Рабочая программа по музыке. 1-4 класс . ПНШ. 2017
рабочая программа по музыке по теме
Рабочая программа по музыке. 1-4 класс. ПНШ ( с учетом изменений ФГОС 2017)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_muzyke_1-4_klass_.docx | 74.33 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г. БРАТСКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 46»
РАССМОТРЕНО: на заседании ШМО МБОУ «СОШ № 46» Протокол №__________ от «___» ______ 20__ г. Руководитель ШМО Большешапова В.В. _____________________ (подпись) | РЕКОМЕНДОВАНО: на заседании МС МБОУ «СОШ № 46» Протокол № ________ от «___» _____20 __ г. Зам. директора по УМР Князькова Н.А. ___________________ (подпись) | СОГЛАСОВАНО:
Зам. директора по УВР МБОУ «СОШ № 46» Лола В.А. _________________ (подпись) | УТВЕРЖДАЮ:
Приказ № ________ от «___» ___ 20 __ г. Директор МБОУ «СОШ № 46» Побойко А.В. _________________ (подпись) |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Музыка»
для обучающихся 1-4 классов
Образовательная область «Искусство»
Составитель:
Костинец Г.А.
учитель начальных классов
высшей квалификационной
категории
2017 г.
Программа рассчитана на 135 часов, из них в первом классе 33 часа (1 час в неделю, 33 учебных недели), во 2, 3 и 4 классах 34 часа (1 час в неделю, 34 учебных недели в каждом классе).
Программа обеспечена учебно-методическим комплектом:
- Челышева Т.В., Кузнецова В.В. Музыка:Учебник:1 класс.–М.: Академкнига/Учебник.
- Челышева Т.В., Кузнецова В.В. Музыка:Учебник:2 класс.–М.: Академкнига/Учебник.
- Челышева Т.В., Кузнецова В.В. Музыка:Учебник:3 класс.–М.: Академкнига/Учебник.
- Челышева Т.В., Кузнецова В.В. Музыка:Учебник:4 класс.–М.: Академкнига/Учебник.
- Челышева Т.В., Кузнецова В.В. Музыка : Методическое пособие для учителя. – М.: Академкнига/Учебник.
- Музыка. Нотная хрестоматия: Методическое пособие для учителя :/Сост. Челышева Т.В., Кузнецова В.В. – М. : Академкнига/Учебник.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
В результате освоения учебного предмета будут формироваться личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
В области личностных результатов у обучающихся будут формироваться:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, широкая мотивационная основа учебной деятельности, учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; способность к оценке своей учебной деятельности;
- основы гражданской идентичности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
- наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству;
- реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
- позитивная самооценка музыкально-творческих возможностей.
Метапредметными результатами изучения музыки являются:
- развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусства;
- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности;
- участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие, работа в команде) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;
- наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности.
В области регулятивных учебных действий обучающиеся научатся:
- принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять пошаговый контроль по результату; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
В области познавательных общих учебных действий обучающиеся научатся:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников; осуществлять запись выборочной информации;
- строить небольшие сообщения в устной форме;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи; осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза; устанавливать аналогии;
Обучающиеся получат возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
В области коммуникативных учебных действий обучающиеся научатся:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Обучающиеся получат возможность научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
Предметными результатами изучения музыки являются:
- устойчивый интерес к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
- общее понятие о значении музыки в жизни человека, знание основных закономерностей музыкального искусства, общее представление о музыкальной картине мира;
- элементарные умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности.
Обобщенный результат освоения обучающимися учебной программы выражается в следующих личностных характеристиках выпускника:
- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир посредством музыкального искусства;
- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной учебной и музыкально-творческой деятельности;
- любящий свой народ и его музыкальные традиции, свой край и свою Родину;
- уважающий и принимающий художественные ценности общества;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
- стремящийся жить по законам красоты;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
- обладающий развитым эстетическим чувством и художественным вкусом;
- использующий разные виды музыкально-творческой деятельности для охраны и укрепления своего психического, физического и духовного здоровья.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Музыка»
к концу 1-го года обучения
В результате изучения раздела «Звуки вокруг нас» обучающиеся научатся:
- Воспринимать звуки природы, сравнивать их с музыкальными звуками.
- Наблюдать за использованием музыки в жизни человека.
- Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- Размышлять об истоках возникновения музыкальных звуков.
-Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений.
-Исполнять песни, играть на детских элементарных и электронных музыкальных инструментах.
- Импровизировать музыку в пении, игре, пластических движениях.
- Осуществлять первые опыты сочинения.
В результате изучения раздела «Музыкальные встречи Маши и Миши»
обучающиеся научатся:
- Сравнивать разные музыкальные произведения.
- Определять, от чего зависит музыкальное окружение жизни ребенка.
- Находить особенности музыкального отражения жизненных ситуаций.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- Размышлять об особенностях воплощения сказки в музыке.
-Выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам исторического прошлого в слове, рисунке, жесте, пении и пр.
- Выявлять в музыкальном тексте характеристики образа Родины, родной сторонки.
- Исполнять различные по характеру музыкальные произведения.
-Осуществлять собственный музыкально-исполнительский замысел в пении и импровизации
В результате изучения раздела «Так и льются сами звуки из души!»
обучающиеся научатся:
- Выявлять выразительные возможности музыки.
- Выражать свои чувства, переживания, отношения в словах, музыкальных движениях, певческих интонациях, рисунках по музыкальным произведениям.
- Разучивать и исполнять песни в сотворчестве с одноклассниками.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- Разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях.
- Размышлять, рассуждать об отражении в музыке времен года, жизни животных, птиц, зверей, людей.
- Обнаруживать общность истоков народной и профессиональной музыки.
- Импровизировать (вокальная, инструментальная, танцевальная импровизация) с учетом выразительных возможностей музыки.
- Инсценировать песни, фрагменты опер.
В результате изучения раздела «Волшебная сила музыки»
обучающиеся научатся:
- Осознавать преобразующие функции музыки.
- Сравнивать музыкальные характеристики разных героев.
- Проявлять интерес к взаимосвязи композитора, исполнителя и слушателя как субъектов музыкально-творческой деятельности.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- Рассуждать о роли музыки в жизни человека.
- Отражать в исполнении интонационно-мелодические особенности музыкальных образов.
- Воплощать художественно-образное содержание народной и композиторской музыки в пении, слове, пластике, рисунке.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Музыка»
к концу 2-го года обучения
В результате изучения раздела «Три кита» в музыке: песня, танец и марш»
обучающиеся научатся:
- Выявлять разницу в характере музыки марша, танца и песни.
- Сравнивать специфические особенности произведений разных жанров.
- Сопоставлять разнообразие маршей, танцев, песен с многообразием жизненных ситуаций, при которых они звучат.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- Определять мелодию как «душу музыки».
- Воплощать художественно-образное содержание народной и композиторской музыки в пении, слове, пластике, рисунке.
-Передавать эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности (пение, игра на детских элементарных музыкальных инструментах, пластические движения, инсценирование песен, драматизация и пр.) в процессе коллективного музицирования.
В результате изучения раздела «О чем говорит музыка» обучающиеся научатся:
- Выявлять различные по смыслу музыкальные интонации.
-Распознавать и эмоционально откликаться на выразительные и изобразительные особенности музыки.
- Осознавать языковые особенности выразительности и изобразительности музыки.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- Исполнять, инсценировать песни, танцы, фрагменты из произведений музыкально-театральных жанров.
- Воплощать музыкальное развитие образа в собственном исполнении (в пении, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении)
-Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов
В результате изучения раздела «Куда ведут нас три кита» обучающиеся научатся:
-Применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения и в исполнительской деятельности.
-Соотносить простейшие жанры (песни, танцы, марши) с их воплощением в крупных музыкальных жанрах.
- Различать крупные жанры: оперу, балет, симфонию, концерт.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- Передавать в собственном исполнении (пение, игра на инструментах, музыкально-пластическое движение) различные музыкальные образы.
- Ориентироваться в нотном письме, как в графическом изображении интонаций (вопрос-ответ, выразительные и изобразительные интонации и т. д.).
- Создавать на основе полученных знаний музыкальные композиции (пение, музыкально-пластическое движение, игра).
В результате изучения раздела «Что такое музыкальная речь» обучающиеся научатся:
- Сравнивать специфические особенности произведений разных жанров.
- Называть средства музыкальной выразительности.
Обучающиеся получат возможность научиться:
-Соотносить различные элементы музыкальной речи с музыкальными образами и их развитием.
- Воплощать художественно-образное содержание народной и композиторской музыки в пении, слове, пластике, рисунке.
-Передавать эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности (пение, игра на детских элементарных музыкальных инструментах, пластические движения, инсценирование песен, драматизация и пр.).
-Импровизировать в соответствии с заданным либо самостоятельно выбранным музыкальным образом (вокальная, инструментальная, танцевальная импровизации).
- Участвовать в хоровом исполнении гимна Российской Федерации
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Музыка»
к концу 3-го года обучения
В результате изучения раздела «Песня, танец, марш перерастают в песенность, танцевальность, маршевость» обучающиеся научатся:
- различать песенность, танцевальность и маршевость в музыке;
- анализировать жанрово-стилевые особенности музыкальных произведений и сравнивать их специфические особенности;
- передавать эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности (пение, игра на элементарных музыкальных инструментах, пластические движения, инсценирование песен, драматизация и пр.);
- узнавать и определять различные составы оркестров (симфонический, духовой, народных инструментов);
Обучающиеся получат возможность научиться:
- создавать музыкальные композиции в различных видах исполнительской деятельности.
В результате изучения раздела «Интонация» обучающиеся научатся:
- исполнять и инсценировать совместно с одноклассниками песни, танцы, фрагменты из произведений музыкально-театральных жанров;
- сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различия;
- выявлять различные по смыслу музыкальные интонации;
- осознавать жизненную основу музыкальных интонаций;
Обучающиеся получат возможность научиться:
- анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации, свойства музыки в их взаимосвязи и взаимодействии.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- воспроизводить мелодии с ориентацией на нотную запись;
- импровизировать на заданную и свободную темы;
- исследовать интонационно-образную природу музыкального искусства.
В результате изучения раздела «Развитие музыки» обучающиеся научатся:
- распознавать и оценивать выразительность музыкальной речи, ее смысл;
- наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов;
- сравнивать процесс и результат музыкального развития в произведениях разных форм и жанров;
- распознавать и объяснять разные виды развития музыкальных произведений.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов;
- воплощать в исполнении (в пении, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении) эмоциональное восприятие различных музыкальных образов и их развитие.
В результате изучения раздела «Построение (формы) музыки» обучающиеся научатся:
- участвовать в хоровом исполнении гимна Российской Федерации;
- соотносить художественно-образное содержание музыкального произведения с формой его воплощения в процессе коллективного музицирования;
- выражать собственные чувства и эмоции как отклик на услышанное музыкальное произведение;
- перечислять простые музыкальные формы;
Обучающиеся получат возможность научиться:
- распознавать художественный замысел различных форм (построений) музыки (одночастные, двух- и трехчастные, вариации, рондо и др.);
- сравнивать музыкальные формы по принципу сходства и различия;
- исследовать и определять форму построения музыкального произведения;
- сольмизировать и сольфеджировать мелодии.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Музыка»
к концу 4-го года обучения
В результате изучения раздела «Музыка моего народа» обучающиеся научатся:
-Наблюдать и оценивать интонационное богатство музыкального мира.
-Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведений своего народа.
Обучающиеся получат возможность научиться:
-Исполнять различные по образному содержанию образцы профессионального и музыкально-поэтического творчества своего народа.
-Воспроизводить мелодии: сольфеджируя; пропевая с текстом с ориентацией на нотную запись.
-Участвовать в инсценировках традиционных народных обрядов.
-Участвовать в музыкальной жизни страны, школы, города и др.
В результате изучения раздела – «Между музыкой моего народа и музыкой других народов моей страны нет непереходимых границ» обучающиеся научатся:
-Определять разновидности хоровых коллективов (детский, женский, мужской, смешанный).
-Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведений разных народов.
Обучающиеся получат возможность научиться:
-Воспроизводить мелодии с ориентацией на нотную запись.
-Осуществлять коллективную музыкально-поэтическую деятельность (на основе музыкально-исполнительского замысла), корректировать собственное исполнение.
-Сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе современных электронных средств.
-Исполнять различные по образному содержанию образцы профессионального и музыкально-поэтического творчества разных народов.
-Моделировать варианты интерпретации музыкальных произведений.
В результате изучения раздела «Между музыкой разных народов мира нет непереходимых границ» обучающиеся научатся:
- Воспринимать профессиональное творчество и музыкальный фольклор народов мира.
- Соотносить интонационно-мелодические особенности музыкального творчества своего народа и народов других стран.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- Инсценировать песни, танцы, фрагменты из произведений музыкально-театральных жанров.
- Сольмизировать и сольфеджировать мелодии.
- Исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров.
- Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность.
В результате изучения раздела «Композитор – исполнитель – слушатель»
обучающиеся научатся:
- Узнавать по звучанию и называть выдающихся исполнителей и исполнительские коллективы (в пределах изученного).
- Узнавать и определять различные виды музыки (вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая).
- Узнавать певческие голоса (детские, мужские, женские).
- Участвовать в хоровом исполнении гимна Российской Федерации.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- Сравнивать особенности музыкальной речи разных композиторов.
- Называть изученные музыкальные сочинения и их авторов.
- Участвовать в коллективной, ансамблевой, певческой деятельностях.
- Передавать эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности (пение, игра на элементарных музыкальных инструментах, пластические движения, инсценирование песен, драматизация и пр.).
- Импровизировать, передавать опыт музыкально-творческой деятельности в сочинении, исполнении.
- Участвовать в музыкальной жизни школы, города, страны и др.
Содержание учебного предмета
1 класс
«Мир музыки в мире детства»
Содержание курса направлено на реализацию задачи музыкального образования: связи музыки с жизнью и, прежде всего, с жизнью самого ребенка. Это – звуки, окружающие его. Это – музыка природы и дома. Это – музыкальные встречи с героями, любимыми и понятными для детей младшего школьного возраста. Это – звучащий образ Родины и народные напевы.
Программа 1 класса нацелена на развитие у младших школьников способности вслушиваться в звучащую вокруг них музыку, на выработку положительной мотивации и потребности в «общении» с музыкой в разных жизненных ситуациях: в будни и праздники, в связи с календарными датами, в процессе встреч со сказкой, с героями фильмов или мультфильмов и т. д. – в тех ситуациях, с которыми дети сталкиваются в своей повседневной жизни.
Учебную программу пронизывают идея детскости и ее естественной связи с музыкой, которая сопровождает жизнь ребенка, мысль о том, что разную музыку можно научиться распознавать, вслушиваясь в окружающий мир.
Реализуя главную идею концепции УМК «Перспективная начальная школа», выраженную фразой «познаю мир», а также сверхзадачу музыкального образования (связь музыки с жизнью), программа 1 класса задумана как своего рода азбука музыкальной грамотности. Ее главный художественно-педагогический замысел – «Мир музыки в мире детства» – является темой данного года музыкального образования.
В соответствии с азбучным характером учебная программа включает музыкальные произведения, которые отличаются житейскими истинами и отражают детский взгляд на мир. В ней представлены 34 песни и попевки, как народные, так и авторские. Среди них незаслуженно забытые авторские песни прошлых лет: А. Киселёва, З. Компанейца, Н. Метлова, А. Островского, Т. Попатенко, Е. Тиличеевой, А. Филиппенко и др. Немало и новых песен современных авторов: Г. Гладкова, А. Зарубы, И. Красильникова, Е. Крылатова, В. Павленко, В. Семенова, Г. Струве, С. Соснина и др.
В программу 1 класса включены произведения русских и зарубежных композиторов-классиков: А.К. Лядова, М.И. Глинки, Н.А. Римского-Корсакова, М.П. Мусоргского, П.И. Чайковского, С.С. Прокофьева, Д.Б. Кабалевского, С.М. Слонимского, Э. Грига, К. Сен-Санса, К. Дебюсси, М. Равеля и др.
Широко используются в обучении музыкально-ритмичные движения, игра на элементарных музыкальных инструментах и музыкальная игра. В процессе проведения занятий возможна замена музыкального материала в соответствии с интересами и пристрастиями школьников и учителя.
В 1 классе выстроена система накопления общих музыкально-художественных представлений и прикладных понятий, связанных со средствами музыкальной выразительности (языком музыки, ее жанрами и формами) и имеющих преемственность с программой 2 класса.
1-я четверть – «Звуки вокруг нас»
Темы: Звуки в доме Маши и Миши. Рождение песни. Колыбельная. Поющие часы. «Кошкины» песни. О чем «поет» природа?
Смысловое содержание тем.
Идея четверти: начало большого путешествия в мир музыки от родного порога.
Воплощение в звуках окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Знакомство с музыкальными звуками. Встреча с ними в родном доме среди множества других звуков. Первая песня, услышанная в родном доме – мамина колыбельная. Мягкие размеренные покачивания колыбельной как ее интонационная основа. Выразительность колыбельной песни и другой похожей на нее музыки. От музыкальных звуков дома – к «поющей природе». Мелодии жизни за порогом дома. Музыка о природе
2-я четверть – «Музыкальные встречи Маши и Миши»
Темы: Музыка про разное. Звучащий образ Родины. Здравствуй, гостья-зима.
Смысловое содержание тем.
Идея четверти: от музыки в жизни ребенка – к звучащему образу Родины.
Музыкальное окружение в жизни ребенка: музыка в школе, на улице, у друзей. Отражение в музыке разных жизненных ситуаций. Сказка в музыке. Музыка о разных исторических временах. Образ Родины в музыке: ее просторы, красота, величие, богатырская сила. Родная сторонка в музыкальных картинках.
3-я четверть – «Так и льются сами звуки из души!»
Темы: Зимние забавы. Музыкальные картинки. Мелодии жизни. Весенние напевы. «Поговорим» на музыкальном языке.
Смысловое содержание тем
Идея четверти: музыка вокруг ребенка – музыка в душе ребенка – музыка в его художественном творчестве.
Выразительные возможности музыки. Приобщение к музыкальному искусству через исполнение песен. «Общение» на музыкальном языке. Музыка о временах года. Задорные песни зимы. Весенние напевы. Музыкальные миниатюры о животных, птицах, зверях и игрушках. Музыка для любимых мам и бабушек
4-я четверть – «Волшебная сила музыки»
Темы: Композитор – исполнитель – слушатель. Музыка в стране «Мульти-пульти». Всюду музыка живет.
Смысловое содержание тем:
Идея четверти: музыка преображает человека.
Ребенок как слушатель и исполнитель. Любимые музыкальные герои. Новые встречи с музыкой. Музыка – вечный спутник человека
2 класс
«Музыка как вид искусства»
Учебную программу 2 класса, органично связанную с содержанием программы 1 класса, также пронизывает идея связи музыки с жизнью. Однако границы этой связи расширяются через проникновение учащихся в особенности музыки как вида искусства, осознание ее как звучащего искусства.
Вслушиваясь в музыку, школьники узнают, что она вызывает чувства и пробуждает мысли, они сопереживают героям музыкальных произведений, воспринимают мелодию как «душу» музыки. Встречаясь с музыкой в разных жизненных ситуациях, второклассники наблюдают и чувственно воспринимают ее как особенное звучащее явление, проникают в выразительные возможности музыки, размышляют над изобразительностью. Дети учатся любить и понимать музыку, постепенно овладевая музыкальной грамотностью.
Многообразие музыкальных форм и жанров начинается для второклассников с «трех китов», трех основных сфер, основных областей музыки – песни, танца, марша, самых демократичных и массовых областей музыки. Они доступны и понятны всем, кто неоднократно встречался с ними в своей жизни. С помощью песни, танца и марша обучающиеся легко и незаметно для себя проникнут в любую сферу музыкального искусства, и ее связь с жизнью станет для них очевидной и естественной.
Вхождение в мир большой музыки – это увлекательное путешествие в крупные и сложные музыкальные жанры – оперу, балет, симфонию, кантату, концерт. Знакомство с этими областями музыки должно показать второклассникам, что владение музыкальным языком дает им возможность проникать в глубины любого музыкального жанра, простого или сложного, и с их помощью познавать мир.
Главным здесь является развитие интереса обучающихся к музыке, ибо, как известно, без эмоциональной увлеченности в области искусства невозможно достичь каких-либо результатов. Ею окрашено познание школьниками речи музыки как звучащего искусства.
Важно, что программное содержание 2 класса направлено на накопление у обучающихся музыкальных впечатлений, музыкальных понятий и терминов, приобретение слухового опыта. Это позволит им в следующем классе перейти к более углубленному освоению музыки как «искусства интонируемого смысла».
Процесс восприятия и познания музыки второклассниками осуществляется (так же, как и в 1 классе) в разных формах общения с ней: слушании и размышлении, исполнении музыки по нотно-графической записи, пении с текстом и с ориентацией на нотную запись, в музыкально-ритмичных движениях, игре на музыкальных инструментах.
В программу включены произведения русских и зарубежных композиторов-классиков: М.И. Глинки, Н.А. Римского-Корсакова, П.И. Чайковского, С.В. Рах-манинова, Д.Д. Шостаковича, С.С. Прокофьева, И.О. Дунаевского, Г.В. Свири-дова, Д.Б. Кабалевского, М.В. Коваля, В. Салманова, С. Чернецкого, М. Блантера, Э. Грига, К. Сен-Санса, К. Дебюсси, М. Равеля, Ж. Бизе, И.С. Баха, Р. Шумана, Ф. Шуберта.
В программе представлены 23 песни (7 народных и 16 композиторских). Среди авторов: Я. Дубравин, Г. Струве, В. Шаинский, Т. Попатенко, Ю. Чичков, С. Соснин, А. Филиппенко, А. Жаров, Б. Савельев, Д. Львов-Компанейц, В. Иванников, А. Спадавеккиа, В. Кикта.
1-я четверть – «Три кита» в музыке: песня, танец и марш»
Темы: Главный «кит» – песня. Мелодия – душа музыки. Каким бывает танец. Мы танцоры хоть куда! Маршируют все. «Музыкальные киты» встречаются вместе.
Смысловое содержание тем:
Идея четверти: три основные сферы музыки как самые понятные и близкие детям музыкальные жанры.
Восприятие второклассниками песни, танца и марша как давних и хороших знакомых. Ощущение разницы в характере музыки марша, танца и песни. Многообразие жизненных ситуаций, при которых звучат песни, танцы и марши. Разнообразие маршей (спортивный, солдатский, парадный, игрушечный и др.); танцев (менуэт, полька, вальс, пляска); песен (о Родине, колыбельные, хороводные, шуточные, песни – музыкальные картинки и др.). Осознание обучающимися мелодии как «души музыки». Определение сочетания в одной музыке разных музыкальных жанров – «киты встречаются вместе»
2-я четверть – «О чем говорит музыка»
Темы: Маша и Миша узнают, что умеет музыка. Музыкальные портреты. Подражание голосам. Как музыка изображает движение? Музыкальные пейзажи.
Смысловое содержание тем:
Идея четверти: восприятие музыки как звучащего вида искусства, обладающего выразительными и изобразительными возможностями.
Осознание учащимися, что музыка может выражать чувства, мысли и настроение человека, рисует музыкальные портреты, выражает черты его характера. Музыка может подражать звучанию голосов разных музыкальных инструментов, изображать движение, разнообразные звуки, шумы и картины окружающей природы. Все это – музыкальное окружение жизни ребенка, прочувствованное и осознанное им как органичная часть самой жизни со сменой времен года, с каждодневными заботами и делами, с буднями и праздниками
3-я четверть – «Куда ведут нас «три кита»
Темы: «Сезам, откройся!». «Путешествие по музыкальным странам». Опера. Что такое балет? «Страна симфония». Каким бывает концерт?
Смысловое содержание тем:
Идея четверти: вхождение в мир большой музыки с помощью простейших музыкальных жанров – песни, танца и марша.
Образность песен, танцев и маршей. Песенные основы оперы, танцевальные основы балета. Оперные и балетные марши. Ощущение органичного перехода от песни – к песенности, от танца – к танцевальности, от марша – к маршевости. От народной песни – к симфонической музыке. Превращение песни в музыку фортепьянную, симфоническую, хоровую, оперную, балетную. Песня как основа любого крупного музыкального жанра. Самостоятельная жизнь танцевальной музыки. Танцевальность в разных областях музыки. Проникновение танца в оперу, балет, симфонию, концерт. Многоликость маршей: простые бытовые марши – марши для исполнения в концертах, марши в симфониях, в ораториях, операх, балетах. Взрослые и детские оперы. Знакомство с оперой «Волк и семеро козлят». Разучивание тем главных героев. Темы – песни, песни – танцы, песни – марши. Участие в исполнении финала оперы. Музыкальный театр – храм, где царят опера и балет.
Назначение концертного зала.
4-я четверть – «Что такое музыкальная речь?»
Темы: Маша и Миша изучают музыкальный язык. Занятная музыкальная сказка. Главная песня страны.
Смысловое содержание тем:
Идея четверти: восхождение по ступенькам музыкальной грамотности.
Признаки, которые помогают различать музыкальные произведения, их характеры, настроение, жанры. Причины своеобразия каждого музыкального произведения. Осознание роли средств музыкальной выразительности как «строительных кирпичиков» музыкальных образов и их развития. Формирование музыкальной грамотности как особого «чувства музыки». Активное восприятие музыки через разные формы приобщения к ней: пение, слушание, музыкально-ритмические движения, исполнение на музыкальных инструментах, игра. Обобщение темы года на терминологическом уровне.
3 класс
«Музыка – искусство интонируемого смысла»
Содержание программы 3 класса позволяет погрузить обучающихся в специфику музыкального искусства и является узловым в осознании его закономерностей. Музыка, как звучащее искусство, воспринимается как «искусство интонируемого смысла».
Благодаря методу «забегания вперед и возвращения к пройденному» обучающиеся уже встречались в 1–2 классах с музыкой песенного, танцевального и маршевого характера. В 3 классе они осознают, что эти качества музыки весьма важны и играют в ней большую роль. Часто музыка бывает пронизана песенной мелодичностью, но не предназначена для пения. Или музыка охвачена танцевальными ритмами, но не создана для того, чтобы под нее танцевать. Маршевость, хотя и насыщена маршевыми ритмами, но не обязательно предназначена для марширования. Эти свойства музыки делают ее доступной и понятной для любого слушателя.
Узловой темой 3-го года обучения является тема «Интонация». Она рассматривается в двух музыковедческих смыслах: в широком смысле – как воплощение художественного образа в музыкальных звуках; в узком смысле – как мелодический оборот, наименьшая часть мелодии, имеющая выразительное значение.
К 3 классу обучающиеся уже осознали, что мелодия – «душа музыки», а мелодичность всегда связана прежде всего с песенностью, с пением, с интонацией человеческого голоса, с интонированием. Интонационная природа мелодии свидетельствует о песенном происхождении музыки, а сама мелодия связана с речевым и вокальным интонированием. Это позволяет воспринимать мелодию как интонационное содержание музыки.
Реализация принципа сходства и различия позволяет обучающимся сравнивать разговорную и музыкальную речь, рассматривать наличие в музыке зерна-интонации, постигать особенности и взаимосвязи выразительных и изобразительных интонаций.
Если музыка – «искусство интонируемого смысла», значит, она находится в постоянном движении. Музыковедческая проблема развития музыки освещается в 3 классе на основе принципов повтора и контраста. На том, что музыка располагает множеством элементов музыкальной речи, которые по аналогии с разговорной речью делят ее на предложения, эпизоды, периоды, части и пр. – пауза, цезура, фермата, долгий звук, движение мелодии вверх или вниз, тоника и т. д.
Данная проблема рассматривается с точки зрения исполнительского развития и развития, заключенного в самой музыке. Опираясь на понимание «зерна-интонации», обучающиеся могут проследить за развитием мелодии, заложенном в произведении. Например, с помощью симфонической сказки С. Прокофьева «Петя и волк». Герои сказки, с темами которых школьники познакомились во 2 классе, вступают во взаимодействие. Знакомые интонации видоизменяются, развиваются, поскольку на протяжении всей сказки с героями происходят разные события.
Развитие музыки непременно требует особой ее организации, оформления, формы. Это следующая узловая музыковедческая проблема, которая нашла свое отражение в содержании программы 3 класса в смысле конструкции музыкальных произведений. Построение (формы) музыки представлены в программе одночастными, двухчастными и трехчастными произведениями; музыкой, написанной в форме рондо и вариаций. При этом в качестве важнейших средств построения музыки рассматриваются простое и измененное (варьированное) повторение и контраст.
Все эти музыковедческие проблемы раскрываются перед обучающимися в простой и доступной форме – с помощью включенных в программу музыкальных произведений для разных видов музыкально-творческой деятельности. Так, программа содержит произведения отечественных и зарубежных композиторов-классиков: А. Аренского, А. Алябьева, М.И. Глинки, А. Лядова, Н.А. Римского-Корсакова, М.П. Мусоргского, А.П.Бородина, П.И. Чайковского, С.С. Прокофьева, И. Стравинского, Р. Щедрина, И.С. Баха, Людвига ван Бетховена, В.А. Моцарта, К. Дебюсси, Ж. Бизе, Э. Грига, Ф. Шопена, Ф. Шуберта. А также народные песни и песни композиторов: А. Александрова, А. Аренского, И. Арсеева, С. Баневича, С. Бодренкова, Р. Бойко, Я. Дубравина, И. Дунаевского, Д. Кабалевского, М.М. Калининой, В. Калинни-кова, Е. Крылатова, Н. Метлова, М. Минкова, Славкина, С. Соснина, Г. Струве, Л. Хафизовой.
1-я четверть – «Песня, танец, марш перерастают в песенность, танцевальность, маршевость»
Темы: Открываем для себя новые качества музыки. Мелодичность – значит песенность? Танцевальность бывает не только в танцах. Где слышится маршевость? Встречи с песенно-танцевальной и песенно-маршевой музыкой.
Смысловое содержание тем:
Идея четверти: осознание песенности, танцевальности, маршевости как важных, содержательно значимых качеств музыки.
Песенные мелодии и песенные образы. Песенность в вокальной и инструментальной музыке. Вокализ. Танцевальные песни, отражение танцевальности в вокальной и инструментальной музыке. Песни маршевого характера. Маршевость в произведениях отечественных и зарубежных композиторов. Содержательные особенности песенно-танцевальной и песенно-маршевой музыки.
2-я четверть – «Интонация»
Темы: Сравниваем разговорную и музыкальную речь. Зерно-интонация в музыке. Как связаны между собой выразительные и изобразительные интонации?
Смысловое содержание тем:
Идея четверти: осознание музыки как звучащего, интонационно осмысленного вида искусства.
Сопоставление разговорной и музыкальной речи. Общие черты: понижение и повышение интонации, усиление и ослабление звучания, акценты и паузы, знаки препинания, фразы, устремление к кульминации. Различия: возможность точной записи по высоте и по длительности музыкальной речи; отсутствие этого в разговорной речи, введение условных знаков для обозначения высоты интонации и длительности ее звучания. Мелодия – интонационно осмысленное музыкальное построение. Интонационная вырази-тельность исполнения: точное и сознательное выполнение пауз, выделение наиболее важных слов и слогов во фразе, наиболее важных звуков в мелодии, движение к кульминации, деление на фразы и пр. Зерно-интонация как отражение «зародыша» всех элементов музыкальной речи. Выразительные и изобразительные интонации, их неразрывное единство. Интонация – основа музыки
3-я четверть – «Развитие музыки»
Темы: Почему развивается музыка? Какие средства музыкальной выразительности помогают развиваться музыке? Что такое исполнительское развитие? Развитие, заложенное в самой музыке. Что нового мы услышим в музыкальной сказке «Петя и волк».
Смысловое содержание тем:
Идея четверти: осознание движения как постоянного состояния музыки, которая развивается во времени.
Интонационное развитие музыки как отражение постоянных изменений в окружающей жизни, в чувствах, настроении, мыслях человека. Средства музыкальной выразительности и их роль в развитии музыки. Исполнительское развитие, характерное в основном для куплетной формы. Развитие, заложенное в самой музыке – динамическое, ладовое, темповое, тембровое, фактурное
4-я четверть – «Построение (формы) музыки»
Темы: Почему музыкальные произведения бывают одночастными? Когда музыкальные произведения имеют две или три части? Рондо – интересная музыкальная форма. Как строятся вариации? О важнейших средствах построения музыки.
Смысловое содержание тем:
Идея четверти: осознание музыкальной формы как структуры, композиционного строения музыкального произведения.
Организация музыкального произведения. Деление на большие и маленькие части с помощью различных элементов музыкальной речи (пауза, цезура, фермата, долгий звук, движение мелодии вверх или вниз, тоника и пр.). Структурные элементы музыкального произведения: мотив, фраза, предложение, период. Содержательно-образные основы построения музыки. Зависимость смены частей в произведениях от изменения характера музыки. Одночастная, двухчастная, трехчастная формы музыки. Форма рондо и форма вариаций. Повтор и контраст как важнейшие средства построения музыки.
4 класс
«Музыка мира»
Если содержание программы 3 класса рассматривается как экспозиция наиболее значимых музыковедческих аспектов в структуре школьного музыкального образования, то задачей программы 4 класса является преломление этих аспектов в музыке разных народов мира.
Обучающиеся, освоившие интонационные основы музыки, принципы ее развития и построения, могут с интересом наблюдать за проявлением этих закономерностей музыкального искусства в музыке своего народа и в музыке других народов России и мира.
Приобщение к музыке народов России и мира происходит на основе сходства и различия музыкальной речи, имеющей свои характерные особенности как в народных, так и в композиторских произведениях.
Сначала обучающиеся погружаются в русскую музыку. Обращаясь к народным песням и песням композиторов, а также к фортепианной, симфонической, вокальной, оперной и балетной музыке, они осознают самые главные отличительные черты русской музыки: песенность, певучесть, широту, преобладающую в песенной, танцевальной и маршевой музыке; распевность, наличие распевов; наличие солиста-запевалы; поступенное движение мелодии; вариационность.
Здесь обучающиеся имеют возможность приобщиться к разным жанрам народной песни – обрядовым, лирическим, хороводным, эпическим песням-былинам, шуточным песням, частушкам, солдатским, трудовым песням. Народные песни сопровождали школьников с 1 класса. Они – живое воплощение жизни русского народа, сердечности и широты его души, красоты русской природы. Четвероклассники осознают, что русская народная песня нашла достойное продолжение в произведениях русских композиторов. Важно, чтобы они поняли, что композиторы всегда, на протяжении всей истории существования страны учились «у своего народа думать, чувствовать и творить».
Далее обучающиеся знакомятся с народной и композиторской музыкой других народов России и мира. Они сравнивают тематику музыкальных произведений, их интонационный склад, средства выразительности, образно-смысловое содержание.
Сопоставляя разные музыкальные примеры, учащиеся отмечают общие черты и различия, находят объяснение этому, делают обобщение, что музыка народов России и мира представляет собой очень яркую и разнообразную картину. Но главный вывод состоит в том, что музыкальный язык не требует перевода, он одинаково понятен всем народам на Земле, сближает их, помогает им общаться и дружить.
4 класс завершает музыкальное образование в начальной школе. Поэтому, с одной стороны, содержание программы этого класса начинает «разработку» основных закономерностей музыки (интонация, развитие музыки, построение музыки), которые найдут свое продолжение в основной школе. С другой – имеет логическое завершение для школьников данной возрастной категории, которое выразилось в возвращении к теме «Композитор – Исполнитель – Слушатель». Это своего рода обобщение содержания музыкального образования обучающихся начальной школы, которое имеет арочное построение (см. музыкальный тематизм программы 1 класса) и позволяет школьникам накопить слушательский опыт, приобрести опыт исполнителей и приобщиться к композиторскому творчеству.
В 4 классе обучающимся предлагаются для прослушивания различные музыкальные произведения отечественных и зарубежных композиторов-классиков: А. Аренского, М. Балакирева, А.П. Бородина, М.И. Глинки, А.С. Грибоедова, А. Даргомыжского, Ц. Кюи, А. Лядова, Н.А. Римского-Корсакова, П.И. Чайковского, Д.Д. Шостаковича, С.С. Прокофьева, А. Хачатуряна, Г. Свиридова, И.Ф. Стравинского, Д.Б. Кабалевского, Р. Щедрина, А. Эшпая, К. Караева, Э. Бальсиса, К. Хачатуряна, И.С. Баха, Л. Бетховена, В.А. Моцарта, Ф. Шо-пена, Ф. Шуберта, Э. Грига, К. Дебюсси, М. Равеля, Д. Гершвина.
Кроме этого, в программе представлено большое количество народных и композиторских песен (М. Балакирев, Р. Бойко, В. Голиков, М. Дунаевский, Г. Струве, В. Темнов. Д.Б. Кабалевский, Т. Попатенко, Н. Финк, И. Кириллина, А.Н. Пахмутова и др.), произведений для игры на элементарных музыкальных инструментах, драматизации. Общее количество песен и музыкальных произведений – 44. Из них народных песен – 14, композиторских– 22.
1-я четверть – «Музыка моего народа»
Темы: Россия – Родина моя. Народная музыка как энциклопедия жизни. «Преданья старины глубокой». Музыка в народном духе. Сказочные образы в музыке моего народа.
Смысловое содержание тем:
Идея четверти: осознание отличительных особенностей русской музыки.
Народная песня – энциклопедия жизни русского народа. Разнообразие жанров русской народной песни. От народной песни – к творчеству композиторов (интонационно-песенная основа, энциклопедизм, демократизм, гуманистическое начало). Современная интерпретация народной песни. Общее и различное в музыке народов России и мира: содержание, язык, форма. Интернационализм музыкального языка. Единство общего и индивидуального в музыке разных стран и народов
2-я четверть – «Между музыкой моего народа и музыкой других народов моей страны нет непереходимых границ»
Темы: «От Москвы – до самых до окраин». Песенность, танцевальность и маршевость в музыке разных народов страны. Знакомимся с интонационными портретами музыки народов России.
Смысловое содержание тем:
Идея четверти: всеобщность закономерностей музыки.
Музыка народов – субъектов РФ. Сочинения композиторов на народные песни. Сочинения композиторов на темы песен других народов. Закономерности музыки и их отражение в произведениях разных народов России. Взаимопроникновение музыкальных интонаций.
3-я четверть – «Между музыкой разных народов мира нет непереходимых границ»
Темы: Выразительность и изобразительность музыки народов мира. Своеобразие музыкальных интонаций в мире. Как музыка помогает дружить народам? Какие музыкальные инструменты есть у разных народов мира? Как прекрасен этот мир!
Смысловое содержание тем:
Идея четверти: осознание интернациональности музыкального языка.
Музыка народов мира: своеобразие интонаций и общность жизненного содержания; песенность, танцевальность и маршевость; выразительность и изобразительность. Музыкальные инструменты народов мира.
4-я четверть – «Композитор – исполнитель – слушатель»
Темы: Композитор – творец красоты. Галерея портретов исполнителей. Вслушивайся и услышишь!
Смысловое содержание тем:
Идея четверти: обобщение содержания учебной программы по курсу «Музыка» для начальных классов.
Триединство понятий «композитор», «исполнитель», «слушатель». Композитор – народ и личность, характер и форма сочинения, интонационные особенности, композиторский стиль. Исполнитель – состав исполнителей (солисты, ансамбли, оркестры, хоры), характер исполнения, индивидуальный исполнительский стиль. Особенности слушания музыки. Школьники в роли исполнителей, слушателей, композиторов. Тема «Композитор– Исполнитель– Слушатель» как обобщение содержания музыкального образования школьников начальных классов.
Тематическое планирование
1 класс
№ | Тема урока | Кол-во часов | |
Звуки вокруг нас. (8 ч) | |||
1 | Звуки в доме Маши и Миши. | 1 | |
2 | Рождение песни. | 1 | |
3 | Колыбельная. | 1 | |
4-5 | Поющие часы. | 2 | |
6 | «Кошкины» песни. | 1 | |
7-8 | О чём «поёт» природа? | 2 | |
Музыкальные встречи Маши и Миши. (8 ч) | |||
9-11 | Музыка про разное. | 3 | |
12-14 | Звучащий образ Родины | 3 | |
15-16 | Здравствуй, гостья- зима. | 2 | |
Так и льются сами звуки из души. (10 ч) | |||
17-18 | Зимние забавы | 2 | |
19-20 | Музыкальные картинки | 2 | |
21-22 | Мелодии жизни | 2 | |
23-24 | Весенние напевы | 2 | |
25-26 | «Поговорим» на музыкальном языке | 2 | |
Волшебная сила музыки (7 ч) | |||
27-28 | Композитор – исполнитель - слушатель | 2 | |
29-31 | Музыка в стране «мульти – пульти» | 3 | |
32-33 | Всюду музыка живёт | 2 |
2 класс
№ | Тема урока | Кол-во часов | |
Три кита» в музыке: песня, танец и марш (8 ч) | |||
1 | Главный «кит» – песня. | 1 | |
2 | Мелодия – душа музыки. | 1 | |
3 | Каким бывает танец. | 1 | |
4 | Мы танцоры хоть куда! | 1 | |
5 | Маршируют все. | 1 | |
6 | Где слышится маршевость? | 1 | |
7-8 | «Музыкальные киты» встречаются вместе. | 2 | |
О чем говорит музыка (8 ч) | |||
9 | Маша и Миша узнают, что умеет музыка. | 1 | |
10-11 | Музыкальные портреты. | 2 | |
12 | Подражание голосам. | 1 | |
13-14 | Как музыка изображает движение? | 2 | |
15-16 | Музыкальные пейзажи. | 2 | |
Куда ведут нас «три кита (10 ч) | |||
17 | «Сезам, откройся!».Образность песен, танцев и маршей. | 1 | |
18 | Путешествие по музыкальным странам. | 1 | |
19-20 | Опера. | 2 | |
21-22 | Что такое балет? | 2 | |
23-24 | Страна симфония. | 2 | |
25-26 | Каким бывает концерт? | 2 | |
Что такое музыкальная речь? (8 ч) | |||
27-28 | Маша и Миша изучают музыкальный язык. | 2 | |
29-30 | Занятная музыкальная сказка. | 2 | |
31-32 | Главная песня страны. | 2 | |
33-34 | Обобщение. Музыка как вид искусства | 2 |
3 класс
№ | Тема урока | Кол-во часов | |
Песня, танец, марш перерастают в песенность, танцевальность, маршевость (8 ч) | |||
1 | Открываем для себя новые качества музыки | 1 | |
2 | Мелодичность – значит песенность? | 1 | |
3 | Песенность в вокальной и инструментальной музыке. | 1 | |
4 | Танцевальность бывает не только в танцах | 1 | |
5 | Отражение танцевальности в вокальной и инструментальной музыке. | 1 | |
6 | Где слышится маршевость? | 1 | |
7 | Встречи с песенно-танцевальной и песенно-маршевой музыкой | 1 | |
8 | Обобщение по теме «Песня, танец, марш перерастают в песенность, танцевальность, маршевость» | 1 | |
Интонация (8 ч) | |||
9 | Сравниваем разговорную и музыкальную речь | 1 | |
10 | Сравниваем разговорную и музыкальную речь | 1 | |
11 | Мелодия – интонационно осмысленное музыкальное построение. | 1 | |
12 | Зерно-интонация в музыке | 1 | |
13 | Интонационная выразительность исполнения | 1 | |
14 | Выразительные и изобразительные интонации | 1 | |
15 | Как связаны между собой выразительные и изобразительные интонации? | 1 | |
16 | Обобщение по теме «Интонация – основа музыки» | 1 | |
Развитие музыки (10 ч) | |||
17 | Почему развивается музыка? | 1 | |
18 | Какие средства музыкальной выразительности помогают развиваться музыке? | 1 | |
19 | Средства музыкальной выразительности и их роль в развитии музыки. | 1 | |
20 | Что такое исполнительское развитие музыки? | 1 | |
21 | Исполнительское развитие, характерное для куплетной формы. | 1 | |
22 | Развитие, заложенное в самой музыке | 1 | |
23 | Развитие, заложенное в самой музыке | 1 | |
24 | Что нового мы услышим в сказке «Петя и волк»? | 1 | |
25 | Что нового мы услышим в сказке «Петя и волк»? | 1 | |
26 | Обобщение по теме «Развитие музыки» | 1 | |
Построение (формы) музыки (8 ч) | |||
27 | Организация музыкального произведения. Деление на большие и маленькие части | 1 | |
28 | Почему музыкальные произведения бывают одночастными? | 1 | |
29 | Когда музыкальные произведения имеют две или три части? | 1 | |
30 | Рондо – интересная музыкальная форма | 1 | |
31 | Как строятся вариации? | 1 | |
32 | О важнейших средствах построения музыки | 1 | |
33 | Повтор и контраст как важнейшие средства построения музыки. | 1 | |
34 | Обобщение по теме «Построение музыки» | 1 |
4 класс
№ | Тема урока | Кол-во часов | |
Музыка моего народа (8 ч) | |||
1-2 | Россия – Родина моя. | 2 | |
3 | Народная музыка как энциклопедия жизни. | 1 | |
4 | «Преданья старины глубокой». | 1 | |
5 | Музыка в народном духе. | 1 | |
6-7 | Сказочные образы в музыке моего народа. | 2 | |
8 | Обобщение по теме «Музыка моего народа» | 1 | |
Между музыкой моего народа и музыкой других народов моей страны нет непереходимых границ (8 ч) | |||
9-10 | «От Москвы – до самых до окраин». | 2 | |
11-13 | Песенность, танцевальность и маршевость в музыке разных народов страны. | 3 | |
14-15 | Знакомимся с интонационными портретами музыки народов России. | 2 | |
16 | Обобщение по теме «Музыка народов моей страны» | 1 | |
Между музыкой разных народов мира нет непереходимых границ (10 ч) | |||
17 | Выразительность и изобразительность музыки народов мира. | 2 | |
18 | Своеобразие музыкальных интонаций в мире. | 2 | |
19 | Как музыка помогает дружить народам? | 2 | |
20 | Какие музыкальные инструменты есть у разных народов мира? | 2 | |
21 | Как прекрасен этот мир! | 1 | |
26 | Обобщение по теме «Музыка разных народов мира» | 1 | |
Композитор – исполнитель – слушатель (8 ч) | |||
27-28 | Композитор – творец красоты. | 2 | |
29-30 | Галерея портретов исполнителей. | 2 | |
31-32 | Вслушивайся и услышишь! | 2 | |
33 | Обобщение по теме «Композитор – исполнитель – слушатель» | 1 | |
34 | Итоговый урок «Музыка мира» | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике. 1-4 класс. ПНШ. 2017
Рабочая программа по математике. 1-4 класс. ПНШ (с учетом изменений ФГОС 2017)...
Рабочая программа по технологии. 1-4 класс. ПНШ. 2017
Рабочая программа по технологии. 1-4 класс. ПНШ. 2017 г....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Бисероплетение", 4 класс 2016-2017 учебный год
Данная рабочая программа разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования с учётом программ, включённых в её структуру...
Рабочая программа по музыке для 2 класса на 2016 -2017 учебный год Учитель: Резук Татьяна Ивановна
Программа для 2 класса по музыке по новым вгосам...
Рабочая программа по музыке для 4 класса на 2016 -2017 учебный год Учитель: Резук Татьяна Ивановна
Программа для учителя начальных классов...
Рабочая программа по русскому языку 2 класс 2016-2017 учебный год
Рабочая программа по русскому языку 2 класс УМК Школа России...
Рабочая программа по физической культуре 3 класс 2016-2017 г.
Рабочая программа по физической культуре 3 класс 2016-2017 г....