Конспект урока по музыке во 2 классе УМК "Школа России". Тема: "Великий колокольный звон. Звучащие картины."
план-конспект урока по музыке (2 класс)
Конспект урока по музыке во 2 классе УМК "Школа России". Тема: "Великий колокольный звон. Звучащие картины."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzyka.docx | 30.52 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема: Великий колокольный звон. Звучащие картины.
Цель: знакомство с историко-культурными традициями России, формирование знания о колоколах и колокольных звонах на Руси.
Задачи:
Образовательные: сформировать знания о колоколах и колокольных звонах на Руси; познакомить с устройством колокольчика.
Развивающие: развивать творческое мышление, культуры общения, культуры слушания, чувства ритма, вокально-хоровых навыков.
Воспитательные: воспитывать у обучающихся чувство патриотизма, любви к своей Родине; уважение русских традиций и почитание колокола как символа русской земли.
Тип урока – освоение новых знаний и способов действий
Универсальные учебные действия:
Регулятивные:
1. Определять тему, цель урока, анализировать музыкальные произведения по плану – на основе средств музыкальной выразительности.
2. Развивать умение сравнивать, осмысливать, анализировать, полученную информацию.
3. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной целью.
Познавательные:
1. Извлекать информацию из текста, выявлять сущность, особенности музыкального произведения, на основе анализа делать выводы.
2. Познакомиться с разновидностями колокольного звона.
Коммуникативные:
1. Способствовать формированию умению участвовать в диалоге с учителем или одноклассниками.
2. Учить высказывать свою точку зрения.
Планируемые результаты:
1. Предметные:
- развивать умение анализировать, сравнивать, осмысливать полученную информацию,
- находить информацию в разных источниках, понимать терминологию обозначающую звучание колокольных звонов.
2. Метапредметные:
- формировать умение участвовать в диалоге,
- уметь в совместной учебной деятельности слушать других, высказывать свою точку зрения.
3. Личностные:
- чувство сопричастности и гордости за культурное наследие своего народа,
- уважительное отношение к произведениям разных видов искусства.
Ресурсы:
1. Основные – музыкальное сопровождение.
2. Дополнительные – карточки, колокольчики.
Ход урока.
Этап урока, виды работ | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
I. Организационный этап 1. Приветствие 2. Представление 3.Проверка готовности рабочего места 4. Мотивация к учебной деятельности | - Здравствуйте, ребята, садитесь. - Меня зовут София Романовна, и сегодня я буду вести у вас урок музыки. - Наведите порядок на рабочем месте. - Прозвенел для нас звонок – Начинаем наш урок. Звоню в колокольчик | Приветствие. Наведение порядка на рабочем месте. | К1 |
II. Актуализация опорных знаний и способов действий. 1. Постановка целей и задач урока | - Сегодня мы продолжим тему предыдущих занятий, на которых говорили о нашей Родине. Напомните мне, пожалуйста, как называется наша Родина? - Совершенно верно. И одно музыкальное произведение расскажет нам, что Россия - это не просто место, где мы живем. Она, оказывается, очень сильно похожа на нас самих, на наших мам и друзей. Россия – это мы! Давайте послушаем эту песню. - О чём поётся в этой песне? - Давайте и мы продемонстрируем сейчас наше уважение и любовь к родной стране в выразительном исполнении этой песни, то есть споём её. - Ребята, когда вы исполняли эту песню, как вы представляете себе Россию, какую картину рисуете в воображении? - Да, Россию часто называют «Русь березовая», «Русь ромашковая», потому что символами нашей Родины являются березы и ромашки. Но есть еще одно название нашей Родины – «Русь колокольная». О чем же оно нам говорит? - Колокола, колокольчики, бубенцы, бубенчики… Они, действительно, на Руси издавна и повсюду. От конской упряжи до церковных колоколов. Они – символ Руси. Раньше каждый город, каждая крупная деревня считали обязательным иметь свою церковь, а в ней колокола, и не жалели денег на ее постройку. - Итак, как вы думаете, что будем сегодня изучать? - Верно, молодцы, а вы знали что, колокола называют русским чудом, а колокольные звоны – это голос нашей Родины. | - Россия. Прослушивание песни «Моя Россия» композитора Георгия Струве. - В этой песне авторы выражают нам свою любовь к России и изображают ее как живую девушку. Поют песню «Моя Россия» Г. Струве. - Леса, поля, березы, ромашки, реки, озера… - Наверное, о том, что на Руси много колоколов. - Будем изучать, что такое колокольный звон, слушать его, узнаем, какой он бывает и в каких ситуациях звучит. | Р1 Р2 Р3 П1 К1 К2 |
III. Первичное усвоение новых знаний и способов действий 1. Рассказ о колоколах 2. Прослушивание колокольного звона IV. Динамическая пауза | - Слово «колокол» произошло от старинного русского «коло» - круг, но есть и такая версия: «кол о кол» - удар одного кола о другой. Издавна колокольный звон на Руси раздавался в разных ситуациях. Соответственно, он и звучал, и назывался по-разному. БЛАГОВЕСТ звонил медленно и тяжело, созывая на службу, или как бы убаюкивая людей, желая им спокойной ночи. Громко, торопливо и сбивчиво кричал НАБАТ, когда начинался пожар или наводнение, или еще какое бедствие. Переливался, радостно звал на праздник, перезвания во все колокола – это ТРЕЗВОН. КРАСНЫЙ ЗВОН – это торжественный и величественный звон колоколов, который мог раздаваться по особым случаям. В бурю, вьюгу призывно и размеренно бухал ОХРАННЫЙ ЗВОН, указывая дорогу путникам. Вывешивание карточек - А теперь мы с вами послушаем колокольный звон, и определим, к какому виду звона он относится. - Этот колокольный звон, к какому виду звона относится? - Почему вы так решили? Докажите. Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.) Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.) Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.) Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.) Солнце утром лишь проснется, Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.) | Прослушивание колокольного звона (Звон в Павловской Слободе К. Мишуровский) – Красный звон. - Красный звон. - Звон праздничный, так как он звучал радостно, празднично, торжественно. | Р2 Р3 П1 П2 К1 К2 |
V. Первичная проверка понимания 1. Прослушивание колокольных звонов | - Не зря колокола стали символом Руси, раньше каждый день утром и вечером, с раннего детства и до самого конца жизни человек слышал колокольный звон, который возвещал время труда и отдыха, веселья и скорби, созывал народ на церковные службы и оповещал о пожарах и нападении врагов. Колокольным звоном народ провожал воинов на битву и встречал их с победой. В народе всегда верили, что колокольный звон отпугивает нечистую силу и разные болезни. Учёные установили реальный факт, что в волнах колокольного звона гибнут вредные для человека микробы. - А знаете ли вы, где находятся колокола? - А в каком конкретно месте в церкви располагаются колокола? - Да, эти башни называются колокольнями или звонницами. Их возводили обязательно выше остальных домов. - Сейчас мы послушаем с вами два колокольных звона и попробуем определить, о чем они нас оповещают, о каких событиях - хороших или плохих? - Слушаем 1 колокольный звон. - О чём нас оповещает этот колокольный звон? О хороших событиях или о плохих? - Почему? - Совершенно верно – это был трезвон. Красный Лаврский трезвон. Красный – значит красивый, праздничный. Такой звон вы можете услышать и сейчас, проходя мимо церкви. - Теперь послушаем 2 колокольный звон. - О чём нас оповещает этот колокольный звон? О хороших событиях или о плохих? - Почему? | - В храмах, церквях… - Наверху, в башнях. Звучит колокольня Троице-Сергиевой Лавры - красный Лаврский трезвон - О хороших. - Потому что этот звон радостный, размеренный, призывный, светлый… Может созывать на праздничную службу, сообщать о какой-то радости. Звучит набат.
- О плохих. - Величественный, сильный, но тревожный, угрожающий, мрачный. | Р2 Р3 П1 П2 К1 К2 |
VI. Первичное закрепление 1. Прослушивание колокольных звонов 2. Практическое задание | - Колокольный звон нашёл отражение и в творчестве композиторов, например, в творчестве М. Мусоргского в опере «Борис Годунов», где звучит колокольный звон, но и не только. Давайте послушаем. - Что звучит в этой композиции? - Верно, у Мусоргского в опере звучат не настоящие колокола: их звучание изображает оркестр! Мусоргский имитирует звучание колоколов. Правда, здорово получилось? Очень похоже! - А теперь посмотрите, какие разные передо мной стоят колокольчики. И сегодня, спустя много лет, колокольчики продолжают использоваться в нашей жизни. Уже стало традицией привозить из путешествий по городам России сувениры – колокольчики. Они могут быть с надписью или гербом, рисунком или портретом, но всегда напоминают о том месте, которое вы посетили. Колокольчики полюбились в народе и стали составляющей частью культуры. Школьный колокольчик зовёт детишек в школу, последний звонок школьного колокольчика возвещает о вступлении во взрослую, серьёзную жизнь. - Сейчас я покажу колокольчик, и мы рассмотрим, из чего он состоит, и позвенит в него. - Из чего состоит колокольчик? - Для чего нужен язычок? - А теперь мы с вами позвеним в колокольчики (на выбор несколько учеников). | Звучит Великий колокольный звон из оперы М. Мусоргского «Борис Годунов». - В этой композиции есть не только звучание колокольного звона, но и присутствует музыка и инструменты. - Чаша, язычок. - Чтобы колокольчик звенел. | Р2 П1 П2 К1 К2 |
VII. Итог урока | - Вот и подошёл к концу наш урок. Чему он был посвящён? - Что вам запомнилось, особенно понравилось на уроке? - Да, колокольный звон для русских людей - это частичка русского сердца, это голос Родины, это душа России И наш урок я хочу закончить такими строками …Колокола родной страны, Где быт иной, иные цели. Как хорошо, что вы – слышны, Как хорошо, что – уцелели! | - Был посвящён колокольному звону. | П1 К1 К2 |
VIII. Рефлексия | - Ребята, если вам понравился урок – покажите распахнутую ладошку, если не понравился и было скучно – кулачок. | К2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Разыграй сказку. «Баба Яга» - русская народная сказка» Конспект урока по музыке. 1 класс
Эта методическая разработа конспекта урока с использованием информационно-комуникативных технологий даёт возможность детям начальной школы через различные каналы восприятия представить сказочный мир и...
Учебно-методический комплект (конспект урока+презентация) для 4 класса. Школа России. Тема: Сочинение-отзыв по репродукции картины художника В.А. Тропинина «Кружевница».
Конспект урока по русскому языку. Тема: Сочинение-отзыв по репродукции картины художника В.А. Тропинина «Кружевница».Цели деятельности учителя: развивать умения определять тему картины, опи...
Конспект урока по музыке 3 класс
Урок музыки в 3 классе по теме :"«Лирические песни – душа русского народа»."...
Конспект урока по музыке 3 класс музыка в образах животных
Конспект урока в 3 классеТема: «Образы животных в музыке»Цель: расширение и углубление представлений детей об изобразительных возможностях музыкального искусства.Задачи:1. Развитие сп...
Конспект урока по музыка (2 класс) Тема урока: «Сергии Радонежский. Молитва»
Конспект урока по музыка...
Колокольный звон. Звучащие картины. Техкарта.
Техкарта 2 класс....
Конспект урока по музыке на тему "Гимн России"
Конспект предназначен для проведения урока по музыке во 2 классе на тему символов России....