Рабочая программа «Музыка» коррекционное обучение 8 вид 4 класс
календарно-тематическое планирование по музыке на тему
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 4 КЛАСС
Настоящий курс относится к образовательной области «Искусство». Музыкально – эстетическая деятельность занимает одно из ведущих мест в ходе формирования художественной культуры детей с отклонениями в развитии. Среди различных форм учебно – воспитательной работы музыка является одним из наиболее привлекательных видов деятельности для УО детей. Благодаря развитию технических средств, музыка стала одним из самых распространенных и доступных видов искусства, сопровождающих человека на протяжении всей его жизни.
К особым образовательным потребностям, характерным для умственно отсталых обучающихся, которые должны учитываться при реализации систем условий, относятся:
- обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание образовательных областей, так и в процессе индивидуальной работы;
- наглядно-действенный характер содержания образования и упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;
- специальное обучение «переносу» сформированных знаний умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;
- необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;
- обеспечении особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов умственно отсталых обучающихся;
- использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения.
Целью музыкального воспитания является:
- овладение детьми музыкальной культуры;
- развитие музыкальности учащихся. Под музыкальностью подразумеваются умения и навыки, необходимые для музыкальной деятельности. Это умение слушать музыку, слухоречевое координирование, точность интонирования, умение чувствовать характер музыки и адекватно реагировать на музыкальные переживания, воплощенные в ней, умение различать такие средства музыкальной выразительности, как ритм, темп, динамические оттенки, ладогармонические особенности, исполнительские навыки.
Исходя, из целей музыкального воспитания выделяется комплекс задач:
Образовательные -
Формировать знания о музыке с помощью изучения произведений различных жанров, а также в процессе собственной музыкальной исполнительской деятельности;
Формировать музыкально – эстетический словарь;
Формировать ориентировку в средствах музыкальной выразительности;
Совершенствовать певческие навыки;
Развивать чувство ритма, речевую активность, звуковысотный слух, музыкальную память и способность реагировать на музыку, музыкально– исполнительские навыки.
Воспитывающие -
Помочь самовыражению умственно отсталых школьников через занятия музыкой;
Способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоционального напряжения;
Содействовать приобретению навыков искреннего, глубокого и свободного общения с окружающими, развивать эмоциональную отзывчивость;
Активизировать творческие способности.
Коррекционно – развивающие –
Корригировать отклонения в интеллектуальном развитии;
Корригировать нарушения звукопроизносительной стороны речи.
Очень важно в коррекционной работе использовать специально подобранные музыкальные произведения, которые могли бы, воздействуя на аффективную сферу ребенка, развивать высшие психические функции, к которым относятся мышление, воля, мотивация.
В процессе занятия у учащихся вырабатываются необходимые вокально – хоровые навыки, обеспечивающие правильность и выразительность пения. Дети получают первоначальные сведения о творчестве композиторов, различных музыкальных жанрах, учатся воспринимать музыку.
Программа по музыке и пению включает в себя следующие разделы: «Пение», «Слушание музыки», и «Элементы музыкальной грамоты».
Срок реализации настоящей программы 1 учебный год. Занятия по данной рабочей программе проводятся в форме урока (45 мин).
На курс отведено 34 часа в год 1 час в неделю
Возможно увеличение или уменьшение количества часов, в зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни. На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться, уменьшаться) на незначительное количество часов, так как воспитанники коррекционной школы представляют собой весьма разнородную группу детей по сложности дефекта.
Критерии и нормы оценок.
Оценка по предмету «Музыка и пение» должна учитывать индивидуальный уровень интеллектуального, психического и музыкального развития школьника, интенсивность его формирования музыкально-слуховых представлений, практических умений и навыков, накопление первичных знаний о музыке. Поводом отрицательной оценки действий учащегося не могут служить отсутствие ярко выраженного интереса к музыкальным занятиям и эмоционального отклика на музыку, бедность речевых характеристик исполняемой музыки, нарушение координации между слухом и голосом, слухом и моторно-двигательными проявлениями.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
I четверть
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Вид деятельности | Дата | Приме чание | |||
План | Факт | |||||||
1 | Без труда не проживешь. Муз. А. Агафонникова, сл. В. Викторова и Л. Кондрашенко. | 1 | Музыкальная грамота, пение. | |||||
2 | Наша школьная страна. Муз. Ю. Чичкова, сл. К. Ибряева. | 1 | Музыкальное прослушивание. | |||||
3 | Золотистая пшеница. Муз. Т. Потапенко, сл. Н. Найденовой. | 1 | Музыкальная грамота, пение. | |||||
4 | Осень. Муз. Ц. Кюи, сл. А. Плещеева | 1 | Музыкальная грамота, пение. | |||||
5 | М. Глинка. Марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила». | 1 | Музыкальная грамота, пение. | |||||
6 | Настоящий друг. Муз. Б. Савельева, сл. М. Пляцковского. | 1 | Музыкальная грамота, пение. | |||||
7 | Дважды два – четыре. Муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского. | 1 | Музыкальное прослушивание. | |||||
8 | Чему учат в школе. Муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского. | 1 | Музыкальная грамота, пение. | |||||
9 | Наш край. Муз. Д. Кабалевского, сл. А. Пришельца | 1 | Музыкальная грамота, пение. |
II четверть
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Вид деятельности | Дата | Приме чание | ||
План | Факт | ||||||
1 | Колыбельная медведицы. Из мультфильма «Умка». Муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Яковлева. | 1 | Музыкальная грамота, пение. | ||||
2 | Три белых коня. Муз. Е. Крылатова, сл. Л. Дербенева. | 1 | Музыкальное прослушивание | ||||
3 | Снежный человек. Муз. Ю. Моисеева, сл. В. Степанова. | 1 | Музыкальная грамота, пение. | ||||
4 | Будьте добры. Из мультфильма «Новогоднее приключение». Муз. А. Флярковского, сл. А. Санина. | 1 | Музыкальная грамота, пение. | ||||
5 | Розовый слон. Муз. С. Пожлакова, сл. Г. Горбовского. | 1 | Музыкальная грамота, пение. | ||||
6 | Волшебный цветок. Из мультфильма «Шелковая кисточка». Муз. Ю. Чичкова, сл. М. Пляцковского. | 1 | Музыкальная грамота, пение. | ||||
7 | Волшебный цветок. Из мультфильма «Шелковая кисточка». Муз. Ю. Чичкова, сл. М. Пляцковского. | 1 | Музыкальная грамота, пение. |
III четверть
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Вид деятельности | Дата | Приме чание | |
План | Факт | |||||
1 | Маленький барабанщик. Немецкая народная песня. Обработка А. Давиденко. Русский текст М. Светлова. | 1 | Музыкальная грамота, пение. | |||
2 | Ужасно интересно все то, что неизвестно. Из мультфильма «Тридцать восемь попугаев». Муз. В. Шаинского, сл. Г. Остера. | 1 | Музыкальное прослушивание | |||
3 | В. Гроховский. Русский вальс. Из сюиты «Танцы народов РСФСР». | 1 | Музыкальное прослушивание | |||
4-5 | Не плачь, девчонка! Муз. В. Шаинского, сл. Б. Харитонова. | 2 | 1-Музыкальное прослушивание 2-Музыкальная грамота, пение. | |||
6 | Н. Римский- Корсаков. Песня индийского гостя. Из оперы «Садко». | 1 | Музыкальное прослушивание | |||
7-8 | Пусть всегда будет солнце! Муз. А. Островского, сл. Л. Ошанина. | 2 | 1-Музыкальное прослушивание 2-Музыкальная грамота, пение. | |||
9 | Солнечная капель. Муз. С. Соснина, сл. И. Вахрушевой. | 1 | Музыкальная грамота, пение. | |||
10 | К. Брейбург – В. Леви. Смысл. Отпускаю тебя. Волны покоя. Не уходи, дарящий. Пробуждение. Сам попробуй. Из цикла «Млечный путь». | 1 | Музыкальное прослушивание |
IV четверть
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Вид деятельности | Дата | Приме чание | |
План | Факт | |||||
1 | Ах вы, сени мои, сени. Русская народная песня. | 1 | Музыкальная грамота, пение. | |||
2 | Маленький ковбой. Муз. и сл. В. Малого | 1 | Музыкальная грамота, пение. | |||
3 | Ж. Оффенбах. Канкан. Из оперетты «Парижские радости». Монте. Чардаш. | 1 | Музыкальное прослушивание | |||
4 | Песня о волшебниках. Муз. Г. Гладкова, сл. В. Лугового. | 1 | Музыкальная грамота, пение. | |||
5 | Во кузнице. Русская народная песня. | 1 | Музыкальная грамота, пение. | |||
6 | В. Моцарт. Турецкое рондо. Из сонаты для фортепиано ля минор, к. 331. | 1 | Музыкальное прослушивание | |||
7 | Мир похож на цветной луг. Из мультфильма «Однажды утром». Муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского. | 1 | Музыкальная грамота, пение. | |||
8-9 | Родная песенка. Муз. Ю. Чичкова, сл. П. Синявского. | 2 | Музыкальная грамота, пение. |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Пение
Закрепление певческих навыков и умений на материале, пройденном в предыдущих классах, а также на новом материале.
Работа над кантиленой.
Развитие умения петь без сопровождения инструмента несложные, хорошо знакомые песни.
Дифференцирование звуков по высоте и направлению движения мелодии: звуки высокие, низкие средние: восходящее, нисходящее движение мелодии и на одной высоте.
Развитие умения показа рукой направления мелодии (сверху вниз или снизу вверх).
Развитие умения определять сильную долю на слух.
Развитие умения отчетливого произведения текста в быстром темпе исполняемого произведения.
Формирование элементарных представлений о выразительном значении динамических оттенков (форте – громко, пиано – тихи).
Слушание музыки
Развитие умения различать марши, танцы.
Сказочные сюжеты в музыке. Характерные особенности. Идейное и художественное содержание. Музыкальные средства, с помощью которых создаются образы.
Формирование элементарных представлений о многофункциональности музыки.
Формирование представлений о составе и звучании оркестра народных инструментов. Народные музыкальные инструменты.
Игра на музыкальных инструментах.
Закрепление навыков игры на уже знакомых музыкальных инструментах.
Обучение детей игре на фортепиано.
Элементы музыкальной грамоты
Сводится к минимуму. Это связано с ограниченными возможностями усвоения умственно отсталыми детьми отвлеченных понятий, таких, как изображение музыкального материала на письме и др., опирающихся на абстрактно – логическое мышление.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
I уровень | II уровень | III уровень | IV уровень |
Учащиеся должны знать: современные детские песни для самостоятельного исполнения; значение динамических оттенков (форте - громко, пuаItо- тихо); народные музыкальные инструменты и их звучание (домpa, мандолина, баян, гусли, свирель, гармонь, трещотка, деревянные ложки, бас-балалайка); особенности мелодического голосоведения (плавно, отрывисто, скачкообразно); особенности музыкального языка современной детской песни, ее идейное и художественное содержание Учащиеся должны уметь: петь хором, выполняя требования художественного исполнения; ясно и четко произносить слова в песнях подвижного характера; исполнять хорошо выученные песни без сопровождения, самостоятельно; различать разнообразные по характеру и звучанию марши, танцы. Обучающийся выполняет задание после первичной инструкции учителя без помощи и без ошибок или с одной незначительной ошибкой, которую сам исправляет. В помощи не нуждается. | Учащиеся должны знать: современные детские песни для самостоятельного исполнения; значение динамических оттенков (форте - громко, пuаItо- тихо); народные музыкальные инструменты и их звучание (домpa, мандолина, баян, гусли, свирель, гармонь, трещотка, деревянные ложки, бас-балалайка); особенности мелодического голосоведения (плавно, отрывисто, скачкообразно); особенности музыкального языка современной детской песни, ее идейное и художественное содержание Учащиеся должны уметь: петь хором, выполняя требования художественного исполнения; ясно и четко произносить слова в песнях подвижного характера; исполнять хорошо выученные песни без сопровождения, самостоятельно; различать разнообразные по характеру и звучанию марши, танцы. Обучающийся выполняет задание после первичной и дополнительной фронтальной инструкции с 1 - 2 незначительными ошибками. Хорошо использует незначительную помощь. | Учащиеся должны знать: современные детские песни для самостоятельного исполнения; значение динамических оттенков (форте - громко, пuаItо- тихо); народные музыкальные инструменты и их звучание (домpa, мандолина, баян, гусли, свирель, гармонь, трещотка, деревянные ложки, бас-балалайка); особенности мелодического голосоведения (плавно, отрывисто, скачкообразно); особенности музыкального языка современной детской песни, ее идейное и художественное содержание Учащиеся должны уметь: петь хором, выполняя требования художественного исполнения; ясно и четко произносить слова в песнях подвижного характера; исполнять хорошо выученные песни без сопровождения, самостоятельно; различать разнообразные по характеру и звучанию марши, танцы. Обучающийся выполняет задание после первичной и дополнительных фронтальной, групповой инструкций с 2 – 3 ошибками. Нуждается в помощи. Помощь использует, но с ошибками. | Учащиеся должны знать: современные детские песни для самостоятельного исполнения; значение динамических оттенков (форте - громко, пuаItо- тихо); народные музыкальные инструменты и их звучание (домpa, мандолина, баян, гусли, свирель, гармонь, трещотка, деревянные ложки, бас-балалайка); особенности мелодического голосоведения (плавно, отрывисто, скачкообразно); особенности музыкального языка современной детской песни, ее идейное и художественное содержание Учащиеся должны уметь: петь хором, выполняя требования художественного исполнения; ясно и четко произносить слова в песнях подвижного характера; исполнять хорошо выученные песни без сопровождения, самостоятельно; различать разнообразные по характеру и звучанию марши, танцы. Обучающийся выполняет задание с большим количеством ошибок или не выполняет после первичной, фронтальной, групповой, индивидуальной инструкций. Не может без помощи выполнить задание или не воспринимает помощь. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа специального (коррекционного) обучения VIII вид "Чтение и развитие речи" 2 класс
Рабочая программа составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. В.В. Воронковой к учебнику Ильиной С.Ю....
Рабочая программа по трудовому обучению 3 класс коррекционной школы 8 вида
Рабочая программа по трудовому обучению разработана на основе авторской учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1 – ...
Рабочая программа по коррекционному обучению (VIII вид) по трудовому обучению 2 класс
Предлагаю вашему вниманию Рабочую программу по коррекционному обучению (VIII вид) по трудовому обучению 2 класс...
Рабочая программа «Музыка» коррекционное обучение 8 вид 2 класс
Рабочая программа...
Рабочая программа «Музыка» коррекционное обучение 8 вид 3 класс
Рабочая программа...
Рабочая программа по трудовому обучению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по трудовому обучению 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Рабочая программа по трудовому обучению (3 класс) на тему: "Рабочая программа по трудовому обучению 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...