Рабочая программа по музыке 3 класс "Начальная школа XXI века"
рабочая программа по музыке (3 класс) на тему

Кошкина Татьяна Александровна

Рабочая программа по музыке 3 класс "Начальная школа XXI века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzyka_gotovaya.docx34.04 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Согласовано»

Руководитель ШМО

____________________/В.П.Осадчих/

Протокол № ___________

от «____» ______________ 20 ____г.

«Согласовано»

Заместитель руководителя по УВР МОУ – СОШ №1 г.Красный Кут

 _________________/Н.В.Мельникова/

«_____» _______________20_____г.

«Утверждаю»

Директор МОУ – СОШ  №1

__________________/Л.А.Закора/

Приказ № ______

от «_____»______   20___г.

Рабочая программа

Кошкиной Т.А.. учителя первой категории

по музыке

3 «В» класс

Рассмотрено на заседании педагогического совета

     протокол №_____     от « ______»  ___________20__г.

2015 -2016 учебный год.

Пояснительная записка.

Стратегия развития образовательного учреждения МОУ- СОШ №1 г. Красный Кут – организация проективного управления, целенаправленно, системно и непрерывно обеспечивающего в пространстве управленческих влияний на развитие образовательной среды взрослеющего человека как совокупного субъекта и объекта своего развития.

Миссия: выработка у третьеклассников наблюдательности, активности, устойчивого интереса к познанию, сформировать основные черты индивидуального стиля учебной деятельности.

Цели обучения музыке:

-        воспитание интереса и любви к музыкальному искусству;

-        познание закономерностей музыкального искусства на основе его интонационной природы, многочисленных связей с           жизнью, другими видами искусства (изобразительным искусством, литературой, театром, кино);

-        освоение музыкального искусства через овладение учащимися музыкально-практическими умениями и навыками в различных видах музыкальной деятельности;

-        развитие личностно-ориентированного отношения к музыке;

-        приобретение школьниками опыта эмоционально-ценностных отношений на основе духовно-нравственной сущности искусства и развитие их творческого потенциала.

Ключевые компетенции: коммуникативная, рефлексивная, ценностно – ориентированная, компетенция личностного саморазвития.

Базовые компетенции: знания и умения, предусмотренные Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования по музыке и требованиям к уровню подготовки третьеклассников в результате изучения музыки.

Количество часов в год -  34  , в неделю – 1

Рабочая программа курса разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  и авторской программы В.О.Усачёвой, Л.В.Школяр «Музыкальное искусство» и согласуется с концепцией образовательной модели «Начальная школа XXI века» (науч.рук. чл.-корр. РАО проф. Н.Ф. Виноградова), утверждённой МО РФ

Общая характеристика учебного предмета

Курс «Музыка» направлен на приобщение обучающихся  к миру искусства, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений искусства, на развитие художественных способностей и художественного вкуса, на формирование навыков и способов художественной деятельности.

  Целью уроков музыки является воспитание у обучающихся музыкальной культуры, как части их общей духовной культуры, где содержание музыкального искусства разворачивается перед детьми во всем богатстве его форм и жанров, художественных стилей и направлений.

Задачи курса:

  • раскрытие природы музыкального искусства как результата творческой деятельности человека;
  • формирование у обучающихся эмоционально-ценностного отношения к музыке;
  • воспитание устойчивого интереса к деятельности музыканта – человека сочиняющего, исполняющего, слушающего.
  • развитие музыкального восприятия как творческого процесса – основы приобщения к искусству.

Программа «Музыкальное искусство» опирается на следующие принципы:

  • преподавание музыки в школе как живого образного искусства;
  • возвышение ребенка до понимания философско-эстетической сущности искусства;
  • деятельностное освоение искусства; моделирование художественно-творческого процесса.

Формы организации урока: совместная с учителем учебно-познавательная деятельность, работа в группах и самостоятельная работа детей.

       Виды занятий: урок, виртуальная экскурсия.  

 

При отборе музыкального материала учитывался принцип «независимости» той или иной музыки для данного возраста. Поэтому в репертуар программы вошли произведения, играющие исключительно важную роль в развитии музыкальной культуры школьников в данный возрастной период – та музыка, которая может вызвать ответное чувство в душе ребенка именно в возрасте 6-10 лет.

         Учебники последовательно раскрывают идею отражения в музыке истории страны и души русского народа, последовательно раскрывает взаимосвязь народной и композиторской музыки как двух пластов национальной музыкальной культуры. Погружение в истоки народного творчества, в сущность национального музыкального искусства воспитывает в детях любовь к родной стране.

 Блокноты являются неотъемлемой частью учебно-методического комплекта по музыкальному искусству, своего рода рабочими тетрадями для письменных работ учащихся. На их страницах представлено поле деятельности для свободного творческого развития учащихся. Хрестоматии, входящие в комплект пособий, содержат основной нотный материал, необходимый для проведения полноценных уроков. Используя нотный материал, собранный авторами-составителями в хрестоматии, учитель сможет не только познакомить учеников с музыкой прославленных композиторов, но и организовать вокальную часть уроков.

Изучение музыки позволяет достичь личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:

— чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;
– целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
– умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
– уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
– развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
– ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города
– формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
– развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.

Метапредметные результаты
 характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:

– овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
– формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
– продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;
– освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
– овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
– приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
– формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;
– овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;
– умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации, работу с интерактивной доской и т. п.).

 Предметные результаты изучения музыки отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:

– формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
– формирование общего представления о музыкальной картине мира;
– знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
– формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
– формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
– умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
– умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной; понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей;
– умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизациях.

                                                                         

        Тематическое планирование.

1 четверть

Характерные черты русской музыки                                                                                        - 9 ч.

2 четверть

Народное музыкальное творчество-энциклопедия русской интонационности                    - 7 ч.

3 четверть

Народное музыкальное творчество-энциклопедия русской интонационности                    - 5 ч.

Истоки русского классического романса                                                                                  - 5 ч.

4 четверть

Истоки русского классического романса                                                                                  - 1 ч.

Композиторская музыка для церкви                                                                                          - 2 ч.

Народная и профессиональная композиторская музыка в русской культуре                       - 5 ч.

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Основные понятия

Повторение

Самостоятельная практическая деятельность

учащихся

план

факт

1.

Путешествие на родину русского музыкального языка

1.

Музыкальный язык

Роль музыки в жизни человека

Составление исполнительского плана песни

2.

Едем в фольклорную экспедицию

1.

Фольклор

Истоки музыкального искусства

Иллюстрация по теме урока

3.

Как это бывает, когда песни не умирают

1.

Жанры народной  музыки.

Едем в фольклорную экспедицию

Терминологическая работа

4.

Едем на Север

1.

Народное музыкальное тв-во

Жанры народной музыки

Разучивание народных песен

5.

Едем на Юг

1.

Народное музыкальное тв-во

Что мы знаем о народной песне?

Сравнение двух муз. портретов

6.

Специфика народной песни

1.

Средства изобразительности

Жанры народной музыки

Творческое задание по теме урока

7.

Функции и особенности народной песни

1.

Интонация музыки

Роль музыки в жизни человека

Инсценирование песни

8.

Своеобразие песенного фольклора народов Поволжья

1.

Музыкальная культура

Многообразие музыкальных образов

Проект «Песни моего края»

9.

Обобщающий урок «Характерные черты русской музыки»

1.

Народное музыкальное тв-во

Роль музыки в жизни человека

Терминологическая работа

10.

Мелодизм, напевность народной песни

1.

Средства изобразительности

Звучащий образ Родины

Графическое изображение мелодической линии

11.

Жанры народной песни

1.

Жанры народной  музыки.

Многообразие музыкальных образов

Сравнение двух муз. портретов

12.

Исторические песни и былинный эпос

1.

Эпос, былина

Жанры народной песни

Иллюстрация по теме урока

13.

Героико-патриотическая тематика

1.

Патриотизм, героизм

Как музыка отображает характеры

«Запиши»музыку как слышишь

14.

Лирические песни

1.

Лирика

Жанры народной песни

Иллюстрация по теме урока

15.

Походные песни

1.

Интонационный рисунок

Многообразие музыкальных образов

Составление исполнительского плана песни

16.

Календарные песни

1.

Средства выразительности

Жанры музыки

Терминологическая работа

17.

Обрядовые песни

1.

Обряды

Многообразие музыкальных образов

Иллюстрация по теме урока

18.

Частушки и страдания

1.

Частушка

Многообразие музыкальных образов

Инсценирование песни

19.

Плясовые песни

1.

Жанры музыки

Что значит «слышать музыку»?

Иллюстрация по теме урока

20.

Народная песня в царских палатах

1.

Жанры народной  музыки.

Русские народные музыкальные инструменты

Сравнение двух муз. портретов

21.

Связь народной  и композиторской музыки

1.

Народное музыкальное тв-во

Роль музыки в жизни человека

Создание музыкальной открытки

22.

Русский романс

1.

Романс

Связь народной  и композиторской музыки

Иллюстрация по теме урока

23.

Крестьянская песня

1.

Художественный образ

Русские народные  обряды

Сравнение музыкального произведения с картиной

24.

Городская лирика

1.

Городская лирика

Назначение жанров музыки

Создание муз. открытки

25.

Старинный романс

1.

Романс

Дирижирование в музыке

Иллюстрация по теме урока

26.

Городской салонный романс

1.

Жанры и формы музыки

Назначение жанров музыки

Терминологическая работа

27.

Лирический романс

1.

Лирика

Художественный образ

в музыкальных произведениях

Сочинение импровизации на тему услышанного

28.

Музыка в храме

1.

Хоровая музыка на религиозные тексты

Художественный образ

в музыкальных произведениях

Сочинение импровизации на тему услышанного

29.

«Богородица Дево, радуйся»

1.

Русское церковное пение

Исторически сложившиеся музыкальные формы

Сравнение музыкального произведения с картиной

30.

Обработка народных песен

1.

Аранжировка

Песня, танец, марш

Графическое изображение мелодической линии

31.

Интонационные особенности народной музыки в творчестве композиторов

1.

Жанры и формы музыки

Исторически сложившиеся музыкальные формы

Иллюстрация по теме урока

32.

Ритмические особенности народной музыки в творчестве композиторов

1.

Жанры и формы музыки

Каждый композитор – художник

Терминологическая работа

33.

Картины народной жизни в музыке композиторов Итоговое тестирование

1.

Средства музыкальной выразительности

Исторически сложившиеся музыкальные формы

Иллюстрация по теме урока

34.

Русская сказка в произведениях композиторов.

1.

Обобщение тем года

Обобщение тем года

Музыкальная викторина

Основные требования к уровню подготовки учащихся 3 класса.

К концу обучения в 3 классе учащиеся способны: 

  • проявлять интерес к русскому обрядовому пласту фольклора,

•        понимать синкретику народного творчества;

Решать учебные и практические задачи:

  • выделять интонационно-стилевые особенности народной музыкальной культуры;
  • сравнивать народную и профессиональную музыку;
  • свободно и непринужденно, проявляя творческую инициативу, самостоятельно запеть (начать в качестве запевалы), завести игру, начать танец и пр.;
  • узнавать произведения,
  • называть русских композиторов, их имена (в соответствии с программой);
  • приводить примеры использования русскими классиками образцов фольклора;
  • различать на слух народную музыку и музыку, сочиненную композиторами в     «народном духе»;

                 •     самостоятельно распевать народные тексты: в стиле устной традиции

Для реализации программного содержания используется УМК:

  • В.О.Усачёва, Л.В.Школяр «Музыкальное искусство: Учебник для обучающихся 3 класса общеобразовательных учреждений».  –М.: Вентана – Граф, 2014.

  • О.В.Кузьмина, В.О.Усачёва, Л.В.Школяр «Музыкальное искусство: Блокнот». – М.: Вентана – Граф, 2014.

  • В.О.Усачёва, Л.В.Школяр «Музыкальное искусство. Методическое пособие.3 кл.». – М.: Вентана – Граф, 2014.

  • Л.В.Школяр, В.А.Школяр, В.О.Усачёва « «Музыка: программа: 1-4 классы» - М.: Вентана – Граф, 2013

Цифровые образовательные ресурсы

1. Федеральный образовательный портал «Российское образование» (www.edu.ru/)

2. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru/)

4. Портал «Сеть творческих учителей» (www.it-n.ru/)

5. ЭОР Интернет-сообщества «Открытый класс» (www.openclass.ru/)

Приложение к программе

№ урока

Тема

Причина корректировки

Способ корректировки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предметам "Начальная школа 21 века" 2 класс

Рабочая программа для 2 класса по предметам: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, технология, ИЗО по программе "Начальная школа 21 века" Н.Ф.Виноградовой....

Рабочая программа по УМК "Начальная школа XXI века"

Рабочая программа составлена для 1 класса УМК "Начальная школа XXI века" на основе авторских программ по предметам....

Рабочие программы по УМК "Начальная школа 21 века" во 2 классе

Методический  материал для учителя начальных классов...

рабочая программа по ИЗО "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа разработана в соответствии с программой  «Изобразительное искусство» (Интегрированная программа: 1-4 классы/ Л. Г. Савенкова, Е. А. Ермолинская.-3-е издание, перераб.- М.:Вентан...

Рабочая программа по музыке УМК "Школа 21 века" 4 класс

Рабочая программа по музыке УМК "Школа 21 века" 4 класс...

Рабочая программа по музыке УМК "Школа 21 века" 3 класс

Рабочая программа по музыке УМК "Школа 21 века" 3 класс...

Рабочая программа по музыке «Начальная школа XXI века» 2 класс

Программа разработана на основе:- авторской программы  по музыке  В.О.Усачева, Л.В.Школяр, В.А. Школяр и снабжена учебно-методическим комплектом  «Начальная   школа XXI века»...