Патриотическое воспитание на уроках музыки
статья по музыке (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Патриотическое воспитание на уроках музыки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Патриотическое воспитание на уроках музыки | 26.18 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Патриотическое воспитание школьников на уроках музыки
Современное российское общество требует ориентации системы образования на формирование у подрастающего поколения, за которым будущее страны, высоких нравственных, морально-психологических и этических качеств, среди которых большое значение имеют патриотизм, гражданский и воинский долг, ответственность за судьбу Отечества и готовность к его защите.
Уникальными возможностями гражданско-патриотического воспитания школьников обладает система общего и дополнительного музыкального образования, которой в нашей школе уделяется особое внимание. Мы убеждены, что обучение музыкальному искусству может стать условием и средством развития и воспитания патриотических чувств школьников только в том случае, если эта деятельность осуществляется по четко выстроенной методике, содержит интересный и познавательный материал, включает различные формы и методы работы, ведется с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся.
Выстроенная линия музыкального образования в корпусе отвечает запросам Федерального государственного образовательного стандарта образования:
- осуществляется преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;
- обеспечивается духовно-нравственного развитие учащихся;
- формируются межпредметные понятия и универсальные учебные действия.
Полученные на уроках знания, умения и навыки учащиеся имею возможность совершенствовать на занятиях в системе дополнительного образования и во внеурочной деятельности. Урок музыки трактуется как урок искусства, нравственно-эстетическим содержанием которого, является художественно-педагогическая идея. В ней раскрываются наиболее значимые для формирования личностных качеств ребенка “вечные темы” искусства: добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, материнство, защита Отечества. Чувство патриотизма нельзя привить в принудительном порядке. В связи с этим мастерство педагога заключается в тонком искусстве преподавания. Для этого он сам должен быть творческой личностью. Если уроки, которые создает учитель, действительно являются результатом его творчества, если его действительно влечет творческое общение с учениками, если он чувствует, что так он может проявить себя как педагог и художник, то дети ему поверят и будут всегда готовы к сотворчеству. Основные методические принципы и методы, которыми я руководствуюсь в своей работе, предложены авторами программы “Музыка” для 1-4 классов начальной школы Е.Д. Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С..Шмагиной. Это увлеченность, триединство деятельности композитора – исполнителя – слушателя, сходство и контраст, интонационность. В программе по музыке под руководством авторов Е. Критской, Г. Сергеевой, Т. Шмагиной особое внимание уделяется знакомству с историей, культурой своего народа. Начиная с первого класса, в детях закладываются основы патриотизма, нравственности и доброты.
Музыкальный фольклор представлен в учебно-методическом комплекте как вид искусства, который тесно переплетается с жизнью, бытом, народными традициями. Поэтому жанры песенного и инструментального народного музыкального творчества, праздники русского народа рассматриваются в широком жизненном контексте, в тесной связи с историей, природой, жизнью русского человека.
На уроках главное пробудить в детях интерес к народной, родной музыке, к музыкальным занятиям. Развить уже имеющийся у них жизненно-музыкальный опыт, увлечь, используя доступный материал, знакомясь с народными традициями, обычаями, праздниками, приобщить к ценностям народного творчества, т.к. в нем воплощение не просто прошлого культуры, но и нравственные свойства и способности человеческой души.
Большое внимание уделяется в программе праздникам Русской православной церкви. «Темы, посвященные праздникам Русской православной церкви, введены в содержание всех учебников «Музыка» для начальной школы с целью приобщения учащихся различных религиозных конфессий и вероисповеданий к культурному наследию России, в котором музыкальное искусство представлено наиболее яркими образцами народного и композиторского творчества.» - пишет Е.Д. Критская в методическом пособии к учебнику музыка для 1 – 4 классов.
В разделах «Гори, гори ясно чтобы не погасло» со 2 по 4 класс уделяется особое место фольклорным праздникам. Включено в программу подготовка и проведение таких праздников как: Рождество, Проводы зимы, встреча весны, Вербное воскресенье, Пасха, Троицын день.
Большое значение в воспитании ребенка имеет знакомство с историей Отечества, его историческим наследием. Великие события в истории, славные деяния предков всегда были в числе важных социализирующих факторов. Дети разучивают исторические, военные песни, слушают легенды, былины и предания о славных сынах и героях Отечества, знакомятся с крупными музыкальными произведениями композиторов-классиков, отражающих различные исторические события родного Отечества.
Бесспорно, что уроки музыки, посвященные традициям и праздникам русского народа, могут иметь логическое продолжение и во внеурочной работе с младшими школьниками.
Таким образом, включение фольклорного материала в программы по музыке в начальной школе направлено на:формирование основ музыкальной культуры в том числе и фольклорной.
Процесс обучения и воспитания строится с использованием нетрадиционных уроков: уроков-путешествий, музыкального творчества, уроки с использованием видео материалов. Особый акцент делается на приобщение к народной музыке, фольклору, народному творчеству вообще, на изучение народных традиций, на знакомство с духовной музыкой.
С первого класса дети входят в многообразный мир музыкальной культуры:
- через доступные интонации песен, танцев, маршей, простейших народных
- попевок, песен, колыбельных песен – кладезя нравственных ценностей (“колыбель” – это Родина, место происхождения самого народа.);
- через первоначальное знакомство с духовной музыкой (молитва, кант), которое дает возможность учащимся осваивать духовно-нравственные ценности;
- через творческую деятельность в процессе игры на народных инструментах, вокальную импровизацию, художественно-музыкальное творчество, певческую деятельность.
Вся работа по развитию и воспитанию патриотических качеств на уроках музыки дает хорошие результаты:
- дети с интересом воспринимают материал урока;
- у учащихся появляется устойчивый интерес к народной музыке и к истории народа, чувство гордости за свое Отечество, уважительное отношение к коренным жителям того края, где они родились.
Работа в этом направлении ориентирует детей на самостоятельное добывание знаний об истории и культуре народа.
Воспитание патриотических качеств школьников на уроках музыки ведется в соответствии с подпрограммой воспитательной программы школы по патриотическому воспитанию.
С огромным успехом в школе проводятся праздники “Славные сыны Отечества”, где дети исполняют песни об армии и флоте, готовят литературно-музыкальные композиции, соответствующие тематике, с почтением относятся к символике государства, очень трогательно воспринимают встречи с участниками боевых сражений в Чечне, рассказы о службе в армии и т.д.
В канун праздника великой Победы в школе проводится спортивно-познавательная игра “Салют, Победа!”, где ребята показывают не только свои физические, но и интеллектуальные знания о великих сражениях и битвах, о воинах-героях, о музыкальной жизни страны во время войны, исполняют известные военные песни, рассказывают об авторах и композиторах того времени.
Начало урока музыки, посвященного героико-патриотической тематике, можно начать в серьезной и торжественной обстановке. Музыка, которая должна прозвучать в этот момент, связана с дорогим сердцу каждого советского человека образом Родины.
Москва, Красная площадь. Бьют часы на Спасской башне Кремля. Бьют кремлевские куранты, отсчитывают время часы Спасской башни — свидетели истории нашей Родины. Они стали символом величия нашей страны. С боем часов Спасской башни Кремля начинается и кончается день нашей великой Родины.
Каждое утро и каждый вечер после боя курантов мы слышим по радио Государственный Гимн России. Ребята, конечно, смогут сами рассказать о том, в каких особенно торжественных случаях звучит Гимн — музыкальный символ нашего государства, воспитывающий патриотическое сознание, основанного на гуманистических ценностях своего народа.
Надо объяснить младшим школьникам, что когда звучит Государственный Гимн, не только те, кто его исполняют, но и все, кто при его исполнении присутствуют, встают и слушают его стоя. Эта музыка призвана объединить вест народ. В гимне отражены главные идеи – единства, нерушимости, свободы.
А также звучащая гимном жизни песня Островского «Пусть всегда будет солнце!», помогавшая сплочению юных поколений всего мира «Гимн демократической молодежи» Новикова.
«Вставайте, люди русские» из кантаты С. Прокофьева «Александр Невский» — еще один пример музыки «в народном духе». Решительная, призывная маршеобразная музыка 1-й части, сопровождаемая звучанием набатного колокола, контрастирует с певучей средней частью, в которой поочередно звучат женская и мужская группы хора.
Учитель должен рассказать ребятам о том, что эта музыка была написана к кинофильму «Александр Невский», который стал особенно популярен в годы Великой Отечественной войны.
Композитор хотел, чтобы музыка подчеркивала главную мысль фильма: защита родной земли от захватчиков. Позднее С. Прокофьев объединил музыкальные фрагменты из кинофильма в одно сочинение. Так появилась кантата «Александр Невский», рассказывающая о силе духа русского народа, о любви к своей земле, о ненависти к ее захватчикам.
Эмоционально-нравственной вершиной занятий должно стать слушание, а также участие в исполнении двух главных фрагментов из оперы М. Глинки «Иван Сусанин»: арии Ивана Сусанина и хора «Славься!». Затем можно дать классу послушать всю арию с большим речитативным вступлением и заключением. Следует вспомнить с ребятами, как развивается действие в опере после арии: враги убивают героя, но народ побеждает. Заключительный хор «Славься!» славит победу народа.
Сравним по контрасту эти сцены — гибель героя и радостное ликование победившего народа. В первой преобладают минорные краски, во второй — мажорные; сдержанные темпы и динамика придают арии суровость и мужественность, а в хоре звучание, наоборот, мощное, торжественное; арию исполняет бас с оркестром, а хор «Славься!» исполняется в сопровождении двух оркестров и даже колоколов, отчего музыка становится особенно радостной, праздничной, победной. Музыка обеих сцен пронизана русской песенностью, она написана в народном духе, воспитывая чувство гордости своими героями, историей, совершениями.
П.И.Чайковский для младших школьников, прежде всего, будет композитором, бесконечно любившим русскую песню, русскую природу, русского человека, композитором, воспевавшим свою Родину в лирических сочинениях, полных поэтической красоты, нежной мелодики с преобладанием песенности.
Бетховен предстанет перед ними, прежде всего, как автор музыки сильной, мужественной, героической (даже в сочинениях лирических и скорбных). Она воспитывает в людях волю к преодолению жизненных трудностей, стремление к свободе и независимости.
Ф. Шопен войдет в сознание ребят как композитор, воплощавший в своей музыке красоту народной песенности и танцевальности и в то же время глубокие переживания, связанные с борьбой угнетенного народа за свободу (здесь музыка Шопена порой приближается по характеру к бетховенской).
Прокофьев будет воспринят ребятами сперва как композитор, в чьей музыке воплощен мир детства («Петя и волк», «Болтунья»), а позже как композитор, развивавший патриотические традиции глинкинского «Ивана Сусанина» (например, кантата «Александр Невский»). Музыкальный язык Прокофьева будет в сознании ребят связан с ощущением особой любви к Родине, к отечеству, к появлению чувства гордости от того, что все это – твоя Родина.
Народная музыка — источник постоянного обогащения музыки композиторов, как в прошлые времена, так и в наши дни. Если бы не было народной музыки, не появились бы многие произведения М. Глинки и С. Рахманинова, И. Дунаевского и Р. Щедрина.
Идея патриотического воспитания находит свое воплощение, прежде всего, на уроках музыки в 1–7-х классах. Приоритетным направлением содержания программы является тема патриотизма и любви к Родине, которая проходит во всех классах, и находит своё отражение на таких уроках, как «Россия - Родина моя», «Всю жизнь мою несу Родину в душе...», «О подвигах, о доблести, о славе…» и других. Перед учениками раскрываются страницы русской истории, отраженные в музыке разных жанров и эпох: от детской песни, исполняемой всем классом, к петровским кантам, увертюре, симфонии, концерту и опере. В певческий репертуар широко включаются исторические и военные песни, патриотические песни советских и современных композиторов. Кроме того, ребята слушают легенды, былины и предания о славных сынах и героях Отечества, смотрят фрагменты из отечественных кинофильмов о войне, жизни народа в прошлом.
Особое внимание уделяется изучению русской музыкальной культуры, прежде всего, фольклора. На мой взгляд, народная музыка воспитывает активную жизненную позицию современного школьника, дает ему высокие ориентиры в жизни. Богатство и красоту родной природы, запечатленные в произведениях искусства, раскрываются на уроках музыкально-художественного творчества. Достижение эмоционально-чувственного восприятия и понимания произведений считаю основой приобретения таких качеств как: благородство, порядочность, способность личности к любви – к матери, Родине, труду. С целью воспитания межнациональной толерантности, формирования общечеловеческих ценностей – дружбы, сотрудничества, взаимоуважения, на уроках дети знакомятся с музыкальными традициями народов мира, культурным наследием стран Ближнего и Дальнего зарубежья.
Опыт показывает, что работа по развитию и воспитанию патриотических качеств на уроках музыки дает хорошие результаты: она способствует обогащению эмоционального и духовного потенциала личности каждого ребенка, раскрытию творческих способностей и потребностей, формированию эмоционально-открытого, позитивно-уважительного отношения к таким вечным проблемам жизни и искусства, как материнство, любовь, добро, счастье, дружба, долг. Работа в этом направлении ориентирует учащихся на самостоятельное добывание знаний об истории и культуре своего народа, стимулирует к исследовательской деятельности в области музыкального искусства. Учащиеся школы активно принимают участие в конкурсах, концертах ,фестивалях и других мероприятиях.
Многие задачи, связанные с воспитанием дружелюбия, ответственности, коммуникативности, - тех качеств, которые необходимы современному человеку, позволяет решить обучение хоровому пению. Музыкальный репертуар широк и разнообразен, постоянно обновляется. Он включает не только песни военных лет, но и патриотические песни современных композиторов. Концертная деятельность является важнейшим элементом деятельности: дети участвуют в различных концертных программах, Творческая работа, проводимая с учащимися, является, прежде всего, интересной и полезной для самих ребят. Она обогащает их мировосприятие, объединяет детей различной национальной принадлежности и воспитывает уважение друг к другу, а также чувство достоинства и гордости за свою страну.
Таким образом, проблема гражданско-патриотического воспитания на уроках музыки и во внеурочной деятельности на сегодняшний день очень актуальна и несет в себе важные предпосылки для формирования музыкальной культуры, как неотъемлемой части духовной культуры школьников, что является общей целью массового музыкального образования. Поэтому, на мой взгляд, данный опыт может быть рекомендован любому учителю музыки, а также поможет в организации внеклассной работы в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Гражданско-патриотическое воспитание на уроках гуманитарного цикла
Статья о гражданско-патриотическом воспитании на уроках гуманитарного цикла в начальных классах....
Гражданско-патриотическое воспитание на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности как основное направление духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников
Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников составляет основу учебно-воспитательного процесса. В формировании духовно-нравственного развития личности приоритетным направлением ...
Статья по чтению по теме: Гражданско-патриотическое воспитание на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности как основное направление духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников
Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников составляет основу учебно-воспитательного процесса. В формировании духовно-нравственного развития личности приоритетным направлением ...
Статья "Гражданско-патриотическое воспитание на уроках музыки"
В статье раскрываются обновные идеи гражданско-патриотиечского воспитания школьников на уроках музыки в начальной школе. Представлены примеры работы с учащимися на уроках музыки по програ...
Патриотическое воспитание с помощью музыки.
Патриотическое воспитание с помощью музыки....
Патриотическое воспитание на уроках музыки
Статья- обзор патриотической тематики на уроках музыки 1-4 класс...
Патриотическое воспитание на уроках литературного чтения, окружающего мира, музыки, изобразительного искусства.
Выступление на МО учителей начальных классов в рамках педагогических инициатив. Делюсь опытом работы на уроках литературного чтения, окружающего мира патриотического воспитания учащихся в началь...