Особенности развития пространственного восприятия у детей младшего школьного возраста с диагнозом – оптическая дисграфия
презентация к уроку по логопедии
Оптическая дисграфия – обусловлена нарушениями оптико-пространственного гнозиса и конструктивного мышления. Представляет собой замены и смешение оптически сходных букв, различающихся расположением отдельных элементов в пространстве или количеством одинаковых элементов. Оптическая дисграфия проявляется: в виде замен и смешения графически сходных рукописных букв (П-Т, Л-М, И-Ш, Х-Ж), либо букв, состоящих из одинаковых или сходных элементов, но различно расположенных в пространстве (В-Д, Э-С, Т-Ш, Б-Д).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opticheskaya_disgrafiya.ppt | 903 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Оптическая дисграфия – обусловлена нарушениями оптико-пространственного гнозиса и конструктивного мышления. Представляет собой замены и смешение оптически сходных букв, различающихся расположением отдельных элементов в пространстве или количеством одинаковых элементов. Оптическая дисграфия проявляется: в виде замен и смешения графически сходных рукописных букв (П-Т, Л-М, И-Ш, Х-Ж), либо букв, состоящих из одинаковых или сходных элементов, но различно расположенных в пространстве (В-Д, Э-С, Т-Ш, Б-Д). В ряде случаев, особенно у левшей, имеет место зеркальное письмо, когда слова, буквы, элементы букв пишутся справа налево.
Данный вид дисграфии следует отличать от ошибок вследствие моторной неловкости, возникающих при неконтролируемых ребенком изменениях мышечного тонуса в момент письма. Оптическую дисграфию подразделяют на литеральную и вербальную.
Литеральная – нарушение узнавания и воспроизведения даже изолированных букв. Вербальная – изолированные буквы воспроизводятся правильно, однако при написании слова наблюдаются искажения, замены букв оптического характера.
Причины: недоразвитие зрительного гнозиса (познавание предметов, явлений, их смысла и символического значения), анализа, синтеза, пространственных представлений.
Основные направления работы по профилактике и коррекции оптической дисграфии: - развитие зрительного восприятия и зрительного гнозиса: предметного, буквенного; - уточнение и расширение объема зрительной памяти (мнезиса);
- формирование пространственного восприятия и пространственных представлений; - развитие зрительного анализа и синтеза; - дифференциация смешиваемых букв изолированно, в слогах, в словах, в предложениях и в тексте .
Широко используется метод обходных путей, опора на сохранные анализаторы: слуховой, двигательный, тактильный; на мыслительную деятельность.
Формирование зрительного гнозиса 1.Ребенку предлагается по контуру узнать изображенный предмет. Если ребенок не может назвать изображение, то нужно показать соответствующее контуру изображение. Перед ребенком выкладываются две предметные картинки.
Предлагается на них внимательно посмотреть, затем под ними выкладывается контур одного из изображений и ребенок должен показать ту картинку, которую он узнал по предложенному изображению.
2.Узнавание перечеркнутых изображений. 3.Узнавание наложенных друг на друга изображений. 4.Назвать недорисованные предметы. 5.Распределить предметы по величине, учитывая реальные размеры: мышь, слон, белка, лиса, кот и др.
6.»Геометрическое лото» - соотнесение предметных картинок с геометрической фигурой (тарелка, яблоко- круг; книга, картина – прямоугольник и др.) 7.Подбор одинаковых полосок по цвету: «Найди аналогичную».
8.Определение левой, правой части разноцветных полосок: - покажи полоску, на которой справа синий цвет; - назови цвет правой части полоски; - найди полоску, где слева синий, а справа – красный цвет;
9.Конструирование из палочек, спичек. 10.Узнавать геометрические фигуры в картинках, окружающих предметах. Предложить обвести в кружок все треугольники, а в квадратик –круги.
Развитие зрительной памяти 1.Запомни 4-5 картинок и затем найди их среди других 8-10. 2.»Что изменилось?» 4-5 картинок – запомнить их последовательность, отвернуться, затем определить, что изменилось, и, восстановить ряд.
3.Запомнить буквы, цифры, фигуры в первоначальной последовательности. 4.Рассмотри и покажи, какие предметы находятся слева, а какие справа от девочки.
Формирование буквенного гнозиса 1.Найди заданную букву среди других. 2.Сравнить одни и те же буквы, но написанные разным шрифтом (печатным и рукописным). 3.Определить букву в неправильном положении. 4.Обвести контурные изображения букв.
5.Дописать букву (элементы). 6.Обвести контур буквы, заштриховать её. Ориентировка в окружающем пространстве 1.Определение пространственного расположения предметов по отношению к ребенку, т.е. к самому себе.
2.Положить определенный предмет справа, слева от нарисованной геометрической фигуры. 3.Сложить из палочек фигуры (сначала по образцу, затем по памяти). 4.Реконструировать букву, добавляя, убавляя, заменяя элементы.
Определить различие сходных букв, различающихся лишь одним элементом: Р - В, З - В, Ь - В. 5.Определить различие сходных букв, состоящих из одинаковых элементов, различно расположенных в пространстве: Р – Ь, П –Н, П –И, И –Н, Г –Т.
При устранении оптических дисграфий проводится работа по уточнению зрительных образов букв. Буквы соотносятся с каким-либо сходным по форме предметом: О – с обручем, З – со змеей, Ж – с жуком, П – с перекладиной, У – с ушами и т.д. 6.»Предлоги» (в, над, под, между, на и др.)
Работа по различению букв 1.Диктант букв, слогов, слов, когда дети выписывают букву в воздухе либо пальцем, либо на поверхности стола, что позволяет лучше уловить различия, за счет движения руки развивается двигательная память.
Письмо смешиваемых букв в воздухе позволяет за счет подключения движений руки лучше уловить имеющиеся различия. Глаза ребенка при этом должны быть закрыты, поскольку движение руки здесь должно сыграть компенсирующую роль по отношению к недостаточно тонкому зрительному восприятию.
2. Сравнение двух смешиваемых ребенком букв, сопровождаемое словесным описанием имеющихся между ними различий. Например: у буквы и только два крючка, а у ш – три; у буквы р палочка длинная, а у п - короткая;
у буквы ш только три крючочка, а у щ , кроме них, есть еще один дополнительный элемент и так далее. 3.Дифференциация звуков и букв ( б –д и т.д. ) с опорой на картинки.
4.Тактильное ощупывание, узнавание рельефных букв (для изготовления букв используются наждачная бумага, семена, картон). 5.Срисовывание, вырезание буквы, лепка из пластилина, обведение контура буквы, определение сходства и различия смешиваемых букв.
Во всех упражнениях главной целью является закрепление связи между ФОНЕМОЙ – АРТИКУЛЕМОЙ – ГРАФЕМОЙ. Как видим, все эти упражнения как бы “бьют в одну цель”, поскольку при их выполнении ребенок должен постоянно думать об особенностях начертания букв, находить в них не только сходство, но и различие.
В конечном итоге это и обеспечит прочное усвоение букв. Очень полезно письмо смешиваемых (или искажаемых при написании) букв под диктовку. Буквы диктуются в неопределенной последовательности, чтобы исключить возможность догадки, например: ц , ц , ц , щ , щ , ц.
Перед записью каждой буквы ребенок должен сказать, из каких элементов она состоит. После исчезновения ошибок при записи отдельных букв можно переходить к письму под диктовку слогов, а затем и слов с этими буквами: ща , ца , ца , ща , ца , ща , ащ , ац ; шуба , щенок , щепка …
Перед записью каждого слога и слова ребенок обязательно должен сказать, какую из “сомнительных” букв он собирается написать и из каких элементов она состоит. Такие предварительные “отчеты” очень важны для предупреждения ошибочного написания букв.
Образец упражнений по коррекции оптической дисграфии Внимательно рассмотри буквы, найди сходство и различия. Назови перечеркнутые буквы.
Найди спрятанные буквы « К » . Обведи их.
Определи букву в неправильном положении. Обведи букву по контуру
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-развивающая программа "Развитие психических процессов у детей младшего школьного возраста" с диагнозом ЗПР и VIII вида+презентации. Программа состоит из 33 занятий, продолжительность 30 минут.
Одной из причин труднообучаемости и трудновоспитуемости учащихся является особое по сравнению с нормой состояние психического развития личности, которое в дефектологии получил...
Занятие. Тема:«Развитие познавательных процессов у детей младшего школьного возраста с диагнозом ЗПР и школы 8 вида»
Практическое занятие, направленное на развитие ВПП у детей младшего школьного возраста с ОВЗ....
Особенности диагностики и коррекции зрительного восприятия у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта
Данная статья об особенностях диагностики и коррекции зрительного восприятия у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта ...
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
Аннотация: В статье описаны особенности развития познавательного интереса у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью, представлены особенности восприятия, мышления, памяти, воображен...
Развитие пространственной ориентировки у детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования
Недостаточность сформированности пространственных, пространственно-временных и квазипространственных представлений непосредственно влияет на...
Психологические особенности развития произвольного запоминания у детей младшего школьного возраста
С раннего детства процесс развития памяти ребёнка идёт по нескольким направлениям. Во-первых, механическая память постепенно дополняется и замещается логической. Во-вторых, непосредственное запо...
Особенности развития связной речи у детей младшего школьного возраста с ЗПР
Научная статья, в которой описываются особенности развития связной речи у детей младшего школьного возраста, имеющих задержку психического развития....