Принципы организации духовно – нравственного развития и воспитания на уроках музыки.
методическая разработка по музыке на тему
Основные принципы организации духовно – нравственного развития и воспитания на уроках музыки. В данной работе приведены несколько примеров уроков музыки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
duhovno-nravstvennoe_razvitie.docx | 17.35 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Основные принципы организации духовно – нравственного развития и воспитания на уроках музыки.
Педагог – профессия особая, связанная со сложным и хрупким миром ребенка. Задача учителя музыки - воспитание души. Таинственная, бездонная, искренняя – вот «портрет» души маленького человека. Человека, который смотрит на меня широко открытыми глазами. Человека, который верит, что мир прекрасен.
«Человек должен родиться дважды,- писал Гегель,- один раз естественно, а затем духовно…»
Уроки музыки в школе – одно из средств познания. В тоже время хуже всего сегодня именно учителю музыки. Когда ребёнок отправляется в школу, то родители просят его быть особенно внимательным на уроках математики – ничего не пропустить, не запустить, иначе потом не догонишь. Но много ли родителей, которые просят ребёнка быть особенно внимательным на уроке музыки? Нет. А зря! Потому, что во все времена человечество выживало только до тех пор и тогда, когда творческое, нравственное, было хоть чуть – чуть, но выше всего остального.
Ценность музыкального искусства бесспорна и уникальна. Музыка – прекрасный воспитатель – и ценность её особенно велика в воспитании духовного и нравственного облика детей.
По моему мнению, наиболее ярко выражено духовно-нравственное развитие и воспитание во время занятий музыкой по учебнику Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной. Авторская программа основана и на обращении к национальным, культурным традициям своего народа, родного края, на формирование у подрастающего поколения интереса и уважения к своим истокам.
Приведу несколько примеров из 1-го раздела «Россия – Родина моя» у 2-4 классов:
- 2 класс, тема «Мелодия».
Слушание музыки непременно имеет место на всех уроках во всех классах школы, как основа духовно-нравственного воспитания. По ходу урока детям предлагается послушать произведение русской классики, композитора М.П. Мусоргского, которое называется «Рассвет на Москве-реке».
После прослушивания можно очень кратко рассказать о Мусоргском и его неоценимом вкладе в русскую музыку, задать несколько вопросов по теме урока:
- Какую картину нарисовала музыка?
- Какие чувства в ней переданы?
- Что изображает это произведение?
В этом произведение есть и спокойствие, и взволнованность, и тревога. Слышны звучания, напоминающие пастушьи рожки, перекличку петухов, звук церковного колокола. В этой музыке нет слов, но есть мелодичный, песенный характер.
-А какие муз. инструменты вы услышали?
Главная мелодия этого произведения звучала несколько раз в исполнении различных инструментов симфонического оркестра.
После обсуждения показать репродукцию картины Александра Волкова «Рассвет над Москвой рекой» и предложить детям сравнить картину с услышанной музыкой. Живопись помогает детям лучше прочувствовать и понять смысл и образ музыкального произведения.
Композитор Мусоргский очень любил столицу нашей родины Москву и писал такие строки: «Кремль, чудный Кремль!!!Я подъезжал к нему с невольным благоговеньем…Василий Блаженный и Кремлевская стена- это святая старина…Москва заставила меня переселиться в другой мир- в мир древности!». Любовь к России, к ее культуре Мусоргский раскрыл в своем творчестве.
- 3 класс, тема Опера «Иван Сусанин».
Одной из задач данного урока является воспитать чувства патриотизма, гордости, уважения к культуре своего народа.
Начать урок можно с цитаты К. Рылеева: «…Кто русский по сердцу, тот бодро и смело, и радостно гибнет за правое дело! Ни казни, ни смерти и я не боюсь: не дрогнув, умру за царя и за Русь!», поговорив с детьми о смысле этих слов. В ходе урока я начинаю знакомить детей с новым материалом терминами опера, увертюра и либретто. И постепенно мы переходим к опере М.И. Глинки «Иван Сусанин». Рассказываю содержание и делаю акцент на то, что опера создана на основе реальных исторических событиях. Я соотношу материал, преподаваемый на уроке музыки с материалами из литературы, истории т.к. формировать духовный мир ребенка только средствами музыкального искусства в отрыве от других видов искусства не даст желаемого результата. Знакомлю детей с биографией М.И. Глинки, рассказывая им о том, что он создал произведения, которые прославили русскую музыку на весь мир. Горячая любовь и интерес к музыке у Глинки проявились очень рано: он подолгу с увлечением слушал пение крестьян, исполнявших народные песни, и это оказало значительное влияние на всё его творчество. Слушаем отрывки из оперы и знакомимся с её содержанием. Останавливаемся подробно на заключительном хоре «Славься». Он звучит торжество, с ликованием. Здесь есть и тема скорби и печали — памяти о погибших. Колокольный звон — праздничный, радостный, передает победу русского народа. Дальше предлагаю разучить этот хор и спеть его т.к. песенный жанр способствует эмоциональной отзывчивости ребёнка, помогаем лучше почувствовать характер, настроение музыки. После рефлексии, подводя итог, я говорю, что мы перелистнули страницы нашей истории. Опера «Иван Сусанин» воссоздала атмосферу народного подвига в Смутное время в начале XVII века. Музыка учит нас любить, защищать Россию и гордиться своей Родиной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека 2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания 3. Воспита...
Организация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека 2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания 3. Воспита...
Организация духовно-нравственного развития и воспитания младшего школьника в учебной деятельности
АннотацияВ статье раскрываются особенности духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников, рассматриваются возможности реализации в рамках классно-урочной формы. В центре внимания – од...
Основные принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания
Принципы организации духовно-нравственного воспитания...
Программа "Организация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся начальной школы"
Программа составлена совместно с учителем начальных классов МБОУ СОШ № 3 Гиагинского района Дёминой Еленой Михайловной.Духовно-нравственное воспитание рассматривается как общественное явление, предста...
Программа "Организация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся начальной школы"
Программа составлена совместно с учителем начальных классов МБОУ СОШ № 3 Гиагинского района Рихтер Еленой Андреевной.В настоящее время общепризнанным является факт возрождения и совершенствования духо...
ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ
Духовно-нравственное воспитание – организация психолого-педагогических условий духовного развития личности, обеспечивающих рефлексию своих чувств, мыслеобразов, ценностных ор...