Рабочая программа по музыке 3 класс "Начальная школа XXI века"
рабочая программа по музыке (3 класс) на тему
Рабочая программа по музыке 3 класс "Начальная школа XXI века"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzyka_gotovaya.docx | 34.04 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Согласовано» Руководитель ШМО ____________________/В.П.Осадчих/ Протокол № ___________ от «____» ______________ 20 ____г. | «Согласовано» Заместитель руководителя по УВР МОУ – СОШ №1 г.Красный Кут _________________/Н.В.Мельникова/ «_____» _______________20_____г. | «Утверждаю» Директор МОУ – СОШ №1 __________________/Л.А.Закора/ Приказ № ______ от «_____»______ 20___г. |
Рабочая программа
Кошкиной Т.А.. учителя первой категории
по музыке
3 «В» класс
Рассмотрено на заседании педагогического совета
протокол №_____ от « ______» ___________20__г.
2015 -2016 учебный год.
Пояснительная записка.
Стратегия развития образовательного учреждения МОУ- СОШ №1 г. Красный Кут – организация проективного управления, целенаправленно, системно и непрерывно обеспечивающего в пространстве управленческих влияний на развитие образовательной среды взрослеющего человека как совокупного субъекта и объекта своего развития.
Миссия: выработка у третьеклассников наблюдательности, активности, устойчивого интереса к познанию, сформировать основные черты индивидуального стиля учебной деятельности.
Цели обучения музыке:
- воспитание интереса и любви к музыкальному искусству;
- познание закономерностей музыкального искусства на основе его интонационной природы, многочисленных связей с жизнью, другими видами искусства (изобразительным искусством, литературой, театром, кино);
- освоение музыкального искусства через овладение учащимися музыкально-практическими умениями и навыками в различных видах музыкальной деятельности;
- развитие личностно-ориентированного отношения к музыке;
- приобретение школьниками опыта эмоционально-ценностных отношений на основе духовно-нравственной сущности искусства и развитие их творческого потенциала.
Ключевые компетенции: коммуникативная, рефлексивная, ценностно – ориентированная, компетенция личностного саморазвития.
Базовые компетенции: знания и умения, предусмотренные Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования по музыке и требованиям к уровню подготовки третьеклассников в результате изучения музыки.
Количество часов в год - 34 , в неделю – 1
Рабочая программа курса разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы В.О.Усачёвой, Л.В.Школяр «Музыкальное искусство» и согласуется с концепцией образовательной модели «Начальная школа XXI века» (науч.рук. чл.-корр. РАО проф. Н.Ф. Виноградова), утверждённой МО РФ
Общая характеристика учебного предмета
Курс «Музыка» направлен на приобщение обучающихся к миру искусства, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений искусства, на развитие художественных способностей и художественного вкуса, на формирование навыков и способов художественной деятельности.
Целью уроков музыки является воспитание у обучающихся музыкальной культуры, как части их общей духовной культуры, где содержание музыкального искусства разворачивается перед детьми во всем богатстве его форм и жанров, художественных стилей и направлений.
Задачи курса:
- раскрытие природы музыкального искусства как результата творческой деятельности человека;
- формирование у обучающихся эмоционально-ценностного отношения к музыке;
- воспитание устойчивого интереса к деятельности музыканта – человека сочиняющего, исполняющего, слушающего.
- развитие музыкального восприятия как творческого процесса – основы приобщения к искусству.
Программа «Музыкальное искусство» опирается на следующие принципы:
- преподавание музыки в школе как живого образного искусства;
- возвышение ребенка до понимания философско-эстетической сущности искусства;
- деятельностное освоение искусства; моделирование художественно-творческого процесса.
Формы организации урока: совместная с учителем учебно-познавательная деятельность, работа в группах и самостоятельная работа детей.
Виды занятий: урок, виртуальная экскурсия.
При отборе музыкального материала учитывался принцип «независимости» той или иной музыки для данного возраста. Поэтому в репертуар программы вошли произведения, играющие исключительно важную роль в развитии музыкальной культуры школьников в данный возрастной период – та музыка, которая может вызвать ответное чувство в душе ребенка именно в возрасте 6-10 лет.
Учебники последовательно раскрывают идею отражения в музыке истории страны и души русского народа, последовательно раскрывает взаимосвязь народной и композиторской музыки как двух пластов национальной музыкальной культуры. Погружение в истоки народного творчества, в сущность национального музыкального искусства воспитывает в детях любовь к родной стране.
Блокноты являются неотъемлемой частью учебно-методического комплекта по музыкальному искусству, своего рода рабочими тетрадями для письменных работ учащихся. На их страницах представлено поле деятельности для свободного творческого развития учащихся. Хрестоматии, входящие в комплект пособий, содержат основной нотный материал, необходимый для проведения полноценных уроков. Используя нотный материал, собранный авторами-составителями в хрестоматии, учитель сможет не только познакомить учеников с музыкой прославленных композиторов, но и организовать вокальную часть уроков.
Изучение музыки позволяет достичь личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:
— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;
– целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
– умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
– уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
– развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
– ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города
– формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
– развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:
– овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
– продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;
– освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
– овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
– приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
– формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;
– овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;
– умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т. п.).
Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:
– формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
– формирование общего представления о музыкальной картине мира;
– знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
– формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
– формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
– умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
– умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;
– умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.
Тематическое планирование.
1 четверть
Характерные черты русской музыки - 9 ч.
2 четверть
Народное музыкальное творчество-энциклопедия русской интонационности - 7 ч.
3 четверть
Народное музыкальное творчество-энциклопедия русской интонационности - 5 ч.
Истоки русского классического романса - 5 ч.
4 четверть
Истоки русского классического романса - 1 ч.
Композиторская музыка для церкви - 2 ч.
Народная и профессиональная композиторская музыка в русской культуре - 5 ч.
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Основные понятия | Повторение | Самостоятельная практическая деятельность учащихся | |
план | факт | ||||||
1. | Путешествие на родину русского музыкального языка | 1. | Музыкальный язык | Роль музыки в жизни человека | Составление исполнительского плана песни | ||
2. | Едем в фольклорную экспедицию | 1. | Фольклор | Истоки музыкального искусства | Иллюстрация по теме урока | ||
3. | Как это бывает, когда песни не умирают | 1. | Жанры народной музыки. | Едем в фольклорную экспедицию | Терминологическая работа | ||
4. | Едем на Север | 1. | Народное музыкальное тв-во | Жанры народной музыки | Разучивание народных песен | ||
5. | Едем на Юг | 1. | Народное музыкальное тв-во | Что мы знаем о народной песне? | Сравнение двух муз. портретов | ||
6. | Специфика народной песни | 1. | Средства изобразительности | Жанры народной музыки | Творческое задание по теме урока | ||
7. | Функции и особенности народной песни | 1. | Интонация музыки | Роль музыки в жизни человека | Инсценирование песни | ||
8. | Своеобразие песенного фольклора народов Поволжья | 1. | Музыкальная культура | Многообразие музыкальных образов | Проект «Песни моего края» | ||
9. | Обобщающий урок «Характерные черты русской музыки» | 1. | Народное музыкальное тв-во | Роль музыки в жизни человека | Терминологическая работа | ||
10. | Мелодизм, напевность народной песни | 1. | Средства изобразительности | Звучащий образ Родины | Графическое изображение мелодической линии | ||
11. | Жанры народной песни | 1. | Жанры народной музыки. | Многообразие музыкальных образов | Сравнение двух муз. портретов | ||
12. | Исторические песни и былинный эпос | 1. | Эпос, былина | Жанры народной песни | Иллюстрация по теме урока | ||
13. | Героико-патриотическая тематика | 1. | Патриотизм, героизм | Как музыка отображает характеры | «Запиши»музыку как слышишь | ||
14. | Лирические песни | 1. | Лирика | Жанры народной песни | Иллюстрация по теме урока | ||
15. | Походные песни | 1. | Интонационный рисунок | Многообразие музыкальных образов | Составление исполнительского плана песни | ||
16. | Календарные песни | 1. | Средства выразительности | Жанры музыки | Терминологическая работа | ||
17. | Обрядовые песни | 1. | Обряды | Многообразие музыкальных образов | Иллюстрация по теме урока | ||
18. | Частушки и страдания | 1. | Частушка | Многообразие музыкальных образов | Инсценирование песни | ||
19. | Плясовые песни | 1. | Жанры музыки | Что значит «слышать музыку»? | Иллюстрация по теме урока | ||
20. | Народная песня в царских палатах | 1. | Жанры народной музыки. | Русские народные музыкальные инструменты | Сравнение двух муз. портретов | ||
21. | Связь народной и композиторской музыки | 1. | Народное музыкальное тв-во | Роль музыки в жизни человека | Создание музыкальной открытки | ||
22. | Русский романс | 1. | Романс | Связь народной и композиторской музыки | Иллюстрация по теме урока | ||
23. | Крестьянская песня | 1. | Художественный образ | Русские народные обряды | Сравнение музыкального произведения с картиной | ||
24. | Городская лирика | 1. | Городская лирика | Назначение жанров музыки | Создание муз. открытки | ||
25. | Старинный романс | 1. | Романс | Дирижирование в музыке | Иллюстрация по теме урока | ||
26. | Городской салонный романс | 1. | Жанры и формы музыки | Назначение жанров музыки | Терминологическая работа | ||
27. | Лирический романс | 1. | Лирика | Художественный образ в музыкальных произведениях | Сочинение импровизации на тему услышанного | ||
28. | Музыка в храме | 1. | Хоровая музыка на религиозные тексты | Художественный образ в музыкальных произведениях | Сочинение импровизации на тему услышанного | ||
29. | «Богородица Дево, радуйся» | 1. | Русское церковное пение | Исторически сложившиеся музыкальные формы | Сравнение музыкального произведения с картиной | ||
30. | Обработка народных песен | 1. | Аранжировка | Песня, танец, марш | Графическое изображение мелодической линии | ||
31. | Интонационные особенности народной музыки в творчестве композиторов | 1. | Жанры и формы музыки | Исторически сложившиеся музыкальные формы | Иллюстрация по теме урока | ||
32. | Ритмические особенности народной музыки в творчестве композиторов | 1. | Жанры и формы музыки | Каждый композитор – художник | Терминологическая работа | ||
33. | Картины народной жизни в музыке композиторов Итоговое тестирование | 1. | Средства музыкальной выразительности | Исторически сложившиеся музыкальные формы | Иллюстрация по теме урока | ||
34. | Русская сказка в произведениях композиторов. | 1. | Обобщение тем года | Обобщение тем года | Музыкальная викторина |
Основные требования к уровню подготовки учащихся 3 класса.
К концу обучения в 3 классе учащиеся способны:
- проявлять интерес к русскому обрядовому пласту фольклора,
• понимать синкретику народного творчества;
Решать учебные и практические задачи:
- выделять интонационно-стилевые особенности народной музыкальной культуры;
- сравнивать народную и профессиональную музыку;
- свободно и непринужденно, проявляя творческую инициативу, самостоятельно запеть (начать в качестве запевалы), завести игру, начать танец и пр.;
- узнавать произведения,
- называть русских композиторов, их имена (в соответствии с программой);
- приводить примеры использования русскими классиками образцов фольклора;
- различать на слух народную музыку и музыку, сочиненную композиторами в «народном духе»;
• самостоятельно распевать народные тексты: в стиле устной традиции
Для реализации программного содержания используется УМК:
- В.О.Усачёва, Л.В.Школяр «Музыкальное искусство: Учебник для обучающихся 3 класса общеобразовательных учреждений». –М.: Вентана – Граф, 2014.
- О.В.Кузьмина, В.О.Усачёва, Л.В.Школяр «Музыкальное искусство: Блокнот». – М.: Вентана – Граф, 2014.
- В.О.Усачёва, Л.В.Школяр «Музыкальное искусство. Методическое пособие.3 кл.». – М.: Вентана – Граф, 2014.
- Л.В.Школяр, В.А.Школяр, В.О.Усачёва « «Музыка: программа: 1-4 классы» - М.: Вентана – Граф, 2013
Цифровые образовательные ресурсы
1. Федеральный образовательный портал «Российское образование» (www.edu.ru/)
2. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru/)
4. Портал «Сеть творческих учителей» (www.it-n.ru/)
5. ЭОР Интернет-сообщества «Открытый класс» (www.openclass.ru/)
Приложение к программе
№ урока | Тема | Причина корректировки | Способ корректировки |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предметам "Начальная школа 21 века" 2 класс
Рабочая программа для 2 класса по предметам: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, технология, ИЗО по программе "Начальная школа 21 века" Н.Ф.Виноградовой....
Рабочая программа по УМК "Начальная школа XXI века"
Рабочая программа составлена для 1 класса УМК "Начальная школа XXI века" на основе авторских программ по предметам....
Рабочие программы по УМК "Начальная школа 21 века" во 2 классе
Методический материал для учителя начальных классов...
рабочая программа по ИЗО "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа разработана в соответствии с программой «Изобразительное искусство» (Интегрированная программа: 1-4 классы/ Л. Г. Савенкова, Е. А. Ермолинская.-3-е издание, перераб.- М.:Вентан...
Рабочая программа по музыке УМК "Школа 21 века" 4 класс
Рабочая программа по музыке УМК "Школа 21 века" 4 класс...
Рабочая программа по музыке УМК "Школа 21 века" 3 класс
Рабочая программа по музыке УМК "Школа 21 века" 3 класс...
Рабочая программа по музыке «Начальная школа XXI века» 2 класс
Программа разработана на основе:- авторской программы по музыке В.О.Усачева, Л.В.Школяр, В.А. Школяр и снабжена учебно-методическим комплектом «Начальная школа XXI века»...