеличения объема зрительно запоминаемых объектов, сохранения последовательности и точности при воспроизведении изображений, фиксации их в долговременной памяти.
В каждый блок включены задания по развитию ассоциативного мышления, памяти, внимания и графические задания, требующие оперирования зрительными объектами в умственном плане. Таким образом, проведение дидактических игр способствовало не только формированию восприятия формы, величины, цвета, целостного образа предмета, пространства и ориентировки в нем, но и развитию речи, мышления и внимания детей с нарушением интеллекта.
После проведения работы по развитию зрительного восприятия младших школьников с интеллектуальной недостаточностью мы провели повторное обследование сформированных навыков зрительного восприятия. По результатам стало видно, что коррекция зрительного восприятия детей с нарушением интеллекта прошла успешно и есть положительные результаты, т.е. использованный комплекс коррекционных занятий способствует развитию зрительного восприятия младших школьников с нарушением интеллекта.
Сравнительный анализ показал улучшение зрительного восприятия на 41%. Если на первом этапе обследования у 37,3 % детей был диагностирован низкий уровень зрительного восприятия, то на контрольном этапе низкий уровень зрительного восприятия выявлен у 16,6 % детей с нарушением интеллекта. Средний уровень зрительного восприятия на первом этапе обследования был отмечен у 58,3 % детей, при повторном обследовании – у 66,6 %. Высокий уровень зрительного восприятия был выявлен лишь у 4,3% детей, после комплекса занятий – у 16,6 % учащихся с нарушениями интеллекта. Это означает, что даже небольшой по длительности (6 недель) коррекционный этап работы позволил улучшить результаты детей.
Список литературы
- Вересотская К.И. Особенности зрительного восприятия у школьников – олигофренов // Вопросы дефектологии. – М.: Учгиз, 1964.
- Забрамная С.Д., Боровик О.В. Методические рекомендации к пособию «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей» авторов С.Д. Забрамной, О.В. Боровика. – М.: ВЛАДОС, 2005. – 32 с.
- Катаева А.А, Стребелева Е.А. Дидактические игры в обучении старших дошкольников с отклонениями в развитии. - М., 2004. – 224 с.
- Плаксина Л.И. Методика развития зрительного восприятия в процессе обучения. – М., 2001. – 187 с.
- Чиркина Г.В., Русецкая М.Н. Визуальный тренажер. Альбом для занятий с детьми 5-7 лет.- М.: Аркти, 2007.- 72 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогические условия социализации детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.
Сегодня главной целью и стратегическим направлением специального образования является обеспечение условий, способствующих реализации особых образовательных потребностей, и успешной социализации ...
«КОРРЕКЦИЯ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА В СПЕЦИАЛЬНОМ (КОРРЕКЦИОННОМ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»
Актуальность темы исследования подтверждена тем, что, обучение письму вызывает значительные затруднения у младших школьников с интеллектуальными нарушениями. В специальной педагогике и психологии отме...
свидетельство о публикации. «КОРРЕКЦИЯ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА В СПЕЦИАЛЬНОМ (КОРРЕКЦИОННОМ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»
Свидетельство о публикации.«КОРРЕКЦИЯ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙМЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМИНТЕЛЛЕКТА В СПЕЦИАЛЬНОМ (КОРРЕКЦИОННОМ)ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ»...
Материал по формированию навыка здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.
Представляю вам совместную деятельность учителя и воспитателя по формированию навыка здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта....
Выпускная аттестационная работа"КОРРЕКЦИЯ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА"
Данный материал разработан для работы с детьми младшего школьного возраста с нарушением интеллекта...
Статья РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА
В статье представлена информация об особенностях развития мелкой моторики у детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью....
ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Формирование методологических, теоретических и практических основ применения коррекционно-развивающих технологий обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и их здоровых сверстников в...