«Социальное воспитание на уроках музыки в начальной школе. Диагностика и формы работы»
статья по музыке
Воспитательная работа является значимым моментом в работе учителя музыки. Главным звеном этой работы является создание и укрепление детского коллектива. Дружный класс не только помогает детям раскрывать свои способности, обогащать себя знаниями и умениями, но и приобретать опыт социальных отношений и осваивать социальные роли, формировать самооценку, а также способствует развитию нравственных качеств ребят.
Я хочу вам предложить свою форму работы, которую считаю эффективной как для диагностики социальной воспитанности, так и для решения воспитательных задач. Это творческий концерт, который можно отнести к методу эксперимента.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsialnoe_vospitanie_na_urokah_muzyki_v_nachalnoy_shkole.doc | 50 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Социальное воспитание на уроках музыки в начальной школе. Диагностика и формы работы»
Социальное воспитание - одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности,
-освоение индивидом моральных ценностей,
-выработка им нравственных качеств,
-способности ориентироваться на идеал,
- жить согласно принципам, нормам и правилам социума,
- когда убеждения и представления о должном воплощаются в поступках и поведении.
Диагностика воспитанности – это процесс определения педагогом уровня сформированности личностных свойств и качеств человека, реализуемых в системе межличностных отношений.
Для того чтобы создать комфортный климат в коллективе учителю необходимо знать особенности каждого ученика. Работа над этой задачей начинается с начальной диагностики (начало учебного года).
- Каждый учитель понимает важность построения доброжелательных отношений в коллективе между детьми и определяет стиль отношений с детьми. Диагностика состоит в комплексном изучении отдельных учеников и коллектива в целом. Она помогает не только узнать детей, но и владеть психологической ситуацией в классе, проводить корректирующую работу, определять перспективы дальнейшего развития, методы взаимодействия с различными группами учащихся и отдельными учениками.
2. Практически для каждого ученика первый день в новом коллективе всегда сопровождается страхом, опасениями и сильным желанием произвести приятное впечатление, понравиться коллективу. Как помочь детям адаптироваться в коллективе, какие его личностные особенности могут повлиять на его социализацию в группе поможет определить начальная диагностика.
Корректирующая (текущая) диагностика (середина года) проводится в самом процессе организации деятельности класса, ориентирует учителя на изменения, которые происходят в учениках и в коллективе. Одновременно оценивается правильность ранее принятых решений и методов воспитательной работы.
В конце каждого учебного года в системе прогнозирования результатов воспитательной работы проводится обобщающая диагностика (конец учебного года). Она дает основные данные для коррекции педагогического воздействия в течение следующего учебного года.
Существуют множество методов диагностики социальной воспитанности.
Основные методы диагностики воспитанности:
- метод наблюдения
- индивидуальная диагностическая беседа
- метод анализа документов
- метод анализа результатов деятельности
- метод эксперимента
- метод анкетирования (интервью)
- метод независимых характеристик
- биографический метод
(проявления уровня воспитанности в специально созданных условиях, в которых, по мнению учителя, необходимое качество обязательно проявится).
Творческий концерт
Проводится 1 раз в четверть, представляет собой импровизированное представление, с вокальными и танцевальными номерами, чтением стихов, обыгрыванием басен, пародиями и т.д. Для проведения концерта выбираются ведущие, ответственные за сценарий. Ученики самостоятельно готовят номера, подбирают костюмы.
Данные концерты позволяют детям реализовать свои творческие способности, адаптироваться к концертной обстановке, попробовать себя в различных образах, проявить свою индивидуальность.
Социальное воспитание на занятии «Творческий концерт» направлено, прежде всего, на успешную социализацию личности, где раскрытие индивидуальных возможностей необходимо для наиболее полной реализации себя в коллективе и в обществе.
Основной цель творческого концерта является подготовка ребенка к самостоятельному художественному творчеству, а также формирование и развитие личности детей посредством включения их в различные виды социальных отношений в общении, игре, социально-полезной деятельности.
Здесь собственная активность ребенка есть необходимое условие воспитательного процесса.
Концерт состоит из самостоятельно подготовленных учащимися номеров.
Ведут концерт сами ученики (каждый раз новые). Учитель отвечает только за музыкально-техническую часть проведение концерта.
Таким образом, творческий концерт решает и воспитательные задачи, а так же помогает провести диагностику социально-личностных качеств обучающихся.
Критерии наблюдения:
- Коммуникативные способности (умение устанавливать правильные взаимоотношения с членами коллектива, умение слушать, принимать информацию и передавать ее с нужным смыслом, умение адекватно оценивать себя и других, принимать мнение другого, а также решать конфликтные ситуации);
Пример: в условиях Творческого концерта ребята пробуют себя в роли ВЕДУЩИХ, что даёт им возможность:
- Знакомства с собой. Позволяет открыть в себе свое творческое «я», свободно и естественно выражать эмоции.
- Развития навыков импровизации. Ведь невозможно общаться и жить по шаблону. Импровизация учит человека искренне реагировать на события.
Пример:
- Самостоятельность, ответственность, добросовестность выполнения задач (инициативность, готовность принимать решения, старательно выполняет свою часть работы, ответственность за общее дело, за свои поступки и действия, способность проявлять волю, трудолюбие и упорство).
Пример: Самостоятельная работа над номером.
Работая над номером каждый ученик, сочиняет представление - «анонс», своего номера, в котором пытается наиболее полно выразить свое представление о жанре, сложности, яркости и других особенностях своего номера.
Дело в том, что самостоятельная работа, пусть несовершенная, часто приносит больше пользы, чем многие объяснения, ибо в ее основе лежит яркое индивидуальное желание что-то сделать самому.
В конце учебного года самые удачные номера включаются в отчётный концерт для родителей. Важно участие в них, в качестве зрителей, именно родителей и школьных друзей, ибо это создает «свою» аудиторию, которая заинтересована в успехах и свободном самовыражении выступающих.
Пример: проявления ответственности.
- Уровень проявления эмпатии, толерантности и чувства коллективизма (умение понимать другого, сопереживать и сочувствовать, не подчеркивать ошибки других, не насмехаться над их недостатками, доброжелательно относиться к детям других национальностей, проявлять отзывчивость, терпение, товарищескую взаимопомощь).
Пример:
После окончания концерта проходит обязательный этап анализ выступлений.
Ученикам предоставляется возможность выразить своё мнение о своём выступлении и о других номерах, что способствует обучению ребёнка самостоятельно провести самоанализ своего выступления, а также высказывать своё мнение объективно и корректно оценивая номера других выступающих.
Далее свою оценку творческих выступлений излагает учитель.
Анализировать творчество ребёнка крайне сложно, важно акцентировать успешные стороны его номера и деликатно направлять к самоанализу недочётов и недостатков выступления.
Похвала учителя за самостоятельное решение вопроса, постоянные поручения, беседы, а также помощь товарищам дают уверенность в себе и чувство удовлетворения.
В ходе творческого концерта я использую следующие способы диагностики:
Способы диагностики результативности, применяемые в условиях Творческого концерта:
- беседы с детьми;
- наблюдение за участием детей в творческих номерах их инициативность в классе;
- выполнение учениками самостоятельных творческих заданий, ответственность;
- предоставление самостоятельного выбора номеров для разучивания и исполнения;
- наблюдение и беседы с учениками и их родителями на общих мероприятиях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вокально-хоровая работа на уроках музыки в начальной школе
Материал из опыты работы...
Использование здоровьесберегающих технологий на уроках музыки в начальной школе
Данный материал знакомит преподавателей музыки с материалами здоровьесберегающих технологий на уроках музыки в начальной школе. В статье даны виды работ арт-терапии, применяемых мною на уроках. Исполь...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ЗАНЯТИЯМ КРУЖКА "ХОРОВОЕ ПЕНИЕ", К УРОКАМ МУЗЫКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В презентации рассказывается о необходимости бережного отношения к голосовому аппарату, правила охраны голоса....
План - конспект урока музыки по теме: Конспекты уроков музыки в начальной школе
Здесь вы найдете конспекты уроков музыки в начальной школе!...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ "Пластическое интонирование и восприятие музыки, музыкально-ритмический и игровой элемент на уроках музыки в начальной школе"
Пластическое интонирование часто используется как средство художественно-невербальной коммуникации на уроках музыки в младших классах православной гимназииТермин «пластическое интонировани...
Возможности духовно-нравственного воспитания на уроках математики в начальной школе курсовая работа
Актуальность данной темы исследования обуславливается тем, что нравственному и духовному воспитанию подрастающего поколения придавалось важное значение во все времена и во всех государствах.Сегодня в ...
Урок музыки в начальной школе "Музыка в храме"
Урок музыкт в начальной школе "Музыка в храме". Знакомство с музыкой П. И. Чайковского, как создателя не только светской но и духовной музыки. Музыкальнвй материал: УУтренняя молитва»,...