«Социальное воспитание на уроках музыки в начальной школе. Диагностика и формы работы»
статья по музыке

Павлова Татьяна Викторовна

Воспитательная работа является значимым моментом в работе учителя музыки. Главным звеном этой работы является создание и укрепление детского коллектива. Дружный класс не только помогает  детям раскрывать свои способности, обогащать себя знаниями и умениями, но и приобретать опыт социальных отношений и осваивать социальные роли, формировать самооценку, а также способствует развитию нравственных качеств ребят.

Я хочу вам предложить свою форму работы, которую считаю эффективной как для диагностики социальной воспитанности, так и для решения воспитательных задач. Это творческий концерт, который можно отнести к методу эксперимента.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Социальное воспитание на уроках музыки в начальной школе. Диагностика и формы работы»

Социальное воспитание - одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности,

-освоение индивидом моральных ценностей,

-выработка им нравственных качеств,

-способности ориентироваться на идеал,

- жить согласно принципам, нормам и правилам социума,

- когда убеждения и представления о должном воплощаются в поступках и поведении.

Диагностика воспитанности – это процесс определения педагогом уровня сформированности личностных свойств и качеств человека, реализуемых в системе межличностных отношений.

Для того чтобы создать комфортный климат в коллективе учителю необходимо знать особенности каждого ученика. Работа над этой задачей начинается с начальной диагностики (начало учебного года).

  1. Каждый учитель понимает важность построения доброжелательных отношений в коллективе между детьми и определяет стиль отношений с детьми. Диагностика состоит в комплексном изучении отдельных учеников и коллектива в целом. Она помогает  не только узнать детей, но и владеть психологической ситуацией в классе, проводить корректирующую работу, определять перспективы дальнейшего развития, методы взаимодействия с различными группами учащихся и отдельными учениками.

2.   Практически для каждого ученика первый день в новом коллективе всегда сопровождается страхом, опасениями и сильным желанием произвести приятное впечатление, понравиться коллективу. Как помочь детям адаптироваться в коллективе, какие его личностные особенности могут повлиять на его социализацию в группе поможет определить начальная диагностика.

Корректирующая (текущая) диагностика (середина года) проводится в самом процессе организации деятельности класса, ориентирует учителя на изменения, которые происходят в учениках и в коллективе. Одновременно оценивается правильность ранее принятых решений и методов воспитательной работы.

В конце каждого учебного года в системе прогнозирования результатов воспитательной работы проводится обобщающая  диагностика (конец учебного года). Она дает основные данные для коррекции педагогического воздействия в течение следующего учебного года.

Существуют множество методов диагностики социальной воспитанности.

Основные методы диагностики воспитанности:

  • метод наблюдения 
  • индивидуальная диагностическая беседа 
  • метод анализа документов
  • метод анализа результатов деятельности
  • метод эксперимента
  • метод анкетирования (интервью)
  • метод независимых характеристик
  • биографический метод

 (проявления уровня воспитанности в специально созданных условиях, в которых, по мнению учителя, необходимое качество обязательно проявится).

Творческий концерт

Проводится 1 раз в четверть,  представляет собой импровизированное представление, с вокальными и танцевальными номерами, чтением стихов, обыгрыванием басен, пародиями и т.д. Для проведения концерта выбираются ведущие, ответственные за сценарий. Ученики самостоятельно готовят номера, подбирают костюмы.

Данные концерты позволяют детям реализовать свои творческие способности, адаптироваться к концертной обстановке, попробовать себя в различных образах, проявить свою индивидуальность.

    Социальное воспитание на занятии «Творческий концерт» направлено, прежде всего, на успешную социализацию личности, где раскрытие индивидуальных возможностей необходимо для наиболее полной реализации себя в коллективе и в обществе.

   Основной цель творческого концерта является подготовка ребенка к самостоятельному художественному творчеству, а также формирование и развитие личности детей посредством включения их в различные виды социальных отношений в общении, игре, социально-полезной деятельности.

    Здесь собственная активность ребенка есть необходимое условие воспитательного процесса.

Концерт состоит из самостоятельно подготовленных учащимися номеров.

Ведут концерт сами ученики (каждый раз новые). Учитель отвечает только за музыкально-техническую часть проведение концерта.

Таким образом, творческий концерт решает и воспитательные задачи, а так же помогает провести диагностику социально-личностных качеств обучающихся.

Критерии наблюдения:

  1. Коммуникативные способности (умение устанавливать правильные взаимоотношения с членами коллектива, умение слушать, принимать информацию и передавать ее с нужным смыслом, умение адекватно оценивать себя и других, принимать мнение другого, а также решать конфликтные ситуации);

Пример: в условиях Творческого концерта ребята пробуют себя в роли ВЕДУЩИХ, что даёт им возможность:

  • Знакомства с собой. Позволяет открыть в себе свое творческое «я», свободно и естественно выражать эмоции.
  • Развития навыков импровизации. Ведь невозможно общаться и жить по шаблону. Импровизация учит человека искренне реагировать на события.

Пример:

  1. Самостоятельность, ответственность, добросовестность выполнения задач (инициативность, готовность принимать решения, старательно выполняет свою часть работы, ответственность за общее дело, за свои поступки и действия, способность проявлять волю, трудолюбие и упорство).

Пример: Самостоятельная работа над номером.

Работая над номером каждый ученик, сочиняет представление - «анонс»,  своего номера, в котором пытается наиболее полно выразить свое представление о жанре, сложности, яркости и других особенностях своего номера.

Дело в том, что самостоятельная работа, пусть несовершенная, часто приносит больше пользы, чем многие объяснения, ибо в ее основе лежит яркое индивидуальное желание что-то сделать самому.

В конце учебного года самые удачные номера включаются в отчётный концерт для родителей. Важно участие в них, в качестве зрителей, именно родителей и школьных друзей, ибо это создает «свою» аудиторию, которая заинтересована в успехах и свободном самовыражении выступающих.

Пример: проявления ответственности.

  1. Уровень проявления эмпатии, толерантности и чувства коллективизма (умение понимать другого, сопереживать и сочувствовать, не подчеркивать ошибки других, не насмехаться над их недостатками, доброжелательно относиться к детям других национальностей, проявлять отзывчивость, терпение, товарищескую взаимопомощь).

Пример:

После окончания концерта проходит обязательный этап анализ выступлений.

Ученикам предоставляется возможность выразить своё мнение о  своём выступлении и о других номерах, что способствует обучению ребёнка самостоятельно провести самоанализ своего выступления, а также высказывать своё мнение объективно и корректно оценивая номера других выступающих.

Далее свою оценку творческих выступлений излагает учитель.

Анализировать творчество ребёнка крайне сложно, важно акцентировать успешные стороны его номера и деликатно направлять к самоанализу недочётов и недостатков выступления.

Похвала учителя за самостоятельное решение вопроса, постоянные поручения, беседы, а также помощь товарищам дают уверенность в себе и чувство удовлетворения.

В ходе творческого концерта я использую следующие способы диагностики:

Способы диагностики результативности, применяемые в условиях Творческого концерта:

  • беседы с детьми;
  • наблюдение за участием детей в творческих номерах их инициативность в классе;
  • выполнение учениками самостоятельных творческих заданий, ответственность;
  • предоставление самостоятельного выбора номеров для разучивания и исполнения;
  • наблюдение и беседы с учениками и их родителями на общих мероприятиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках музыки в начальной школе

Данный материал знакомит преподавателей музыки с материалами здоровьесберегающих технологий на уроках музыки в начальной школе. В статье даны виды работ арт-терапии, применяемых мною на уроках. Исполь...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ЗАНЯТИЯМ КРУЖКА "ХОРОВОЕ ПЕНИЕ", К УРОКАМ МУЗЫКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В презентации рассказывается о необходимости бережного отношения к голосовому аппарату, правила охраны голоса....

План - конспект урока музыки по теме: Конспекты уроков музыки в начальной школе

Здесь вы найдете конспекты уроков музыки в начальной школе!...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ "Пластическое интонирование и восприятие музыки, музыкально-ритмический и игровой элемент на уроках музыки в начальной школе"

Пластическое интонирование часто используется  как средство художественно-невербальной коммуникации на уроках музыки в младших классах православной гимназииТермин «пластическое интонировани...

Возможности духовно-нравственного воспитания на уроках математики в начальной школе курсовая работа

Актуальность данной темы исследования обуславливается тем, что нравственному и духовному воспитанию подрастающего поколения придавалось важное значение во все времена и во всех государствах.Сегодня в ...

Урок музыки в начальной школе "Музыка в храме"

Урок музыкт в начальной школе "Музыка в храме". Знакомство с музыкой П. И. Чайковского, как создателя не только светской но и духовной музыки. Музыкальнвй материал: УУтренняя молитва»,...