Рабочая программа по музыке «Начальная школа XXI века» 2 класс
рабочая программа по музыке (2 класс) по теме
Программа разработана на основе:
- авторской программы по музыке В.О.Усачева, Л.В.Школяр, В.А. Школяр и снабжена учебно-методическим комплектом «Начальная школа XXI века»;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzyka_programma_2_klass.docx | 50.81 КБ |
ktp_muzyka_2_klass.docx | 34.75 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа разработана на основе:
- авторской программы по музыке В.О.Усачева, Л.В.Школяр, В.А. Школяр и снабжена учебно-методическим комплектом «Начальная школа XXI века»;
- требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;
- программы формирования универсальных учебных действий.
Основой отбора содержания данного учебного курса является идея самоценности музыкального искусства как человеческого творения, помогающего ребенку познавать мир и самого себя в этом мире.
Содержание музыкального образования в начальной школе — это запечатленный в музыке духовный опыт человечества , в котором отражены вопросы смысла жизни, существования человека на земле с эстетических и нравственных позиций.
Целью уроков музыки в начальной школе являетсявоспитание у учащихся музыкальной культуры как части их общей духовной культуры, где содержание музыкального искусства разворачивается перед детьми во всем богатстве его форм и жанров, художественных стилей и направлений.
Основные задачи уроков музыки:
- Раскрытие природы музыкального искусства как результата творческой деятельности человека.
- Формирование у учащихся эмоционально-ценностного отношения к музыке.
- Воспитание устойчивого интереса к деятельности музыканта — человека, сочиняющего, исполняющего и слушающего музыку.
- Развитие музыкального восприятия как творческого процесса — основы приобщения к искусству.
- Овладение интонационно-образным языком музыки на основе складывающегося опыта творческой деятельности и взаимосвязей между различными видами искусства.
Специфика музыкальных занятий в начальной школе заключается в овладении общими способами постижения музыкального искусства, позволяющими как можно раньше представить в сознании учащихся целостный образ музыки, приобщить к музыкальной культуре.
Основу программы составляют русское и зарубежное классическое музыкальное наследие, отражающее «вечные» проблемы жизни; народная музыка, музыкальный и поэтический фольклор; духовная (церковная) и современная музыка. При отборе музыкального материала учитывался принцип «независимости» той или иной музыки для данного возраста. Поэтому в репертуар программы вошли произведения, играющие исключительно важную роль в развитии музыкальной культуры школьников в данный возрастной период — та музыка, которая может вызвать ответное чувство и душе ребенка именно в возрасте 6—11 лет.
В качестве методологического основания концепции учебного курса «Музыкальное искусство» выступает идея преподавания искусства сообразно природе ребенка, природе искусства и природе художественного творчества. С учетом этого программа опирается на следующие принципы:
- преподавание музыки в школе как живого образного искусства;
- возвышение ребенка до понимания философско-эстетической сущности искусства;
- деятельностное освоение искусства;
- моделирование художественно-творческого процесса.
В данной программе вокально-хоровое исполнительство
детей, игра на музыкальных инструментах, исполнение музыки в движении, слушание музыки выступают не как виды музыкальной деятельности, а рассматриваются в качестве форм приобщения к музыке, являющихся лишь частным случаем но отношению к исполнительству как категории более общего порядка. В качестве же видов музыкальной деятельности выдвигаются деятельность композитора, исполнителя, слушателя, которые представлены в неразрывном единстве, обьединенные восприятием музыки, эти виды деятельности отражают три необходимых условия существования музыки.
Детское творчество в программе — это не отдельный вид деятельности учащихся, связанный прежде всего с «досочинением» детьми элементарных ритмических и мелодических формул, интонационных схем, в результате чего музыкальное развитие ребенка сводится к поиску «мелодических штампов». Под детским творчеством пони мается прежде всего готовность к творчеству, когда ученик хочет и готов постичь смысл своей деятельности, когда у него появляется ощущение необходимости сравнивать, соотносить, выбирать и находить то, что лучшим образом может выразить его слышание и видение того или иного явления, события, факта, его собственное художественное отношение в целом. Именно эта внутренняя работа ученн ка, процесс мысленного и реального экспериментирования с выразительными средствами, становится важнее закон ченного результата, особенно на начальных этапах вхож дения в музыку.
Одной из задач учителя является создание школьной музыкальной среды, когда музыка не на словах, а на деле действительно пронизывает всю жизнь ребенка, становясь необходимым и естественным условием его существования, ведущим фактором духовного становления личности.
Место учебного предмета в учебном плане
Учебному плану лицея всего на изучение музыки в начальной школе выделяется 135 часов, из них в 1 классе – 33 часа (1 час в неделю, 33 учебные недели), по 34 часа во 2,3,4 классах (1 час в неделю, 34 учебные недели в каждом классе)
Основные требования к уровню подготовки учащихся 1 класса
К концу обучения в 1 классе учащиеся должны:
- Проявлять готовность увлечённо и живо «впитывать» музыкальные впечатления, воспринимать музыкальные произведения;
- проявлять способность к размышлению об истоках происхождения музыки;
- знать о способности способах воспроизводить музыкой явления окружающего мира и внутреннего мира человека;
Решать практические и учебные задачи:
- выявлять жанровое начало как способ передачи состояний человека, природы, живого и неживого в окружающем мире;
ориентироваться в многообразии музыкальных жанров;
- различать характер музыки, её динамические, регистровые, тембровые, метро - ритмические, интонационные особенности;
- применять элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности
Идея второго года обучения выражается в формулировке «как живет музыка». Здесь можно выделить две содержательные линии.
- Первая включает содержание, раскрывающее идею музыка есть живой организм: она рождается, видоизменяется, вступает во взаимоотношения с жизнью и другими видами искусства. И все эти свойства живого присутствуют в любом произведении. Не увлекаясь прямым отождествлением законов музыки и жизни, учитель подводит детей к пониманию того, что музыка рождается из интонации как своей родовой основы и живет только в развитии и определенных формах.
- Вторая содержательная линия продолжает проблематику 1 класса, но на новом содержательном уровне — рассматривается взаимосвязь явлений музыки и жизни, их диалектичность и сложность.
Основные требования к уровню подготовки учащихся 2 класса
К концу обучения во 2 классе учащиеся должны:
- проявлять устойчивый интерес к музыке;
- проявлять готовность «исследовать» композиторский замысел в процессе восприятия интонационного богатства музыкального произведения;
- приобретать навыки слушательской культуры;
решать учебные и практические задачи:
- определять жанровые признаки;
- характеризовать интонации по эмоционально-образному строю — лирические, драматические, трагические, комические, возвышенные, героические и др.;
- называть запомнившиеся формы музыки;
- определять автора и название музыкального произведения по характерным интонациям (например, Бетховен- Пятая симфония, Григ — «Пер Гюнт», Чайковский — Четвертая симфония) и напеть, продирижировать главные мотивы мелодии;
- делиться своими впечатлениями о музыке и выражать их в рисунках, игре на инструментах, пением, танцевальным движением;
- проявлять готовность к самостоятельным творческим пробам (поиск своей музыкальной интонации к поэтическому тексту, образной ситуации, к характеристике персонажа, создание элементарного аккомпанемента и пр.).
Материал учебников структурирован в соответствии с поурочным планированием программы, дающим возможность полнее раскрыть её образовательный и воспитательный потенциал. Этот «ход» был необходим для того, чтобы убедительно показать не случайность выбора учебных тем, того или иного «методического ключа» в освоении тематизма, репертуара, вида музыкальной деятельности.
Освоение учебных тем связано с разными видами музыкальной деятельности школьников, когда в собственном исполнении они почувствуют важную роль тех или иных выразительных средств языка музыки. Учебник содержит задания, выполнение которых заставит детей обратиться к рабочей тетради в форме блокнота для музыкальных записей.
Основная идея содержания третьего года обучения отражение истории и души народа в музыке России. Учитель в каждом регионе страны начнет занятия с музыки, бытующей в данной местности, с национальной музыки, постепенно охватывая ближнее и дальнее зарубежье и показывая, как музыка исторически становилась универсальным средством общения, передачи духовных ценностей.
Раскрытие этой идеи начинается с уроков-монографий, благодаря которым школьники вводятся в интонационную атмосферу русской классической музыки, в многообразие ее форм и жанров. Знакомство с ней подводит детей к ответу на вопрос: «Как и почему мы чувствуем родственность отечественной музыки?» Ответ на него требует специального содержания обучения, которое объединяется в две содержатель ные линии.
- Первая погружает школьников в истоки происхождения народного творчества, в сущность национального музыкального искусства. Оно протекает как изучение фольклора, при этом делается акцент на выявлении «механизма» преломления в музыке национальных черт характера.
- Вторая содержательная линия раскрывает соотношение народной и композиторской музыки как двух этапов становления национальной музыкальной культуры. Через их преемственность (в частности, на основе обработок народной
музыки) утверждается мысль, что «музыку создает народ, а мы, композиторы, ее только аранжируем» (М.И. Глинка).
Кульминацией проблематики года становится рассмотрение места и значения русской классической музыки в музыкальной культуре мира.
Основные требования к уровню подготовки учащихся 3 класса
К концу обучения в 3 классе учащиеся должны:
- проявлять интерес к русскому обрядовому пласту фольклора;
- понимать синкретикународного творчества;
решать учебные и практические задачи:
- выделять интонационно-стилевые особенности народной музыкальной культуры;
- сравнивать народную и профессиональную музыку;
- свободно и непринужденно, проявляя творческую инициативу, самостоятельно запеть (начать в качестве запевалы), завести игру, начать танец и пр.;
- узнавать произведения, называть русских композиторов, называть их имена (в соответствии с программой);
- приводить примеры использования русскими классиками образцов фольклора;
- различать на слух народную музыку и музыку, сочиненную композиторами в «народном духе»;
- самостоятельно распевать народные тексты в стиле устной традиции
- называть русскиxкомпозиторов , называть и имена в соответствии с программой
Материал учебников структурирован в соответствии с поурочным планированием программы, дающим возможность полнее раскрыть её образовательный и воспитательный потенциал. Этот «ход» был необходим для того, чтобы убедительно показать неслучайность выбора учебных тем, того или иного «методического ключа» в освоении тематизма, репертуара, вида музыкальной деятельности.
Освоение учебных тем связано с разными видами музыкальной деятельности школьников, когда в собственном исполнении они почувствуют важную роль тех или иных выразительных средств языка музыки. Учебник содержит задания, выполнение которых заставит детей обратиться к рабочей тетради в форме блокнота для музыкальных записей (БН).
Основная идея содержания четвертого года обучения — развернуть перед выпускниками начальной школы музыкальную партитуру мира, услышать в ней голос России и свой собственный голос. В рамках этой идеи исследуется взаимодействие русской музыки и музыки ближнего зарубежья с мировой музыкальной культурой. Здесь две стороны проблемы: чему и как русская музыка «училась» у музыки других стран; чем и как она «учила» зарубежную музыку.
Процесс взаимодействия прослеживается не только исторически и не только на уровне совпадений жанров и форм музыкальных культур России и мира (европейской музыки в первую очередь), а акцент делается на интонационном своеобразии национальных культур зарубежных стран. Постепенно школьники подводятся к пониманию того, что все люди связаны между собой и что обращение одного народа к музыке другого народа обогащает ее особыми чертами.
4 класс — итог начальной школы. На этом году обучения обобщается вся проблематика начальной школы — от родовых истоков музыкального искусства до познания основ музыкальной драматургии; реализуется (проверяется как важнейший навык слушательской культуры) способность к содержательному анализу музыкального произведения.
Основные требования к уровню подготовки учащихся 4 класса
К концу обучения в 4 классе учащиеся должны:
- проявлять общую осведомленность о музыке, способность ориентироваться в музыкальных явлениях;
- проявлять интерес, определенные пристрастия и предпочтения (любимые произведения, любимые композиторы,
любимые жанры, любимые исполнители — 2-3 примера);
- мотивировать выбор той или иной музыки (что он «ищет в ней, чего ждет от нее);
- ориентироваться в выразительных средствах и понимать логику их организации в конкретном произведении
в опоре на закономерности музыки (песня, танец, марш, интонация, развитие, форма, национальные особенности и пр.);
- понимать смысл деятельности музыканта (композитора, исполнителя, слушателя) и своей собственной музыкальной деятельности;
- выражать готовность и умение проявить свои творческие способности в различных видах музыкально-художественной деятельности: выразительно исполнить песню (от
начала до конца), найти образное танцевальное движение, подобрать ассоциативный ряд, участвовать в ансамбле (игра на музыкальных инструментах, хоровое пение, музыкальная драматизация).
Материал учебников структурирован в соответствии с поурочным планированием программы, дающим возможность полнее раскрыть её образовательный и воспитательный потенциал. Этот «ход» был необходим для того, чтобы убедительно показать неслучайность выбора учебных тем, того или иного «методического ключа» в освоении тематизма, репертуара, вида музыкальной деятельности.
Освоение учебных тем связано с разными видами музыкальной деятельности школьников, когда в собственном исполнении они почувствуют важную роль тех или иных выразительных средств языка музыки. Учебник содержит задания, выполнение которых заставит детей обратиться к рабочей тетради в форме блокнота для музыкальных записей (БН).
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся «Музыкальное искусство» 1 класс
№ | Разделы | Количество часов | |
Рабочая программа | Авторская программа | ||
Истоки возникновения музыки | 8 | 8 | |
Содержание и формы бытования музыки | 16 | 16 | |
Язык музыки | 6 | 6 | |
Резерв | 3 | 3 | |
итого | 33 | 33 |
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся «Музыкальное искусство» 2 класс
№ | Разделы | Количество часов | |
Рабочая программа | Авторская программа | ||
Всеобщее в жизни в музыке | 8 | 8 | |
Музыка – искусство интонируемого смысла | 10 | 10 | |
«Тема» и «развитие» - жизнь художественного образа | 10 | 10 | |
Развитие как становление художественной формы | 6 | 6 | |
итого | 34 | 34 |
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся «Музыкальное искусство» 3 класс
№ | Разделы | Количество часов | |
Рабочая программа | Авторская программа | ||
Характерные черты русской музыки | 8 | 8 | |
«Народное музыкальное творчество-«энциклопедия» русской интонационности. | 12 | 12 | |
Истоки русского классического романса. | 6 | 6 | |
Композиторская музыка для церкви. | 2 | 2 | |
Народная и профессионально-композиторская музыка в русской музыкальной культуре. | 6 | 6 | |
итого | 34 | 34 |
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся «Музыкальное искусство» 4 класс
№ | Разделы | Количество часов | |
Рабочая программа | Авторская программа | ||
Многоцветие музыкальной картины мира | 7 ч | 7 ч | |
Музыка мира сквозь «призму» русской классики | 8 ч | 8 ч | |
Музыкальное общение без границ | 10 ч | 10 ч | |
Искусство слышать музыку | 9 ч | 9 ч | |
итого | 34 | 34 |
Содержание курса | Тематическое планирование | Характеристика деятельности учащегося |
1 класс | ||
Истоки возникновения музыки (8 ч) | Общее представление о музыке и её роли в окружающей жизни и в жизни человека. Исследование звучания окружающего мира: природы, музыкальных инструментов, самих себя. Жанры музыки. «Маршевый порядок», «Человек танцующий», «Песенное дыхание». Сущность деятельности музыканта: искусство выражения в музыкально-художественных образах жизненных явлений. Композитор, исполнитель, слушатель | Воспринимать окружающий мир, выделяя в его звучании отдельные музыкальные звуки, мелодии, фразы. Размышлять о роли музыки в окружающей жизни и в собственной жизни детей (класса, школы, республики, страны). Различать характерные признаки основных жанров музыки. Приводить примеры песен, танцев, маршей из собственного жизненного опыта. Переносить признаки музыкальных жанров на явления, события, факты окружающей жизни. Характеризовать деятельность композитора, исполнителя, слушателя. Слушать и исполнять музыкальные произведения разных жанров, разыгрывать народные песни, пословицы, поговорки, загадки. Экспериментировать со звучащими предметами, простейшими музыкальными инструментами, подбирать ритмический аккомпанемент к исполняемым детским песням |
Содержание и формы бытования музыки (16 ч) | Раскрытие содержания музыкального искусства как процесса воспроизведения (передачи) запечатлённого в нём ценностного опыта человечества. Представление о «вечных» проблемах существования человека на земле, смысла жизни с нравственно-эстетических позиций. Прикосновение к диалектике жизни через противостояния: добро и зло, жизнь и смерть, любовь и ненависть, прекрасное и безобразное, комическое и трагическое, возвышенное и низменное. Многообразие и многообразность отражения окружающего мира и человека в нём в конкретных жанрах и формах музыки. Общее и различное при соотнесении произведений малых (камерных) и крупных (синтетических) форм: песня, опера, балет, марш, симфония, концерт | Различать на слух малые и развитые музыкальные формы. Распознавать в музыкальном содержании жизненные образы, человеческие взаимоотношения и характеры, мысли и чувства человека. Наделять музыку свойствами всего живого: рождается, дышит, двигается, рассказывает, помогает, утешает, успокаивает, заражает энергией, зовёт, призывает и т.п. Выражать характер музыки в разных видах творческой деятельности: выразительном пении, игре на детских музыкальных инструментах, художественном движении, рисунках, графических партитурах |
Язык музыки (6 ч) | Значение музыкального языка в сфере человеческого общения. Музыкальные средства: мелодические, метроритмические, фактурные особенности с точки зрения их выразительных возможностей. Лад, тембр, регистр, музыкальный инструментарий — их роль в создании неповторимости художественного образа музыкального сочинения. Исследование выразительности жеста, звучания слова, движения, позы на материале фрагментов опер, балетов, театральных постановок, поэтического народного фольклора. Введение в язык музыки знаковой системы, где звук-нота выступает в одном ряду с буквой и цифрой | Анализировать выразительные средства музыкальных произведений, определять их роль в раскрытии и понимании жизненного содержания искусства. Сравнивать мелодические, метроритмические, тембровые и прочие особенности музыки, выявлять их значение в создании конкретного художественного образа. Различать в процессе знакомства с нотными прописями знаковые системы, выделяя нотную запись. Определять на слух звучание отдельных музыкальных инструментов симфонического и народного оркестров. Участвовать в народных праздниках, обрядах (хороводы, заклички, народные игры) |
2 класс | ||
Всеобщее в жизни и музыке (8 ч) | Всеобщие эмоционально-образные сферы музыки — песенность, танцевальность, маршевость как состояния природы, человека, искусства. Взаимодействие явлений жизни и музыки — попытка проникновения в процесс превращения обыденного в художественное. Выразительные и изобразительные возможности музыки в раскрытии внутреннего мира человека | Размышлять о взаимосвязи музыкальных и жизненных явлений. Исследовать выразительные и изобразительные возможности музыки — возможна ли «чистая» изобразительность в искусстве? Различать в произведениях искусства песенность, танцевальность, маршевость и выделять эти свойства в жизни природы и человека. Воспринимать и раскрывать музыкальное содержание как выражение мыслей, чувств, характера человека, его душевного состояния. Использовать графическую запись при импровизации голосом, игре на детских музыкальных инструментах. Исполнять песни, собственные попевки, музыкальные фразы, подбирать к ним ритмический аккомпанемент |
Музыка — искусство интонируемого смысла (10 ч) | Интонация как феномен человеческой речи и музыки. Интонационное многообразие музыки: различение и классификация интонаций как по жанровым истокам, так и по эмоционально-образному содержанию. Интонация как особый тон произнесения музыки: особенность художественного высказывания — возвышенность, благородство интонирования. Интонация как интерпретация музыки: исполнительское прочтение авторского «интонационного замысла». Интонация — «звукокомплекс», выступающий как единство содержания и формы, единство выразительного и изобразительного | Размышлять о музыкальной интонации как художественном воспроизведении человеческой речи. Находить истоки разговорной и музыкальной интонации, определять их выразительное значение. Исследовать средства перевода звуков природы, человеческой речи в музыкальную интонацию. Различать на слух и исполнять интонации, характерные для музыкально-художественных образов произведений разных форм и жанров. Сочинять главные интонации героев сказок, литературных сюжетов. Исполнять вокально-хоровые произведения, воплощая интонационно-выразительный замысел авторов текста и музыки |
«Тема» и «развитие» — жизнь художественного образа (10 ч) | «Тема» — одно из основных понятий музыки, единство жизненного содержания и его интонационного воплощения. «Развитие» как отражение сложности жизни, внутреннего богатства и многообразия проявлений человеческих чувств; как процесс взаимодействия музыкальных образов (тем), образных сфер (частей) на основе тождества и контраста, сходства и различия | Размышлять о всеобщности развития в жизни и музыке: «всё течет, всё изменяется». Воспринимать музыкальную тему произведения в единстве жизненного содержания и интонационной линии развития. Наблюдать, как с появлением нового художественного образа (темы) музыка изменяет движение во времени и пространстве. Различать на слух взаимодействие музыкальных тем на основе тождества и контраста, сходства и различия. Вырабатывать исполнительский план вокально-хорового произведения, исходя из отражения в нём законов развития музыки и жизни. Воплощать исполнительский замысел в разных видах музицирования: пении, игре на музыкальных инструментах, пластическом интонировании |
Развитие как становление художественной формы (6 ч) | Форма (построение) музыки как процесс закономерной организации всего комплекса музыкальных средств для выражения содержания. Исторически сложившиеся музыкальные формы — двухчастная, трёхчастная, рондо, вариации | Размышлять над зависимостью формы от содержания в каждом конкретном произведении. Выявлять роль формы для восприятия логического развития музыкальной мысли. Определять на слух простые формы звучащей музыки — двухчастные, трёхчастные, рондо, вариации. Воплощать собственный художественный замысел в той или иной форме с позиций композитора, исполнителя, слушателя. Запоминать имена великих композиторов-классиков, определять на слух интонации, главные темы, характерные для их творческой индивидуальности |
3 класс | ||
Характерные черты русской музыки (8 ч) | Отношение профессиональной (композиторской) музыки и народного фольклора. Фольклорная экспедиция: собирание и сохранение народного музыкального творчества, древнейших музыкальных инструментов. Мировая слава русской классической музыки. Интонационно-образный язык музыки М.И. Глинки, П.И. Чайковского, М.П. Мусоргского (музыкальные портреты). Понятия «русская» и «российская» музыка — различное и общее. Различное: яркая многоголосная ткань Юга России, холодноватая скромная «вязь» Севера; особенная лихость, сила и стройность казачьей песни и «многоголосица» других музыкальных культур внутри России. Общее — интонационные корни | Размышлять об общих интонационных корнях профессиональной музыки и народного творчества. Различать на слух интонации (мелодии) композиторской и народной музыки. Узнавать по характерным чертам жанры многонационального российского творчества (песни, былины, попевки, инструментальные наигрыши и пр.). Пропевать главные интонации (мелодии) изучаемых произведений композиторов-классиков. Запоминать имена корифеев русской музыкальной культуры, знать названия их лучших произведений. Понимать необходимость сохранения фольклорной культуры, древних музыкальных инструментов |
Народное музыкальное творчество — энциклопедия русской интонационности(12 ч) | Род, родник, Родина — духовно-нравственные основы устного народного творчества. Исторически сложившиеся фольклорные жанры. Обрядовость как сущность русского народного творчества. Благородство, импровизационность и сказительность былинного народного творчества. Истоки своеобразия героики в былинном эпосе. Рекрутские, свадебные песни. Частушки и страдания. Танцевальные жанры. Инструментальные плясовые наигрыши. Свадебный обряд — ядро и критерий нравственно-эстетического отношения к жизни | Сравнивать знаменный распев и протяжную песню, выявляя истоки особого интонационного склада русской музыки. Различать и выявлять выражение в русской музыке специфически национальных черт характера. Разучивать и исполнять былинные напевы, народные песни разных жанров, частушки и страдания. Стараться выражать в хоровом и сольном исполнении интонационно-мелодические особенности отечественного музыкального фольклора. Разыгрывать народные обряды, используя народные инструменты и разнохарактерные танцевальные фольклорные жанры |
Истоки русского классического романса (6 ч) | Многообразная интонационная сфера городскогомузицирования. От крестьянской песни к городскому салонному романсу. Жанры бытовогомузицирования: старинный (композиторский) романс, любовный, жестокий, цыганский романс, разбойничья песня и пр. | Сравнивать народные песни и примеры композиторской интерпретации вокального народного творчества. Различать интонационную сферу городского салонного романса и классического (А. Гурилёв, А. Алябьев, А. Варламов). Напевать мелодии старинных романсов, выражая интонацией психологическую насыщенность содержания |
Композиторская музыка для церкви (2 ч) | Хоровая музыка на религиозные тексты (Д.С. Бортнянский, П.Г. Чесноков, А.А. Архангельский, С.В. Рахманинов и др.) — значимый пласт русской музыкальной культуры. Особенности интонирования русского церковного пения | Размышлять о роли музыки в церкви. Различать интонационно-мелодические особенности духовной музыки |
Народная и профессионально-композиторская музыка в русской культуре (8 ч) | Два пути в профессиональной аранжировке классиками народной музыки — точное цитирование и сочинение музыки в народном духе. Особенности индивидуальных подходов к переосмыслению интонационной сферы русской песенности в профессиональном композиторском творчестве (обработки народных песен). Общее и различное в выражении героического начала в народной и профессиональной музыке. Величие России в музыке русских классиков | Различать на слух народную музыку и музыку, сочинённую композиторами в народном духе. Уметь проследить и объяснить в народной музыке зависимость комплекса выразительных средств от содержания мировоззрения русского человека, воспроизводимого конкретного чувства, черты характера. Выявлять своеобразие отношения классиков к интонационному богатству народной исполнительской культуры. Определять композитора незнакомой музыки по характерным для него принципам использования народного фольклора. Стараться в исполнении народной музыки воспроизводить специфику устной традиции. Участвовать в воспроизведении основных моментов русских обрядов |
4 класс | ||
Многоцветие музыкальной картины мира (7 ч) | Знакомство с «музыкальной партитурой мира» через музыку Германии, Венгрии, Испании, Норвегии, Польши, Италии, США. Общее и специфическое в интонационном языке, жанрах и формах музыки разных народов мира.Взаимосвязь музыкального языка и фонетического звучания разговорной речи. Соотнесение особенностей западноевропейской музыки со славянскими корнями русской музыки. Джаз и его всемирно-историческое значение для музыкальной культуры планеты | Размышлять о закономерностях возникновении специфических особенностей музыкальной культуры страны. Осознать зависимость любых особенностей музыки от условий жизни народа. Определять по характерным интонациям принадлежность звучащей музыки той или иной стране. Воспроизводитьспецифическое, особенное музыкальной культуры других стран в собственной деятельности |
Музыка мира сквозь призму русской классики (8 ч) | Роль восточных мотивов в становлении русской музыкальной классики. Музыкальное «путешествие» русских композиторов в Италию и Испанию, Японию и Украину. Русское как характерное — через взаимодействие музыкальных культур, через выведение интонационного общего и частного, традиционного и специфического | Исследовать истоки обращения русских композиторов к музыке Востока. Находить примеры тонкого и чуткого воссоздания интонационной атмосферы музыкальных культур народов Азии. Осознать взаимодействие с различными музыкальными культурами, как действенный способ развития отечественной музыкальной культуры. Исполнять музыку других народов, передавая её интонационные и стилистические особенности |
Музыкальное общение без границ (10 ч) | Знакомство с музыкой ближнего зарубежья — Беларуси, Украины, Молдовы, Казахстана, стран Балтии, Кавказа и др. Общее и различное. Выдающиеся представители зарубежных национальных музыкальных культур — Бах, Моцарт, Шуберт, Шуман, Шопен, Лист, Дебюсси. «Музыкальный салон» как историческая форма художественного общения народов между собой | Найти общее в интонационных сферах музыки бывших республик СССР с музыкальными культурами стран Европы и Азии. Прийти к выводу, что общее — это общечеловеческое, выраженное в различных музыкальных культурах разными комплексами музыкально-художественных средств. Выявлять интонационно-стилистические черты, свойственные великим представителям зарубежных национальных культур, и узнавать их в незнакомой звучащей музыке. Обобщать собственные рассуждения о музыке путём формулирования содержания музыки в виде нравственно-эстетической художественной идеи. Создавать собственные тематические «музыкальные салоны», используя методы театрализации, моделирования, импровизации |
Искусство слышать музыку (9 ч) | Обобщение проблематики воспитания музыкальной культуры учащихся в начальной школе — от родовых истоков музыкального искусства до основ музыкальной драматургии. Восприятие произведений крупной формы и его содержательный анализ — этап развития музыкальной культуры человека как части всей его духовной культуры | Осмыслить на новом уровне роль композитора, исполнителя, слушателя — как условие, способ существования, развития музыки и воздействия её на духовную культуру общества. Воспринимать и оценивать музыкальные произведения с позиций возвышенных целей и задач искусства. Осуществлять анализ конкретной музыки, вскрывая зависимость формы от содержания; закономерность данного комплекса выразительных средств — от выражаемых в музыке человеческих идеалов. Подготовить реферат о творчестве любимого композитора. Участвовать в музыкальной жизни класса, школы в форме проведения классных концертов для малышей и родителей |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
№ | Наименование объектов и средств материально- технического обеспечения | Количество |
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | ||
Авторская программа «Музыка» .Авторы составители В.О. Усачёва, Л.В. Школяр, В.А. Школяр Методические пособия и книги для учителя Сборники песен Творческие тетради Научно-популярная литература по искусству Справочные пособия, энциклопедия | 1 4 4 Имеются | |
Печатные пособия | ||
Портреты композиторов и исполнителей | 4комплекта | |
Цифровые образовательные ресурсы | ||
Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы | ||
Экранно- звуковые пособия | ||
Видеофильмы и презентации, соответствующие содержанию обучения Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения | 10 4 | |
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование | ||
Ложка п/баская | 32 шт. | |
Маракасы 68 мм (пара) | 8 комплектов | |
Маракасы румба 80 мм (пара) | 4 комплекта | |
Маракасы профессиональные (пара) | 4 комплекта | |
Колокольчики наручные | 8 шт. | |
Трещотка вертушка | 8 шт. | |
Металлофон 12 нот | 4 шт. | |
Микрофоны, динамики | 4 | |
Персональный компьютер | 4 | |
Медиапроектор | 4 | |
Оборудование класса | ||
Ученические столы двухместные с комплектом стульев. Стол учительский с тумбой. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр. Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала Стенд «Инструменты симфонического оркестра | 60 4 26 4 |
СОГЛАСОВАНО
Протокол № 1 заседания МО учителей
начальных классов от ________ 2014г.
____________ Л.А.Гондель
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
____________ И.Е.Коркач
_________________ 2014г.
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование по музыке 2 класс
№ | Тема | Кол-во часов | Дата | Материал для слушания | Оборудование | Основные виды учебной деятельности (УУД) | |
По плану | По факту | ||||||
Всеобщее в жизни и в музыке8 ч | |||||||
1. | Всеобщее в жизни и в музыке | 1 | 04.09 | «Скворушка прощается» Т.К. Попатенко, « Совенок», «Мотылек» Р.Шумана | 1 CD МРЗ | Личностные: осознание своих творческих возможностей; Коммукативные: формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; Регулятивные: - различать способ и результат действия; Познавательные: строить речевые высказывания в устной форме | |
2. | Песенность, танцевальность, маршевость | 1 | 11.09 | П.И.Чайковский пьесы из цикла, «Времена года», «У камелька». | 1 CD МРЗ П.И.Чайковский пьесы из цикла, «Времена года», «У камелька». | Личностные УУД: проявление познавательных мотивов; Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию; Регулятивные УУД: планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей; Познавательные УУД: оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения | |
3. | Раскрытие в музыке внутреннего мира человека. Маршевость. | 1 | 18.09 | С.С Прокофьев «Марш», марш из оперы«Любовь к трем апельсинам»,фрагменты из балета «Ромео и Джульетта», сцены из балета «Золушка». | 1 CD МРЗ С.СПрокофьев «Марш», | Личностные УУД: уважительно относиться к чужому мнению, к результатам труда мастеров Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию; Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; Познавательные УУД: строить речевые высказывания в устной форме | |
4. | Раскрытие в музыке внутреннего мира человека. Песенность | 1 | 25.09 | М.П.Мусоргский «Балет невылупившихся птенцов», «Гном», « Баба – Яга» | 1 CD МРЗ М.П.Мусоргский «Балет невылупившихся птенцов», «Гном», « Баба – Яга» | Личностные УУД: развитие чувства прекрасного и эстетического чувства Коммуникативные УУД: договариваться и приходить к общему решению в совместной творческой деятельности. Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; Познавательные УУД: оформлять свою мысль в устной форме | |
5. | Раскрытие в музыке внутреннего мира человека. Танцевальность. | 1 | 02.10 | «Длинные ноги у дождя»Д.Б. Кабалевкий «Колыбельные песни» | 1 CD МРЗ «Длинные ноги у дождя»Д.Б. Кабалевкий «Колыбельные песни» | Личностные: осознание своих творческих возможностей; Коммукативные: формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; Регулятивные: - различать способ и результат действия; Познавательные: строить речевые высказывания в устной форме | |
6. | Всеобщее в жизни и в музыке. | 1 | 09.10 | П.И. Чайковский . Пьесы из цикла«Детский альбом », «Мелодия» | 1 CD МРЗ П.И. Чайковский . Пьесы из цикла«Детский альбом », «Мелодия» | Личностные УУД: проявление познавательных мотивов; Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию; Регулятивные УУД: планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей; Познавательные УУД: оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения | |
7. | Тест- викторина по теме «Всеобщее в жизни и в музыке.» | 1 | 16.10 | Фрагменты концерта для голоса с оркестром Р. Глиера. | 1 CD МРЗ Фрагменты концерта для голоса с оркестром Р. Глиера. | Личностные УУД: развитие чувства прекрасного и эстетического чувства Коммуникативные УУД: договариваться и приходить к общему решению в совместной творческой деятельности. Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; Познавательные УУД: оформлять свою мысль в устной форме | |
8. | Урок-концерт. | 1 | 23.10 | С.С Прокофьев Симфоническая сказка « Петя и Волк» | 1 CD МРЗ С.С Прокофьев Симфоническая сказка « Петя и Волк» | Личностные УУД: уважительно относиться к чужому мнению, к результатам труда мастеров Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию; Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; Познавательные УУД: строить речевые высказывания в устной форме | |
Музыка – искусство интонируемого смысла10 ч | |||||||
9. | Музыка- искусство интонируемого смысла. | 1 | 30.10 | Фрагмент из оперы « Хор мальчиков» | 1 CD МРЗ Фрагмент из оперы « Хор мальчиков» | Личностные: осознание своих творческих возможностей; Коммукативные: формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; Регулятивные: - различать способ и результат действия; Познавательные: строить речевые высказывания в устной форме | |
10. | Интонация. | 1 | 13.11 | Фрагменты из оперы « Сказка о царе Салтане» | 1 CD МРЗ Фрагменты из оперы « Сказка о царе Салтане» | Личностные УУД: уважительно относиться к чужому мнению, к результатам труда мастеров Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию; Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; Познавательные УУД: строить речевые высказывания в устной форме | |
11. | О чем говорит и что выражает музыка? | 1 | 20.11 | Н.А. Римский –Корсаков « первая песня Леля» | 1 CD МРЗ Н.А. Римский –Корсаков « первая песня Леля» | Личностные УУД: развитие чувства прекрасного и эстетического чувства Коммуникативные УУД: договариваться и приходить к общему решению в совместной творческой деятельности. Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; Познавательные УУД: оформлять свою мысль в устной форме | |
12. | Изобразительность в музыке, в искусстве. | 1 | 27.11 | Пьесы из цикла Времена года « Подснежник» | 1 CD МРЗ Пьесы из цикла Времена года « Подснежник» | Личностные УУД:развитие эстетических чувств Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию; Регулятивные УУД: планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей; Познавательные УУД:выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; | |
13. | Интонация в музыке. | 1 | 04.12 | Финал Четвертой симфонии ( фрагмент)«Бой с мышами» | 1 CD МРЗ Финал Четвертой симфонии ( фрагмент)«Бой с мышами | Личностные УУД:развитие эстетических чувств Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию; Регулятивные УУД: планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей; Познавательные УУД:выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; | |
14. | О чем говорит и что выражает музыка | 1 | 11.12 | Н.А. Римский -Корсаков «Снегурочка» | 1 CD МРЗ Н.А. Римский -Корсаков «Снегурочка» | Личностные: осознание своих творческих возможностей; Коммукативные: формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; Регулятивные: - различать способ и результат действия; Познавательные: строить речевые высказывания в устной форме | |
15 | Тест- викторина по теме « Интонация» | 1 | 18.12 | «Киска» В.С. Калинникова | 1 CD МРЗ «Киска» В.С.Калинникова | Личностные УУД: проявление познавательных мотивов; Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию; Регулятивные УУД: планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей; Познавательные УУД: оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения | |
16. | Урок-концерт. | 1 | 25.12 | Фрагменты из балета « Ромео и Джульетта» финал 2-го действия | 1 CD МРЗ Фрагменты из балета « Ромео и Джульетта» финал 2-го действия | Личностные УУД: уважительно относиться к чужому мнению, к результатам труда мастеров Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию; Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; Познавательные УУД: строить речевые высказывания в устной форме | |
17. | Музыка- искусство интонируемого смысла. | 1 | 15.01 | О. Лассо «Эхо» | 1 CD МРЗ О. Лассо «Эхо» | Личностные УУД: развитие чувства прекрасного и эстетического чувства Коммуникативные УУД: договариваться и приходить к общему решению в совместной творческой деятельности. Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; Познавательные УУД: оформлять свою мысль в устной форме | |
18. | О чем говорит и что выражает музыка? | 1 | 22.01 | Д.Д. Шостакович « Вальс- шутка» | 1 CD МРЗ Д.Д. Шостакович « Вальс- шутка» | Личностные УУД:развитие эстетических чувств Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию; Регулятивные УУД: планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей; Познавательные УУД:выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; | |
« Тема» и «развитие»- жизнь художественного образа10 | |||||||
19. | Тема « Развитие»- жизнь художественного образа. | 1 | 29.01 | Фрагменты из балета « Спящая красавица» | 1 CD МРЗ Фрагменты из балета « Спящая красавица» | Личностные: осознание своих творческих возможностей; Коммукативные: формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; Регулятивные: - различать способ и результат действия; Познавательные: строить речевые высказывания в устной форме | |
20. | «Живая» музыка | 1 | 05.02 | К. Сен-Санс «Карнавал животных» по выбору педагога. | 1 CD МРЗ К. Сен-Санс «Карнавал животных» по выбору педагога. | Личностные УУД: уважительно относиться к чужому мнению, к результатам труда мастеров Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию; Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; Познавательные УУД: строить речевые высказывания в устной форме | |
21. | «Живая» музыка | 1 | 12.02 | В.А.Моцарт. Фрагменты из оперы «Волшебная флейта» ( Ария Царицы ночи», «Ария Папагето» | 1 CD МРЗ В.А.Моцарт. Фрагменты из оперы «Волшебная флейта» ( Ария Царицы ночи», «Ария Папагето» | Личностные УУД: проявление познавательных мотивов; Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию; Регулятивные УУД: планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей; Познавательные УУД: оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения | |
22. | Музыкальная речь. | 1 | 19.02 | Марш из оперы «Аида» | 1 CD МРЗ Марш из оперы «Аида» | Личностные УУД:развитие эстетических чувств Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию; Регулятивные УУД: планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей; Познавательные УУД:выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; | |
23 | Все растет, все изменяется. | 1 | 26.02 | В.С. Калинникова « Полюшко-поле» « Весенняя песенка» З.А.Левиной | 1 CD МРЗ В.С. Калинникова « Полюшко-поле» « Весенняя песенка» З.А.Левиной | Личностные УУД: уважительно относиться к чужому мнению, к результатам труда мастеров Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию; Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; Познавательные УУД: строить речевые высказывания в устной форме | |
24. | Развитие в музыке. | 1 | 05.02 | В.А. Моцарт . Фрагменты из оперы «Волшебная флейта». | 1 CD МРЗ В.А. Моцарт . Фрагменты из оперы «Волшебная флейта». | Личностные УУД: проявление познавательных мотивов; Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию; Регулятивные УУД: планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей; Познавательные УУД: оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения | |
25. | Итоговый урок-викторина по теме «Развитие в музыке» | 1 | 12.03 | Фрагмент из оперы Н.А.Римского-Корсакова « Сказка о царе Салтане» | 1 CD МРЗ Опера Н.А.Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» | Личностные: осознание своих творческих возможностей; Коммукативные: формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; Регулятивные: - различать способ и результат действия; Познавательные: строить речевые высказывания в устной форме | |
26. | Урок-концерт. | 1 | 19.03 | Дж. Беллини «Castadiva» из оперы «Норма» | 1 CD МРЗ Дж. Беллини «Castadiva» из оперы « Норма» | Личностные УУД: проявление познавательных мотивов; Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию; Регулятивные УУД: планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей; Познавательные УУД: оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения | |
27. | «Тема» и « Развитие» жизнь художественного образа. | 1 | 02.04 | Э.Григ « Утро», «Весной» | 1 CD МРЗЭ.Григ « Утро», « Весной» | Личностные УУД: развитие чувства прекрасного и эстетического чувства Коммуникативные УУД: договариваться и приходить к общему решению в совместной творческой деятельности. Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; Познавательные УУД: оформлять свою мысль в устной форме | |
28. | «Тема» и « Развитие» жизнь художественного образа. | 1 | 09.04 | Песни из сборника « Заигрывай» В.О. Усачевой. | 1 CD МРЗ Песни из сборника « Заигрывай» В.О. Усачевой. | Личностные УУД:развитие эстетических чувств Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию; Регулятивные УУД: планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей; Познавательные УУД:выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; | |
Развитие как становление художественной формы6ч | |||||||
29. | Развитие в музыке. | 1 | 16.04 | Народные игры « По городу царевна», « Кострома». | 1 CD МРЗ « По городу царевна», « Кострома». | Личностные УУД:развитие эстетических чувств Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию; Регулятивные УУД: планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей; Познавательные УУД:выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; | |
30. | Простые музыкальные формы. | 1 | 23.04 | Интонирование скороговорок «Три сороки», « Шесть мышат» и др. | 1 CDМРЗ«Три сороки», « Шесть мышат» и др. | Личностные УУД: развитие чувства прекрасного и эстетического чувства Коммуникативные УУД: договариваться и приходить к общему решению в совместной творческой деятельности. Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; Познавательные УУД: оформлять свою мысль в устной форме | |
31. | Простые музыкальные формы. | 1 | 30.04 | «Кукушка» А.С. Аренского | Таблицы : нотные примеры | Личностные УУД: развитие чувства прекрасного и эстетического чувства Коммуникативные УУД: договариваться и приходить к общему решению в совместной творческой деятельности. Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; Познавательные УУД: оформлять свою мысль в устной форме | |
32. | Исторически сложившиеся музыкальные формы. | 1 | 07.05 | «Загадки» С.О. Усачёва | Таблицы : нотные примеры | Личностные УУД: развитие чувства прекрасного и эстетического чувства Коммуникативные УУД: договариваться и приходить к общему решению в совместной творческой деятельности. Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; Познавательные УУД: оформлять свою мысль в устной форме | |
33. | Форма вариаций и рондо в музыке. | 1 | 14.05 | Колыбельные образцы | 1 CD МРЗ Колыбельные песни | Личностные: осознание своих творческих возможностей; Коммукативные: формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; Регулятивные: - различать способ и результат действия; Познавательные: строить речевые высказывания в устной форме | |
34. | Итоговый тест по теме « Развитие как столкновение художественной формы» | 1 | 21.05 | 1 CD МРЗ | Личностные УУД: развитие чувства прекрасного и эстетического чувства Коммуникативные УУД: договариваться и приходить к общему решению в совместной творческой деятельности. Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; Познавательные УУД: оформлять свою мысль в устной форме | ||
Итого | 34 ч |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предметам "Начальная школа 21 века" 2 класс
Рабочая программа для 2 класса по предметам: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, технология, ИЗО по программе "Начальная школа 21 века" Н.Ф.Виноградовой....
Рабочие программы по УМК "Начальная школа 21 века" во 2 классе
Методический материал для учителя начальных классов...
Рабочие программы по УМК "Начальная школа 21 века"(4 класс)
тематическое планирование и пояснительные записки по предметам...
Рабочая программа по УМК "Начальная школа XXI века" 1 класс
Программа соответствует ФГОС и включает планирование по предметам: литературное чтение, русский язык, математика, окружающий мир, технология, физическая культура...
Рабочая программа по музыке УМК "Школа 21 века" 4 класс
Рабочая программа по музыке УМК "Школа 21 века" 4 класс...
Рабочая программа по музыке УМК "Школа 21 века" 3 класс
Рабочая программа по музыке УМК "Школа 21 века" 3 класс...
Рабочая программа по музыке "Начальная школа 21 века" 3 класс
Рабочая программа 3 класс "Музыка"...