Статья "Гражданско-патриотическое воспитание на уроках музыки"
статья по музыке (3 класс) на тему
В статье раскрываются обновные идеи гражданско-патриотиечского воспитания школьников на уроках музыки в начальной школе. Представлены примеры работы с учащимися на уроках музыки по программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной. Проанализированы произведения, которые помогут в формировании основ российской гражданской идентичности, в воспитании патриотических чувств,
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_statya.doc | 42 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Статья выполнена
учителем музыки
ГБОУ школы № 568
Хромовой И.А.
ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ
Каждая эпоха, каждая историческая ситуация по-своему отражается на гражданско-патриотическом воспитании. Сегодня чувство патриотизма подвергается серьёзному испытанию и поэтому в школе необходимо уделять этому направлению особое внимание.
В настоящее время невозможно недооценить значение патриотического воспитания, так же как невозможно воспитать настоящего гражданина своей страны и патриота, не зная своих обычаев и традиций собственных предков, прошлого своей страны.
Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к Родине, родным местам, гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны. Любовь к близким людям, к своей школе, к родному городу, к родной стране играют огромную роль в становлении личности ребёнка. Воспитание гражданско-патриотических чувств у детей – процесс сложный и длительный.
Не секрет, что искусство вызывает яркий эмоциональный отклик, воздействует на эмоциональную сферу сознания, помогает воспитывать социально-психологические, мировоззренческие чувства, патриотизм, гуманизм, а также доброту, чувство долга, гордости и справедливости, формирует отношение к окружающему миру, к миру прекрасного. Происходит это благодаря множеству факторов, способствующих духовному развитию человека. Музыка, литература, изобразительное искусство – это тот комплекс мероприятий, которые наиболее близки и понятны детям.
Искусство – это творческое отражение действительности, воспроизведение её в художественных образах. Общеизвестно, что ядром и главным средством формирования личности является искусство, отличающееся универсальностью воздействия на внутренний мир человека. Искусство помогает воспитывать школьников добрыми, жизнерадостными, преданными Родине, высококультурными, то есть гражданами и патриотами своей страны.
Музыка в системе искусств занимает особое место. Многовековой опыт и исследования показали, что музыка влияет и на психику, и на физиологию человека, она может оказывать успокаивающее и возбуждающее действие, вызывать различные эмоции. Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский считал музыку важным средством нравственного, патриотического и умственного воспитания человека: «Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека» – говорил он.
Важной гранью воспитания и развития личности на уроках музыки в школе является воспитание патриотизма через эмоционально-чувственное воспитание школьников. Чувства и переживания, которые вызывают произведения музыки и изобразительного искусства, отношение к ним ребёнка являются основой приобретения таких качеств как: благородство, порядочность. уважение к старшим. Они раскрывают способность личности к любви к матери, к матери – Родине, к родному Отечеству, к труду, приобщают к великим ценностям, к сохранению народных традиций, духовности.
Гражданско-патриотическое воспитание на уроках музыки в школе осуществляются через разные направления:
- знакомство с народной музыкой, историей народа, его традициями и обычаями;
- изучение основных жанров фольклорных сочинений;
- постижение основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, духовной музыки, произведений композиторов – классиков;
- знакомство с историей Отечества, символикой, историческим наследием;
- и т. д.
Я работаю учителем музыки более тридцати лет. Сейчас преподаю уроки по программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой с первого по девятый класс. В программе этих авторов, особенно в начальной школе есть разделы, содержание которых может помочь решить задачу гражданско-патриотического воспитания.
Раздел «Россия – Родина моя» - это первый раздел учебника начальной школы. Материал этого раздела разнообразен. Во втором классе учащиеся знакомятся с гимном России, государственной символикой и символами России: Красной площадью, зданием Большого театра, Храмом Христа Спасителя. Учащиеся оценивают величие красоту архитектуры зданий, анализируют текст гимна, изучают мелодию, узнают о правилах исполнения и слушания Гимна. На этом уроке всегда идёт разговор и о нашем Гимне Великому городу, флаге и гербе, о наших символах города. На уроке даётся задание детям с родителями узнать подробнее о каком-то одном символе и подготовить небольшой рассказ. Если и родители подключаются к этому процессу, то у учителя больше шансов достучаться до сердец малышей и раскрыть значимость этой темы. Итогом такой работы может фото выставка самых интересных объектов нашего города и столицы.
В третьем классе в разделе «Россия – Родина моя» на первом уроке мы обращаемся к самому великому мелодисту Петру Ильичу Чайковскому. Через красоту мелодий его произведений школьники чувствуют любовь композитора к жизни, к русской природе и пытаются прислушаться к своему сердцу, как оно реагирует на музыку симфонии № 4 П.И.Чайковского.
Следующий материал уроков переносит нас у эпоху Петра I, затем музыка рассказывает о защитниках Новгородской земли XIII века, далее учащиеся окунутся в атмосферу народного подвига Смутного времени XVII века. На этих уроках школьники знакомятся с кантами и сами исполняют старинные солдатские песни, выражая гордость за свою Родину, российский народ и историческое прошлое, осознавая свою этническую и национальную принадлежность.
Во время знакомства с музыкой С.С. Прокофьева «Вставайте, люди русские!» учитель обязательно знакомит учащихся с именем и подвигами великого полководца и святого земли Русской Александром Невским. Разучивая отрывки мелодии кантаты, ребята через себя пропускают чувства тревоги за судьбу России. Слушая и анализируя часть кантаты «Вставайте, люди русские», понимают, как музыка может выразить спокойствие и уверенность в победе и глубину любви к своей Родине русского народа.
Знакомство с фрагментами из героико-патриотической оперы «Иван Сусанин» Михаила Ивановича Глинки направлено на формирование представления о музыкальном искусстве как о воплощении красоты и жизненной правды. Учащиеся узнают о подвиге Сусанина и русских воинах. Здесь же учащиеся вспоминают, как по русскому обычаю встречать гостей, и определяют, какой момент будет самым подходящим для того, чтобы преподнести хлеб-соль воинам. Особенно важно учащимся самим выступить в роли исполнителя каких-либо фрагментов оперы, чтобы глубже почувствовать музыку, понять, почему эта опера так значима для России. На уроке школьникам предлагается выступить в роли дирижёра финального хора оперы «Славься!». Всегда заинтересованно учащиеся слушают информацию о том, что 24 июня 1945 года из Спасских ворот Кремля выехал на белом коне маршал Жуков, командующий парадом, под звучание этого хора.
В четвёртом классе в разделе «Россия – Родина моя» учащиеся знакомятся с музыкой С.В. Рахманинова, М.И.Глинки и С.С.Прокофьева, читают отрывки из рассказа М.Горького, рассматривают картины К.Петрова-Воткина, В.Васнецова и С. Присекина, изучают разные виды русских народных песен.
Все произведения направлены на формирование основ российской гражданской идентичности, воспитывают патриотические чувства, любовь к Родине, расширяют знание о музыке, композиторах, художниках, направлены на воспитание патриотической позиции подрастающего поколения, знакомят с традициями русского народа. И это мы рассмотрели только один раздел: «Россия – Родина моя»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Воспитание художественного вкуса на уроках музыки"
В этой статье представлен материал о формировании художественного вкуса учащихся средствами музыкального искусства....
Духовно-нравственное воспитание на уроках музыки
Педагог - профессия особая, связанная со сложным и хрупким миром ребенка. Задача учителя музыки - воспитание души. Таинственная, бездонная, искренняя - вот «портрет» души маленького человека. Человека...
Принципы организации духовно – нравственного развития и воспитания на уроках музыки.
Основные принципы организации духовно – нравственного развития и воспитания на уроках музыки. В данной работе приведены несколько примеров уроков музыки....
Патриотическое воспитание на уроках музыки
Патриотическое воспитание на уроках музыки...
Духовно- нравственное воспитание на уроках музыки и внеурочной деятельности
Выступление по теме "Духовно - нравственное воспитание на уроках музыки и внеурочной деятельности" построено на основе педагогического опыта учителя. В основе лежит программа по ...
Патриотическое воспитание на уроках музыки
Статья- обзор патриотической тематики на уроках музыки 1-4 класс...
«Социальное воспитание на уроках музыки в начальной школе. Диагностика и формы работы»
Воспитательная работа является значимым моментом в работе учителя музыки. Главным звеном этой работы является создание и укрепление детского коллектива. Дружный класс не только помогает детям ра...