Технологическая карта урока 4 класс на тему М.И.Глинка – опера «Иван Сусанин»
план-конспект урока по музыке (4 класс)
Технологическая карта урока на тему М.И.Глинка – опера «Иван Сусанин»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnicheskaya_karta_4_klass.docx | 24.98 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока музыки
Тема урока: «Опера «Иван Сусанин»
Класс: 4
Тип урока: урок «открытие» нового знания
Цель: узнать о творчестве композитора М. Глинки и познакомиться с музыкой оперы «Иван Сусанин».
Задачи:
-освоение знаний о творчестве композитора М. Глинки
- овладение умениями анализировать музыкальное произведение в жанре опера
- развитие вокально-хоровых навыков
Планируемые результаты:
Личностные результаты
- формирование интереса к музыке и музыкальной деятельности;
- развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к музыкальному искусству.
Метапредметные результаты
- формирование у младших школьников умение размышлять о музыке и личностной оценке её содержания – П;
- умение осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений – К;
- овладения логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе анализа музыкальных произведений – Р ;
- умение планировать; сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности – К.
Предметные результаты
- воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе знаний основных средств музыкальной выразительности.
- знакомство с биографией М. Глинки и с его творчеством;
- воспитание исполнительской и слушательской культуры, музыкального вкуса.
Методы: словесный, наглядный, проблемно- поисковый, самостоятельной работы.
Формы работы: коллективная форма: хоровое пение, слушание, фронтальная: музыкальная беседа – рассуждение; групповая: работа в парах (выполнение тестов), индивидуальная.
Технологии: технология системно - деятельностного подхода, здоровьесберегающие, ИКТ.
Оборудование и ПО: портреты великих полководцев, музыка из оперы.
Оснащение урока:
Музыкальный ряд: увертюра к опере «Иван Сусанин», мазурка из оперы «Иван Сусанин», видеофрагмент полонеза из оперы «Иван Сусанин», песня и видеофрагмент Сцены Сусанина с поляками.
Ход урока:
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | Методы и приемы |
Мотивация к учебной деятельности | -Здравствуйте, ребята! (Создает благоприятные условия для восприятия произведений искусства. Музыкальное приветствие). | Входят под музыку Приветствуют учителя поют. | Коммуникативные Планирование учебного сотрудничества и с учителем и сверстниками Регулятивные: -нацеливание на успешную деятельность. Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнавать новое | Приветствие Метод эмоциональной драматургии Формирование готовности восприятия учебного материала |
Актуализация опорных знаний | Ребята, скажите, что вы нового и интересного узнали на прошлом уроке? Скажите, что такое романс? Вокализ? Отлично, вы ответили на все вопросы. Ребята, давайте с вами споём уже известную вам песню «Новый день». Первый раз поют на сидя за партами. Сядьте ровно. Спина прямая, руки на парте. Не отвлекаемся. Второй раз встают и выполняют ритмические движения, исполняя песню. | Романс - это небольшое вокальное произведение для голоса с музыкальным сопровождением. Вокализ- это вокальное произведение, предназначенное для исполнения голосом без слов. | умение осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений – К | Повторение Метод создания композиции |
Организация познавательной деятельности | Что такое музыкальный образ? Ребята, посмотрите, пожалуйста, портреты этих людей. Демонстрация слайдов с изображением русских полководцев: А.В.Суворова, М.И.Кутузова, И.Муромца, И.Сусанина, А. Невского. Как вы думаете, кто эти люди? Какими они обладают качествами? Что их объединяет? Выделите человека из этой группы, который отличается от остальных. Кто это? А что вам известно о нем? Предание о героическом подвиге Ивана Сусанина послужило толчком к созданию первой русской оперы «Иван Сусанин» М.И. Глинки. Вначале урока прозвучала увертюра к опере «Иван Сусанин». Что значит увертюра? Увертюра - это вступление к опере, балету или драматическому спектаклю. Итак, ребята, давайте сформулируем тему сегодняшнего урока. Тема урока: «Опера «Иван Сусанин» М.И. Глинки». О чём вы можете узнать на нашем уроке? Сегодня мы будем говорить об оперном жанре, о закономерностях этого жанра. Сегодня мы будем рассматривать оперу М.И. Глинки «Иван Сусанин». М. Глинка – великий русский композитор, родился в селе Новоспасском Смоленской губернии. Он является основателем русской классической музыки. Опера «Иван Сусанин» вызывает у многих поколений слушателей чувство сопричастности к истории своего народа. В опере рассказывается о событиях 1612 года, связанных с походом польской шляхты на Москву. Как вы понимаете слово шляхты? Ребята, они хотели захватить наши русские земли. Они жгли поля, брали наших защитников в плен. Борьба против поляков приобрела всенародный характер. Враги были разбиты русскими ополченцами во главе с Мининым и Пожарским. Одним из ярчайших эпизодов этой борьбы является подвиг русского крестьянина из села Домнино Ивана Сусанина – гражданина, преданного Родине, отца, любящего свою семью, который пожертвовал своей жизнью для спасения Родины, Отечества. Второе действие проходит в замке польского короля. Идёт пышный бал. Поляки хвастают своими победами и уверены в скором завоевании Руси. Но вот появляется гонец, он сообщает о тяжелом положении войска и о том, что Минин и Пожарский собирают народное ополчение, чтобы окончательно разгромить врага. Поляки в смятении. Тут же созревает план нового захватнического вторжения. Большой отряд собирается в поход. Обратимся ко второму действию оперы «Иван Сусанин». А что такое мазурка? Подумайте, какими чувствами наполнена музыка? Каков характер звучания мелодии? Примите удобную позу. Уберите все посторонние предметы. Приготовьтесь к прослушиванию. Звучит мазурка из оперы «Иван Сусанин» О чём нам рассказывает музыка? Какими чувствами наполнена музыка? Каков характер звучания мелодии? Где происходит действие? Стан захватчиков. Бал в замке польского Короля Сигизмунда. Рыцари-шляхтичи меряются своей силой, мечтают о полном завоевании Руси и о богатой добыче. Внезапно появляется гонец из России. Он приносит весть о поражении, нанесённом польскому войску ополчением Минина. Отряд шляхтичей отправляется в поход, чтобы захватить в плен Минина и взять Москву. Ребята, приглашаю вас в виртуальный театр, давайте вспомним правила поведения в музыкальном театре. Что такое полонез? Посмотрите видеофрагмент полонез из оперы «Иван Сусанин», но не забывайте о правилах и подумайте над следующими вопросами: Как музыка характеризовала героев? Какое настроение она создает? Как музыка характеризовала героев? Какое настроение она создает? Музыкальная драматургия – последовательность, сопоставление или столкновение музыкальных образов. Что такое контраст? Слушание фрагмента сцена Сусанина с поляками Подумайте, какими чувствами наполнена музыка? Какие песни вам напоминает этот фрагмент? Чем заканчивается опера? Изба Сусанина. Идут приготовления к девичнику. В дом ненадолго заходят крестьяне, направляющиеся на работу в лес. Сабинин уходит звать гостей. Неожиданно появляется отряд поляков. Они требуют, чтобы Сусанин показал им дорогу на Москву. Сусанин посылает своего приёмного сына, подростка Ваню, предупредить русских воинов о появлении врага, а сам уходит с поляками, решив завести их в непроходимую лесную глушь. Предлагаю посмотреть видеофрагмент сцена Сусанина с поляками и услышать о чем же поёт Сусанин О чём говорится во 2 действии? Кто такой Иван Сусанин? Когда происходит действие? Как вы думаете почему Глинка обратился к такому историческому событию? Ребята, сегодня мы говорили подвигах. А когда легче их совершать. | Музыкальный образ – это живое представление о действительности, выраженное в музыке (звуках). Военные Ум, храбрость, сила, отвага, смелость. Преданность и любовь к Родине и своему народу Среди полководцев не военный человек, а простой крестьянин Иван Сусанин Он совершил подвиг, защищая свой народ и Родину Знакомятся с термином «Увертюра» Тема урока: «Опера «Иван Сусанин» М.И. Глинки». Изучить оперу, прослушать музыкальные фрагменты. Слушают биографию М. Глинки Шляхты – это привилегированное сословие Слушают учителя Мазурка – старинный польский парный танец, с весёлым, задорным характером. Высказывают свое мнение Бал во дворце польского короля. Слушают учителя Не шуметь, внимательно смотреть, не отвлекать соседей… Полонез – польский торжественный танец-шествие в умеренном темпе Смотрят видеофрагмент Контраст – сопоставление в музыке двух разнохарактерных приемов. Опера заканчивается ликованием народа, празднованием торжества победы над врагом. Слушают учителя О бале в замке польского короля Крестьянин, который совершил подвиг, защищая свой народ и Родину В 1612 г Он любил свою Родину, восхищался подвигами простых людей… Когда все вместе | умения планировать сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности – К. формирование интереса к музыке и музыкальной деятельности – Л. формирование у младших школьников умение размышлять о музыке и личностной оценке её содержания – П умение осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений – К формирование у младших школьников умение размышлять о музыке и личностной оценке её содержания – П формирование интереса к музыке и музыкальной деятельности – Л. развитие музыкально-эстетического чувство, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к музыкальному искусству - Л формирование у младших школьников умение размышлять о музыке и личностной оценке её содержания – П умения планировать сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности – К развитие музыкально-эстетического чувство, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к музыкальному искусству. | Иллюстрация Подводящий диалог Рассказ Метод проблемной ситуации Метод стимулирования занимательным содержанием Метод наблюдения за музыкой Метод наблюдения за музыкой Метод создания композиции |
Вокально-хоровая работа | Сейчас мы с вами вспомним песню «Нарисуй». (Слова на слайде). Первый куплет поют мальчики, припев все вместе, а второй куплет поют одни девочки. Примите певческую позу. Молодцы, ребята! Хорошо спели. Сейчас поём ещё раз, но теперь приглашаются солисты, а остальные встают и выполняя движения поём песню. | Исполняют песню | ||
Творческое задание | Возьмите в руки листок с заданием из раздаточных материалов. Вам необходимо распределить все темы по действиям: «Вальс», «Ария Ивана Сусанина», «Полонез», хор «Славься», «Мазурка», Сцена с поляками, «Краковяк» А теперь поменяйтесь листочками с соседом по парте для проверки. 2 действие: «Вальс», «Полонез», «Мазурка», «Краковяк» 3 действие: Сцена с поляками 4 действие: «Ария Ивана Сусанина» эпилог: хор «Славься» | Самостоятельно выполняют задание. Взаимопроверка написанных работ | саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него | |
Рефлексия учебной деятельности | Дайте рефлексивную оценку своей деятельности на уроке, с помощью «Аргументации своего ответа». 1. На уроке я работал….потому что мне было... 2. Своей работой на уроке я доволен, потому что.. 3. Урок для меня был…. 4. За урок я узнал о… 5. Материал урока был мне… . Спасибо за вашу внимательность, отзывчивость, все вы большие молодцы, активно работали на уроке. | Самооценка | овладения логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе анализа музыкальных произведений – Р | Беседа Метод самооценки «Аргументации своего ответа». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка. Тема урока: Обобщение по теме «Части речи». Разбор слова как части речи. 2 класс,"Школа России"
Технологическая карта урока русского языка. Тема урока: Обобщение по теме «Части речи». Разбор слова как части речи. 2 класс,"Школа России"...
конспект урока музыки в 4 классе Тема: М.И. Глинка. Опера «Иван Сусанин».
Урок музыки в 4 классе Тема: М.И. Глинка. Опера «Иван Сусанин».По программе «Музыка» Е. Д. Критской и Г.П.СергеевойАвтор: Хейчиева Юлия Сергеевнаучитель музыки «МОКУ...
Технологическая карта урока окружающего мира.Тема: «Иван Третий». УМК "Школа России".
Тема: «Иван Третий».Цели деятельности учителя: ознакомление детей с личностью Ивана III и углубление знаний об истории Московского Кремля.Планируемые результаты:Предметны...
Технологическая карта урока литературного чтения. Тема урока: Тема урока: В. Осеева. «Сыновья». 2 класс
Образовательная система: ________Школа 21 век_______________________________Класс: _2__ Дата проведения урока: _____Предмет:__Литературное чт...
Технологическая карта урока русского языка. Тема:"Обобщение по теме"Спряжение глаголов""(4 класс, УМК "ПНШ").
Тип урока: рефлексияЦель урока: обобщение и систематизирование знаний о спряжении глаголов.Задачи урокаДидактические:Закрепить знания о спряжении глаголов;Совершенствовать умение определять спряжение ...
Технологическая карта урока математики по теме «Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание»» (УМК «Школа России» 3 класс)
Тип урока: урок развивающего контроляЦель урока: закрепление знаний применения письменных приемов вычислений с трехзначными числами и умения решать задачи изученных видов.Задачи урокаДидактические:зак...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА Тема: «Животноводство» 3 класс Тема: «РАСТЕНИЕВОДСТВО»
Создать условия для обобщения знаний учащихся о растениеводстве; формирования представлений о животноводстве, его отраслях; ознакомления с особенностями разведения и содержания домашних животных, отра...