Духовно- нравственное воспитание на уроках музыки и внеурочной деятельности
учебно-методический материал по музыке (4 класс)
Выступление по теме "Духовно - нравственное воспитание на уроках музыки и внеурочной деятельности" построено на основе педагогического опыта учителя. В основе лежит программа по музыке Критской.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.66 КБ |
![]() | 1.1 МБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальные Педагогические чтения учителей начальных классов образовательных организаций
Энгельсского муниципального района
«Учитель будущего. Успех каждого ребенка»
Духовно-нравственное и патриотическое воспитание учащихся на уроках музыки и внеурочной деятельности.
Доклад учителя музыки
высшей категории
МБОУ «СОШ №9»
Руденко О.В.
2020г.
Уроки музыки наиболее сильно воздействуют на эмоциональный мир школьника, его нравственные и духовные качества, облагораживающие его душу, развивают художественный вкус.
Я, как учитель музыки, ставлю перед собой цель – через знакомство с лучшими образцами классической, народной и духовной музыки развивать у детей духовно – нравственные качества любовь к Родине, своему народу.
Работая по программе «Музыка» авторов Критская, Сергеева считаю, что именно эта программа подходит для формирования у ребенка понимания добра и зла, любви и ненависти, жизни и смерти, материнства, защиты Отечества.
Духовно – нравственное развитие в начальной школе включает четыре раздела тем: “Россия – Родина моя”, “День, полный событий”, “О России петь, что стремиться в храм”, “Гори, гори ясно, чтобы не погасло!”
Музыкальный репертуар каждого урока носит нравственно – духовную направленность. В первом классе это песни о маме, Родине, родном крае, дружбе, рождественские и пасхальные песни, песни – колядки. Год от года произведения становятся более серьёзными, уровень музыки, по богатству её идейно – художественного содержания, по сложности музыкальной формы непрерывно возрастает. Среди них песни об армии, солдатах, Великой Отечественной войне, музыка, которая стала оружием в борьбе за свободу и независимость.
Духовная музыка способствует: нравственному пониманию своего внутреннего состояния, помогает понять, почему оно такое, найти причину; общению с самим с собой; ощущению гармонии внутри себя.
В программе «Музыка» Е.Д.Критской, духовная музыка раскрывается в нескольких направлениях: колокола на Руси и колокольность в русской музыке; знакомство с храмом, как памятником архитектуры, иконография;
собственно музыка, звучащая в церкви во время богослужения, знакомство с песнопениями, литургией, всенощной.
Духовные образы в произведениях композиторов классиков, духовные стихи; содержание церковно-православных праздников; идеи героизма и подвига в рассказах о Святых и подвижниках.
Задачи уроков - через связь духовного искусства с жизнью осознать главные этические законы – Любви, Добра, Справедливости, по которым должен жить человек.
Хорошо, что сейчас возрос интерес к духовной музыке, потому что она учит состраданию к человеку, любви к ближнему, развивает чувство красоты, гармонии. Слушая “Утреннюю молитву” и “В церкви” П.Чайковского из “Детского альбома”, дети воспринимают интонационно – образный строй русской духовной музыки, размышляют о чувствах, которые навевает музыка.
Любовь к Отечеству становится силой духа только тогда, когда у человека запечатлены в сознании образы, связанные с родным краем, языком, когда появляется чувство гордости от того, что все это - твоя Родина.
Взять, к примеру, кантату С. Прокофьева, музыка которой написана в народном духе. Я рассказываю о том, что эта музыка была написана к кинофильму «Александр Невский», который стал особенно популярен в годы Великой Отечественной войны. Композитор хотел, чтобы музыка подчеркивала главную мысль фильма: защита родной земли от захватчиков. Любовь к Отечеству становится силой духа только тогда, когда у человека запечатлены в сознании образы, связанные с родным краем, языком, когда появляется чувство гордости от того, что все это - твоя Родина.
После знакомства с музыкой Мусоргского «Рассвет на Москве – реке» делимся впечатлениями, находим ответы на такие вопросы:
- Какие чувства вызвала у тебя эта музыка? В чем её красота?
– Что хотел рассказать нам композитор своей музыкой? (любите свою Родину, гордитесь ею, хотел показать, как прекрасна жизнь).
- Чему учит нас эта музыка? (бережному отношению к природе, к близким людям)
– А вы любите свою Родину?
- Что такое Родина в вашем понимании? В беседе мы даем ответ на эти вопросы.
Эмоционально-нравственной вершиной уроков в 4 классе должно стать слушание, а также участие в исполнении двух главных фрагментов из оперы М. Глинки «Иван Сусанин»: арии Ивана Сусанина и хора «Славься!». Следует вспомнить с ребятами, как развивается действие в опере после арии: враги убивают героя, но народ побеждает. Заключительный хор «Славься!» славит победу народа. Музыка обеих сцен пронизана русской песенностью, она написана в народном духе, воспитывая чувство гордости своими героями, историей, своей Родиной. Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна. И у каждого она одна. Как мама. И она гордится своими сыновьями и дочерьми, заботится о них, приходит на помощь, придает силы.
Мы любим Родину. А любить Родину - значит жить с ней одной жизнью.
Духовно нравственное воспитание имеет продолжение и во внеурочной деятельности. Русский фольклор тесно переплетается с жизнью, бытом, народными традициями, рассматривается в широком жизненном контексте, в тесной связи с историей, природой, жизнью русского человека. (Слайд 2)
Говоря о воспитательном потенциале музыкального искусства, нельзя не сказать и о таком пласте музыки как народная музыка, т.к. благодаря ей, воспитывается патриотизм в человеке.
Наша страна многонациональна – можно сравнить с разноцветным ковром. Сохраняя память о музыкальных традициях прошлого, мы добавляем частицу мудрости своего народа, красоты родного края, бережного отношения к каждому человеку нашего многонационального государства, его религиозным чувствам, праздникам, обычаям. (Слайд 3)
Музыка включается в общую систему духовного формирования личности человека. Воспитание способности активно сопереживать - важнейшее условие для формирования духовно развитой личности. Ребята с трепетом выступают перед ветеранами труда в доме интернате. У детей идет огромная внутренняя работа, которая проявляется в стремлении пожалеть, помочь больным и немощным. Это драгоценное свойство души сострадания, сопереживания очень важно сохранить, не растерять. (Слайд 4).
А с какой любовью рассказывают о своих прадедушках, которые защищали нашу Родину, наш народ. (Слайд 5).И наша задача через связь духовного искусства с жизнью осознать главные этические законы – Любви, Добра, Справедливости, по которым должен жить человек.
Музыка в современном мире – это не просто предмет развлечения, а могучее средство воспитания и самосовершенствования личности.(Сайт 6)
Духовные, нравственные аспекты закладываются именно в школьном возрасте. «Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека…», сказал В.А.Сухомлинский, следовательно, музыка – одно из действенных средств духовно-нравственного воспитания и художественно-эстетического образования школьников.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Уроки музыки наиболее сильно воздействуют на эмоциональный мир школьника, его нравственные и духовные качества. Задачи уроков - через связь духовного искусства с жизнью осознать главные этические законы – Любви, Добра, Справедливости, по которым должен жить человек.
Русский фольклор тесно переплетается с жизнью, бытом, народными традициями, рассматривается в широком жизненном контексте, в тесной связи с историей, природой, жизнью русского человека.
Сохраняя память о музыкальных традициях прошлого, мы добавляем частицу мудрости своего народа, красоты родного края, бережного отношения к каждому человеку нашего многонационального государства
Ребята с трепетом выступают перед ветеранами труда в доме интернате.
Помним твой славный подвиг герой
Духовные, нравственные аспекты закладываются в школьном возрасте. «Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека…», сказал В.А.Сухомлинский, следовательно, музыка – одно из действенных средств духовно-нравственного воспитания и художественно-эстетического образования школьников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта реализации методической темы "Духовно-нравственное воспитание современного младшего школьника во внеурочной деятельности."
Из опыта реализации методической темы "Духовно-нравственное воспитание современного младшего школьника во внеурочной деятельности."...
Аннотация к программе "«Духовно-нравственное воспитание обучающихся в урочной и внеурочной деятельности в начальной школе»
Приводится краткая аннотация к программе "«Духовно-нравственное воспитание обучающихся в урочной и внеурочной деятельности в начальной школе»...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/04/picture-262446-1478251185.jpg)
Духовно-нравственное воспитание на уроках музыки
Педагог - профессия особая, связанная со сложным и хрупким миром ребенка. Задача учителя музыки - воспитание души. Таинственная, бездонная, искренняя - вот «портрет» души маленького человека. Человека...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/23/picture-1072906-1540319871.jpg)
Духовно-нравственное воспитание обучающихся в урочной и внеурочной деятельности
В настоящее время ощущается необходимость изучения истории народа, восстановления духовности для формирования нравственной личности, гражданина и патриота России. Для меня, как классного руководителя ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/30/picture-1036713-1540918261.jpg)
духовно-нравственное воспитание в единстве урочной и внеурочной деятельности
Духовно-нравственное воспитание – это педагогически организованный процесс, в котором учащимся передаются духовно-нравственные нормы жизни, создаются условия для усвоения и принятия обучающимися...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/01/picture-1215701-1583050145.jpg)
Духовно-нравственное воспитание и развитие личности во внеурочной деятельности.
В данной статье рассматривается духовно-нравственное воспитание как одно из главнейших направлений в развитии личности ребёнка....
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/21/picture-108310-1366551038.jpg)
Духовно-нравственное воспитание учащихся через реализацию программы внеурочной деятельности «Мир вокруг меня»
Важнейшей задачей является в младшем школьном возрасте формирование целостной картины мира, осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём на основе...