Игровые технологии на уроках музыки
методическая разработка по музыке на тему
В условиях музыкального обучения использование игр, игровых методов и приемов создает благоприятные условия для развития самых разнообразных способностей и качеств воспитанников: воображение, эмоциональность, гибкость мышления, ассоциативное мышление, память, аналитические способности, способность к творчеству и самостоятельному развитию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovye_tehnologii.docx | 24.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Игровые технологии на уроке музыки
Игра - универсальное педагогическое средство, обладающее широким функциональным полем воздействия на разностороннее развитие личности воспитанника. В условиях музыкального обучения использование игр, игровых методов и приемов создает благоприятные условия для развития самых разнообразных способностей и качеств воспитанников: воображение, эмоциональность, гибкость мышления, ассоциативное мышление, память, аналитические способности, способность к творчеству и самостоятельному развитию.
В основе музыкальной деятельности использую на занятиях игровые дыхательные упражнения А. Н. Стрельниковой и фонопедические упражнения В. В. Емельянова. Эти упражнения выполняются в начале каждого занятия, с целью формирования у воспитанников работоспособности, «включения в занятие», сосредоточенности, мотивации и что особенно важно – подготовки артикуляционного аппарата к вокально- хоровой работе. Несмотря на то, что упражнениям отводится на занятии минимум времени, они не просто учат дышать правильно, глубоко при помощи диафрагмы, «певчески», но и укрепляют здоровье учащихся. В систему упражнений положен принцип «вдоха» и «выдоха». Упражнения видоизменяются по мере взросления воспитанников.
Младшим воспитанникам предлагаются «специальные упражнения, игры, стихотворения для занятий», например, для развития артикуляционного аппарата: «Лопаточка», «Стрелочка», «Трубочка», «Грибок» и т. д., динамические упражнения для языка: «Часики», «Змейка», «Качели», «Гармошка» и др., упражнения для губ: «Заборчик», «Хоботок», «Рупор».
Более старшим воспитанникам, предлагаю в комплекс дыхательных упражнений включить:
- движения рук («обнимаем себя»);
- ног (« шаги»);
- наклоны туловища («насос»), т. е. добавляется и координация движений. Если воспитанники 1 года обучения делают упражнения со мной, то ребята следующих годов обучения могут выполнять самостоятельно, а я их только контролирую.
Наиболее часто использую следующие игровые упражнения на укрепление дыхательных мышц.
- «Волна» (имитировать шум волны)
Вдох. Выдох – со звуком «Ш» (тихая волна, сильная, шторм, прибой)
- «Стены, потолок». Вам надо раздвинуть воображаемые стены и поднять воображаемый потолок. «С» - Вдох – руки к плечам. Выдох – «поднять потолок» со звуком «С».
«К» - Вдох. Выдох – «надавить на пол».
- «Проколотый шар». Сделайте быстрый вдох, а руками зажмите воображаемый шарик. Вы начинаете давить на него, а он издаёт звук «с-с-с», начинает сдуваться, при этом сопротивляясь. Выдох плавный, энергичный, не ослабляющийся к концу.
Дыхательные упражнения с голосом («Комар», «Дровосек»,) игровые упражнения на расширение диапазона голоса («Звукоподражатель», «Самолёт» и др.).
Игры на дыхание и расширение диапазона.
- «Звукоподражатель».
Имитация голосом различных звуков природы и жизни. Каждый ребёнок должен придумать, вспомнить и с имитировать какой-либо звук. Остальные должны его угадать.
Например: свист ветра «с-с-с», шум трактора «тр-тр-тр», вой волка «у-у-у», звук комара «з-з-з», шум леса «ш-ш-ш», гудок паровоза «ту-у-у», кошка сердится «ф-ф-ф», пчела «вззз» и т.д.
- «Самолёт».
(на одном звуке) Белокрылый мощный «Ту»
Набирает высоту.
(выше) Он летит всё выше, выше
Превратились в точки крыши
(ещё выше) Вот уже он выше туч…
А теперь меж облаками
Вдруг ударил солнца луч!
Голубой простор над нами.
Выше, выше мчится «Ту»
Покоряя высоту…
Непременно нужно контролировать и проверять каждого воспитанника насколько он понимает, как правильно брать дыхание, обязательно показывать на себе. При ежедневных тренировках организм ребёнка приспосабливается и уже не задумывается как правильно дышать.
Эти упражнения очень полезны, как для формирования привычки правильного дыхания, так и для разогревания голосового аппарата.
Артикуляционная гимнастика.
Специальные упражнения должны способствовать самосовершенствованию дикции. Работа над дикцией строится поэтапно:
- Отрабатывание звука в словах.
- Отрабатывание слова во фразе.
Эти упражнения так же провожу в игровой форме:
Зарядка для губ
- «Расчёска».
Нижние зубы задевают за верхнюю губу, почёсывая её, а потом верхние зубы почёсывают нижнюю губу.
- «Тюрючок» или «Пучок»
-На счет «раз» сомкнутые губы собираются в «пучок» или «тюрючок»; на счет «два» растягиваются в улыбке.
-Губы собрать в пучок и двигать ими вверх и вниз, затем вправо и влево.
3. «Художники». Вытягиваем губы трубочкой вперёд, рисуем губами круг, квадрат.
Игры и упражнения на развитие чёткости и ясности речи.
1.«Палочки»
Для упражнения понадобятся палочки или карандаши. Один конец карандаша берут зубами, другой должен быть свободным. Карандаш должен быть расположен параллельно полу ( не опускаться ниже и не подниматься). В таком положении, взяв дыхание, произносятся слова:
Таки – туки Даги - дуги
Наки – нуки Маки – муки Лаки – луки
2.«Собачьи радости»
Передать по кругу фразу, чётко и быстро произнося её содержание: «Что в тарелке?» - «Суп, суп, суп». «А кому?»- «Псу, псу, псу»…
Игры со скороговорками
- «Пойми меня»
Один из участников встаёт перед всеми и беззвучно произносит скороговорку. Тот, кто первым понял её, должен быстро произнести. Тот, кто правильно выполнил задание, становится на его место. Ребята могут использовать свои скороговорки или записанные на карточке.
- «Ручной мяч».
Педагог, подбросив мяч, называет имя ребёнка. Тот должен поймать мяч и произнести скороговорку.
- «Соревнование телефонистов».
Дети делятся на две или три команды. Стоящим впереди педагог даёт карточки со скороговоркой. По команде учителя дети шёпотом пересказывают скороговорку на ухо друг другу, а последний называет её вслух. Задача: передать как можно быстрее и при этом не исказить текст.
1.Не живут ужи, где живут ежи.
2.Лежит ёжик у ёлки, а у ежа иголки.
3. В живом уголке жили ужи, да ежи
Перед тем, как педагог начнёт работать над песнями, детей необходимо распеть. Распевки «разогревают» певческий аппарат, на них легче формировать певческие навыки и интонационный звуковысотный слух. Распевки не должны быть скучными и длинными. Чаще всего это небольшие песенки и попевки с мелодической линией: «Пылесос», «Сирена», «Машина гудит» и т. д.
Распевка на стихи или слова из песни: «В некотором царстве, в некотором государстве, жил был царь».«Уронили мишку на пол, оторвали мишке лапу» и т.д.
Распевка со скороговоркой: «Около кола, бьют колокола».
На занятиях по музыкальному развитию так же применяю игровые технологии, например, на занятии «Музыкальные портреты» (дети одевают волшебные очки и отправляются в сказочную кладовую за новыми знаниями); на занятии «Путешествие в музыкальную страну Домисольку» ребята путешествуют на сказочном поезде по волшебному королевству и пытаются победить проделки злого Клястера-бомбастера, и при этом на протяжении всех занятий дети, небольшими фрагментами слушают музыку, представляя сказочные музыкальные образы, загадочных персонажей, пытаются догадаться, что рисует им музыка, отгадывают музыкальные загадки. Воспитанники пробуют свои силы в исполнительской деятельности. Например, на занятии «Музыкальные инструменты» они отгадывают музыкальные ребусы и создают свой оркестр, подыгрывая в такт музыке. В разделе «Театр оперы и балета» на занятии по теме «Балет» воспитанники попадают в новогоднюю сказку «Щелкунчик», а в разделе «Опера» дети в игровой форме знакомятся с историей возникновения жанра, строением и разновидностями оперных спектаклей, основными оперными формами, сами участвуют в оперных постановках («Волк и семеро козлят»). Главная задача- научить детей слушать и понимать музыку, получать от прослушивания высокое эстетическое наслаждение.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать следующие выводы:
1. Игра является педагогическим средством, адекватным современным условием организации учебной деятельности слушателя на занятиях по музыке. Это обусловлено современным взглядом на деятельность слушателя как активный творческий и познавательный процесс, важностью игрового аспекта для целостного и адекватного восприятия музыки, а также способностью посредством игровой деятельности воплощать различные инновационные подходы музыкальной педагогики (развивающее обучение, педагогика сотрудничества, интегрированный подход).
2. Благодаря внедрению в процесс обучения игр, игровых методов и приемов, улучшаются слушательские возможности воспитанников. Таким образом, игровая деятельность является эффективным средством развития музыкального восприятия детей и в рамках целенаправленного педагогического процесса способствует пониманию музыкального произведения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровые технологии на уроках музыки
Игровые технологии на уроках музыки. Цель- показать разнообразие игровых технологий на уроках музыки, их значение для развития творческой личности учащихся....
Игровые технологии на уроках музыки в 1 классе
Дети отправляются в музыкальную страну где правит добрая фея Гармония .Обучающиеся знакомятся с такими понятиями как -песня .танец,марш,композитор.исполнитель .слушатель,музыкальны ключ,дирижёр...
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ МУЗЫКИ
Ребенок, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, становится другим, чем ребенок, подражающий актам других.Б.Асафьев...
Из опыта учителя музыки. Использование инновационных игровых технологий на уроках в начальной школе
Использование инновационных игровых технологий на уроках в начальной школе...
Применение игровых технологий на уроках музыки
Федеральный государственный образовательный стандарт выдвигает следующие требования к результатам освоения программы «Музыка»: развитие образного и ассоциативного мышления, фантазии и твор...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ "Пластическое интонирование и восприятие музыки, музыкально-ритмический и игровой элемент на уроках музыки в начальной школе"
Пластическое интонирование часто используется как средство художественно-невербальной коммуникации на уроках музыки в младших классах православной гимназииТермин «пластическое интонировани...
Игровые технологии на уроке музыки, 1 класс
Музыкальный материал:"Марш" Л.Бетховена – вход."Первый класс" Д. Кабалевского – исполнение."Петь приятно и удобно" (попевка) – исполнение."Го...