Разработка урока музыки в 4 класса по теме "Музыкальные инструменты: скрипка и виолончель"
план-конспект урока по музыке (4 класс)

Пугачева Анжелика Валерьевна

Конспект урока музыки по программе Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной с приложениями и презентацией к уроку. Материал для изучения расчитан на 2 урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc48 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_1.doc23.5 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_2.doc27 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_3.doc26.5 КБ
Файл prilozhenie_4.pptx2.92 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 «Музыкальные инструменты: скрипка и виолончель»

2 урока

Тип урока: открытие новых знаний.

Цели урока: научить различать музыкальные инструменты (скрипка, виолончель) по тембру на примере произведений Бородина, Чайковского, Паганини; познакомить с жанром квартета, ноктюрна.

Задачи урока:

Личностные:

  • развивать духовно-эстетические потребности ребенка;
  • обогащать эмоционально-волевую сферу ребенка;
  • развивать интерес к искусству;
  • воспитывать музыкальную культуру учащихся.

Метапредметные:

  • умение определять и осознавать цель урока;
  • умение планировать задачи на урок;

Предметные:

  • учить размышлять о содержании музыкального произведения;
  • определять средства музыкальной выразительности;
  • учить различать музыкальные инструменты по тембру и внешнему виду;
  • учить понимать музыкальный язык, музыкальные термины;
  • знакомить с музыкой композиторов: Бородина, Чайковского, Паганини.

Необходимое оборудование: фортепиано, компьютер, проектор, портреты композиторов.

                                                                ХОД УРОКА

  1. Организационный момент. Музыкальное приветствие. Проверка готовности к уроку.
  2. Мотивация. Постановка целей.

Музыкальная разминка. Звучит  П. И. Чайковского «Январь. У камелька».

Вспомните название и автора пьесы. В помощь иллюстрация СЛАЙД 1

Верно, это произведение П. И. Чайковского. Когда мы встречались с ним?

(по теме Зимний вечер в цикле уроков о произведениях А. С. Пушкина)

Повторное слушание пьесы в исполнении ансамбля «Концертино».

Что изменилось? (Звучат другие инструменты – струнные).

Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке? (о струнных музыкальных инструментах)

СЛАЙД 2  Тема урока: «Музыкальные инструменты: скрипка, виолончель».

Какие задачи можем поставить на уроке?

СЛАЙД 3  Узнать… Послушать… Научиться различать…

ПРОВЕРКА (узнать об особенностях скрипки, виолончели; послушать музыку, написанную для этих инструментов; научиться различать струнные инструменты по тембру).

  1. Работа по теме урока

Чтобы достичь поставленных целей и не растерять информации, мы будем сегодня собирать ее в музыкальную копилочку – Т-таблицу (приложение)

Пояснения условий работы в таблице: в течение урока собираем информацию в разделы таблицы, отдельно «различия», то, что объединяет инструменты в раздел «общее».

 

А теперь попросим нашего главного помощника – МУЗЫКУ открыть тайны этих замечательных инструментов.

Слушание сонаты для скрипки и гитары Н. Паганини.

- Какой инструмент здесь солирует? СЛАЙД 4 (Скрипка)

РАБОТА С ИНФОРМАЦИОННЫМ ТЕКСТОМ «А ЗНАЕТЕ, РЕБЯТА…»- прочтите 1 абзац. Что нового узнали из текста?

-Давайте вместе произнесем название этого инструмента.                                                                      О чём говорит  название инструмента? Какой звук должен производить инструмент? (Скрипеть)

СЛАЙД 5. Первые скрипки звучали визгливо и хрипло, пока за них не взялись лучшие итальянские мастера.

СЛАЙД 6. Всему миру известны их имена: Амати, Гварнери, Страдивари. Они сделали из скрипки-золушки скрипку- принцессу. Тембр скрипки густой в низком регистре, мягкий в среднем, блестящий в верхнем регистре.

СЛАЙД 7. Напомните, пожалуйста – что такое РЕГИСТР. (Отрезок диапазона голоса или инструмента)

Теперь скрипка считается королевой оркестра. Рассмотрим как она устроена.

СЛАЙД 8 Корпус скрипки имеет специфическую округлую форму и вырезами по бокам, образующими «талию». На силу и тембр звука скрипки оказывают большое влияние материал, из которого она изготовлена. Нижняя дека делается из древесины клёна, верхняя – из ели. Скрипка имеет два резонаторных отверстия – эфы. Смычок – аксессуар для звукоизвлечения. Основу смычка составляет деревянная трость, на которой натягивается волос из конского хвоста.

ПРОСМОТР ВИДЕО «Изготовление первой скрипки»  4.20

Скрипка – самый распространенный и известный инструмент в мире. И недавно на уроках музыки мы встретились с ним в белорусской народной сказке. Вспомните ее название.

СЛАЙД 9. Вам подсказка (иллюстрации к сказке)

Верно, это сказка «Музыкант-чародей». Посмотрим ее фрагмент. ( 2.33 «Большая сила тебе дана…  - 4.02 «…вышел, а к сторожке лесника..»)

РАБОТА В Т-ТАБЛИЦЕ: что узнали о скрипке

Дети по группам имитируют игру на скрипке:

1 группа: Соната для скрипки и гитары Н. Паганини.

2 группа: Каприс № 24 Н. Паганини

ВОКАЛЬНАЯ РАБОТА. работа над песней Ю. Чичкова на слова М. Пляцковского «Эх, зима!» (+,-, текст)

Закрепление материала.

- Что сегодня вы узнали на уроке?

- Как мы можем проверить наши знания? (Задать друг другу вопросы)

Работа в парах. Дети задают друг другу вопросы по материалу урока, оценивают ответы, исправляют ошибки.

СЛАЙД  10  Д/З. Нарисовать скрипку

Индивидуальное задание: рассказать о жанре НОКТЮРН

УРОК 2

Проверка д/з – рисунок СКРИПКА.

Напомнить цели уроков.

РАБОТА С УЧЕБНИКОМ СТР. 74

Рассмотрите репродукцию картины Андриана ван Остаде «Деревенские музыканты», что мы может услышать, глядя на нее? (Можем представить звучание виолончели.)

Посмотрим и послушаем этот инструмент.

ПРОСМОТР ВИДЕО  «Звучание виолончели» 3.14

СЛАЙД 11.  Скажите, что-то есть общее у скрипки и виолончели? (Похожи по форме)

Виолончель и скрипка – родственные музыкальные инструменты, которые вместе с альтом и контрабасом составляют семейство струнных смычковых инструментов.

СЛАЙД 12. Родители виолончели. О них вы прочтете в информационном тексте – 2 абзац.

Что нового узнали?

- Чем отличается виолончель от скрипки?

СЛАЙД 13. Найдите информацию на слайде.

Виолончель — смычковый струнный музыкальный инструмент басового и тенорового регистра, известный с первой половины XVI века, такого же строения, что и скрипка или альт, однако значительно бо́льших размеров.

Виолончель — обязательный участник струнного квартета.

Объясните значение выделенных слов. Что такое квартет?

СЛАЙД 14-15. В струнном квартете две скрипки, альт и виолончель

СЛАЙД 16. У нас в гостях великий русский композитор. Перед вами названия  произведений, с которыми мы уже знакомы. Они помогут нам открыть фамилию нашего гостя.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ВИКТОРИНА (1-вокализ, 2- белочка, 3-девицы, красавицы).

Молодцы, итак знакомьтесь – А. П. Бородин

Сегодня мы познакомимся с третьей частью струнного квартета А. П. Бородина. Она называется ноктюрн.

СЛАЙД 17. ( О жанре ноктюрна рассказывают дети, которые подготовили домашнее задание)

Какая ночь! Как воздух чист,
Как серебристый дремлет лист,
Как тень черна прибрежных ив,
Как безмятежно спит залив,
Как не вздохнёт нигде волна.
Как тишиною грудь полна!..

А. Фет

СЛАЙД 18. Слушание Ноктюрна из квартета №2 А.П. Бородина

Это произведение композитор посвятил своей жене и другу, прекрасной пианистке Екатерине Сергеевне Бородиной.

- Какое состояние души передаёт «Ноктюрн»?

- Какие чувства у вас вызвала эта музыка?

- Какими средствами музыкальной выразительности композитор подчёркивает жанр ноктюрна?

- Что усиливает пейзажность ноктюрна?

- Можно ли сравнить мелодию с выразительной речью?

Мелодия ноктюрна, повторяясь, звучит в исполнении разных струнных инструментов, в том числе и виолончели – инструмента с низким, бархатистым, звучным тембром.

Ноктюрн из квартета №2 А. П. Бородина называют жемчужиной русской песенной лирики.

РАБОТА В Т-ТАБЛИЦЕ: что узнали о виолончели. Найдите общее, заполните раздел.

ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ. Слушание пьесы П. Чайковского «Ноябрь. На тройке» в исполнении фортепиано, скрипки, виолончели. (Дети по группам имитируют игру на скрипке, фортепиано, виолончели)

СЛАЙД 19. Посмотрите на эту иллюстрацию. Знаете ли вы это литературное  произведение?

Предлагаю послушать фрагмент (или целую) басни. (если позволит время в аудиозаписи)

Ребята, какая песня очень похожа по характеру на пьесу Чайковского «Ноябрь. На тройке»? («Эх, зима!»)

Вокально-хоровая работа

Продолжение работы над песней Ю. Чичкова на слова М. Пляцковского «Эх, зима!»

Рефлексия.  Решение теста (приложение)

СЛАЙД 20   Взаимопроверка

СЛАЙД 21  Оценка за урок

СЛАЙД  22  Д\З: рисунок ВИОЛОНЧЕЛЬ



Предварительный просмотр:

 А знаете ли вы ребята, что в создании наиболее "человечного" по тембру смычкового инструмента - скрипки,- значительная роль принадлежит славянским странам. Самое раннее известное нам изображение смычкового инструмента, державшегося подобно скрипке у плеча, появляется в первой половине 11 века в России (Фрески Софии киевской). Процесс формирования скрипки проходил параллельно в разных странах; известны имена творивших в одно время скрипичных мастеров Польши, Франции и Италии. Но окончательное классическое завершение инструменты скрипичного семейства получили в середине 16 века в Италии. Самым известным и выдающимся скрипичным мастером являлся итальянский мастер Страдивари.

      Родителями виолончели были инструменты Виола да Гамба и Биг - фигли. Очень неудобно  было играть на этих инструментах. Смычок старинного инструмента был выгнут и очень сильно отличался от современного смычка.

Виолончель и скрипка – родственные музыкальные инструменты, которые вместе с альтом и контрабасом (самым низким звучанием) составляют семейство струнных и являются самой многочисленной основной группой симфонического оркестра.



Предварительный просмотр:

СКРИПКА

ОБЩЕЕ

ВИОЛОНЧЕЛЬ

различия

различия



Предварительный просмотр:

ПРОВЕРОЧНЫЙ ТЕСТ ПО ТЕМЕ:

 «Музыкальные инструменты. Виолончель, скрипка»

  1. Родиной виолончели и скрипки считается…

А) Германия;    Б) Россия   В) Италия;  Г) Австрия.

      2. Какой инструмент из струнно-смычковых самый низкий по звучанию?

            А) Скрипка;  Б) Контрабас;  В) Альт  Г) Виолончель.

      3. Сколько исполнителей входит в квартет?

            А) 3;  Б) 5;  В) 6; Г) 4.

      4. Струнный квартет состоит из…

А) Скрипки, альта, виолончели, контрабаса;     Б) Первой и второй скрипки, альта, виолончели;

В) Первого альта, второго альта, 2 скрипок;

Г) Виолончели, скрипки, 2-х альтов.

       5. Как называется сказка, в которой скрипка спасла жизнь своему хозяину?

            А) «Музыкант-чародей»;                        В) «Скрипка музыканта»;

            Б) «Музыкант-исполнитель»;                Г)  «Музыкант-сказитель».

       6. Кто из русских баснописцев написал  музыкальную басню «Квартет»?

    А) Эзоп;   Б) Ю.М. Лермонтов;   В) А.С. Пушкин;    Г) И. Крылов.

       7. Что в переводе с французского обозначает слово «ноктюрн»?

             А) Ночной;            В) Вечерний;

             Б) Тёмный;           Г) Лирический.

       8. Кто из русских классиков написал струнный квартет №2 и посвятил его вторую часть «Ноктюрн» своей жене?

             А) М.И. Глинка;                   В) П.И. Чайковский;

             Б) М.П. Мусоргский;          Г) А.П. Бородин.

       9. Что такое регистр?

            А) Отрезок диапазона голоса или инструмента;

            Б) Скорость исполнения музыкального произведения;

            В) Часть мелодии;

            Г) Душа музыки.

10.   Какой из этих инструментов сравнивают с человеческим голосом?

            А) Альт;          В) Скрипку;

            Б) Виолончель;             Г) Контрабас.

11. В группу, каких инструментов входят скрипка, альт, виолончель, контрабас?

            А) Медных духовых;

            Б) Ударных;

            В) Деревянных духовых;

            Г) Струнно-смычковых.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Музыкальные инструменты Скрипка и виолончель Автор презентации учитель музыки МОУ « Парзинская СОШ» Глазовского района Пугачева Анжелика Валерьевна

Слайд 3

Ставим цель урока Узнать… Послушать … Научиться различать … ПРОВЕРКА У знать об особенностях скрипки, виолончели; Послушать музыку, написанную для этих инструментов; Научиться различать струнные инструменты по тембру

Слайд 4

Скрипка

Слайд 5

Старинные музыкальные инструменты

Слайд 6

Антонио Страдивари

Слайд 7

7 Регистр

Слайд 9

Музыкант-чародей

Слайд 10

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Всем: рисунок СКРИПКА индивидуально: рассказать о жанре НОКТЮРН

Слайд 11

Виолончель

Слайд 12

Виола да Гамба Биг - фигли

Слайд 13

ПРОЧИТАЙТЕ Виолончель — смычковый струнный музыкальный инструмент басового и тенорового регистра, известный с первой половины 16 века, такого же строения, что и скрипка, однако значительно бо́льших размеров. Виолончель — обязательный участник струнного квартета .

Слайд 14

К В А Р Т Е Т - ансамбль из четырёх исполнителей

Слайд 15

В исполнении музыки участвуют четыре струнных инструмента: 2 скрипки, альт и виолончель . струнный квартет

Слайд 16

С. В. Рахманинов «Вокализ» П . И. Чайковский «Девицы, красавицы» Н. А. Римский – Корсаков «Белочка» Бо ро дин Александр Парфирьевич

Слайд 17

Ноктюрн НОКТЮ́РН — мечтательная, певучая пьеса, как бы навеянная образами ночи (французское nocturne — ночной). Ноктюрны пишутся для фортепиано ( Д. Филд , Ф. Шопен, П. И. Чайковский, А. Н. Скрябин ), для других инструментов или ансамблей ( Ноктюрн из 2-го струнного квартета А. П. Бородина ), для оркестров. (“Ноктюрны” К. Дебюсси ).

Слайд 18

Ноктюрн из квартета №2 А.П. Бородина

Слайд 19

И.А.Крылов басня «Квартет»

Слайд 20

ПРОВЕРЬ СОСЕДА 1 В 2 Б 3 Г 4 Б 5 А 6 Г 7 А 8 Г 9 А 10 Б 11 Г

Слайд 21

ОЦЕНКА ЗА УРОК 11-10 БАЛЛОВ - «5» 9-7 БАЛЛОВ - «4» 6- 4 БАЛЛА - «3»

Слайд 22

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ рисунок ВИОЛОНЧЕЛЬ

Слайд 23

Интернет-ресурсы: http://www.photosight.ru/photos/17019/ виолончель http://www.ros-tov.ru/news/detail.php?ID=10909 скрипка http://abook-club.ru/index.php/t20748-3600.html альт и скрипка альт http://www.classic-music.ru/kontrabass.html контрабас http://blogs.privet.ru/community/retro./83787146 квартет Крылова http://spbartist.ru/primavera/ струнный квартет http://usany.ru/artist.php?artist=Borodin%20Quartet струнный квартет http://yandex.ru/images/search фон http://slovari.yandex.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока музыки 2 класс

Урок музыки 2 класс Тема Гимн России...

Конспект урока музыки 2 класс «Русские народные инструменты»

Cформировать у учащихся осознанное представление о  русских   народных инструментов; вызвать интерес  общения  с музыкой,   исполняемой  на русских народны...

План конспект урока музыки 1 класс "Народные музыкальные инструменты"

План конспект урока музыки 1 класс "Народные музыкальные инструменты"...

Презентация к уроку музыки 1 класс "Виды музыкальных инструментов"

Презентация к уроку музыки 1 класс "Виды музыкальных инструментов"...

Методическая разработка урока музыки 1 класс "Музыка вечера"

Конспект урока музыки 1 класс "Музыка вечера"...

Методическая разработка урока музыки по теме: «Русские народные инструменты», 2 класс (по программе Е. Д. Критской).

Урок нацелен на ознакомление учащихся с русскими народными инструментами, историей их создания, тембровой окраской. Урок способствует формированию умения самостоятельно получать информацию, воспитывае...

План-конспект урока музыки 1 класс : «Русские народные инструменты».

План-конспект урока музыки 1 класс :  «Русские народные инструменты»....