«Музыкальные инструменты. Скрипка, виолончель. Вариации на тему рококо»
план-конспект урока по музыке (4 класс) на тему
Конспект урока музыки по теме: «Музыкальные инструменты. Скрипка, виолончель. Вариации на тему рококо»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Вариации на тему рококо | 35.55 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Урок музыки в 4 «А» классе
Тема: «Музыкальные инструменты. Скрипка, виолончель.
Вариации на тему рококо»
Тип урока: урок формирования новых знаний
Цель урока: закрепить понятия - музыкальная форма, эпоха, музыкальные инструменты.
Задачи:
- Обучающие - закрепить и расширить ранее полученные представления о струнных музыкальных инструментах, понятие «музыкальная форма».
- Развивающие - развивать эмоционально-ценностное отношение к жизни через искусство. Развивать способность размышлять о музыке и выражать собственную позицию.
- Воспитательные - пробудить у учащихся интерес к музыке П.И.Чайковского, желание слушать ее в концертном исполнении.
- Коммуникативные - понимать и принимать позиции своих одноклассников, отличные от собственной.
Оборудование: рояль, ноутбук, мультимедийный проектор, музыкальный центр
Ход урока:
Вход: «Осенняя песнь» П.И.Чайковский.
Музыкальное приветствие.
Учитель: Ребята, вы узнали музыку, которая сейчас прозвучала?
Ответы детей: Это музыка Чайковского «Осенняя песнь»
Учитель: Образ какой осени показал композитор?
Ответы детей: Музыка грустная, плавная напевная.
Учитель: Ребята, на прошлом уроке я давала вам задание – выучить стихотворение об осени. Кто из вас может прочитать стихотворение?
Ученица читает стихотворение:
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все — простор везде, —
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь —
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле...
Учитель: А сейчас мы исполним песню об осени.
Исполнение «Осень» Чайковского, слова Плещеева (слайд №1).
Учитель: Ребята, определите, в какой форме написана песня.
Ответы детей: Одночастная форма, лад минорный, темп умеренный.
Учитель: Какие динамические оттенки мы использовали при исполнении песни?
Ответы детей: Рiano, crescendo,diminuendo, forte, legato (слайд №2).
Учитель: П.Ч.Чайковский написал много прекрасных музыкальных произведений. Какие из них вам уже знакомы?
Ответы детей: Циклы «Времена года» и «Детский альбом», балеты «Лебединое озеро» и «Щелкунчик». (слайд №3)
Учитель: А сегодня мы познакомимся с его «Вариациями на тему рококо для виолончели с оркестром».
Ребята, посмотрите на экран, как выглядит виолончель (слайд №4). Виолончель и скрипка (слайд №5) - родственные музыкальные инструменты, которые вместе с альтом и контрабасом составляют семейство струнных смычковых инструментов. Вариации – это форма музыкального произведения (слайд №6). Слово «Вариация» означает изменение, а слово рококо произошло от французского слова «rocaille» - раковина (слайд №7). Рококо это стиль в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве. Он появился во Франции в 17 веке, поэтому и композиторы стали писать музыку в этом стиле. Она отличалась изысканностью, грациозностью и изяществом.
Давайте послушаем тему и первую вариацию, и подберем слова, которые соответствуют ее характеру.
Звучит тема и первая вариация.
Ответы детей: Медленно, отрывисто, взволнованно.
Учитель:Давайте послушаем вторую вариацию. Определите ее характер и сравните с первой вариацией.
Звучит вторая вариация.
Ответы детей: Медленно, задумчиво, плавно, мечтательно.
Учитель:Что между ними общего и в чем разница?
Ответы детей:Они обе медленные, неторопливые, но первая вариация отрывистая, а вторая плавная.
Учитель:Теперь послушаем третью вариацию и сравним с первыми двумя.
Ответы детей: Протяжная, певучая, трогательная, грустная. Она похожа на вторую тем, что плавная, но она самая грустная.
Учитель:Правильно, нам осталось послушать четвертую вариацию.
Ответы детей: Эта вариация совсем не похожа на первую, вторую и третью. Она быстрая, стремительная, восторженная, самая быстрая из всех вариаций.
Физкультминутка
Учитель: А сейчас мы встанем и сделаем речевые ритмические упражнения.
Первое упражнение:
Ветер дует нам в лицо, закачалось деревцо!
Ветер тише-тише-тише, деревцо всё выше-выше-выше.
Дети делают движения в соответствии со словами.
Второе упражнение (под вальс Чайковского):
Дети медленно поднимаются на носки, глубокий вдох, потом опускаются – выдох.
Учитель: А сейчас мы исполним песню «Менуэт», музыка Е.Адлера, слова Л.Дымова.
А теперь, ответьте на вопросы:
- Что такое вариации?
- Изменение;
- Перевоплощение;
- Форма.
- Слово «рококо» означает:
- Украшение;
- Орнамент;
- Раковина.
- Сколько вариаций в стиле рококо мы слушали?
- Три;
- Четыре;
- Две.
Учитель: Что означает слово менуэт? В какой стране он появился?
Ответы детей: французский танец, появился во Франции (слайд №8).
Итог урока: Мы сегодня слушали и исполняли музыку великого русского композитора П.И.Чайковского и вновь насладились его прекрасными музыкальными мелодиями.
Выход:хор «Уж как по мосту мосточку» из оперы «Евгений Онегин».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тесты по темам уроков в 4 классе "Вариации на тему рококо", "Музыкальные инструменты. Виолончель, скрипка" .Программа Е.Д. Критской
Тесты по музыке 4 класс по программе Е.Д. Критской. Тесты проводятся на уроках по теме "Вариации на тему рококо", "Музыкальные инструменты. Виолончель, скрипка"....
Конспект урока музыки по теме: "Музыкальные инструменты. Скрипка".
Данный конспект соответствует всем требованиям ФГОС...
Учебно- методический комплект на тему:"Музыкальные инструменты.Скрипка." 3 класс
конспект +презентация...
Конспект урока музыки «Музыкальные инструменты ( скрипка, виолончель). Вариации на тему рококо».
Конспект урока музыки «Музыкальные инструменты ( скрипка, виолончель). Вариации на тему рококо»....
Урок музыки в 4 классе. Музыкальные инструменты. Скрипка. Виолончель.
Урок музыки в 4 классе на тему: "Музыкальные инструменты. Скрипка. Виолончель." С применением личного выступления и современных технологий....
Разработка урока музыки в 4 класса по теме "Музыкальные инструменты: скрипка и виолончель"
Конспект урока музыки по программе Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной с приложениями и презентацией к уроку. Материал для изучения расчитан на 2 урока...
сравнительная таблица по теме: Музыкальные инструменты скрипка, гитара
сравниттельная таблица по теме: Музыкальные инструменты скрипка, гитара...